Республики беларусь учебное учреждение


НазваниеРеспублики беларусь учебное учреждение
страница1/12
ТипЛекция
filling-form.ru > Туризм > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

________________________________________________
кафедра гуманитарных наук


СОЦИОЛОГИЯ
учебно-методическое пособие


Гродно, 2004

Аннотация
Настоящее учебно-методическое пособие включает конспект лекционного курса по социологии, краткий словарь социологических терминов к каждой теме, список учебной литературы, а также контрольные вопросы по дисциплине. Пособие разработано в соответствии с типовой программой по социологии и предназначено для студентов всех факультетов ГГМУ дневной и заочной форм обучения. Цель настоящего пособия состоит в обеспечении студентов необходимым минимумом учебно-методического материала по социологии.

Утверждено и издается по решению центрального научно-методического совета Гродненского государственного медицинского университета.
Автор-составитель: старший преподаватель кафедры гуманитарных наук ГГМУ Н.Л.Мысливец
Рецензент: зав. кафедрой гуманитарных наук ГГМУ, профессор Л.И.Лукьянова
Ответственный за выпуск: первый проректор ГГМУ, доктор медицинских наук, профессор И.Г.Жук

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 5

Лекция 1 7

СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ 7

И СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 7

Лекция 2 14

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ 14

Лекция 3 27

ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ 27

ДИНАМИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА 27

Лекция 4 36

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 36

2. Многообразие социальных институтов и их виды 38

Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. 42

Лекция 5 43

ЛИЧНОСТЬ КАК УНИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА 43

Личность – относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемая и развиваемая им в процессе взаимодействий с другими людьми и являющаяся продуктом общественного развития. 49

Лекция 6 50

СЕМЬЯ КАК БАЗОВЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ 50

Брак – исторически обусловленная и санкционированная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их определенные права и обязанности по отношению друг к другу, их детям и обществу. 57

58

Лекция 7 58

СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ 58

Социология медицины (медицинская социология, социология здравоохранения и медицины) – отрасль социологии, изучающая социальные явления, факты, процессы и отношения, характеризующие сферу медицинского обслуживания, ее организационную структуру, эффективность работы отдельных учреждений и системы здравоохранения в целом, а также состояние здоровья населения, его социальную обусловленность и роль в развитии общества. 63

Лекция 8 64

ПРИКЛАДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 64

Учебная литература по социологии 79

Итоговые вопросы по дисциплине 80








Введение



Современный человек живет в чрезвычайно сложном, динамично развивающемся и крайне противоречивом мире. Люди, находящиеся в разных частях земного шара, ежедневно и ежечасно поглощают огромные объемы информации, в которой в качестве кодового знака присутствует часть слова «соц…». Общенаучный термин «социум» и его производные – социальный, социальность, социология – являются сегодня одними из самых распространенных понятий. Все понимают, что речь в этих случаях идет о явлениях, процессах, событиях, характерных для людей, живущих вместе – или совсем рядом, или просто на одной планете.

Социология открывает перед нами уникальный мир – мир человеческого существования, в который погружен каждый индивид. Она дает возможность диагностировать современное состояние общества, предсказывать наступление кризисных моментов и вырабатывать стратегию их преодоления. Социолог может рассчитать рейтинг популярности того или иного политического деятеля, с высокой долей вероятности предсказать итоги выборов, а после их проведения по специальной методике определить, сфальсифицированы они или нет. Деятельность социолога весьма многообразна, но в ней есть своя «изюминка»: она позволяет увидеть проблемы, порожденные социальным взаимодействием, сформулировать их на языке социологии, найти пути и средства их разрешения и предложить их обществу.

Социология порождает особый взгляд на мир. Учебники по социологии – это, по сути дела, учебники жизни для всех, а не только для тех, кто получает диплом о соответствующем образовании. Студенты во всем мире, осваивая ту или иную профессию, одновременно приобретают необходимые знания из области социологии, поскольку, чем бы они не занимались в дальнейшем, им придется быть включенными в различные социальные общности – семью, профессиональные коллективы, общественные, этнические группы и т.п.

Человечество находится сегодня на этапе перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Новая эпоха открывает не только замечательные перспективы на будущее, но и ставит множество вопросов, которые требуют самого незамедлительного решения уже сейчас. Обязательным условием познания современного мира, его особенностей и противоречий, направлений дальнейшего развития, а также выработки собственной стратегии поведения для личности может и должен служить не только ее собственный жизненный опыт, метод «проб и ошибок», но и советы специалиста-социолога.

Учебная программа курса «Социология» направлена на формирование у студентов научных представлений об обществе и социальном мире человека, о социологических закономерностях становления и развития социокультурной реальности, о возможностях познания этих закономерностей и использования полученных знаний в конкретной сфере профессиональной деятельности. Настоящее учебно-методическое пособие разработано в соответствии с типовой программой курса «Социология» для высших учебных заведений Республики Беларусь (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 11 мая 2000г. Рег.№ ТД-75тип). Его основное предназначение состоит в том, чтобы помочь студентам глубоко и осмысленно изучить основные вопросы тем, выносимых на семинарские занятия, плодотворно организовать процесс самостоятельной работы, проконтролировать степень своей подготовки к занятиям.

В структуру пособия включены тексты лекций по основным разделам учебной программы – восемь лекционных тем, в том числе, с целью профилирования данного курса и учитывая специфику вуза – тема «Социология медицины». Автор стремился построить изложение лекционного курса таким образом, чтобы оно активизировало мыслительную деятельность студентов, навыки самостоятельной работы. Методические материалы, предлагаемые в конце каждой темы, позволяют глубже проникнуть в их содержание, выполняя, таким образом, важные познавательные функции. Приведенный информационно-методический материал ориентирован на усвоение основных понятий каждой темы, ее главных проблем, а предлагаемые после каждой темы вопросы для повторения могут стать предметом не только самостоятельного анализа, но и последующего обсуждения в ходе семинарских занятий.

В результате освоения курса «Социология» студент должен знать:

  • специфику социогуманитарного знания, основные теоретические и методологические проблемы социологии;

  • основные категории и понятия социологии;

  • ведущих представителей зарубежной и отечественной социологии;

  • основы конкретных методов и процедур социологической работы;

уметь характеризовать:

  • целостность социокультурной жизни и ее многомерность;

  • основные уровни, структуры, подсистемы и объекты общества;

  • основные социокультурные процессы и взаимодействия;

уметь анализировать, интерпретировать и иллюстрировать:

  • место и роль социокультурных проблем в личной жизни человека;

  • трансформационные процессы перехода от одного типа общества к другому;

  • социокультурные реалии, актуальные проблемы и тенденции формирования гражданского общества в Беларуси, странах СНГ, странах бывшего «социалистического лагеря»

  • качество социологической информации;

приобрести навыки и качества:

  • выработки социально-ориентированных оценок проблем, с которыми сталкивается общество;

  • оценки конкретных жизненных ситуаций, обоснования своего варианта решения, программирования собственных действий;

  • занятия самостоятельной, аргументированной и критической позиции в обсуждении социокультурной проблематики;

  • распознавания и противостояния (по возможности) манипулятивным воздействиям, распознавания и критической оценки политической, идеологической и тому подобной ангажированности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Республики беларусь учебное учреждение iconО порядке учета и категорирования материальных средств в вооруженных силах республики беларусь
«о министерстве обороны Республики Беларусь и Генеральном штабе Вооруженных Сил Республики Беларусь», постановления Совета Министров...

Республики беларусь учебное учреждение iconО некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров...
Республики Беларусь, охраны жизни или здоровья человека, окружающей среды, соблюдения общественной морали и правопорядка, защиты...

Республики беларусь учебное учреждение iconПриказ Государственного патентного комитета Республики Беларусь
О товарных знаках и знаках обслуживания" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 13, ст. 128; Национальный реестр...

Республики беларусь учебное учреждение iconО некоторых вопросах представления и публикации участниками рынка...
Ондовых биржах", подпункта 68-2 пункта 4 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета...

Республики беларусь учебное учреждение iconГражданский кодекс республики беларусь
Законом Республики Беларусь от 18. 05. 2007 n 233-З; в ред. Законов Республики Беларусь от 20. 06. 2008 n 347-З, от 28. 12. 2009...

Республики беларусь учебное учреждение iconПриказ министерства обороны республики беларусь 15 марта 2004 г....
Приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 26 октября 2006 г. №38 (зарегистрировано в Национальном реестре №8/15299 от 10....

Республики беларусь учебное учреждение iconИнструкция о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг
О рынке ценных бумаг" и пункта 10 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров...

Республики беларусь учебное учреждение iconОб утверждении типовых форм первичных учетных документов
На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики...

Республики беларусь учебное учреждение iconПленума высшего хозяйственного суда республики беларусь
Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при вынесении судебных решений, руководствуясь статьями 74, 75 Кодекса...

Республики беларусь учебное учреждение iconМинистров республики беларусь
На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. №1098 "о комитете по архивам и делопроизводству...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск