Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений


НазваниеАктуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск),

Университетский лицей СГМУ

МУ «Отдел образования» администрации Мирного Архангельской области

МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г.Мирного Архангельской области

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений

Сборник тезисов и материалов

межрегиональной учебно-практической конференции

25-26 января 2008 года

г. Мирный

2008

УДК 377

ББК 74.56

А 43


Печатается по решению

Методического совета Университетского лицея

Северного государственного медицинского университета

3 от 23 января 2008 года.

Ред. коллегия: Меньшикова М.В., Ратушная Н.В.

Технический редактор: Ратушная Н.В.
«Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений»: Сборник тезисов и материалов межрегиональной учебно-практической конференции 25-26 января 2008 года. - Мирный, 2008.
В сборнике представлены материалы, посвященные актуальным вопросам организации предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений.

© Коллектив авторов, 2008.

© Университетский лицей, 2008.

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА «ВУЗ - ШКОЛА»
Росляков Василий Владимирович,

г. Мирный Архангельской области
Ориентация образовательного сообщества на доступность, вариативность, качество и эффективность образования («Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы») предполагает изме­нения в области образовательных парадигм, годами «въедавшихся» в сознание учительства, и, как следствие, оказываю­щих огромное влияние на взгляды и подходы, как к самому образовательному процессу, так и роли учителя и учащегося в нем.

Одним из таких убеждений является убеждение в том, что учитель может научить тому, чему он учит, но учащегося нельзя научить - он может только научиться. Можно утверждать, что основная роль учителя состоит в управлении учением. Учитель управляет процессом структурирования информации, действий, процессом присвоения их учащимся и т. д. Это управление основывается на кооперативном взаимодействии учащегося и учителя, которое ориентировано на принятые и согласованные ими образовательные цели.

Современная образовательная парадигма формулируется как управление учением школьника по достижению прогнозируемых результатов. Эта парадигма создает новые ценностные аспекты образования, где главным является личностно-ориентированный образовательный результат учения учащегося, качество этого результата и эффективность его достижения. Таким образом, образовательный процесс начинает существовать не сам по себе, а как особая составляющая образовательной системы, ориентированной на достижение прогнозируемых результатов учения школьником, что осо­бенно важно в связи с введением ЕГЭ и профилизации школы.

Осознание новой парадигмы приводит к возникновению противоречия между необходимостью ее реализации и педагогической вооруженностью, профессиональной подготовкой и готовностью учителя работать в но­вых условиях. Учитель, обучавшийся в традиционной системе ценностей и ориентиров, имеющий устоявшиеся педагогические стереотипы, сможет перешагнуть через них только в случае специально организованной образовательной ситуации, самоопределившийся в новых условиях и развивший свою профессиональную компетентность за счет присвоения структурированных и адаптированных управленческих действий.

Развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы может осуществляться в учебном учреждении, где он работает, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В основе зарождения компетентности человека лежит усвоение им соответствующих знаний, интеграции их в его субъектном опыте. Учитель при обучении и повышении квалификации должен быть погружен и включен в соответствующее образовательно-технологическое пространство. Создание такого пространства возможно при объединении средних и высших образовательных уч­реждений в общий режим инновационного преобразования, ориен­тированного на управление учением учителей.

Вхождение организации или сети организаций в инновационное пространство – это процесс, который содержит:

- стратегические и тактические общественно-значимые цели;

- иерархию определенных подцелей;

- модели путей, позволяющих наиболее эффективными способами достигать каждую из подцелей и целей;

- комплекс условий и мер, обеспечивающих поддержку процесса достижения прогнозируемых результатов;

- линии развития возможных эффектов от процесса и полученных результатов;

- возможные направления дальнейшего развития организации после того, как будут достигнуты запланированные цели.

Одной из важнейших стратегических це­лей является повышение эффективности и качества учения школьни­ка. Реализация этой цели возможна, если преподаватели освоят соответствующую образовательную технологию, ориентированную на управление учением.

Тактические цели позволяют конкретизировать инновационное поле и придают процессу достижения прогнозируемых стратегических целей необходимую динамичность, мобильность и эффективность. В качестве одной из таких целей можно рассмотреть создание кластера образовательных учреждений.

Кластер может включать в себя головное высшее образовательное учреждение (или группу), которое играет ведущую методологическую и научно-методическую роль, является ведущим разработчиком методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на новую образовательную парадигму.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СХЕМА

ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД (ВУЗ)



РУКОВОДСТВО ВУЗа



МЕТОДИЧЕСКИЕ (ПРЕДМЕТНЫЕ) КАФЕДРЫ


1.  Создание и принятие коллективом миссии школы, вуза.

2. Выстраивание общественно значимых целей, ориентированных на миссию.

3. Моделирование пути достижения

целей.

4. Проектирование и ресурсное

обеспечение процесса достижения

прогнозируемых результатов.

5. Встраивание общего мониторинга в систему промежуточных прогнозируемых результатов и соотнесение его с временными рамками.

6. Конструирование системы реагирования на результаты мониторинга.

7. Проектирование возможных негативных побочных эффектов и моделирование возможных путей их нейтрализации.


1.    Конструирование понятийного аппарата предмета.

2.    Конструирование предметных, надпредметных метадействий.

3.    Конструирование выстроенных по уровню сложности прогнозируемых результатов учения школьника, студента, слушателя.

4.    Разработка системы обобщенных критериев для анализа ведущей учебной информации и создания ее карты.

5.    Разработка системы промежуточных прогнозируемых результатов учения школьника, студента, слушателя.

6.    Конструирование системы упражнений, заданий, выводящих студента, слушателя на соответствующий прогнозируемый уровень усвоения учебной информации.

7.    Отработка форм и методов работы со студентами, слушателями в рамках новой образовательной парадигмы.

8.    Сопровождение деятельности школы по структурированию учебной информации и развития субъектного опыта школьника.

9.      Анализ, коррекция, обобщение и трансляция опыта.



ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СХЕМА

ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД (ШКОЛА)


РУКОВОДСТВО ШКОЛЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЯ


1. Создание и принятие коллективом миссии школы.

2. Выстраивание общественно значимых целей, ориентированных на миссию.

3. Моделирование пути достижения целей.

4. Проектирование и ресурсное обеспечение процесса достижения прогнозируемых результатов.

5. Встраивание общего мониторинга в систему промежуточных прогнозируемых результатов.

6. Конструирование системы реагирования на результаты мониторинга.

7. Проектирование возможных негативных побочных эффектов и моделирование возможных путей их нейтрализации.


1. Совместные разработки УМК сложных и ведущих тем.

2. Трансляция разработок учителей школы, новых форм и методов работы на уроке в рамках новой образовательной парадигмы.

3. Экспертная апробация, оценка и корректировка УМК, разработанных в школах кластера.


1. Конструирование понятийного аппарата предмета

2. Конструирование предметных действий.

3. Конструирование выстроенных по уровню сложности прогнозируемых результатов учения школьника учебным темам.

4. Разработка системы промежуточных прогнозируемых результатов учения школьника по учебным темам.

5. Конструирование системы упражнений, заданий, выводящих школьника на соответствующий прогнозируемый уровень усвоения учебной информации.

6. Разработка УМК по темам в рамках новой образовательной парадигмы.

7. Управление учением школьника в личностно ориентированном образовательном процессе урока.

8. Развитие субъектного опыта школьника в рамках бразовательного процесса.

9. Повышение профессиональной компетентности.



Руководство, коллектив вуза, школ по общей взаимосогласованной схеме разрабатывают миссию кластера, общественно значимые стратегические и тактические цели с учетом соответствующих им специфик, приводят в соответствие модели путей достижения этих целей, уточняют и согласовывают ресурсные составляющие, призванные обеспечить эффективное достижение прогнозируемых результатов.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ


Координация деятельности школ кластера.

Управление продвижением инновационных разработок в систему деятельности школ


Образовательная технология является с одной стороны одним из системно образующих факторов кластера, с другой стороны — призвана обеспечивать эффективное и качественное достижение поставленных целей, повысить эффективность и качество учения школьника, слушателя ФПК и ППРО.

Реализация рассмотренных возможностей позволит решить стратегические задачи, определенные Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, такие как:

- совершенствование содержания и технологий образования;

- развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

- повышение эффективности управления в системе образования, которое может осуществляться за счет организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО

И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПРИ СЕВЕРНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

НА БАЗЕ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ

Меньшикова Марина.Владимировна.,

Университетский лицей СГМУ (г. Архангельск)
Важнейший вопрос организации профильного обучения – определение структуры и направления профилизации. При этом следует наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, преодолеть ряд факторов, сдерживающих процессы дифференциации образования, среди которых, к сожалению, часто встречается некомпетентность и непонимание администрации школ, а порой и органов образования.

В соответствии с Концепцией профильного обучения профили дифференцированного образования учащихся старшей ступени определяются школой с учетом:

1) реальных потребностей рынка труда данного экономического региона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля;

2) реальных возможностей школы обеспечить качественную подготовку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы);

3) соответствия профиля дифференцированного образования интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей;

4) наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, наряду с другими важными стратегическими задачами, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…». При этом обращается внимание на равный доступ к профильному обучению разных категорий школьников. То есть профильное обучение проводится для всех учащихся, «сильных» и «слабых» в учебе. Последние, в дальнейшем, могут обучаться не только в высших учебных заведениях, но и в учреждениях среднего и даже начального профессионального образования.

В 1998 году на базе гимназии №6 г. Архангельска была организована работа медико-биологического класса. Такие же классы были открыты в школе №33 г. Архангельска, в лицее №17 г. Северодвинска, в Северодвинском медколледже, в г. Мирный, с. Лешуконское Архангельской области, в школе №4 г. Нарьян-Мара. В Мурманской области медико-биологические классы функционировали в школе №27 и политехническом лицее г. Мурманска и в гимназии №1 г. Североморска.

Мониторинг образовательной деятельности у учащихся медико-биологических классов показывает, что у обучающихся наблюдается рост качества знаний по профильным предметам, устойчиво повышается мотивация к учебе. При этом школьники показывают высокий уровень готовности к обучению в вузах.

Выпускники профильных классов успешно поступают в вузы и успешно обучаются в них.

В декабре 2005 года Правительством Российской Федерации подписано Постановление «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», в которой предлагается расширить возможности дополнительного образования детей. При этом сохраняется тенденция на профилирование школьного образования, а акцент ставится на расширение возможности получения дополнительного образования у учащихся в возрасте до 15 лет. Планируется внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования, на которые будут ориентированы и программы дополнительного предпрофильного и профильного обучения.

В 2006-2007 учебном году коллектив Университетского лицея приступил к реализации перспективного плана, согласно которому довузовская подготовка абитуриентов начинается с 8-9 классов. В октябре 2006 года начала функционировать очная профориентационная школа «Юный медик» при гимназии №1 г. Североморска Мурманской области.

С 2007-2008 учебного года в школе «Юный медик» при СГМУ обучаются ученики 8-9 классов г. Архангельска. Второй год работает заочная школа «Юный медик».

В течение 2007-2008 года ведется работа по открытию предпрофильных медико-биологических классов в гимназии №6 г. Архангельска, а также предпрофильных и профильных психологических классов в школе №51 г. Архангельска.

Сотрудники Университеского лицея СГМУ продолжают активную работу по открытию новых отдельных направлений, видов и форм дополнительного образования на базе образовательных учреждений Северо-Западного региона России.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconМетодическое пособие посвящено проблемам организации профильного...
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений icon«Тюменский областной государственный институт развития регионального...
Рекомендации могут быть использованы руководителями общеобразовательных учреждений, руководителями спортивных клубов, созданных на...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconРекомендации по экспертизе программ курсов по выбору (по материалам...
По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconМетодические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных...
Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов (центров) на базе лучших общеобразовательных...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений icon1. Основания профильного обучения
Кривых С. В., Абдуллаева О. А., Алексашина И. Ю., Марковская Е. А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconЛитература для учителя Электронные дидактические пособия О. С. Габриелян,...
Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconПоложение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся...
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconСрок проведения : июнь 2012 года. Рассматриваемые вопросы
«Информация по организации деятельности лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений Ялуторовского района»

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconИнновационного управленческого опыта
Вузы не по профилю обучения. В ходе опроса родительской общественности внесены предложения об усилении практической направленности...

Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений iconТесты для учащихся средних общеобразовательных учреждений Укажите...
Определите какой из перечисленных ниже институтов права относится к гражданскому праву

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск