Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки


НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки
страница1/16
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Договоры > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал


Кафедра истории и теории политики

Гражданов Ю.Д.


Отечественная история

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ……..

от «…..» .........................201_ г.

Подпись заведующего кафедрой ………………………………..




Волгоград 2012

Содержание


Наименование раздела

Страница

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины Отечественная история




1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине




1.2..

Цели и задачи учебной дисциплины




1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины




1.4.

Тематический план учебной дисциплины




1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины




Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов




2.1.

Рекомендации по подготовке к тестированию, контрольным срезам




2.2.

Рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)




Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций




Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)




Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ





Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Отечественная история»
Отечественная история занимает важное место в системе общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В условиях перехода ведущих стран мира к информационному обществу роль усвоения исторического опыта человечества в целом, своего народа и государства в особенности заметно возрастает.

История способствует профессиональному становлению гражданско-патриотическому воспитанию специалиста с высшим образованием. Она позволяет ему составить целостное представление об основных этапах развития российского общества, его менталитете, культуре и технике, месте и роли в мировом сообществе.

Познавая и осмысливая опыт многих поколений, он выясняет характер, особенности, закономерности и уроки отношений между классами, нациями, социальными слоями, группами и партиями, действующими в России.
Дидактические единицы

по учебной дисциплине «Отечественная история»


  1. Предмет отечественной истории.

  2. Методологические принципы отечественной истории.

  3. Категориальные понятия и принципы отечественной истории.

  4. Основные направления, школы и концепции отечественной истории.

  5. Основные принципы и закономерности научного познания в сфере отечественной истории.

  6. Провиденциалистское, либеральное, марксистское учение и их вклад в развитие отечественной исторической науки.

  7. Постсоветское деление традиционных школ и учений на отдельные исследовательские направления.

  8. Характеристика и сравнительные особенности развития познавательных процессов и процесса развития личности в ситуациях развивающего обучения и воспитания в курсе отечественной истории.

  9. Исторический анализ ключевых понятий и категорий в сфере социально-гуманитарных наук.

  10. Субъекты и их функции в отечественном историческом процессе.



1.2. Цель учебной дисциплины «Отечественная история» — формирование у студентов комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; формирование систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России с древнейших времен и до наших дней с учетом изменения представлений об исторической науке, произошедших в России за последние десятилетия; формирование аналитического мышления у студентов по общим и особенным проблемам российской истории, а также по проблемам отечественной истории, по которым ведутся дискуссии в российской и зарубежной историографии; формирование представления об эволюции исторических понятий и категорий; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
Основными задачами данного учебного курса является

  • понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

  • знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • воспитание нравственности, морали, толерантности;

  • понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

  • понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

  • способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

  • навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.


Изучение дисциплины «Отечественная история» предусматривает включение следующих вопросов:

- содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России;

- роль России во всемирной истории;

- важнейшие дискуссионные проблемы отечественной истории;

- современное политико-государственное устройство России и основные тенденции ее социально-экономического развития.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате изучения предмета «Отечественная история» студент должен знать:

    • основные направления, проблемы, теории и методы истории;

    • движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

    • различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

    • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

    • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.


Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

    • логически мыслить, вести научные дискуссии;

    • работать с разноплановыми источниками;

    • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

    • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

    • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

    • формулировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

    • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

    • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.


Студент должен приобрести следующие навыки:

    • обладать представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

    • анализировать исторические источники;

    • овладеть приемами ведения дискуссии и полемики.


Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей). Она определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Отечественная история».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции, выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

  • умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;

  • владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).

  • умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;

  • умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

  • умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.



Дисциплина «Отечественная история» принадлежит к учебному циклу гуманитарной направленности.

1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Отечественная история» (_____ч.)

на 2011–2012 уч. год.


Наименование тем

Количество часов (в акад. часах)

Лекции

Семинарские занятия

Самостоя-тельная работа

Всего часов по теме

Очная форма обучения

Тема 1. История как наука. Основные проблемы современной историографии













Тема 2. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности














Тема 3. Социально-политические изменения в русских землях в XIIIXV вв.














Тема 4. Формирование единого российского государства (XVIXVII вв.)














Тема 5. Начало модернизации России в XVIII в.













Тема 6. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в начале XIX в.














Тема 7. Реформы и контрреформы XIX в.

и их последствия













Тема 8. Культура, общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в.














Тема 9. Россия в начале ХХ в.














Тема 10. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914–1922 гг.)














Тема 11. Основные тенденции развития страны в 1920-е годы














Тема 12. СССР в условиях форсированного строительства социализма














Тема 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война














Тема 14. СССР в послевоенные годы (1946–1953 гг.)















Тема 15. Попытки осуществления экономических и политических реформ в СССР во второй половине 1950-х–начале 1960-х годов















Тема 16. Советское общество в середине 1960-х–начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений















Тема 17. Советский Союз в 1985–1991 гг.














Тема 18. Проблемы политического и социально-экономического развития РФ в 1990–2000-е годы















Итого по курсу:













1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция I. История как наука. Основные проблемы современной историографии
История как бытие прошлого и ее роль в жизни общества. Самопо­знание общества, его историческая память. Начало истории. Связь про­шлого и настоящего. Формирование чувства истории. Инвариантность и альтернативность в историческом процессе. Методология – способ подхода к познанию истории. Принципы объективности и историзма. Историческое время. Проблема истинности исторических знаний. Методы изучения ис­тории.

Концепции исторического развития: мифологический подход; хри­стианская концепция; марксистское материалистическое понимание исто­рии; теория формаций; цивилизационный (культурно-исторический) подход к истории. Понятие цивилизации, ее критерии. Дискуссии о цивилизационном развитии общества (проблемы исторической закономерности, де­терминизма, исторического прогресса, роли личности в истории; теории «локальных цивилизаций», техногенных, антропогенных цивилизаций, ин­формационного общества и др.). Соотношение понятий «общество», «фор­мация», «цивилизация», «культура».

Отечественная история — составная часть мировой истории. Различные типы цивилизаций. Россия между Востоком и Западом. Историография истории. Периодизация отечественной истории в российской историо­графии. В.Н. Татищев. Н.М. Карамзин,

С.М. Соловьев. В. О. Ключевский, Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Л.Н. Гумилев. Советская периодизация ис­тории России. Понятие и классификация источников изучения истории. Источники изучения отечественной истории.
Лекция II. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности
Основные цивилизационные регионы раннего средневековья. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Этнокультурные исто­ки древнерусской цивилизации (славянский, балтский, финно-угорский и тюркский субэтнические компоненты). Византийско-древнерусские связи.

Природно-климатический и геополитический факторы самобытности древ­нерусской цивилизации.

Основные предпосылки и этапы становления госу­дарственности. Особенности социально-экономического развития и полити­ческого строя Киевской Руси. Принятие христианства как выбор цивилизационной альтернативы. Сравнительный анализ мировых религиозных сис­тем: иудаизм, ислам, христианство. Предпосылки и последствия христиани­зации Древней Руси. Характерные черты и специфика древнерусской циви­лизации.

Лекция III. Социально-политические изменения

в русских землях в XIII–XV вв.
Экономические, социальные и политические факторы феодальной раздробленности. Формирование регионально-цивилизационной специфики русских земель: Южная Русь, Галицко-Волынское княжество, Hoвгородская республика, Владимиро-Суздальское княжество. Цивилизационная альтернатива развития Руси в XIII веке. «Вызов» Востока и «вызов» Запада. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимодействия. Дискуссии о роли монголь­ского фактора в русской истории.
Лекция IV. Формирование единого российского государства (XVI– XVII вв.)
Причины возвышения Москвы. Создание Московского государства. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении российского государства. Деспотический харак­тер власти московских князей. Реформы Ивана IV (Грозного) и «Избранной Рады». Политика опричнины. Роль Земских Соборов. Формирование со­словной системы организации общества. Кризис Московского государства. Причины и последствия смутного времени.

Воцарение династии Романовых. Предпосылки и особенности скла­дывания российского абсолютизма. Окончательное закрепощение кресть­янства. Соборное Уложение 1649 г. Специфика социально-политических конфликтов в России в ХVII веке. Церковная реформа. Воссоединение Украины с Россией.
Лекция V. Начало модернизации России в XVIII в.

Задачи внутренней и внешней политики. Реформы Петра I: сущность, методы и последствия. Особенности петровской модернизации.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина II: личность и политика. Просвещенный абсолютизм в России и его специфика. Духовный переворот в России в XVIII. Русское просветительство и его роль в пробуждении гражданского сознания. Внешнеполитические цели России. Политика царизма на окраинах.
Лекция VI. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в начале XIX в.
Российская империя к началу столетия: территория и население. Социально-экономическое развитие страны. Сельское хозяйство: новые явле­ния и пережитки. Промышленность. Начало промышленного переворота. Рост частного предпринимательства.

Техническая революция на транспорте: железнодорожное строительство, паровое судоходство. Проблема «кризиса феодально-крепостнической системы».
Лекция VII. Реформы и контрреформы XIX в.

и их последствия

Внутренняя политика Александра I. Попытки реформ: замыслы и ре­альность. Реакционный курс Николая I.

Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. и загранич­ный поход русской армии. Новая система международных отношений в Европе. Расши­рение территории Российской империи.

«Великие реформы» 60–70-х гг. XIX в. Развитие капитализма. Форми­рование буржуазии и пролетариата. Новые тенденции в экономике (появле­ние монополий, зарождение финансового капитала и т.д.). Итоги социально-экономического развития страны к концу столетия. Общее и особенное в становлении индустриального общества в России.

Поворот к консерватизму. Контрреформы Александрa III. Внешняя политика России.
Лекция VIII. Культура, общественная мысль и особенности общественного движения России в XIX в.

Начало общественно-политического движения. Декабристы. Русское национальное самосознание в 30–50-е годы. Западничество и славянофильство. Общественная мысль и общественное движение в пореформенный период: консервативное, либеральное и революционное направления.

Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Образование. Наука и техника. Литература. Искусство.
Лекция IX. Россия в начале ХХ в.
Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российское общество и самодержавие. Нарастание социальных и экономи­ческих противоречий в условиях модернизации России и переход общества в оппозицию к самодержавию. Формирование политических партий в Рос­сии: их классификация, программы, тактика.

Революция 1905–1907 гг. как поиск путей общественного развития. Стратегия и тактика основных политических сил в революции.

Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Государственные думы и первый опыт российского парламентаризма. Политическая борьба в Государственной думе и ее влияние на общество. Ре­формы П.А. Столыпина и их результаты.

Лекция X. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса (1914–1922 гг.)
Первая мировая война: причины, характер, основные этапы. Назревание общенационального кризиса. Февральская революция 1917 г. Двоевластие: Советы, Временное правительство. Альтернативы общественного развития России в 1917 г. Обострение политической ситуации в стране. Большевизация Советов.

Октябрьская революция. II съезд Советов. Формирование советской политической системы. Экономическая и социальная политика большеви­стского правительства. Брестский мир. «Военный коммунизм» и его последствия.

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, ос­новные этапы, противоборствующие силы, итоги и последствия войны.
Лекция XI. Основные тенденции развития страны в 1920-е годы
Экономический, социальный и политический кризис в стране.

Выступления крестьян. Кронштадтский мятеж. Переход к нэпу. Многоукладность экономики. Итоги и противоречия нэпа. Образование СССР и государственно-национальное строительство. Политическая борьба в руководстве страны.

Становление советской системы народного образования, формирова­ние новой интеллигенции, развитие науки, просвещения, художественной культуры. Противоречия культурной политики государства.

Принципы внешней политики Советской России. Генуэзская конференция. Международное признание СССР. Курс советского правительства на развитие связей с внешним миром, его специфика.
Лекция XII. СССР в условиях форсированного строительства социализма
Социалистическая реконструкция народного хозяйства. Первые довоенные пятилетки. Деревня накануне «великого перелома». Чрезвычайные меры 1928–1929 гг. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства. Раскулачивание. Формирование ГУЛАГа и его роль в социально-экономической жизни советского общества. Итоги и последствия форсированного экономического развития. Формирование советской тоталитарной системы. Конституция СССР 1936 г.

Лекция XIII. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
Изменения в международной ситуации в 1930-е годы. Мюнхенский сговор и позиция СССР. Англо-франко-советские переговоры в Москве. Совет­ско-германские договоры 1939 г. Начало Второй мировой войны. Поход Красной Армии в Западную Украи­ну и Западную Белоруссию.

Договоры СССР с прибалтийскими странами. Советско-финляндская война. Военный и экономический потенциал СССР накануне Отечественной войны. Подготовка Германии к войне против СССР.

Начальный этап Великой Отечественной войны. Перестройка экономики страны на военный лад. Битва за Москву.

Союзнические отношения и создание антигитлеровской коалиции. Военные действия весной–летом 1942 г.

Коренной перелом (ноябрь 1942–декабрь 1943 гг.). Разгром немцев под Сталинградом. Советский тыл. Курская битва. Роспуск Коминтерна, Тегеранская конференция.

Завершающий период Отечественной войны. Помощь СССР по ленд-лизу. Крымская конференция. Депортация отдельных народов СССР. За­ключительные операции Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Пот­сдамская конференция. Разгром Квантунской армии. Источники и цена по­беды. Дискуссии о причинах и характере второй мировой и Великой Оте­чественной войн.
Лекция XIV. СССР в послевоенные годы (1946–1953 гг.)
Геополитические последствия Второй мировой войны. «Холодная война». Складывание биполярного конфронтационного мира. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Участие СССР в корейской войне. СССР и страны народной демократии. Образование мировой социалистической системы.

Послевоенная пятилетка. Итоги промышленного развития. Деревня в послевоенные годы. Идеология и духовная жизнь советского общества.
Лекция XV. Попытки осуществления экономических и политических реформ в СССР во второй половине 1950-х–начале 1960-х годов
Поиск путей дальнейшего развития страны. XX съезд КПСС. Попытки реформирования политической системы. По­литика в области сельского хозяйства, социальные программы и их реализация.

Внешняя политика СССР. Проблемы мирового сообщества.

Духовная жизнь общества. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.
Лекция XVI. Советское общество в середине 1960-х–начале 1980-х гг. Нарастание кризисных явлений
Отставка Н.С. Хрущева. Л.И. Брежнев. Усиление партийно-государственной номенклатуры.

Экономические реформы 1960-х гг. и их результаты. Нарастание кризисных явлений в экономике, социальной и идеологической сфере. Подавление инакомыслия. Диссидентство и правозащитное движение.

Основные направления внешней политики СССР.
Лекция XVII. Советский Союз в 1985–1991 гг.
Начало «перестройки». М.С. Горбачев. XIX Всесоюзная конференция КПСС о демократизации советского общества и реформе политической системы.

Раскрепощение духовной жизни. Гласность.

Народные движения и общественные формирования. Политизация рабочего движения. Самоорганизация политических сил. Возрождение многопартийности.

Кризис аппаратного реформирования страны. Нарастание социальной напряженности в обществе. Радикализация демократических процессов. Обострение межнациональных отношений, усиление центробежных тен­денций в многонациональном государстве.

Радикальные преобразования в Вос­точной Европе на рубеже 1980–1990-х гг. Распад мировой социалистической системы.

Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ее провал. Судьба КПСС. Процесс суверенизации. Распад СССР. Образование СНГ.
Лекция XVIII. Проблемы политического и социально-экономического развития РФ в 1990–2000-е годы
Попытки реформирования политической системы России в советский период (1990–1993 гг.).

I съезд народных депутатов РСФСР. Принятие Декларации о государственном суверенитете России. Президентские выборы 1991 года. Общественно-политические движения, партии, союзы и блоки.

Радикальные экономические реформы. Либерализация цен. Свобода торговли. Приватизация.

Конфронтация законодательной и исполнительной власти. Политический кризис осенью 1993 г. Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Выборы в Государственную Думу.

Становление новой российской государственности (1993–2000-е гг.). Институт Президента России. Выборы Президента 1996–2008 гг. Федеральное Собрание – парламент России. Парламентские выборы 1995–2007 гг. Политические партии в современной России.

Основные направления социально-экономического развития страны в 2000-е гг. Приоритетные национальные программы. Мировой финансово-экономический кризис и поиск путей выхода из него.

Внешняя политика России в 2000-е гг. Концепция многополярного мира. Россия и Запад. Отношения со странами СНГ.

Культура в современной России.

Планы семинарских занятий
Семинарское занятие № I.

Тема: История как наука. Основные проблемы современной историографии

(2 часа)
Вопросы:


  1. Предмет и назначение истории. Методы исторических исследований.

  2. Основные концепции исторического развития.


Рекомендуемая литература:
1.Блок, М. Апология истории или Ремесло историка [Текст] / М. Блок.– М: Наука, 1986.–С. 5–112.

2.Гумилев, Л.Н. От Руси к России [Текст] / Л.Н. Гумилев.– М.: АСТ, 2008.–С. 3–22.

3.Ионов, И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия [Текст] / И.Н. Ионов.– М.: Наука, 2007.–С. 298–465.

4.Искандеров, А.А. Два взгляда на историю [Текст] / А.А. Искандеров // Вопросы истории.– 2005.–№ 4.– С. 3–22.

5.Историография истории России до 1917 г.: учебник для студентов вузов [Текст] / Под ред. М.Ю. Лачаевой.–М.: ВЛАДОС, 2003.–Т.1.–С. 5–24.

6.Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов.– 3-е изд., изм. и доп.–М.: НОРМА, 2003.–С. 1–12.

7.Россия в мировой истории: учебник для вузов [Текст] / Под ред. В.С. Порохни.­– 2-е изд., испр. и доп.– М.: Логос, 2003.–С. 9–21.

8.Тойнби, А. Постижение истории: сб. [Текст] / А. Тойнби.–М.: Айрис-пресс, 2008.–С. 18–47; 99–187; 188– 297.

9.Ясперс, К. Смысл и назначение истории [Текст] / К. Ясперс.–М.: Республика, 1994.–С. 29–55; 84–89; 155–165; 253–271.
Семинарское занятие № 2.

Тема II: Древнерусское государство (IX–XI вв.).

(2 часа)
Вопросы:


  1. Образование Древнерусского государства. Летописная версия и ее альтернативы.

  2. Крещение Руси. Причины и историческое значение принятия христианства.

  3. Общественный и государственный строй Древней Руси.



Темы рефератов и докладов:
1. «Русская правда» — свод раннефеодального права.

Рекомендуемая литература:
1.«Повесть Временных лет» о славянах и варягах [Текст] // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.–М.: Владос, 2004.–С. 190– 224.

2.Русская Правда: Краткая редакция (Академический список) [Текст] // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / сост. Ю.П. Титов.– 2-е изд., перераб. и доп.–М.: Проспект, 2008.– С. 4–8.

3.Бесов, А.Г. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / А.Г. Бесов.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.–С.8–41.

4.Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2002.–С.198–148; 311–335.

5.Гумилев, Л.Н. От Руси к России [Текст] / Л.Н.Гумилев. – М.: АСТ: АСТ Москва, 2008.– С. 23–144.

6.Деревянко, А.П. История России: учебник [Текст] / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова.–3-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2009.–С. 23–49.

7.Исаев, И.А История государства и права России: учебник [Текст] / И.А. Исаев.–4-е изд., перераб. и доп.– М.: Проспект, 2009.–С. 11–59.

8.История России: учебник [Текст] / Под ред. А.А. Чернобаева, И.Е. Горелова, М.Н. Зуева.–М.: Высшая школа, 2007.–С. 10–37.

История России: IХ–ХХI вв. От Рюрика до Путина: учебное пособие [Текст].– М.: ИКЦ «МарТ», 2007.–С.8–47.

9.История России с древнейших времен до наших дней: учебник [Текст]: в 2 т. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков / Под ред. А.Н. Сахарова.–М.: Проспект, 2009.–Т.1.–С. 10–94.

10.Мунчаев, Ш.М. История России: учебник для вузов [Текст] / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов.–3-е изд., изм. и доп.–М.: НОРМА, 2003.–С. 13–34 (см. 4-е изд. 2008 г.).

11.Орлов, А.С. История России в схемах: учебное пособие [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев [и др.].–М.: Проспект, 2009.–С. 5–17.

12.Орлов, А.С. История России: учебник [Текст] / А.С. Орлов, В.А. Георгиев [и др.].–3-е изд., перераб. и доп.–М.: Проспект, 2008.–С. 14–35.

13.Россия в мировой истории: учебник для вузов [Текст] / под ред. В.С. Порохни.–2-е изд., испр. и доп.–М.: Логос, 2003.–С. 22–37.

14.Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. / Б.А. Рыбаков.–М.: Наука, 1982.
Источники и литература к сообщению:
1.Исаев, И.А История государства и права России: учебник [Текст] / И.А. Исаев.–4-е изд., перераб. и доп.–М.: Проспект, 2009.–С. 39–50.

2.История государства и права России: учебник [Текст] / Под ред. Ю.П. Титова.–М.: Проспект, 2003.–С. 23–32.

3.Русская Правда: Краткая редакция (Академический список) [Текст] // Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Сост. Ю.П. Титов.–2-е изд., перераб. и доп.–М.: Проспект, 2008.–С. 4–8.

4.Русская Правда: Пространная редакция (Троицкий список) [Текст] // Там же.–С. 9–25.
Семинарское занятие № 3.

Тема III. Русь–Россия в XII–XVII вв.

(6 часов)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс Ставрополь 2012 негосударственное образовательное...
Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ноу впо «Северо-Кавказский...

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и проектирование...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс по практикам предназначен для обучающихся...
Учебно-методический комплекс учебной практики утвержден на заседании кафедры Психологии, педагогики и социально-гуманитарных дисциплин...

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс Иностранный язык Направление подготовки...
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» предназначен для студентов 2-го и 3-его курсов биологического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Методология и проектирование...
Программы подготовки: «Международная практика и системы регулирования бухгалтерского (финансового) учета и аудита»

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 20140 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01020201...

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 2014 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология...

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология...

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconПрограмма учебной практики «автоматизированное рабочее место юриста»...
Одобрено кафедрой «Общегуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин». Протокол заседания кафедры от 28. 08....

Учебно-методический комплекс для студентов социально-гуманитарных, естественнонаучных и экономических направлений подготовки iconУчебно-методический комплекс Направление подготовки 030900 Юриспруденция квалификация «бакалавр»
Нотариат: комплекс учебно-методических материалов для студентов заочного обучения – Калининград: 2013. 50с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск