Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов


НазваниеМетодические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов
страница1/4
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4

Методические рекомендации


по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов (центров) на базе лучших общеобразовательных учреждений путем присоединения к ним неконкурентноспособных общеобразовательных учреждений

РАЗРАБОТЧИКИ:

Шалимова Наталья Александровна, декан факультета развития образовательных систем ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»

Сиушева Гайша Гусмановна, доцент кафедра экономики и развития образования ОГБОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»
Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….............2

Базовая (опорная) школа с сетью филиалов…………………………………………………...3

Ассоциация образовательных учреждений…………………………………………................6

Образовательный комплекс ……………………………………………………………………9

Рекомендации но нормативно-правовому и организационному обеспечению создания моделей образовательных комплексов, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования………………………………………………………….....9

Модели образовательных комплексов ………………………………………………………..15

Проблемы и риски создания образовательных комплексов……………………....................19

Примерное положение об образовательном комплексе…………………………..................22

Примерное положение об образовательном комплексе (ассоциации образовательных учреждений)…………………………………………………………………………………….27

Приложение 1. Нормативы процедуры реорганизации образовательных учреждений……………………………………………………………………………………..32

Приложение 2. Разъяснения по применению Гражданского Кодекса и Трудового Кодекса при реорганизации образовательных учреждений…………………………………………..36

Приложение 3. Извлечения из «Гражданского кодекса РФ»………………………..............38

Литература………………………………………………………………………………………40

Введение

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной долгосрочной политики государственной поддержки и оптимизации сети общеобразовательных учреждений, в том числе сельских школ, с целью создания условий для обеспечения доступности и одинаково высокого качества образования, решения актуальных задач экономического, социального и духовного возрождения сельского социума.

Реструктуризация сети образовательных учреждений осуществляется за счет структурно-содержательной модернизации деятельности общеобразовательных учреждений, статусного самоопределения, внедрения дистанционных форм обучения на основе компьютеризации и информатизации сельских школ.

В этой связи особое внимание следует уделять деятельности по моделированию, построению и функционированию лучших общеобразовательных учреждений (базовых (опорных) учреждений) образования муниципальных районов, которые становятся надежным фундаментом реструктурируемой сети, ее главными системоинтегрирующими элементами. Эти звенья преобразованных сетей обеспечивают повышение доступности и качества образовательных услуг для жителей не только в своих районах, но и на территориях, которые обслуживаются близлежащими малочисленными (малокомплектными) школами. Если деятельность данных учреждений образования в том или ином районе методически обоснована, полноценно обеспечена кадровыми, технологическими и материально-финансовыми ресурсами, то они обеспечивают значительный рост эффективности муниципальной образовательной системы в целом.

По итогам проведённого в 2002-2004 годах федерального эксперимента по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в регионах России, различающихся социально-экономическими, географическими и демографическими условиями, был сформирован набор перспективных моделей, рекомендуемых для введения в региональные образовательные системы:

  • базовая (опорная) школа с сетью филиалов,

  • передвижная учебная лаборатория,

  • профильная сельская школа,

  • ассоциация образовательных учреждений,

  • ресурсный центр,

  • образовательный комплекс.

Базовая (опорная) школа с сетью филиалов. Создание базовых школ внутрирайонного уровня, обеспечивает высококачественное образование за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых, управленческих ресурсов, подвоза обучающихся либо организации их временного проживания в местах расположения базовых школ (пришкольные интернаты, временное проживание в семьях). Базовая школа становится методическим и ресурсным центром внутрирайонного уровня, а также центром распространения инноваций для всех общеобразовательных учреждений, ставших ее филиалами.

Базовая школа выполняет функции организации и обеспечения образовательного процесса, методического руководства единым образовательным пространством, позволяя снизить эффект социальной отчужденности для удаленных или малокомплектных школ – филиалов. Апробируются различные организационные формы: выезд учителей по скользящему графику, подвоз детей на занятия или общие мероприятия, возможность круглосуточного пребывания.

Создание базовой школы предполагает реорганизацию входящих в школьный округ малокомплектных и малочисленных сельских школ путем их присоединения к базовой школе в качестве ее филиалов.

Базовая школа по отношению к филиалам функционально выступает в качестве ресурсного центра, так как она в лучшей степени укомплектована учебным оборудованием, имеет более сильные и квалифицированные педагогические кадры.

Базовая школа, оснащенная телекоммуникационным и компьютерным оборудованием, может быть центром дистанционного обучения.

В базовую школу зачисляются (переводятся) с согласия родителей все дети, обучающиеся в ее филиалах, а также и все работники филиалов, поскольку школа является единым юридическим лицом. Обучающиеся филиалов проходят в базовой школе итоговые аттестации.

Филиалы (отделения) базовой школы.

Общие нормы федерального законодательства, содержащиеся в статье 55 Гражданского кодекса РФ, определяют филиал как обособленное подразделение юридического лица, выполняющее все или часть его функций и расположенное вне места его нахождения (то есть за пределами административных границ населенного пункта).

Такое же структурное подразделение, расположенное в населенном пункте по месту нахождения юридического лица, с точки зрения закона, не считается филиалом и может иметь любое иное наименование, например, дошкольное отделение - детский сад, отделение начальной школы и др. При этом не имеет юридического значения, в каких зданиях (в одном или нескольких), в каком месте того же населенного пункта располагаются эти структурные подразделения.

Филиалы не являются юридическим лицом, имеют правовой статус структурных подразделений базового учреждения и действуют на основании положения о филиале и доверенности директора базовой школы).

Возможны различные варианты создания базовой школы с комбинациями филиалов и отделений, расположенных как в одном и том же населенном пункте, так и в разных населенных пунктах. Например, в базовую школу реорганизуется средняя школа, в качестве филиалов к ней присоединяются основная школа и детский сад, расположенные в другой местности, и в качестве отделения базовой школы к ней присоединяется также начальная школа, расположенная в том же населенном пункте.  

Правила создания базовой школы

При создании и комплектовании базовых сельских школ необходимо соблюдать следующие общие требования Российского законодательства в образовании:

•   обеспечение доступности общего образования всех уровней для детей, проживающих на территории базовой школы;

•    обеспечение качества обучения, более высокого в сравнении с другими
школами региона;

•     обеспечение свободного выбора обучающимися и их родителями классов и
профиля обучения.

В соответствии с установленным федеральными законами распределением полномочий между уровнями государственной власти и управления организация и обеспечение общего образования отнесены к полномочиям Учредителя. Поэтому решения о реорганизации сельских школ, о создании базовой школы принимается органами местного самоуправления - муниципальными органами. Решение оформляется принятием правового акта - постановлением представительного органа местного самоуправления или главы администрации.

Условием проведения реорганизации является наличие программы реструктуризации, принятой местными органами самоуправления, в которой определяются объекты реструктуризации в соответствии с выбранной моделью.

Местные органы самоуправления проводят экспертизу состояния и эффективности сети образовательных учреждений, предусмотренную требованиями федерального законодательства, определяют базовые школы и сельские школы, подлежащие переводу в статус филиалов.

Глава местной администрации издает распоряжение о реорганизации малокомплектных школ путем присоединения их к базовой школе. При этом важно точно соблюдать используемую Гражданским кодексом РФ терминологию: «реорганизация путем присоединения», а не «закрытие» (нелегальный термин) или «ликвидация». При реорганизации согласия схода местных жителей закон не требует. Тем не менее, орган управления образованием проводит разъяснительную работу с жителями населенных пунктов, расположенных на территории реорганизуемых сельских школ, и обеспечивает процедуру и юридическое оформление «реорганизации путем присоединения», оформляет перевод обучающихся этих школ в базовую на основании заявления родителей. (Приложение № 1 «Нормативы процедуры реорганизации).

Институциональное правовое обеспечение

Реформирование сети сельских образовательных учреждений требует не только издания правовых актов и юридического оформления со стороны муниципальных органов управления, но и значительных изменений внутришкольного локального правового регулирования, а также внесения изменений в договор с учредителем.

В частности, необходимо разработать и принять дополнения и изменения в Устав базовой школы, отражающие новую структуру школы и содержание ее деятельности. В Уставе образовательного учреждения должны быть обозначены филиалы и структурные подразделения, выполняющие образовательные функции. К Уставу школы прилагаются дополнения: положения о филиалах и отделениях школы, принятые в качестве локальных актов органами управления учреждения и утвержденные учредителем. Устав вместе с дополнительными локальными актами входят в состав пакета документов, необходимых для государственной регистрации базовой школы.

Примерная структура «Положения о филиале (отделении) школы» содержит минимально следующие разделы:

•      общие положения, статус подразделения, цели и задачи;

•      основы образовательной деятельности;

•       структура филиала;

•       управление филиалом, полномочия заведующего;

•        имущественные права филиала, учет имущества на отдельном балансе филиала;

•       порядок изменений и дополнений в Положение о филиале;

•        основания и порядок упразднения филиала.

Директор базовой школы разрабатывает и подписывает доверенность руководителю филиала, в которой отражаются конкретные полномочия, предоставляемые школой филиалу. Такими полномочиями могут быть право подписания договоров от лица школы по отдельным вопросам деятельности, право приема на работу в филиал школы работников, зачисления обучающихся и другие в зависимости от усмотрения директора школы, делегирующего свои полномочия руководителю филиала (отделения).

Реорганизация также требует внесения изменений в должностные инструкции работников, изменений условий трудовых договоров с работниками и правил внутреннего трудового распорядка школы в соответствии с новой организацией работы.

Регулирование отношений в коллективе школы

Перевод (зачисление) в базовую школу обучающихся реорганизуемых школ осуществляется в общем порядке с письменного согласия родителей и оформляется приказом о зачислении. При этом перемена образовательного учреждения не означает для обучающегося изменение фактического места обучения: в большинстве случаев обучающиеся, особенно младших классов, будут продолжать обучение в бывшей школе, реорганизованной в филиал базовой школы, но получат возможность обучения в самой базовой школе, если, например, будет организована транспортная доставка или проживание в интернате при школе, либо имеется возможность самостоятельного посещения базовой школы с соблюдением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами (СанПиН).

В соответствии со статьей 75 Трудового кодекса РФ при реорганизации школы трудовые отношения с работниками продолжаются с их согласия. Следовательно, педагогические и другие работники реорганизуемой школы имеет право на продолжение работы в базовой школе в той же должности и на тех же условиях трудового договора. Эти правила касается всех работников, включая руководителей присоединяемых учреждений.

Однако юридическое оформление трудовых отношений в связи с реорганизацией в ряде случаев требует изменения штатного расписания. Например, в школе не может быть два директора, поэтому другим руководителям реорганизуемых учреждений предлагается перевод на должность "заместителя директора - заведующего филиалом (отделением)". (Приложение № 2 «Разъяснения по применению Гражданского Кодекса и Трудового Кодекса при реорганизации образовательных учреждений»).

Ассоциация образовательных учреждений. Модель представляет собой ассоциацию самостоятельных юридических лиц, ориентированных на горизонтальное партнерство. Данная модель отражает стратегию сетевого взаимодействия, идея которой такова: если одна школа обладает ценной особенностью, которой нет у других образовательных учреждений, но и какая-то другая школа имеет нечто привлекательное для остальных, эти образовательные учреждения могут объединяться и обмениваться ресурсами. При этом необходимым является условие: школы не должны находиться друг от друга слишком далеко. В этом случае такие учреждения (в том числе и профессионального образования) могут создавать и реализовывать общую сетевую образовательную программу, объединяющую уникальные программы каждого образовательного учреждения.

Данная модель отражает современные представления о сетевом партнерстве. В отличие от связей вертикального подчинения горизонтальные связи основаны на взаимной выгоде при решении общих проблем. Совместное использование ресурсов (педагогических кадров, учебного оборудования и сельхозтехники, стадионов и других спортивных сооружений), свободный обмен мнениями, неформальное распространение педагогических новаций становятся механизмами консолидированного решения проблем в интересах всех участников ассоциаций. Условием их эффективности являются демократические процедуры создания и функционирования сельских объединений, предотвращающих вырождение ассоциаций в вертикально управляемые структуры.

Ассоциации, апробируемые в экспериментальных регионах, работают на основе договорных отношений или в правовой форме «простого товарищества», их оформление как союза или ассоциации де-юре – следующий шаг развития. Тем не менее, для реструктуризации сети сельских школ очень важен опыт становления и поэтапного правового оформления сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

В Ассоциации образовательных учреждений головной организации и иерархического административного подчинения нет, но при этом разделены функции между различными образовательными учреждениями. Ассоциация создается для добровольного и свободного объединения школ в целях консолидации различного рода ресурсов и совместного решения организационно-хозяйственных и образовательных вопросов. Ассоциированное образовательное пространство создает возможности для наличия общей образовательной программы для обучающихся и педагогов, объединения ресурсов (экономических, педагогических, методических, социальных и пр.). Также создается возможность для индивидуализации образовательных программ.

Общей особенностью становления разнообразных союзов сельских школ является направленность на объединение усилий в деле:

  • улучшения различных аспектов жизни школьных сообществ;

  • изменения форм, содержания и качества образования;

  • изменения качества жизни сельских сообществ посредством изменения качества образования участников;

  • активного включения школьных сообществ в решение актуальных проблем сегодняшней сельской жизни;

  • привлечения сельских сообществ в школьные дела и управление ими.

Источником процесса ассоциирования являются общественно-педагогические и административные усилия.

Направления совместной деятельности образовательных учреждений - участников ассоциаций могут быть различными, например:

  • кооперирование в учебном процессе (компьютерное обучение, спецкурсы по различным предметам, подготовительные курсы для поступающих в вузы);

  • методическая работа;

  • воспитательная работа (встречи - учеба актива старшеклассников, спортивные состязания, смотры художественной самодеятельности);

  • учебно-производственная деятельность (сельскохозяйственные работы, ведение подсобного хозяйства, организация внеклассной трудовой занятости обучающихся, летних лагерей).

Становление ассоциаций есть реализация комплексного подхода к делу реструктуризации сельского образования, потому что связываются три аспекта изменений: форм и содержания образования, характера управления и специализации учреждений сельской образовательной сети.

При этом может возникнуть проблема бюджетного финансирования, когда невозможно перераспределить ресурсы от одних образовательных учреждений к другим. Эта проблема может решаться по следующей схеме:

  • на уровне региона издается документ о значимости и возможности сетевого взаимодействия в сфере образования;

  • образовательные учреждения-участники сетевого взаимодействия заключают договор простого товарищества по осуществлению совместной деятельности (согласовав его с учредителем);

  • разрабатываются образовательные программы школ с учетом договора простого товарищества;

  • бюджеты образовательных программ школ обсуждаются и утверждаются депутатами на районном совете;

  • создается некоммерческая организация, позволяющая группе образовательных учреждений привлекать дополнительные финансовые средства, иметь общий попечительский совет, органы самоуправления.

В целом создание ассоциаций ведет к росту бюджетных расходов, однако, позволяет постепенно выправлять сложившиеся существенные диспропорции в расходах в расчете на одного учащегося в пределах ассоциации, исправляя ситуации с резко выраженными случаями недофинансирования.

Важно, что создание ассоциаций существенно повышает доступность и качество образования для сельских школьников за счет совместного использования имеющихся ресурсов и взаимовыгодного сотрудничества образовательных организаций.

Образовательный комплекс – многоуровневое, многофункциональное образовательное учреждение, реализующее образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования на основе единой концепции, а также предоставляющее широкий спектр дополнительных образовательных услуг.

Образовательные комплексы создаются для решения задач, которые не могут быть решены на уровне базовой школы и ассоциации учреждений образования. К ним, прежде всего, относится формирование современной информационной среды развития образования, включающей доступ к глобальным, национальным и региональным информационным ресурсам (посредством Интернета и других систем связи). За счет такого доступа образовательные комплексы могут осуществлять переподготовку учителей (включая учителей базовых школ) и администраторов образовательных учреждений на принципиально новом уровне, создавать системы дистанционного обучения регионального и межрайонного уровней, связывать учреждения общего образования между собой, а также с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Рекомендации но нормативно-правовому и организационному обеспечению создания моделей образовательных комплексов, обеспечивающих условия для получения качественного общего образования

На федеральном уровне отсутствуют специальные законы и нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и функционирования образовательных комплексов. Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 871 , не является нормативным правовым документом, поскольку не устанавливает нормы права, а лишь определяет основные направления и линию развития образования. В связи с этим для нормативно-правового обеспечения создания образовательных комплексов используются общие нормы, закрепленные в таких документах, как Гражданский кодекс Российской Федерации, действующий Закон РФ «Об образовании», законодательство о местном самоуправлении.

Главным правовым документом, нормы которого используются при создании образовательного комплекса, является Гражданский кодекс Российской Федерации, поскольку именно в нем определяются основные требования к организационно-правовым формам различных организаций, их имущественные и неимущественные права и обязанности и отношения с собственником (учредителем). В частности, ст. 48 и 49 ГК РФ содержат понятие и устанавливают правоспособность юридического лица, необходимые учредительные документы предусмотрены в ст. 52 ГК РФ. Правовой статус организации — юридического лица в форме учреждения определяется ст. 120, 296–300 этого же кодекса. Нормы Гражданского кодекса во многом дублируются и уточняются в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Анализ нормативно-правового обеспечения создания и функционирования образовательного комплекса

Аспекты развития сети ОУ

Правовые основания развития сети образовательных учреждений - соответствующий нормативно-правовой акт

Комментарии

Конституционные основы и международные обязательства РФ по обеспечению права на качественное доступное образование

Конституция РФ, ст. 19, 43

Всеобщая декларация прав человека, ст. 26

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 2,13

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 2, 5, 29

Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право каждого гражданина на образование следует рассматривать в связи с другим конституционным субъективным правом на равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от обстоятельств, в которых он находится, в том числе независимо от места жительства и происхождения, о чем прямо говорится в ст. 19 Конституции РФ.

Законодательная основа развития сети ОУ

Действующая редакция Закона РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), ст. 12

Гражданский кодекс РФ, ст. 55

Ст. 12 Закона РФ «Об образовании» предусматривает определение типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с «уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ», при этом перечень видов ОУ является не избыточным, предусматривает возможность создания других типов учреждений, осуществляющих образовательный процесс.

Ст. 55 ГК РФ «Представительства и филиалы»:

1.Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2.Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

4.Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

5.Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Реорганизация ОУ путем присоединения механизм создания Базовых школ

Образовательных комплексов

Гражданский кодекс РФ, ст. 57, 58 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Закон РФ «Об образовании», ст. 31

В п. 1 ст. 57 ГК РФ под реорганизацией юридического лица понимается его слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование, что влечет за собой по логике п. 4 той же статьи ПС РФ прекращение

существования реорганизуемого юридического лица как юридической личности (за исключением, предусмотренным п. 2 и 4 ст. 58 ПС РФ, когда сохраняется юридическая личность организации, если к ней присоединяется другая организация либо из нее выделяется другая организация). Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования определены ст. 31 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов N 258-ФЗ от 29.12.2006, N 281-ФЗ от 25.12.2008) и ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Локальное

правовое

обеспечение

развития сети ОУ

Положение об образовательном комплексе

Устав образовательного комплекса

Деятельность Образовательного комплекса регулируется региональными, муниципальными и институциональными локальными нормативными актами.

Регулирование трудовых отношений в коллективе Образовательного комплекса и прием детей в школу.

Устав Образовательного комплекса в части регулирования приема детей в школу

Трудовой кодекс РФ, ст.

73, 75, 77, 79, 179

Перевод (зачисление) в Образовательный комплекс обучающихся реорганизуемых школ осуществляется в общем порядке с письменного согласия родителей и оформляется приказом о зачислении.

При этом перемена образовательного учреждения не обязательно означает для обучающегося изменение фактического места обучения.

В соответствии со ст. 75 ТК РФ при реорганизации школы трудовые отношения с работниками продолжаются с их согласия. Следовательно, педагогические и другие работники реорганизуемой школы имеют право на продолжение работы в Образовательном комплексе в той же должности и на тех же условиях трудового договора. Эти правила касаются всех работников, включая руководителей присоединяемых учреждений.


На практике образовательные комплексы создаются, как правило, на основе договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Договор заключается между различными организациями (учреждениями) социальной сферы, входящими в образовательный комплекс на правах участников договора. При этом не имеет значения ни ведомственная принадлежность, ни то, что участники договора могут иметь разных учредителей (собственников). Для вхождения в комплекс необходимо лишь право участника на подписание такого договора и на практике — согласование со своим учредителем. При создании образовательного комплекса на основе договора все учреждения — участники договора полностью сохраняют свой статус.

Договор о совместной деятельности как основная правовая форма образовательного комплекса

Главной содержательной характеристикой договора о совместной деятельности, отличающей его от вех прочих видов договоров, является его комплексный характер. Договорными обязательствами охватывается широкий спектр деятельности. Поэтому, как правило, такой договор нуждается в программном обеспечении - он заключается при наличии разработанной концепции и программы совместной деятельности.

Порядок и требования к заключению договора простого товарищества устанавливаются Гражданским кодексом РФ статьями 1041 - 1054. Кроме того, к регулированию отношений по договору применяются общие требования Гражданского кодекса о сделках (форма сделки, условия недействительности и т.д.), об обязательствах и общие положения о договорах, предусмотренные соответственно главой 9 (сделки), главами 21 - 26 (обязательства) и главами 27 - 29 (общие положения о договорах) (Приложение 3).

Учреждения, объединяющиеся в образовательный комплекс на основе договора, составляют договор в свободной форме, предусматривают в нем все условия взаимодействия, права и обязательства сторон, ответственность и другие «стандартные» реквизиты договоров, такие как полные наименования, адреса, банковские счета, уполномоченных на подписание лиц и т.п.

Субъекты Российской Федерации могут принимать в рамках их компетенции собственные законы, в том числе и законы, регламентирующие создание и деятельность образовательных комплексов. Главный акцент в нормативно-правовом обеспечении и финансировании делается на локальные акты самих объединяющихся в комплекс учреждений. При создании образовательного комплекса превалирующее значение имеют нормативные и ненормативные (т.е. распространяющиеся только на конкретный случай и не предназначенные для многократного использования) правовые акты органов местного самоуправления: постановления представительных органов местного самоуправления, распоряжения и приказы главы местной администрации и исполнительных органов местной администрации.
Модели образовательных комплексов

При всем многообразии реализуемых в регионах Российской Федерации моделей образовательных комплексов можно выделить три принципиально отличающиеся группы, отражающие естественно складывающиеся тенденции развития школ и ресурсы повышения качества и доступности образования независимо от места жительства.

Первую группу условно можно назвать «вертикаль». Это образовательные комплексы, созданные как единое юридическое лицо со структурными подразделениями или сетью филиалов. Фактически это иерархическая модель с опорной (базовой) школой: формирование образовательных комплексов на базе более сильной полной (средней) школы и клиентских отношений с сетью школ ниже ступенью или менее оснащенных. Конкретное правовое оформление и финансирование таких вертикально интегрированных образовательных комплексов может быть различным.

Вторую группу можно обозначить как «горизонталь»: это ассоциация образовательных учреждений и организаций социально культурной сферы с распределением функций при сохранении отдельными образовательными и социокультурными учреждениями статуса юридического лица.

Третья группа — «синтез»: объединение учебных заведений с учреждениями другого типа и ведомственной принадлежности — дошкольного, начального и среднего профессионального образования, культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения.

Каждая группа моделей, имея свои сильные и слабые стороны, оказывается эффективна при определенных условиях. Так, вертикальный способ построения моделей наиболее эффективен, когда базовая школа образовательного комплекса — полная средняя школа, а филиалы представлены основными и начальными общеобразовательными учреждениями. Основным эффектом подобных моделей является концентрация ресурсов в образовательных комплексах, опорных школах, ресурсных центрах, позволяющих аккумулировать дополнительные финансовые средства, получаемые из других программных источников, например федеральных программ информатизации, программы «Одаренные дети» и других региональных и муниципальных проектов в сфере образования.

Обязательным условием существования вертикально интегрированных образовательных комплексов является использование новых образовательных моделей и педагогических технологий, например педагог-тьютор для начального и основного звена, отвечающий за создание детского коллектива и выполнение заданий и методик, делегированных педагогами старшей ступени опорной (базовой) школы образовательного комплекса.

«Вертикальные» модели требуют особой программы по их внедрению и финансированию, предусматривающей возможность мобильного перераспределения ресурсов с целью создания единого образовательного процесса. При создании таких вертикально интегрированных моделей образовательных комплексов, как показывает опыт, подразумеваются и организация подвоза учащихся, и дистанционные формы обучения, невозможные без интернет-связи, и организация координирующих центров, в ведение которых относят вопросы взаимодействия филиалов, организацию единого образовательного процесса.

«Горизонтальные» модели учреждений образования разного типа, а также необразовательных учреждений создаются с целью объединения интеллектуальных и методических ресурсов и позволяют сформировать совместное образовательное пространство. Подобные модели перспективны для сильно удаленных сел. Экономический эффект таких моделей достигается за счет объединения интеллектуальных ресурсов, повышающих качество образования, за счет формирования социокультурной среды, общей методической и технологической базы. Внедрение указанных моделей, во-первых, требует современного материально-технического оснащения с обязательной компьютерной связью, во-вторых, предполагает возможность возникновения сложностей межведомственного взаимодействия.

«Синтезированные» модели позволяют интегрировать усилия различных ведомств на базе учреждения образования.

Таким образом, образовательный комплекс на ассоциативной основе представляет собой сотрудничество юридических лиц и создается, как правило, на основании постановления главы района. Комплекс может включать среднюю общеобразовательную школу, детский сад, районную школу искусств, дом культуры, сельскую библиотеку, центр внешкольной работы, районный логопедический центр и некоторые другие социальные службы.

Образовательный комплекс на административной основе представляет собой единое юридическое лицо (чаще всего среднее общеобразовательное учреждение), вокруг которого сосредоточивается деятельность всей социокультурной сферы округа (села) с целью рационального использования бюджетных средств и ликвидации дублирования в работе. Такое объединение позволяет обеспечивать оптимальные условия полноценного воспитания и образования детей дошкольного и школьного возраста, их разностороннее развитие, социальную защиту. Для создания подобных образовательных комплексов необходимы следующие документы:

программа образовательного комплекса;

  • положение об образовательном комплексе ассоциативного типа;

  • положение о совете руководителей (координационном совете).

В штатном расписании образовательных комплексов рекомендуется предусмотреть новые ставки заместителя директора по учебно-воспитательной работе, социального педагога, педагогов дополнительного образования и другие. При организации образовательных комплексов необходимо внести некоторые дополнения и изменения в учредительные документы общеобразовательного учреждения (школы), а именно требуются:

· новая редакция Устава;

· государственная регистрация юридического лица;

· новые должностные обязанности;

· правила внутреннего распорядка;

· коллективный договор;

· пакет документов для прохождения лицензирования.

Работа в образовательных комплексах, как правило, ведется под руководством совета руководителей (координационного совета), в который могут входить:

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические рекомендации по организации и проведению егэ в 2015...
Выпускники образовательных организаций (в том числе иностранных образовательных организаций) прошлых лет, имеющие документ государственного...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  icon«Тюменский областной государственный институт развития регионального...
Рекомендации могут быть использованы руководителями общеобразовательных учреждений, руководителями спортивных клубов, созданных на...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические разработки по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета
Областной методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города...
Костромской области от 04. 03. 2005 n 96 "О порядке предоставления мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных и летних...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические рекомендации по проведению процедуры аккредитации образовательных...
Методические рекомендации предназначены для использования в работе органами управления культуры и руководителями образовательных...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические рекомендации по итогам результатов единого государственного...
Янао в 2012 г., основные компоненты содержания обучения русскому языку на базовом уровне трудности осваивает подавляющее большинство...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические рекомендации для специалистов образовательных организаций
Методические рекомендации предназначены специалистам общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические рекомендации по календарному планированию и контролю...
Методические рекомендации предназначены для определения правил формирования субъектами РФ (далее в том числе регионы) календарных...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности...
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Российской Федерации в области профилактики безнадзорности и правонарушений...

Методические рекомендации по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Костромской области, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов  iconМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников...
Методические рекомендации предназначены для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск