Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)»


Скачать 201.11 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)»
ТипУчебно-методический комплекс
filling-form.ru > Туризм > Учебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет»

Факультет естественных наук

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Декан ФЕН НГУ, профессор

 

_____________ Резников В. А.

 

 

«____»______________ 2015 г.

 

«МУТАГЕНЕЗ И РЕПАРАЦИЯ»

Модульная программа лекционного курса и самостоятельной работы студентов

Курс VI, IX семестр

Учебно-методический комплекс

Новосибирск 2015
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400_68 «Биология (магистр)». В состав разработки включены программа курса лекций, структура курса, приведены примеры контрольных вопросов по материалам лекций.

Составитель

Синицына Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Новосибирский государственный университет, 2015

Содержание

Аннотация рабочей программы

4

1. Цели освоения дисциплины

5

2. Место дисциплины в структуре ООП

5

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Мутагенез и репарация»

6

4. Структура и содержание дисциплины

7

 

Программа курса лекций

8

5. Образовательные технологии

11

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

12

 

Образцы вопросов для подготовки к экзамену

12

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

14

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

15

Аннотация рабочей программы
Дисциплина «Мутагенез и репарация» является частью биологического цикла ООП по направлению подготовки 020400­_68 «Биология» (квалификация магистр) в области, касающейся вариативной части профессионального цикла. Дисциплина реализуется на Факультете естественных наук Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Новосибирского государственного университета (НГУ) кафедрой молекулярной биологии.

Курс «Мутагенез и репарация» включает современные данные о сформировавшихся и развивающихся направлениях в области исследования процессов метаболизма ДНК (мутагенез/репликация/репарация/рекомбинация) в клетках про- и эукариот, рассматривает молекулярные механизмы клеточных процессов, обеспечивающих хранение и реализацию генетической информации, освещает роль мутагенеза и репарации ДНК в ходе онтогенеза и канцерогенеза.

Дисциплина «Мутагенез и репарация»нацелена на формирование у выпускника общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-6 и профессиональных компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-6, ПК-12, ПК-13.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, домашние задания, консультации, самостоятельная работа студента. Результатом прохождения дисциплины является итоговая оценка по пятибалльной шкале (экзамен).

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля:

Текущий контроль. Формой текущего контроля при прохождении дисциплины ««Мутагенез и репарация»» является контроль посещаемости занятий и сдача домашних заданий.

Для того чтобы быть допущенным к экзамену, студент должен выполнить следующее:

·      в ходе обучения посетить не менее 70% лекционных занятий;

·      написать на положительную оценку домашнее задание (реферат и задачи).

Итоговый контроль. Итоговую оценку за семестр студент может получить на устном экзамене в конце семестра в виде любой положительной или неудовлетворительной оценки.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов. Программой дисциплины предусмотрены 30 часов лекционных занятий, 42 часа на самостоятельную работу студентов (включая подготовку к экзамену и выполнение домашних заданий), 36 часов – сдача домашних заданий.
1. Цели освоения дисциплины
Основной целью освоения дисциплины является приобретение студентами знаний по современным направлениям новейшей области экспериментальной молекулярной биологии – молекулярным механизмам мутационного процесса и репарации.

Для достижения поставленной цели в курсе лекций дается информация о современных представлениях о роли процессов репарации в сохранении и реализации генетической информации, о молекулярных механизмах формирования мутаций, о роли мутагенеза и репарации в процессах старения и канцерогенеза.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Мутагенез и репарация» относится к консервативной части профессионального цикла ООП по направлению подготовки 020400_68 «Биология» (квалификация магистр).

Курс опирается на следующие дисциплины данной ООП:

·      Физическая химия (строение молекул, природа химической связи, электрохимия, химическая термодинамика, химическая кинетика);

·      Органическая химия (классификация и номенклатура соединений, строение молекул);

·      Молекулярная биология;

·      Биохимия;

·      Клеточная биология;

·      Физиология;

·      Физиологическая химия;

·      Иммунология;

·      Микробиология.

Результаты освоения курса «Молекулярная вирусология» используются в дисциплине "Эпигенетические механизмы регуляции экспрессии генов" данной ООП:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Мутагенез и репарация»
Общекультурные компетенции

ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению;

ОК-2: способен к инновационной деятельности;

ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.
Профессиональные компетенции

Общепрофессиональные

  • ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

  • ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению;

  • ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов;

  • ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации;

  • ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов , генерирует новые идеи и методические решения;

  • ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • иметь представление о современных и развивающихся представлениях мутагенеза;

  • знать биохимические и молекулярно-биологические основы мутационного и репарационного процессов в клетках про- и эукариот;

  • знать об особенностях современных методологий, используемых для изучения мутационно-репарационной тематики;

  • иметь представление о перспективах развития управляемого мутагенеза и связанных с ним областей наук о жизни.



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 академических часов.
Тематический план курса (распределение часов).




Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации


Лекции






Самостоятельная работа

экзамен




1

Тема 1. Мутагенез, основные понятия и принципы.

11

1

2





2







2

Тема 2. Основные эндо- и экзоклеточные мутационные факторы, мутагены, механизмы действия.

11

2,3

4





3




Сдача домашних заданий

3

Тема 3. Репликация ДНК как процесс фиксации мутаций.

11

4,5

4





3




Сдача домашних заданий

4

Тема 4. Репарация поврежденных оснований ДНК в клетках про- и эукариот.

11

6,7,8

6





3







5

Тема 5 Рекомбинация ДНК как часть репарационного процесса

11

9,10,11

6





3




Сдача домашних заданий

6

Тема 6. Метаболизм ДНК и клеточный цикл.

11

12,13

4





3







7

Тема 7. Проблемы репарации ДНК и наследственные заболевания человека, канцерогенез, старение. Современные представления, перспективы профилактики и терапии.

11

14,15

4





3




Сдача домашних заданий

8

Подготовка к экзамену













20







9

Итого по курсу







30





40

2

36

Программа курса лекций
Тема 1. Мутагенез, основные понятия и принципы.

Краткий исторический экскурс в проблематику мутагенеза. Основные представления. Современные представления о мутагенезе, прямой/непрямой мутагенез, классификация мутаций. Генетические тесты на возникновение мутаций. Реверс- и форвард-системы. Тест Эймса. Тесты Миллера на основе LacZ и LacI.Системы для тестирования мутагенеза в клетках млекопитающих: шаттл-векторы, трансгенные животные. Горячие точки мутагенеза
Тема 2. Основные эндо- и экзоклеточные мутационные факторы, мутагены, механизмы действия

Дезаминирование оснований. Алкилирование оснований. Реакции электрофильного присоединения (MNNG, цис-платина, иприт, псорален). Метаболическая активация мутагенов (рассмотреть один из примеров: бенз[а]пирен, аминофлюорен, афлатоксин, 4-нитрохинолин-1-оксид).Повреждение ДНК ультрафиолетом. Апуринизация ДНК, бета-элиминация АП-сайтов. Окисление оснований, механизмы окисления пуринов и пиримидинов. Окисленные формы АП-сайтов. Реакция Фентона. Антиоксиданты ферментативной и неферментативной природы. Образование этеноаддуктов оснований и пропеналей оснований.
Тема 3. Репликация ДНК как процесс фиксации мутаций.

Классификация полимераз. Селекция комплементарных оснований ДНК-полимеразами. Таутомерные формы канонических оснований. Механизм корректирующей активности ДНК-полимераз, полимеразы-мутаторы и антимутаторы. Включение урацила при репликации ДНК. Регуляция содержания дУТФ вклетке, роль дезоксиуридинтрифосфатазы Механизмы возникновения микроинсерций и микроделеций при репликации.

Транслезиональные ДНК-полимеразы. Механизм переключения полимераз на повреждениях, блокирующих репликацию. Регрессия репликативной вилки при блокировании репликации в клетках прокариот и эукариот.
Тема 4. Репарация поврежденных оснований ДНК в клетках про- и эукариот

Основные принципы репарационного процесса в клетках про- и эукариот. Краткая история исследования репарации ДНК.

Классификация репарационных процессов. «Прямая vs эксцизионная» репарация. Фотореактивация. Механизм действия фотолиаз бактерий. Роль гомологов фотолиазы в эукариотах.

Репарация метилированных оснований белком Ada. Адаптивный ответ на алкилирующие агенты, его регуляция. Аналог адаптивного ответа в клетках эукариот

Эксцизионная репарация оснований. Главные белки, принимающие участие в этом процессе, их роли и механизмы действия. ДНК-гликозилазы, их механизм и субстратная специфичность. Система репарации 8-оксогуанина. Альтернативные пути эксцизионной репарации оснований.

Эксцизионная репарация нуклеотидов. SOS- индуцируемая система репарации повреждений ДНК у E.coli. Регуляция SOS ответа. LexA и RecA –белки. Uvr+ зависимая эксцизионная репарация. Свойства белков UvrA, UvrB, UvrC. Субстраты для UvrABC - эксинуклеазы. Белки "Молекулярные Matchmakers", основные критерии. Механизм Uvr-зависимой репарации: инцизия (опознование) эксцизия (удаление) ресинтез, лигирование Эксцизионная репарация нуклеотидов у эукариот. Сходство и отличия от прокариотической системы эксцизионной репарации нуклеотидов. Связь эксцизионной репарации нуклеотидов и транскрипции.

Репарация однонитевых брешей в ДНК или пост-репликативная репарация.

SOS-мутагенез или «ошибочная» репарация. UmuD, UmuC белки, их свойства и функции. Роль RecA белка в SOS-мутагенезе. Биологическая роль SOS-мутагенеза.

Метилзависимая репарация гетеродуплексов у прокариот. Роль белков Dam, MutS, MutL и MutH. Роль репарации гетеродуплексов в предотвращении межвидового переноса генов. Репарация гетеродуплексов у эукариот. Сходство и отличия от прокариотической системы репарации гетеродуплексов. Возникновение нестабильности микросателлитов
Тема 5. Рекомбинация ДНК как часть репарационного процесса

Гомологичная рекомбинация как репарационный процесс. Повреждения ДНК, которые не могут быть репарированы при помощи эксцизионной репарации (двунитевые разрывы ДНК, протяженные однонитевые бреши в ДНК). Происхождение таких повреждений.

Молекулярные механизмы генетической рекомбинации.

Пресинаптическая стадия рекомбинации. Роль RecBCD фермента, его структура, свойства, функции. Структура и свойства - сайтов. ДНК-геликазы и экзонуклеазы в пресинаптической стадии рекомбинации. Свойства и функции RecQ, RecJ, RecE, RecT, белков.

Синаптическая стадия гомологичной рекомбинации. Роль RecO, RecF, RecR, SSB -белков

RecA белок E.coli. Его свойства, функции. RecA филамент. Реакция обмена нитей. АТФ как аллостерическии модификатор RecA белка. Холидеевский перекрест. Миграция Холидеевского перекреста.

Постсинаптическая стадия гомологичной рекомбинаци. Белки RuvA, RuvB, RuvC. Их свойства, функции. Молекулярные механизмы разрешения Холидеевского перекреста. Роль RecG гена. Репарация двунитевых разрывов ДНК у эукариот. Роль ДНК-зависимой протеинкиназы и комплекса Mre11/Rad50/Nbs. Основные функции гомологичной рекомбинации.
Тема 6. Метаболизм ДНК и клеточный цикл.

Клеточный ответ на повреждения ДНК у прокариот. Механизмы регуляции транскрипции генов в регулонах SoxRS и OxyR. Сенсоры повреждений ДНК в эукариотических клетках. Механизмы действия комплекса 9-1-1 и BRCA-ассоциированного комплекса. Основные функции и роль р53.

Роль и функции поли(АДФ-рибозо)полимеразы в регуляции репарации ДНК. Регуляция событий клеточного цикла при блокировании репликативной вилки.
Тема 7. Проблемы репарации ДНК и наследственные заболевания человека, канцерогенез, старение. Современные представления, перспективы профилактики и терапии

Заболевания человека, связанные с дефектами в системе эксцизионной репарации оснований/нуклеотидов: пигментная ксеродерма, наследственный неполипозный рак толстого кишечника, синдром Вернера, нарушения соматического гипермутагенеза, телангиэктатическая атаксия. Заболевания человека, связанные с дефектами в системе репарации гетеродуплексов. Нестабильность микросателлитов и канцерогенез. Ферменты репарации как мишень и агент в канцерогенезе. Проблемы регуляции ферментов репарации на примере ДНК –гликозилаз. Основные терапевтические и профилактические принципы, ферменты репарации как мишень и действующий агент в канцерогенезе. Современные представления о природе старения с точки зрения процессов метаболизма ДНК.
5. Образовательные технологии

Виды/формы образовательных технологий

Преподавание курса ведется в виде лекций. В ходе некоторых лекций студентам могут также предлагаться для общегруппового разбора задачи по соответствующим разделам курса.

В качестве домашнего задания студентам предлагается домашнее задание по темам, освещенным в курсе.

Обратная связь с аудиторией обеспечивается тем, что лектор может оперативно влиять на ход лекции, отвечая на вопросы или помогая в разрешении затруднений или исправлении ошибок, возникших при решении задач.

В случае возникновения у студента трудностей с усвоением лекционного материала или решением задач предусмотрены также индивидуальные занятия во внеучебное время.

Преподаватель курса является действующим специалистом в области молекулярной биологии и заинтересован в освоении студентами основ дисциплины "Мутаганез и репарация". В связи с этим студентам часто предлагается решать задачи, построенные на основе современных исследовательских данных, полученных научными сотрудниками.

Самостоятельная работа осуществляется по темам, перечисленным выше в тематическом плане.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Каждую тему лекций сопровождает подготовленная и постоянно обновляющаяся презентация.

Формой текущего контроля при прохождении дисциплины «Мутаганез и репарация» является контроль посещаемости занятий и сдача домашних заданий.

Для того, чтобы быть допущенным к экзамену, студент должен   в ходе обучения посетить не менее 70% лекционных занятий и написать на положительную оценку домашнее задание.

При подготовке домашних заданий и к экзаменам студенты могут использовать рекомендованные преподавателем литературные источники и Интернет-ресурсы, а также любую доступную справочную литературу, программное обеспечение и базы данных.
Образцы вопросов для подготовки к экзамену

  1. Основные внутриклеточные мутационные факторы.

  2. Мутации, определение, классификации, механизмы возникновения и фиксации.

  3. Таутомерные формы канонических оснований

  4. Дезаминирование оснований. Апуринизация ДНК, бета-элиминация АП-сайтов.

  5. Алкилирование оснований ДНК, алкилирующие агенты, основные мишени и продукты

  6. Повреждения ДНК под действием физических факторов, УФ облучение.

  7. Окисление оснований, механизмы окисления пуринов и пиримидинов. Реакция Фентона.

  8. Антиоксиданты ферментативной и неферментативной природы.

  9. Включение урацила при репликации ДНК. Регуляция содержания дУТФ вклетке, роль дезоксиуридинтрифосфатазы.

  10. Классификация полимераз. Селекция комплементарных оснований ДНК-полимеразами. Механизм корректирующей активности ДНК-полимераз, полимеразы-мутаторы и антимутаторы.

  11. Транслезиональные ДНК-полимеразы. Механизм переключения полимераз на повреждениях, блокирующих репликацию.

  12. Механизмы возникновения микроинсерций и микроделеций при репликации.

  13. Основные принципы репарации ДНК. Прямая /эксцизионная репарация.

  14. Фотореактивация. Механизм действия ДНК-фотолиаз бактерий.

  15. Роль гомологов ДНК-фотолиаз в эукариотах.

  16. Эксцизионная репарация оснований ДНК. ДНК-гликозилазы, свойства, функции, классификация

  17. Молекулярные механизмы эксцизионной репарации оснований, роль основных белков.

  18. Эксцизионная репарация нуклеотидов. Основные белки, этапы молекулярного процесса.

  19. SOS- индуцируемая система репарации повреждений ДНК у E.coli. Регуляция SOS ответа. LexA и RecA -белки

  20. SOS-мутагенез или «ошибочная» репарация. UmuD, UmuC белки, их свойства и функции. Роль RecA белка в SOS-мутагенезе. Биологическая роль SOS-мутагенеза

  21. Метилзависимая репарация гетеродуплексов у прокариот. Роль белков Dam, MutS, MutL и MutH.

  22. Репарация гетеродуплексов в клетках эукариот.

  23. Роль репарации гетеродуплексов в предотвращении межвидового переноса генов

  24. Гомологичная рекомбинация как репарационный процесс.

  25. Репарация двунитевых разрывов ДНК у про и эукариот.

  26. Основные функции гомологичной рекомбинации.

  27. Репарация однонитевых брешей в ДНК или пост-репликативная репарация

  28. Пресинаптическая стадия рекомбинации. Роль RecBCD фермента, его структура, свойства, функции.

  29. Структура и свойства - сайтов.

  30. Синаптическая стадия гомологичной рекомбинации. Роль RecO, RecF, RecR, SSB –белков

  31. ДНК-геликазы и экзонуклеазы в пресинаптической стадии рекомбинации. Свойства и функции RecQ, RecJ, RecE, RecT, белков

  32. RecA белок E.coli. Его свойства, функции. RecA филамент. Реакция обмена нитей. АТФ как аллостерическии модификатор RecA белка.

  33. Синаптическая стадия рекомбинации в клетках эукариот

  34. Постсинаптическая стадия гомологичной рекомбинаци. Белки RuvA, RuvB, RuvC. Их свойства, функции. Молекулярные механизмы разрешения Холидеевского перекреста. Роль RecG гена

  35. Клеточный ответ на повреждения ДНК у прокариот. Механизмы регуляции транскрипции генов в регулонах SoxRS и OxyR.

  36. Сенсоры повреждений ДНК в эукариотических клетках. Механизмы действия комплекса 9-1-1 и BRCA-ассоциированного комплекса.

  37. Основные функции и роль белка р53.

  38. Роль и функции поли(АДФ-рибозо)полимеразы в регуляции репарации ДНК.

  39. Заболевания человека, связанные с дефектами в системе эксцизионной репарации оснований/нуклеотидов: пигментная ксеродерма, наследственный неполипозный рак толстого кишечника, синдром Вернера, нарушения соматического гипермутагенеза, телангиэктатическая атаксия.

  40. Заболевания человека, связанные с дефектами в системе репарации гетеродуплексов. Нестабильность микросателлитов и канцерогенез.

  41. Современные представления о природе старения с точки зрения процессов метаболизма ДНК.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список основной литературы:

  1. Льюин Б. Гены. – М.: Бином, 2011.

  2. Errol C. Friedberg (Editor), Stephen J. Elledge (Editor), Alan R. Lehmann (Editor), & 2 more DNA Repair, Mutagenesis, and Other Responses to DNA Damage (Cold Spring Harbor Perspectives in Biology), 2013, 445 pages

  3. Errol C. Friedberg (Author), Graham C. Walker (Author), Wolfram Siede (Author), & 3 more 3 customer reviews DNA Repair and Mutagenesis Hardcover 2005 ASM Press; 2 edition1118 pages

  4. Биохимия : учеб. для вузов. Под ред.  Е.С. Северина. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 768 с


Список дополнительной литературы:

1 Ed. Mark R. Kelley DNA Repair in Cancer Therapy Molecular Targets and Clinical Applications, 2012 Elsevier Inc, 480 pages.


  1. Инге-Вечтомов С. Г. Генетика с основами селекции: учебник для студентов высших учебных заведений Н-Л,: 2010, 720 с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

    • Ноутбук, медиа-проектор, экран.

    • Программное обеспечение для демонстрации слайд-презентаций.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 020400_68 «Биология (магистр)», а также в соответствии с Образовательным стандартом высшего профессионального образования, принятым в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет».
Автор: Синицына Ольга Ивановна, кбн, доцент кафедры молекулярной биологии НГУ, зав. сектором мутагенеза и репарации ИЦиГ СО РАН
Программа одобрена на заседании кафедры молекулярной биологии

 «23» января  2015 года

Секретарь кафедры,  к.х.н., доцент __________ Халимская Л. М.




Похожие:

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 2014 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01 «Биология...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс Новосибирск 20140 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов I курса факультета естественных наук, направление подготовки 06. 03. 01020201...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс Иностранный язык Направление подготовки...
Учебно-методический комплекс «Иностранный язык» предназначен для студентов 2-го и 3-его курсов биологического отделения факультета...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу: «Европейская Конвенция...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030900. 62 бакалавр...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права
Умк1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «социологические исследования»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по специальности 080801. 65

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconКультура речевой коммуникации учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс Новосибирск 2015 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов VI курса факультета естественных наук, направление подготовки 020400 68 «Биология (магистр)» iconУчебно-методический комплекс немецкий язык в сфере юриспруденции...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности «юриспруденция» исоставлен согласно требованиям...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск