Скачать 0.85 Mb.
|
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск), Университетский лицей СГМУ МУ «Отдел образования» администрации Мирного Архангельской области МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г.Мирного Архангельской области Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений Сборник тезисов и материалов межрегиональной учебно-практической конференции 25-26 января 2008 года г. Мирный 2008 УДК 377 ББК 74.56 А 43 Печатается по решению Методического совета Университетского лицея Северного государственного медицинского университета №3 от 23 января 2008 года. Ред. коллегия: Меньшикова М.В., Ратушная Н.В. Технический редактор: Ратушная Н.В. «Актуальные вопросы организации сети предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений»: Сборник тезисов и материалов межрегиональной учебно-практической конференции 25-26 января 2008 года. - Мирный, 2008. В сборнике представлены материалы, посвященные актуальным вопросам организации предпрофильного и профильного обучения на базе средних общеобразовательных учреждений. © Коллектив авторов, 2008. © Университетский лицей, 2008. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА «ВУЗ - ШКОЛА» Росляков Василий Владимирович, г. Мирный Архангельской области Ориентация образовательного сообщества на доступность, вариативность, качество и эффективность образования («Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы») предполагает изменения в области образовательных парадигм, годами «въедавшихся» в сознание учительства, и, как следствие, оказывающих огромное влияние на взгляды и подходы, как к самому образовательному процессу, так и роли учителя и учащегося в нем. Одним из таких убеждений является убеждение в том, что учитель может научить тому, чему он учит, но учащегося нельзя научить - он может только научиться. Можно утверждать, что основная роль учителя состоит в управлении учением. Учитель управляет процессом структурирования информации, действий, процессом присвоения их учащимся и т. д. Это управление основывается на кооперативном взаимодействии учащегося и учителя, которое ориентировано на принятые и согласованные ими образовательные цели. Современная образовательная парадигма формулируется как управление учением школьника по достижению прогнозируемых результатов. Эта парадигма создает новые ценностные аспекты образования, где главным является личностно-ориентированный образовательный результат учения учащегося, качество этого результата и эффективность его достижения. Таким образом, образовательный процесс начинает существовать не сам по себе, а как особая составляющая образовательной системы, ориентированной на достижение прогнозируемых результатов учения школьником, что особенно важно в связи с введением ЕГЭ и профилизации школы. Осознание новой парадигмы приводит к возникновению противоречия между необходимостью ее реализации и педагогической вооруженностью, профессиональной подготовкой и готовностью учителя работать в новых условиях. Учитель, обучавшийся в традиционной системе ценностей и ориентиров, имеющий устоявшиеся педагогические стереотипы, сможет перешагнуть через них только в случае специально организованной образовательной ситуации, самоопределившийся в новых условиях и развивший свою профессиональную компетентность за счет присвоения структурированных и адаптированных управленческих действий. Развитие профессиональной компетентности учителя в контексте новой образовательной парадигмы может осуществляться в учебном учреждении, где он работает, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. В основе зарождения компетентности человека лежит усвоение им соответствующих знаний, интеграции их в его субъектном опыте. Учитель при обучении и повышении квалификации должен быть погружен и включен в соответствующее образовательно-технологическое пространство. Создание такого пространства возможно при объединении средних и высших образовательных учреждений в общий режим инновационного преобразования, ориентированного на управление учением учителей. Вхождение организации или сети организаций в инновационное пространство – это процесс, который содержит: - стратегические и тактические общественно-значимые цели; - иерархию определенных подцелей; - модели путей, позволяющих наиболее эффективными способами достигать каждую из подцелей и целей; - комплекс условий и мер, обеспечивающих поддержку процесса достижения прогнозируемых результатов; - линии развития возможных эффектов от процесса и полученных результатов; - возможные направления дальнейшего развития организации после того, как будут достигнуты запланированные цели. Одной из важнейших стратегических целей является повышение эффективности и качества учения школьника. Реализация этой цели возможна, если преподаватели освоят соответствующую образовательную технологию, ориентированную на управление учением. Тактические цели позволяют конкретизировать инновационное поле и придают процессу достижения прогнозируемых стратегических целей необходимую динамичность, мобильность и эффективность. В качестве одной из таких целей можно рассмотреть создание кластера образовательных учреждений. Кластер может включать в себя головное высшее образовательное учреждение (или группу), которое играет ведущую методологическую и научно-методическую роль, является ведущим разработчиком методического обеспечения образовательного процесса, ориентированного на новую образовательную парадигму. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СХЕМА ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД (ВУЗ)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СХЕМА ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА. КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД (ШКОЛА)
Руководство, коллектив вуза, школ по общей взаимосогласованной схеме разрабатывают миссию кластера, общественно значимые стратегические и тактические цели с учетом соответствующих им специфик, приводят в соответствие модели путей достижения этих целей, уточняют и согласовывают ресурсные составляющие, призванные обеспечить эффективное достижение прогнозируемых результатов. ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Образовательная технология является с одной стороны одним из системно образующих факторов кластера, с другой стороны — призвана обеспечивать эффективное и качественное достижение поставленных целей, повысить эффективность и качество учения школьника, слушателя ФПК и ППРО. Реализация рассмотренных возможностей позволит решить стратегические задачи, определенные Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, такие как: - совершенствование содержания и технологий образования; - развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; - повышение эффективности управления в системе образования, которое может осуществляться за счет организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений. ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРОФИЛЬНОГО И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ СЕВЕРНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ НА БАЗЕ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ Меньшикова Марина.Владимировна., Университетский лицей СГМУ (г. Архангельск) Важнейший вопрос организации профильного обучения – определение структуры и направления профилизации. При этом следует наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников, преодолеть ряд факторов, сдерживающих процессы дифференциации образования, среди которых, к сожалению, часто встречается некомпетентность и непонимание администрации школ, а порой и органов образования. В соответствии с Концепцией профильного обучения профили дифференцированного образования учащихся старшей ступени определяются школой с учетом: 1) реальных потребностей рынка труда данного экономического региона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля; 2) реальных возможностей школы обеспечить качественную подготовку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопрофессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы); 3) соответствия профиля дифференцированного образования интересам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей; 4) наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования, наряду с другими важными стратегическими задачами, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда…». При этом обращается внимание на равный доступ к профильному обучению разных категорий школьников. То есть профильное обучение проводится для всех учащихся, «сильных» и «слабых» в учебе. Последние, в дальнейшем, могут обучаться не только в высших учебных заведениях, но и в учреждениях среднего и даже начального профессионального образования. В 1998 году на базе гимназии №6 г. Архангельска была организована работа медико-биологического класса. Такие же классы были открыты в школе №33 г. Архангельска, в лицее №17 г. Северодвинска, в Северодвинском медколледже, в г. Мирный, с. Лешуконское Архангельской области, в школе №4 г. Нарьян-Мара. В Мурманской области медико-биологические классы функционировали в школе №27 и политехническом лицее г. Мурманска и в гимназии №1 г. Североморска. Мониторинг образовательной деятельности у учащихся медико-биологических классов показывает, что у обучающихся наблюдается рост качества знаний по профильным предметам, устойчиво повышается мотивация к учебе. При этом школьники показывают высокий уровень готовности к обучению в вузах. Выпускники профильных классов успешно поступают в вузы и успешно обучаются в них. В декабре 2005 года Правительством Российской Федерации подписано Постановление «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», в которой предлагается расширить возможности дополнительного образования детей. При этом сохраняется тенденция на профилирование школьного образования, а акцент ставится на расширение возможности получения дополнительного образования у учащихся в возрасте до 15 лет. Планируется внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования, на которые будут ориентированы и программы дополнительного предпрофильного и профильного обучения. В 2006-2007 учебном году коллектив Университетского лицея приступил к реализации перспективного плана, согласно которому довузовская подготовка абитуриентов начинается с 8-9 классов. В октябре 2006 года начала функционировать очная профориентационная школа «Юный медик» при гимназии №1 г. Североморска Мурманской области. С 2007-2008 учебного года в школе «Юный медик» при СГМУ обучаются ученики 8-9 классов г. Архангельска. Второй год работает заочная школа «Юный медик». В течение 2007-2008 года ведется работа по открытию предпрофильных медико-биологических классов в гимназии №6 г. Архангельска, а также предпрофильных и профильных психологических классов в школе №51 г. Архангельска. Сотрудники Университеского лицея СГМУ продолжают активную работу по открытию новых отдельных направлений, видов и форм дополнительного образования на базе образовательных учреждений Северо-Западного региона России. |
Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А. А., Казакова И. И., Колбас С. В. Томск: тоипкро,... | Рекомендации могут быть использованы руководителями общеобразовательных учреждений, руководителями спортивных клубов, созданных на... | ||
По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить... | Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов (центров) на базе лучших общеобразовательных... | ||
Кривых С. В., Абдуллаева О. А., Алексашина И. Ю., Марковская Е. А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский... | Программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в X–xi классах общеобразовательных учреждений (профильный уровень)... | ||
Российской Федерации, реализующих программы общего образования, гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных... | «Информация по организации деятельности лагерей с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений Ялуторовского района» | ||
Вузы не по профилю обучения. В ходе опроса родительской общественности внесены предложения об усилении практической направленности... | Определите какой из перечисленных ниже институтов права относится к гражданскому праву |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |