Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
________________________
«_____»__________ 20___ г.
Протокол №____ от_________20___г.
Ученого совета факультета _______________
Б2.В.03 (П)
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКИ
| Код практик
|
|
Направление подготовки:
| 44.03.05 «Педагогическое образование»
| Профиль подготовки:
| «Начальное образование и Информатика»
| Квалификация (степень)
| Бакалавр
|
План учебного процесса
Код
| Наименование практики
| Вид практики (У,П)
|
Способ
и форма проведения
| Количество недель
| Трудоемкость, З.Е/
Часы
| Очное
обучение
|
Кафедра
| Номер
семестра
| З.Е./
Часы
| Б2.В.03 (П)
| Производственная практика (педагогическая)
| П
|
Стационарная в организациях
| 6
|
9 ЗЕ/
324 ч.
| 7-8
| 9/324
|
Естественно-математического образования в начальной школе
| Рабочая программа учебной практики составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и учебным планом по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование»,
профили «Начальное образование и Информатика»
|
|
ПРАКТИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ)
Составители: Занина К.А., ассистент кафедры естественно-математического образования в начальной школе,
Иванова Е.В., канд. психол. наук, доцент кафедры естественно-математического образования в начальной школе.
Рабочая программа принята на заседании кафедры:
| Естественно-математического образования
в начальной школе
|
| наименование кафедры
|
Протокол заседания кафедры №____ от _________20___ г. Заведующий кафедрой:
| Худякова М.А.
|
| Ф.И.О. заведующего, подпись
| СОГЛАСОВАНИЕ: Начальник Учебно-методического управления ___________________/_____________________ Начальник отдела практики, трудоустройства
и профессионального сопровождения УМУ___________________/_____________________ Руководитель профильной организации ___________________/_____________________
Срок действия программы: 2017-2018 г.
Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о практике
Общие сведения
| Форма обучения
| очная
| 1
| 2
| Вид практики
| Производственная
| Название практики
| Педагогическая
| Место проведения практики
| Образовательные организации г. Перми и Пермского края
| Курс
| 4
| Семестр
| 7-8
| Способ проведения
| Стационарная
| Форма (формы) проведения
| Непрерывная
| Объем практики в зачетных единицах
| 9 ЗЕ
| Продолжительность в неделях (часах)
| 6 недель: I этап - 11/3 недели в 7 семестре,
II этап - 42/3 недели в 8 семестре
| Календарный срок
| I этап - 01.09 – 09.09; II этап – 26.02 – 29.03.
|
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимся в ходе прохождения практики:
Педагогическая (участие в организации работы с детьми первых классов; выявление уровня подготовленности детей к обучению в школе; посещение уроков учителей; подготовка и проведение 15 зачетных уроков по предметам начального общего образования; взаимопосещение уроков обучающимися и их анализ; выполнение заданий по специальным дисциплинам: основам работы учителя со школьной документацией; методике преподавания русского языка; наблюдение за воспитательной работой учителя, изучение его опыта; посещение внеурочных занятий и выполнение их анализа; посещение одного родительского собрания, его характеристика с целью выявления специфики работы учителя с родителями обучающихся и возможностей привлечения их к сотрудничеству с ОО; подготовка и проведение: внеклассного занятия по предмету (математика); праздника, конкурса и т.д. (одно мероприятие по выбору).
Научно-исследовательская работа:
Выполнение заданий по возрастной анатомии и физиологии; психологии; методике преподавания математики; методике преподавания русского языка и литературного чтения; системе оценки учебных достижений; курсовому исследованию. 1.3. Место практики в структуре ООП
Производственная (педагогическая) практика относится к вариативной части основной профессиональной образовательной программы высшего образования. В системе подготовки педагогических кадров практика является важным и необходимым звеном. Ей предшествует изучение базовых дисциплин общепрофессионального модуля: «Общая психология», «Социальная психология», «Введение в педагогическую деятельность», «Возрастная анатомия и физиология», «Возрастная психология», «Теории и технологии воспитания и обучения», «Профессиональная этика», «Педагогическая психология», а также дисциплин модуля «Педагогическая деятельность. Профиль 1»: «Педагогика. История педагогики», «Русский язык», «Математика», «Теория литературы и практика читательской деятельности», «Педагогика начального образования», «Методика преподавания математики», «Теоретические основы и технологии начального языкового образования», «Теоретические основы и технологии начального литературного образования», «Методика преподавания интегративного курса "Окружающий мир"» и дисциплин модуля «Исследовательская деятельность»: «Методология и методика педагогических исследований». 1.4. Цель и задачи практики
Цель производственной (педагогической) практики – развитие практических умений в области педагогической деятельности, подготовка к решению профессиональных задач, а также формирование компетенций:
ПК-2 способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
ПК-3 способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
ПК-4 способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечение качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
ПК-7 способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности;
СК-7 умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс.
Задачи практики:
1. Ознакомиться со спецификой работы образовательной организации.
2. Развивать умение наблюдать за образовательным процессом в начальной школе.
3. Изучить школьную документацию (личные дела обучающихся, школьные журналы и дневники обучающихся).
4. Ознакомиться с особенностями работы учителя с классным коллективом.
5. Овладеть умениями проведения уроков и руководства учебной деятельностью младших школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
6. Изучить физиологические и психологические особенности развития младших школьников.
7. Формирование умений проектировать и проводить уроки с использованием различных технологий обучения и воспитания.
8. Подготовить и провести внеклассное мероприятие.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики
№
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОП)
| Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом
| Планируемые результаты
(конкретизированные цели)
| Знать
| Уметь
| Владеть
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1.
| ПК-2
способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики;
| Трудовая функция. Общепедагогическая функция (обучение)
8. Осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, методы физического, познавательного и личностного развития обучающихся и детей раннего и/или дошкольного возраста, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде, достижениях в возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения.
Трудовая функция. Развивающая деятельность
6. Владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для адресной работы с различными контингентами обучающихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
| характеристики современных методов и подходов к обучению школьников (системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, дифференцирован-ный) на разных этапах обучения;
основные положения организации современного урока;
различные средства и методы активизации учебной деятельности учащихся;
методы оценивания качества образовательного и воспитательного процессов.
| применять общепедагогические и методические знания в организации учебной и воспитательной деятельности учащихся;
использовать современные различные методы и технологии при разработке и конструировании соответствующих учебных материалов, в том числе с помощью информационных технологий;
раскрывать особенности организации учебной деятельности учащихся на уроках с точки зрения различных подходов к учебно-познавательному и воспитательному процессу;
применять современные методы и технологии обучения в решении учебных и профессиональных задач.
| методами организации активной учебно-познавательной и воспитательной деятельности школьников на разных этапах обучения;
способами оценки качества результатов образования (предметные знания, умения, навыки, общеучебные и специальные учебные умения, показатели личностного развития).
| 2.
| ПК-3
способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
| Трудовая функция. Воспитательная деятельность.
1. Владеть современными, в том числе интерактивными, формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроках, так и во внеурочной деятельности (организация экскурсий, походов и экспедиций)
3. Эффективно управлять классом, вовлекая обучающихся в процесс воспитания, мотивируя их учебно-познавательную, коммуникативную, социальную и т.п. деятельность; ставить воспитательные цели и осуществлять воспитательную деятельность, способствующую развитию личности обучающихся, независимо от их происхождения, способностей, характера
8. Уметь находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися
9. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка
| определение понятий «духовно-нравственное развитие и воспитание», «цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы духовно-нравственного воспитания»;
опыт учителей России по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.
| применять на уроках и во внеучебной работе знания по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
| современной методикой духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.
| 3.
| ПК-4
способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечение качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
| Трудовая функция. Общепедагогическая функция (обучение)
7. Формировать у обучающихся мотивацию к обучению, универсальные учебные действия; навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и т.п.
Трудовая функция. Развивающая деятельность
4. Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик ребенка и динамики развития, составлять психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
5. Разрабатывать и осуществлять совместно с родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы обучающихся с учетом их личностных и возрастных особенностей
Трудовая функция. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика, развивать умение учиться (универсальные учебные действия), обеспечивать достижение метапредметных образовательных результатов
| структурные компоненты образовательной среды;
-составляющие информационного компонента образовательной среды;
особенности взаимодействия различных субъектов образовательной среды для характеристики социального компонента;
элементы технологического компонента образовательной среды
| осуществлять анализ образовательной среды школы на выявление ее возможностей для эффективной организации учебно-воспитательного процесса;
выявлять и оценивать качество образовательных ресурсов по конкретному предмету, в том числе цифровых, на его соответствие образовательным стандартам, с целью обеспечения эффективности организации образовательного процесса;
выбирать и адаптировать учебные материалы для эффективной организации учебно-познавательного процесса в разных возрастных группах учащихся с учетом условий образовательной среды;
осуществлять выбор цели, содержание, формы организации, стиля преподавания, характера контроля в соответствии с особенностями образовательной среды учреждения;
организовывать учебную и учебно-профессиональную деятельность обучающихся с использованием возможностей образовательной среды;
использовать институциональные структуры (социальной, психологической, методической служб) образовательной среды для повышения эффективности обучения и воспитания школьников на определенной ступени обучения
| методами и приемами отбора и использования образовательных ресурсов для повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях образовательной среды школы;
способами организации индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности обучающихся по конкретному предмету в соответствии с особенностями образовательной среды;
приемами поддержки высокой активности каждого обучающегося на занятии;
приемами учета психологических и интеллектуальных возможностей учащихся для восприятия, понимания и освоения информации
| 4.
| ПК-7
способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности;
| Трудовая функция. Воспитательная деятельность.
6. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления
4. Формировать познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, гражданскую позицию, способность к труду и навыки поведения в условиях поликультурной среды, культуру здорового и безопасного образа жизни, толерантность обучающихся и т.п.
| – социально-психологические основы педагогического общения;
– возрастные особенности общения;
– способы межличностного взаимодействия;
инновационные технологии общения
| – организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений;
– определять цели взаимодействия;
– выбирать рациональный способ организации сотрудничества;
– учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся
| – способами организации сотрудничества обучающихся и воспитанников
| 5.
| СК-7
умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс
| Трудовая функция. Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования Трудовая функция. Модуль «Предметное обучение. Информатика»
| – о базовых принципах представления и хранения информации в компьютере;
– о принципах работы и основных алгоритмах программ обработки информации и контрольно-диагностических программ;
– об инструментальных средствах компьютерных информационных технологий;
– о способах обработки различных типов информации на компьютере с использованием необходимых средств;
– о способах использования компьютерных технологий обработки информации в образовательном процессе.
| – решать задачи обработки данных с помощью современных инструментальных средств;
– грамотно и на высоком профессиональном уровне излагать об основах функционирования вычислительной техники;
– хорошо ориентироваться в быстроменяющемся мире компьютерной техники и информационных технологий и, соответственно, быстро адаптировать учебный материал к требованиям времени;
| – навыками создания интерактивных контрольно-измерительных материалов и цифровых образовательных ресурсов с использованием компьютерных технологий обработки информации.
| |