Содержание
1.Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 4
1.1.Пояснительная записка 4
1.1.2.Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования 6
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 8
1.2.1. Общие положения 8
1.2.2. Структура планируемых результатов 9
1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы: 11
1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП 12
1.2.5. Предметные результаты 18
1.2.5.1. Русский язык 18
1.2.5.2. Литература 27
1.2.5.3. Татарский язык и литература 29
Татарский язык: татарская группа 29
1.2.5.4. Иностранный язык (английский язык) 35
1.2.5.5. История России. Всеобщая история 40
1.2.5.6. Обществознание 43
1.2.5.7. География 48
1.2.5.8. Математика 52
Выпускник научится в 5-6 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) 52
распознавать логически некорректные высказывания. 52
Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, 52
читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы. 52
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; 53
вычислять площади прямоугольников. 53
Выпускник получит возможность научиться в 5-6 классах (для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне) 53
Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне 57
1.2.5.9. Информатика 64
1.2.5.10. Физика 69
1.2.5.11. Биология 75
1.2.5.12. Химия 79
1.2.5.13. Изобразительное искусство 82
1.2.5.14. Музыка 89
1.2.5.15. Технология 92
1.2.5.16. Физическая культура 94
Способы двигательной (физкультурной) деятельности 94
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). 94
Оценка эффективности занятий физической культурой. 94
Самонаблюдение и самоконтроль. 94
Способы двигательной (физкультурной деятельности) 94
Способы двигательной (физкультурной) деятельности 97
Ученик научится: 97
Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической культурой, готовиться к занятиям физической культурой. 97
Способы двигательной (физкультурной) деятельности 99
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. 99
Способы двигательной (физкультурной) деятельности 100
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. 100
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. 102
1.2.5.17. Основы безопасности жизнедеятельности 103
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 108
1.Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования 116
2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности 116
В рамках направления «Обращение с устройствами ИКТ» в качестве основных планируемых результатов возможен следующий список того, что обучающийся сможет: 129
В рамках направления «Фиксация и обработка изображений и звуков» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 129
В рамках направления «Поиск и организация хранения информации» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 129
В рамках направления «Создание письменных сообщений» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 129
В рамках направления «Создание графических объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 130
В рамках направления «Создание музыкальных и звуковых объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 130
В рамках направления «Восприятие, использование и создание гипертекстовых и мультимедийных информационных объектов» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 130
В рамках направления «Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 130
В рамках направления «Моделирование, проектирование и управление» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 130
В рамках направления «Коммуникация и социальное взаимодействие» в качестве основных планируемых результатов возможен, но не ограничивается следующим, список того, что обучающийся сможет: 131
Приоритетные направления деятельности администрации. 132
Приоритетные направления деятельности учителя. 133
Приоритетные направления деятельности ученика. 133
Приоритетные направления деятельности родителя. 133
Средства ИКТ, используемые в ходе формирования и применения ИКТ- компетентности. 133
Критерии эффективности программы. 134
Прогнозируемые результаты 135
Глоссарий 141
2.2. Программы учебных предметов, курсов 148
2.2.1 Общие положения 148
2.2.2. Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования 148
2.2.2.1. Русский язык 148
Речь. Речевая деятельность 150
Культура речи 151
Общие сведения о языке 151
Фонетика, орфоэпия и графика 152
Морфемика и словообразование 152
Лексикология и фразеология 152
Морфология 153
Синтаксис 153
Правописание: орфография и пунктуация 154
2.2.2.2. Литература 154
А.К. Толстой Роман «Князь Серебряный», стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. Тема любви в лирике Толстого. Глубина и непосредственность чувств лирического героя. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого 173
Рассказ «Красный цветок» Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка. 174
М.Зощенко. «История болезни». Сатира и юмор в рассказах Зощенко. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру. Человек и история. Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко. 174
Николай Заболоцкий. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. 175
Литература эпохи Античности 176
Данте Алигьери. Слово о поэте. 176
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). 176
«Слово о полку Игореве» 176
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). 177
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 177
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор). 177
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. 177
Иоганн Вольфганг Гёте. Жизнь и творчество (обзор). 177
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, мотивы дороги и смерти. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. 178
Александр Сергеевич Грибоедов. 178
Джордж Гордон Байрон 178
Александр Сергеевич Пушкин. 178
Михаил Юрьевич Лермонтов 179
К.Н. Батюшков.Слово о поэте. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» .Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова. 179
А.В. Кольцов. Слово о поэте. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес». Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова. 179
Е.А. Баратынский 179
А.А. Фет 179
Николай Васильевич Гоголь 180
Антон Павлович Чехов 180
Александр Александрович Блок 181
Сергей Александрович Есенин 181
Анна Андреевна Ахматова 181
Михаил Александрович Шолохов 182
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). 182
Александр Исаевич Солженицын 182
2.2.2.3. Татарский язык и литература 182
2.2.2.4. Иностранный язык (английский) 196
2.2.2.5. История России. Всеобщая история 219
2.2.2.6. Обществознание 236
2.2.2.7. География 244
2.2.2.8. Математика 253
Элементы теории множеств и математической логики 253
Содержание курса математики в 5–6 классах 254
Содержание курса математики в 7–9 классах 257
Алгебра 257
Геометрия 259
2.2.2.9. Информатика 261
2.2.2.10. Физика 267
2.2.2.11. Биология 272
2.2.2.12. Химия 285
2.2.2.13. Изобразительное искусство 288
2.2.2.14. Музыка 292
2.2.2.15. Технология 298
2.2.2.16. Физическая культура 315
2.2.2.17. Основы безопасности жизнедеятельности 317
2.3.Программа воспитания и социализации обучающихся 320
Пояснительная записка 320
Содержание воспитания и социализации обучающихся, виды деятельности и формы занятий с обучающимися 327
2.3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 345
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования «усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (ФГОС ООО: Раздел IV. Требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, п. 24). 347
1.3.2.Направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся 347
2.3.3. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися (по направлениям духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся) 349
2.3.4. Формы индивидуальной и групповой организации 351
профессиональной ориентации обучающихся 351
1.3.5.Этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательной организации, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, в том числе с организациями дополнительного образования 352
2.3.6. Основные формы организации педагогической поддержки 354
социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания 354
2.3.7. Модели организации работы по формированию экологически 356
целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 356
2.3.8. Описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в области непрерывного экологического 357
здоровьесберегающего образования обучающихся 357
2.3.9. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 362
2.3.10. Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 364
2.3.11. Методика и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 367
2.3.12. Планируемые результаты духовно-нравственного развития,воспитания и социализации обучающихся, формирования 368
экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа 368
жизни обучающихся 368
2.4. Программа коррекционной работы 371
2.4.1. Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования 371
2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования 373
2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования 375
2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности 383
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы 385
3.1.1. Календарный учебный график 388
Дата 389
Каникулы 390
Урок 390
Урок 390
3.1.2.План внеурочной деятельности 390
3.2.Система условий реализации основной образовательной программы 400
3.2.1.Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования 400
3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 406
3.2.3. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы основного общего образования 408
1.2.4.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы 412
1.2.5.Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 414
1.2.6.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий 416
1.2.7.Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий 417