2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в


Название2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в
страница1/7
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
2.5. РАЗРАБОТКА НАУЧНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНЕУРОЧНОЙ (КРУЖКОВОЙ) РАБОТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ОРИЕНТАЦИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА  ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ)

ВВЕДЕНИЕ
Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи внеурочной работы:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеурочной деятельности на всех возрастных этапах

Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка. Кружковая работа стала сферой освоения учащимися личностно-значимого, ценностно-наполненного, индивидуального опыта добровольно избранной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

Кружковая работа - одна из форм дополнительного образования детей, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях (школы, гимназии, училища и т.п.), а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и пр.). Существует большое количество самых разнообразных кружков. Выделяют кружки: предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами), художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые и пр.), технические (по видам технического творчества учащихся), натуралистические (юных натуралистов и пр.), туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные (чаще называются секциями), любительские (по интересам) и пр. Формы воспитания, используемые в кружковой работе соответствуют методике дополнительного образования детей. Кружковая работа обеспечивает возможность решения значимых для личности проблем:

 выбор взглядов, позиций, ценностей;

 развитие познавательных сил и способностей, оценка своих познавательных возможностей, особенностей познавательной деятельности, выявление познавательных интересов;

 выбор профессиональной деятельности, профессионального образования;

 выбор среды развития, среды общения.

Свобода выбора детьми образовательной области, вида, типа и формы деятельности, образовательной программы, результатов ее освоения - основная педагогическая характеристика системы кружковой работы, обеспечивающая создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения.


  1. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК КОЛЛЕКТИВНАЯ ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ




    1. Сущность кружковой работы


Сущность кружковой работы заключается в том, что определенная теоретическая или прикладная программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы товарищей, организованных в кружок. Коллективная форма самообразования имеет много преимуществ перед индивидуальной, и ее значение в основном сводится к следующему.

1) Работа в кружке имеет воспитательное значение. В сотрудничестве, при взаимной помощи друг другу, общими усилиями решаются какието вопросы. С каждым новым занятием кружка навыки этого сотрудничества, взаимопомощи, товарищества, словом, навыки коллективизма все больше и больше вырабатываются и укрепляются у кружковцев.

2) Работа в кружке дает возможность более глубоко и полно изучать вопросы и лучше усвоить знания, а это очень важно. Кроме того, работа в кружке более экономит время, более продуктивна, чем занятия в одиночку. В более короткий срок возможно больше охватить материала, лучше проработать и усвоить.

3) К преимуществам коллективной формы самообразования перед одиночными занятиями относятся: дисциплинирующие начала, которые вытекают из необходимости своевременно посещать кружок, готовиться к заседаниям кружка, успевая к определенному времени, заниматься в определенные часы и т. д.; затем, оживление и подъем в работе, которые в кружке при коллективном труде легко возникают; далее, подражание и соревнование, которые также имеют большое значение в смысле успешности занятий каждого. Поскольку работа кружка идет и должна протекать по строгому плану, работа каждого члена кружка также происходит планомерно. Это большое преимущество. Никаких откладываний занятий со дня на день, легко случающихся без кружковых обязательств, не может быть.
Наконец, подражание и соревнование. Слабый член кружка, видя успешную работу более сильных, видя их выступления в кружке, умение говорить, неизбежно подтягивается, стремится делать так же, догнать наиболее успевающих. Для кружковцев с более или менее одинаковыми способностями имеет значение и соревнование. Один выступил, сформулировал хорошо, другой старается сделать еще лучше. Это заставляет напряженнее работать, внимательнее прорабатывать материал до заседания кружка, появляется непосредственная заинтересованность в работе, а мы знаем, что интерес является движущей силой быстрого развития кружковцев, лучшего усвоения знаний.


    1. Способы занятий в кружке


Опыт кружковой работы выявляет целый ряд способов работы кружка.
Первый способ. Он заключается в том, что кружок занимается путем совместного поочередного чтения рекомендованной руководителем литературы и обсуждением прочитанного. После обсуждения, совместно составляется ответ на контрольный вопрос, данный в задании.

Второй способ. Прочитывается материал всеми кружковцами на дому. Во время чтения записываются все неясные вопросы, которые и выносятся на кружок. После обсуждения этих вопросов составляются ответы на контрольные вопросы задания.

Третий способ. Происходит коллективная читка в кружке и выясняются сообща непонятные места текста. Затем члены кружка дома еще раз самостоятельно прорабатывают прочитанное в кружке, а на следующем занятии кружка обсуждают прочитанное и составляют ответы на контрольные вопросы задания.

Четвертый способ. Сначала происходит коллективная читка в кружке, как и в третьем способе. Затем прочитанное разбивают на отдельные вопросы и каждому кружковцу или небольшой группе поручается углубленно изучить один из вопросов, с тем, чтобы на следующем заседании кружка по этому вопросу сделать небольшой доклад. На очередном заседании кружка по каждому вопросу заслушиваются доклады заранее подготовившихся учащихся, затем задаются вопросы, после этого дискуссия и составление ответов на контрольные вопросы задания.

Пятый способ. Предварительной коллективной читки в кружке не производится. Вместо этого, кружковцы разбирают полученное от руководителя задание, выясняют, как его проработать на дому, и записывают его себе в тетрадки (если оно не размножено на каждого). Это задание каждым кружковцем и прорабатывается самостоятельно. На следующем заседании кружка обсуждают проработанное задание, высказываясь по вопросам и на каждый контрольный вопрос составляют коллективный ответ.

Шестой способ. Тот же, что и пятый, с той лишь разницей, что каждому члену кружка полагается не только прочитать материал по всем вопросам задания, чтобы иметь общее представление, но кроме этого, каждому кружковцу поручается один из вопросов проработать глубже и подготовиться к докладу по данному вопросу. Иногда для этой цели кружок разбивается на группы, по вопросам. Затем, на занятии кружка по каждому вопросу докладывает тот член кружка или представитель группы, который этот вопрос проработал всесторонне. После доклада задаются вопросы докладчику, затем идет обсуждение и составление коллективного ответа на вопрос.

Седьмой способ. По типу пятого или шестого, но с особым требованием, которое заключается в том, что каждый член кружка должен дома составить проекты письменных ответов на контрольные вопросы. Затем, на занятиях кружка, при составлении ответов на контрольные вопросы для протокола, обсуждаются эти предложения кружковцев и лучшие из них принимаются для всех членов кружка.

Восьмой способ. По типу пятого, шестого или седьмого, но с той лишь разницей, что индивидуальная проработка пособий производится не в одиночку дома, а для этой цели кружковцы собираются в библиотеке, где и прорабатывают пособия. Преимущества такой совместной индивидуальной проработки заключаются в том, что можно обмениваться пособиями, пользоваться одним словарем и справочниками, советоваться друг с другом и, кроме того, не отрываться от работы, как это бывает в домашней обстановке. Большое значение имеет и то, что, исполняя кружковую дисциплину, кружковец приходит на занятия, и тут уже задание им будет проработано, тогда как при необходимости прорабатывать на дому он или не соберется или откладывает до последнего момента, а там понадеется на других: расскажут, мол.

В общем, проработка на дому большему числу кружковцев не удается, а без этого кружковая работа сильно страдает. Поэтому для тех кружков, в которых большой процент кружковцев не прорабатывает заданий на дому, следует прибегнуть ко второму дню занятий для совместной индивидуальной проработки пособий.

Девятый способ состоит из следующих частей: а) кружковцы знакомятся с вопросом по литературе в кружке; б) углубляют свои знания проработкой литературы на дому; в) обсуждают проработанное в кружке; г) после этого выполняют какую-либо исследовательскую работу (пишут эссе, составляют статистические таблицы, ходят на экскурсии и т. п.); д) исследовательские работы снова обсуждаются на кружке; е) когда таким образом вопрос изучен, намечается какая-либо практическая, полезная общественная работа, связанная с изучаемым вопросом, которая и выполняется членами кружка.

Наконец последний, десятый способ, несколько видоизмененный по сравнению с восьмым и менее громоздкий, заключается в следующем:
1) Члены кружка, в общих чертах, знакомятся с вопросом, который нужно изучить, и тут же получают задание: во-первых, собрать материал, относящийся к данному вопросу в окружающей жизни (не исключается и экскурсия), а также учесть свой личный опыт и наблюдения по данному вопросу; во-вторых, проработать по этому же вопросу литературу, указанную в задании (по типу 5-го или 8-го приемов), т. е. по вопросам или каждому все задание, в одиночку или сообща в библиотеке, уголке самообразования и т. п.
2) После такой подготовки на занятии кружка идет собеседование, т. е. обсуждается вопрос за вопросом, как и на всяком другом занятии.
После обсуждения составляются ответы на контрольные вопросы задания, но с выводами такого характера: что нужно сделать, чтобы полученные знания применить к жизни? Из этих выводов составляется некоторый план практической работы, большей частью имеющей общественно-полезный характер.
3) Кружок согласно выработанного плана выполняет общественно-полезную работу и на этом заканчивает изучение данного вопроса.

При выборе того или иного способа кружковой работы нужно исходить из уровня развития кружковцев, из степени их подготовленности, во-первых, и из того, насколько данный способ отвечает вышеуказанным правилам кружковых занятий.
1) Для кружков, члены которых недостаточно развиты, не могут самостоятельно прорабатывать пособия перед занятием кружка, наиболее подходящим будет первый способ, т. е. коллективная читка в кружке, обсуждение читаемого и составление ответов на вопросы тут же.
2) Для кружков со средним уровнем развития — большой выбор, начиная с третьего и кончая восьмым включительно. Который из них лучше, покажет опыт. Вначале, пока нет навыков работы с пособиями, следует применять третий или четвертый способы, где имеется коллективная читка в кружке, проработка дома и затем обсуждение проработанного на занятии кружка. Когда же навыки самостоятельных занятий несколько привьются и этим будет устранена опасность неуспешной проработки на дому, непонимания прочитанного и т. п., тогда следует перейти к одному из четырех следующих способов, т. е. к пятому, шестому, седьмому или восьмому, которые описаны выше.
3) Кружки повышенного типа чаще всего применяют пятый или шестой способы. Который из них лучше, точно так же нельзя категорически утверждать. Мы склонны думать, что шестой наиболее целесообразен, так как в нем имеется некоторое подразделение труда в виде углубленной проработки вопросов группами или индивидуально.
Однако мы считаем, что кружки среднего и повышенного типа должны испытать десятый из описанных нами способов. Думается, что опыт кружковой работы в недалеком будущем приведет нас именно к такой постановке занятий в кружках.


1.3. Основные принципы кружковых занятий

Все способы организации заседаний кружка имеют общие черты. Эти черты являются очень важными достижениями нашего коллективного опыта, и мы их можем записать как основные правила кружковой работы.

1) Сочетание индивидуальной формы занятий с коллективной, кружковой. Это — главнейшее условие для правильной постановки работы кружка. Только тогда кружковая работа будет продуктивна, когда по данному вопросу каждый член кружка сначала так или иначе подготовится, поработает, а затем придет в кружок обсуждать эти вопросы. В противном случае никакого обсуждения не выйдет, а, следовательно и правильной работы в кружке не получится. Это первый основной принцип кружковой работы.

2) Активность и самодеятельность — второе основное правило кружковой работы. Каждый член кружка должен прорабатывать задание, выступать при обсуждении в кружке, принимать непосредственное участие в составлении ответов на контрольные вопросы и т. д. Только при этом условии работа кружка будет успешной.

3) Способ собеседования во время занятий кружка (обсуждения) — третье правило кружковых занятий.

4) Работа по заданиям с ответами на контрольные вопросы кружка — четвертое правило кружковой работы и, наконец,

5) Увязка работы кружка с современностью и окружающей жизнью.
1.4. О собеседовании в кружке

Коллективная проработка литературы в кружке в большинстве случаев протекает в форме собеседования, и принято считать из опыта, что способ собеседования есть лучшая форма занятий в кружке. Поэтому мы и остановимся несколько подробнее на этой теме.

Цель собеседования. Каждый кружковец, прорабатывая по заданию материал индивидуально способами, которые мы уже знаем из предыдущего параграфа, должен готовиться к собеседованию в кружке. Для этого он обязан помнить цель собеседования. Цель собеседования в кружке заключается, во-первых, в том, чтобы выявить имеющиеся у кружковцев знания по каждому разбираемому вопросу, знания, которые получены каждым во время проработки на дому пособий, а также и те знания, которые могут быть у каждого из личного опыта и наблюдений окружающей жизни. Во-вторых, в том, чтобы этим самым расширить и углубить сведения по каждому вопросу, разобрать, осветить данный вопрос всесторонне. В-третьих, в том, чтобы сообща оценить, проверить таким образом выявленные знания и обобщить их, свести к общим правильным положениям. В-четвертых, в том, чтобы всем усвоить эти расширенные, углубленные, коллективно-проверенные знания и, в-пятых, в том, чтобы в процессе собеседования приобрести навык излагать свои мысли другим, воспринимать и усваивать, когда мысли передаются другими товарищами, учиться обобщать, делать выводы, и другие навыки.

Выступать в кружке приходится «с докладом», т. е. когда первому приходится освещать данный вопрос. Затем выступать необходимо и с вопросами по докладу, с дополнениями и возражениями.
Если кружковец данный вопрос должен осветить для всех первым, то он является «докладчиком». Докладчик для каждого вопроса или намечается заранее, и тогда по «своему» вопросу он специально готовится, или намечается тут же перед занятиями, когда по всем вопросам все одинаково готовились на дому. В первом и втором случае у докладчика должен быть заранее изготовлен коротенький перечень мыслей, которые он хочет высказать. Это называется планом доклада. План доклада составляется из записей во время проработки на дому. Это — перечисление, для памяти, о чем говорить.

На кружке в 1,5 часа обыкновенно успевают обсудить 4 — 6 вопросов. На доклад при этом отводится не больше 10 мин. Это и правильно, потому что доклад в 0,5 часа или час ставить нецелесообразно. Надо, чтобы по каждому вопросу высказалось возможно больше, чтобы все активно выступали, и тогда только знания будут усвоены. Поэтому докладчик так и должен рассчитывать план своего выступления, т. е. не больше как на 10 мин,, и в это время постараться высказать сжато все, что наметил.
Многие учащиеся, выступая на кружке с докладом или желая выступить в обсуждении, стесняются, чувствуют себя несмело и нередко отказываются от доклада и не выступают вообще, ссылась на неумение излагать свои мысли. Но дело в том, что умение говорить, выступать смело, не стесняясь — все это придет тем скорее, чем больше такой кружковец будет выступать в кружке. Только практика вырабатывает умение хорошо выступать. Кружок же и является этой практической школой. В кружке, попутно усвоению знаний, товарищи могут приобрести необходимые навыки выступать на собраниях, заседаниях и т. п. Все кружковцы должны в этом помогать каждому выступающему тем, чтобы слушать внимательно, не допускать насмешек над неудачными выражениями, подсказать слово, если учащийся затрудняется его подобрать и, вообще, создавать товарищескую, деловую обстановку, в которой выступающий чувствовал бы себя бодро.

После доклада задаются вопросы. Как задавать вопросы и какие? Вопросы задаются конечно по очереди, с разрешения руководителя (председателя). Вопросы следует задавать, главным образом, по поводу неясных мест из речи докладчика, чтобы выявить его мысли по существу. Однако, полезно бывает задавать вопросы и такие, ответы на которые должны дополнить докладчика или опровергать сказанное им, если он осветил вопрос неверно. Например, докладчик рассказал о формировании гражданской авиации, но забыл сказать о людях, которые стояли у ее истоках. Кто-либо, чувствуя упущение, может задать вопрос: кто сконструировал первые самолеты гражданской авиации? Другой пример: докладчик, освещая вопрос об экономических выплатах, утверждает, что на госпредприятиях у нас существует неравное распределение. Несогласные с этим могут задать примерно такие вопросы: кто является хозяином госпредприятия? Куда идет прибавочный продукт труда рабочих госпредприятия? Можно ли рабочему госпредприятия выплачивать в виде зарплаты ровно столько, сколько он вырабатывает? и т. п.
После того как все вопросы заданы, или по мере того, как задаются, докладчик отвечает. Если он на какой-либо вопрос ответить не может, он должен это заявить, а учащийся, задавший его, или кто-либо другой, кто сможет, должен на этот вопрос ответить.


  1. ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ИСТОРИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ В РОССИИ


Направленность работы кружка:

Развить интерес к гражданской авиации, профессиям людей, занятых в данной отрасли экономики, получить знания об основных этапах развития гражданской авиации, трудностях ее становления и достигнутых современных успехах.

Программа кружка по истории гражданской авиации предлагается для учащихся 10-11 классов, где ставится главная задача подготовить выпускников школы к осознанному выбору профессии. Курс рассчитан на 60 часов при проведении 1 аудиторного занятия в неделю в течение двух лет обучения.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconСправка по итогам проверки работы руководителей кружков и секций в мбоу «Александровская сош»
Цель проверки: Изучить систему организации кружковой работы в школе, качество деятельности и наполняемость школьных кружков и кружков...

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconМетодическая разработка занятий в рамках внеурочной деятельности...
Методическая разработка предназначена для педагогов, занимающихся проведением занятий в рамках внеурочной деятельности по предотвращению...

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса «Проверь себя»
Методическая разработка посвящена внеклассному мероприятию в форме конкурса «Проверь себя». Данная разработка может быть полезна...

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconУчебно-методический комплекс материалов к курсу «методика организации...
Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня...

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconМетодические рекомендации по организации внеурочной деятельности...
В связи с поступлением многочисленных вопросов по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями фгос управление...

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconИнструкция по организации работы окружной службы информационной поддержки....
Об изменении системы комплектования государственных дошкольных образовательных учреждений города Москвы

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconПояснительная записка к дидактическим материалам стр. 7
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconСекретарь фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы
Сборник дидактических материалов для организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconУчебное пособие по разделу «Кулинария» в 5-7 кл
«Технология» в образовательных организациях: информационно-методический сборник в помощь учителям технологии для организации учебной...

2 разработка научнообразовательных материалов по организации системы внеурочной (кружковой) работы, обеспечивающей профессиональную ориентацию учащихся в iconМодель организации внеурочной деятельности в условиях реализации...
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск