Утверждена
распоряжением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от __________ 2015 №_____ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 – 2019 ГОДЫ
2015 год
ВВЕДЕНИЕ Для развития кластерных инициатив субъектов малого и среднего бизнеса (далее – МСБ), в том числе на территории Камского инновационного терри-ториально-производственного кластера (далее – КИТПК), вовлечения их в реа-лизацию кластерной политики Республики Татарстан создан Камский центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Камский ЦКР).
Создание Камского ЦКР происходит по инициативе и при поддержке Министерства экономики Республики Татарстан, некоммерческого партнерства «Камский инновационный территориально-производственный кластер», субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) региона. Камский ЦКР создан в целях обеспечения условий для эффективного взаимодействия субъектов предпринимательства, научных и образовательных, некоммерческих и общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления при реализации кластерных инициатив Республики Татарстан, в том числе в КИТПК.
Миссия ЦКР: создание новых источников экономического роста за счет развития малых и средних производств на основе кластерного подхода.
В интересах СМСП Камский ЦКР взаимодействует с бизнесом, научными и образовательными учреждениями, федеральными, республиканскими и муниципальными органами государственной власти, институтами развития. Основные задачи Камского ЦКР:
анализ потенциала создания и развития кластеров в Республике Татарстан, в том числе на территории КИТПК, вовлечение в процессы кластеризации СМСП, организация системы мониторинга развития кластеров;
формирование и сопровождение совместных кластерных проектов СМСП;
содействие в установлении и поддержании сетевого взаимодействия СМСП – участников кластерных групп;
предоставление консультационных услуг в интересах СМСП;
оказание содействия СМСП при получении государственной поддержки;
содействие в выводе на рынок новых инновационных продуктов (услуг) СМСП;
обеспечение участия СМСП в ключевых отраслевых мероприятиях на крупных российских и международных выставочных площадках;
организация вебинаров, «круглых столов», конференций, семинаров в сфере интересов СМСП – участников кластеров;
формирование и развитие механизмов методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;
развитие инструментов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;
развитие инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных и внебюджетных источников.
1.УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА Стратегические цели и задачи кластеризации предопределяются концепцией устойчивого развития и необходимостью комплексного решения социально-экономических, производственных и экологических проблем Республики Татарстан.
Предпосылки создания машиностроительного кластера (далее – МК):
чрезвычайно выгодное и перспективное географическое местоположение на глобальной карте (на пересечении транспортных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», а также в месте слияния рек Камы и Волги);
высокая концентрация разнообразных машиностроительных экспортно-ориентированных предприятий МСБ Республики Татарстан, в том числе на территории Камского экономического района;
развитая транспортная инфраструктура;
наличие крепких экономических и политических связей с соседними регионами;
развитая промышленная инфраструктура;
наличие якорных предприятий-производителей;
развитая инфраструктура поддержки предпринимательства.
Задачи кластера:
решение задачи инновационного развития;
обеспечение диверсификации экономики действующих предприятий;
разработка и решение вопросов по реализации совместных (кластерных и межкластерных) проектов в области сокращения издержек, повышения конкурентоспособности, логистики, обеспечения кадрами, повышения квалификации сотрудников, повышения информационно-коммуникационных технологий предприятий-участников кластеров;
создание условий для освоения новых рынков сбыта продукции.
Цели кластера:
повышение конкурентоспособности предприятий МСБ сферы машино-строения Республики Татарстан;
привлечение инвестиций для развития предприятий – участников кластера;
обеспечение эффективной государственной поддержки экономического и инновационного развития;
повышение качества жизни в регионе.
Результатами развития кластера станут:
создание конкурентоспособных технологий, продуктов и решений, имеющих стратегическое значение для отрасли;
рост производительности и инновационной активности предприятий, входящих в кластер, и отрасли, в которой он функционирует;
повышение развития предприятий МСБ в отрасли (увеличение оборота, вклад в валовой региональный продукт и пр.);
повышение качества образования, инновационного и кадрового потенциала региона;
активизация привлечения прямых инвестиций в отрасль кластера;
обеспечение ускоренного социально-экономического развития региона.
В таблице 1.1 представлены прогнозные оценки эффективности реализации мероприятий Камского ЦКР. Таблица 1.1. Оценка эффективности реализации мероприятия «Создание и (или) обеспечение деятельности центров кластерного развития СМСП»
№
| Наименование показателя
| 2014 г. (фактический показатель)
| 2015 г. (плановый показатель)
| 2016 г. (прогноз)
| 2017 г. (прогноз)
| 2018 г. (прогноз)
| 2019 г. (прогноз)
|
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1.
| Количество реализованных инвестиционных проектов при содействии Камского ЦКР с участием СМСП, входящих в состав территориального кластера, единиц
| 5
| не менее 2
| не менее 2
| не менее 2
| не менее 3
| не менее 5
| 2.
| Количество реализованных инновационных проектов при содействии Камского ЦКР с участием СМСП, входящих в состав территориального кластера, единиц
| 1
| не менее 2
| не менее 2
| не менее 3
| не менее 4
| не менее 5
| 3.
| Сумма инвестированных средств в реализацию инновационных проектов при содействии Камского ЦКР с участием СМСП, входящих в состав территориального кластера,млн.рублей
| 4,945
| не менее 19,5
| не менее 41,7
| не менее 83,7
| не менее 147,5
| не менее 227,5
| 4.
| Количество маркетинговых исследований с целью выхода на новые рынки участников территориального кластера при содействии Камского ЦКР, единиц
| 36
| не менее 10
| не менее 10
| не менее 10
| не менее 10
| не менее 10
| 5.
| Количество новых продуктов (услуг) участников территориальных кластеров, выведенных на рынок при содействии КамскогоЦКР, единиц
| 42
| не менее 2
| не менее 3
| не менее 4
| не менее 5
| не менее 6
| 6.
| Количество зарегистрированных патентов, товарных знаков при содействии Камского ЦКР с участием СМСП, входящих в состав территориального кластера, единиц
| 0
| не менее 2
| не менее 5
| не менее 10
| не менее 15
| не менее 18
| 7.
| Количество обслуживаемых (созданных) территориальных кластеров, единиц
| 2
| не менее 2
| не менее 2
| не менее 2
| не менее 2
| не менее 2
| 8.
| Количество совместных кластерных проектов, обеспечивающих развитие кластеров, единиц
| 6
| не менее 3
| не менее 3
| не менее 3
| не менее 3
| не менее 3
| 9.
| Количество участников территориальных кластеров, получивших государственную поддержку при содействии КамскогоЦКР, единиц
| 6
| не менее 3
| не менее 5
| не менее 6
| не менее 7
| не менее 7
| 10.
| Количество посещённых отраслевых выставок при содействии Камского ЦКР с участием СМСП, входящие в состав территориального кластера, единиц
| 4
| не менее 2
| не менее 3
| не менее 3
| не менее 3
| не менее 5
| 11.
| Количество проведенных информационных кампаний для СМСП входящие в состав территориального кластера при содействии Камского ЦКР, единиц
| 12
| 14
| 16
| 16
| 16
| 18
| 12.
| Количество проведенных обучающих тренингов с целью обучения сотрудников предприятий МСБ, входящих в состав территориального кластера при содействии Камского ЦКР, единиц
| 4
| не менее 1
| не менее 1
| не менее 1
| не менее 1
| не менее 1
|
| Суммарные финансовые показатели участников кластера с учетом реализации совместных проектов кластера
| 13.
| Оборот по форме №2 годовой отчетности*, млн.рублей в год (сумма А+Б+В), в том числе:
| 5 019
| 4 241
| 4 844
| 5 445
| 5 900
| 6 295
| 14.
| А) на автомобилестроительные предприятия группы КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, Sollers и других, млн.рублей в год, из них:
| 2 514
| 2 276
| 2 488
| 2 750
| 2 988
| 3 158
| 15.
| А1) на первичный рынок (сборочные конвейры напрямую или как поставщик 2-3 уровня), млн.рублей в год
| 2 080
| 1 850
| 2 061
| 2 284
| 2 484
| 2 621
| 16.
| А2) на вторичный рынок (запчасти в розничные и оптовые сети, на склады), млн.рублей в год
| 433,3
| 425,7
| 426,9
| 465,4
| 504,6
| 537,7
| 17.
| Б) продукция автомобилестроения не на серийные автомобили (тюнинг, ресталинг, автодизайн, индивидуальные заказы), млн.рублей в год
| 1185,5
| 798,8
| 836
| 946
| 1052
| 1158
| 18.
| В) продукция не автомобилестроительной отрасли, млн.рублей в год
| 712
| 743
| 1 023
| 1 181
| 1 226
| 1 278
| 19.
| Себестоимость, млн.рублей
| 4 711
| 4 001
| 4 492
| 5 043
| 5 455
| 5 820
| 20.
| Операционная маржа (выруч-ка - себестоимость), млн.рублей
| 308
| 240
| 352
| 402
| 445
| 475
| 21.
| Доля себестоимости в выручке, процентов
| 93,9
| 94,3
| 92,7
| 92,6
| 92,5
| 92,5
| 22.
| Доля маржи в выручке, процентов
| 6,1
| 5,7
| 7,3
| 7,4
| 7,5
| 7,5
|
| Суммарные финансовые показатели участников кластера без учета реализации совместных проектов кластера
| 23.
| Оборот по форме №2 годовой отчетности*, млн. рублей в год (сумма А+Б+В), в том числе:
| 5 019
| 4 241
| 4 698
| 5 282
| 5 723
| 6 106
| 24.
| А) на автомобилестроительные предприятия группы КАМАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ, Sollers и других, млн.рублей в год, из них:
| 2 514
| 2 276
| 2 413
| 2 667
| 2 899
| 3 064
| 25.
| А1) на первичный рынок (сборочные конвейры напрямую или как поставщик 2-3 уровня), млн.рублей в год
| 2 080
| 1 850
| 1 999
| 2 216
| 2 409
| 2 542
| 26.
| А2) на вторичный рынок (запчасти в розничные и оптовые сети, на склады), млн.рублей в год
| 433,3
| 425,7
| 414
| 451
| 489
| 522
| 27.
| Б) продукция автомобилестроения не на серийные автомобили (тюнинг, ресталинг, автодизайн, индивидуальные заказы), млн.рублей в год
| 1185,5
| 798,8
| 811
| 918
| 1 020
| 1 123
| 28.
| В) продукция не автомобилестроительной тематики, млн.рублей в год
| 712
| 743
| 992
| 1 145
| 1 190
| 1 240
| 29.
| Операционная маржа (выручка - себестоимость), млн.рублей
| 308
| 240
| 206
| 238
| 268
| 286
| 30.
| Доля себестоимости в выручке, процентов
| 93,9
| 94,3
| 95,6
| 95,5
| 95,3
| 95,3
| 31.
| Доля маржи в выручке, процентов
| 6,1
| 5,7
| 4,4
| 4,5
| 4,7
| 4,7
|
Динамика основных экономических показателей кластера представлена на рисунках 1.1 и 1.2.
Рисунок 1.1. Динамика экономических показателей кластера с учетом эффекта от государственной поддержки
Рисунок 1.2. Динамика себестоимости и операционной маржи
|