МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ивановская государственная текстильная академия»
(ИГТА)
Кафедра банковского дела, учета и аудита
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Учебное пособие
для студентов всех форм обучения
Иваново 2012 В учебном пособии даны краткие теоретические сведения, характеризующие основные взимаемые налоги в РФ, контрольные вопросы для самостоятельной работы, тесты, задачи, практические ситуации для подготовки к лабораторным занятиям и экзамену по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Налоговые расчеты в бухгалтерском деле», «Налогообложение организаций», «Налогообложение физических лиц», «Налоговые системы».
Материал дан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009г. №747 и действующим законодательством РФ.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения, изучающих экономические дисциплины.
Составители: канд. экон. наук, старший преподаватель Варфоломеева Г.А.
Научный редактор:
Лицензия ИД № 06309 от 19.11.2001. Подписано в печать___________
Формат 1/16 60х84. Бумага писчая. Плоская печать.
Усл. печ. л. 4,3. Уч. изд. Тираж ____ экз. Заказ №______
|
Редакционно-издательский отдел
Ивановской государственной текстильной академии Отдел оперативной полиграфии
153000 г.Иваново, пр.Ф.Энгельса, 21 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..................4 I.Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
II. Налог на добавленную стоимость (НДС) : III. Налог на прибыль
ВВЕДЕНИЕ Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет налоговую политику, позволяющую за счет налоговых взносов формировать финансовые ресурсы страны и аккумулировать их как в бюджетах различного уровня, так и во внебюджетных фондах.
Современная налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями в государственные внебюджетные фонды; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.
Различают следующие виды государственных изъятий и платежей:
Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, который непосредственно входит в налоговую систему государства и взимается органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Квазиналог- обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством (например, консульский сбор).
Разовое изъятие- платеж, взимаемый в особом порядке в качестве наказаний (конфискации, пени, штрафы)
Сбор - обязательный внос, являющийся условием совершения в отношении его плательщика со стороны государственных органов определенных юридически значимый действий.
Способ реализации общественного назначения налогов как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов выражается функциями налогов.
Наиболее реализуемой функцией налогов является фискальная функция, состоящая в формировании денежных доходов государства для финансирования общественно необходимых расходов (содержания государственного аппарата, армии, развития науки и техники, покрытия расходов на образование, здравоохранение и т.д.)
Социальная функция позволяет государству перераспределять доходы налогоплательщиков между различными категориями населения, имеющими различный уровень доходов, путем применения налоговых скидок, неравномерного обложения налогом различных сумм доходов.
С помощью регулирующей функции осуществляется влияние государства на инвестиционные процессы экономического развития страны, на структуру и динамику развития производственных отраслей деятельности, регулирование прожиточного минимума населения в стране и т.д.
Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых доходов, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.
В зависимости от назначения налоги бывают общие, поступающие в бюджет без какого-либо назначения, и целевые, направляемые на конкретные цели (например, транспортный налог, взимаемый с владельцев транспортных средств, направляется на содержание шоссейных дорог).
Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления, в соответствии с которой налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги - налоги, установленные законодательными органами РФ и являющиеся едиными на всей территории РФ.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) к ним относятся:
- Налог на добавленную стоимость (НДС) – глава 21 НК РФ;
- Акцизы – глава 22 НК РФ;
- Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – глава 23 НК РФ;
- Налог на прибыль организации – глава 25 НК РФ;
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов – глава 25.1. НК РФ;
- Водный налог – глава 25.2 НК РФ;
- Государственная пошлина – глава 25.3 НК РФ;
- Налог на добычу полезных ископаемых – глава 26 НК РФ.
Региональные налоги устанавливаются на территории субъектов РФ Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ. В отличие от федеральных региональные налоги устанавливаются в два этапа: одна «часть» определяется Налоговым кодексом РФ, другая (налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов) - законом субъекта Федерации.
К таким налогам относятся:
- Транспортный налог – глава 28 НК РФ;
- Налог на игорный бизнес – глава 29 НК РФ;
- Налог на имущество организаций – глава 30 НК РФ.
Местные налоги устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ, и являются обязательными к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.
Включают:
- земельный налог – глава 31 НК РФ;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу и т.д.
Специальные налоговые режимы:
- Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) – глава 26.1 НК РФ;
- Упрощенная система налогообложения (УСН) – глава 26.2 НК РФ;
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) – глава 26.3. НК РФ;
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции – глава 26.4 НК РФ.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственное на доход или имущество плательщика (НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество).
Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем (НДС, акцизы, таможенные пошлины).
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов. К обязательным элементам относятся:
Субъект налогообложения (налогоплательщик) - это лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность по уплате налогов и сборов.
Объект налогообложения– юридический факт, который обуславливает обязанность субъекта заплатить налог (например, владение имуществом, получение дохода).
Налоговая база – стоимостная, физическая и иная характеристика объекта налогообложения.
Налоговый период –период, по итогам которого должна быть определена налоговая база и исчислена сумма налога, подлежащая к уплате. Налоговая система – гибкий инструмент воздействия на находящуюся в постоянном движении экономику. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, позволяют сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (НДФЛ) НДФЛ занимает четвертое место среди налогов по наполнению доходной части бюджета, после НДС, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых.
НДФЛ является федеральным, прямым, общим налогом. Нормативная база – глава 23 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики:
1. физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, т.е. лицами, которые фактически находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
2.физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие здесь доходы. Объект налогообложения - доход, который получен физическим лицом:
для резидента - доход, полученный из источников на территории РФ и за ее пределами;
для нерезидентов - доход, полученный только от источников на территории РФ.
Налоговая база - денежное выражение доходов, учитываемых при налогообложении, уменьшенное на сумму налоговых вычетов. Налоговая база по НДФЛ
=
Доходы, учитываемые при налогообложении (ст. 208, 209 НК РФ)
–
Доходы, не учитываемые при налогообложении (ст. 215, 217 НК РФ)
–
Налоговые вычеты (уменьшают только доходы по ставке 13%):
1. стандартные;
2. социальные;
3. имущественные;
4. профессиональные;
5. при переносе на будущие периоды убытков
от операций с ценными бумагами
Налоговый период –календарный год.
Налоговые ставки. Размер налоговой ставки по НДФЛ зависит от статуса налогоплательщика (табл. 1) Таблица 1
Размер налоговых ставок по НДФЛ
Вид ставки
| Вид дохода
| Резидент
| Нерезидент
| Общая
| Все доходы, за исключением доходов, облагаемых по специальным ставкам
| 13%
| 30%
| Специальная
| Дивиденды
| 9%
| 15%
| Выигрыши и призы
| 35% с суммы превышения стоимости 4000 руб.
| Материальная выгода от экономии на процентах по заемным (кредитным) средствам
| 35% по рублевым займам (кредитам) с суммы превышения размера процентов, исчисленного исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату уплаты налогоплательщиком процентов, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
35% по валютным займам (кредитам) с суммы превышения размера процентов, исчисленного исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
| |