Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров


НазваниеФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»
(ФГБОУ ВО «МАГУ»)






Рашева Н.Ю.
Медиация и альтернативные способы
разрешения споров



Учебно-методические материалы

Мурманск

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….5

III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………26

IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………32

V. ГЛОССАРИЙ ………………………………………………………………..45

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………......47

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Цель дисциплины: дать студентам комплексное представление о медиации и альтернативных способах разрешения споров, сориентировать будущих юристов на правильный выбор той или иной процедуры медиации в зависимости от характера спора; изучение и усвоение теоретических положений курса, смысла правовых норм, закрепленных в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность медиации и альтернативных способов разрешения споров, выявление существенной специфики статики и динамики общественных отношений, составляющих предмет курса; освоение теории и ознакомление с практикой процедур разрешения конфликтов, находящихся в сфере регулирования правом, альтернативных судебному разбирательству.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • существующие в мировом и российском праве и практике способы разрешения правовых конфликтов, их правовое регулирование и относящуюся к ним судебную практику;

  • основные положения медиации и альтернативных способах разрешения споров, третейского судопроизводства;

  • сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений медиации и альтернативных способах разрешения споров, третейского судопроизводства;

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;

  • анализировать, толковать и правильно применять нормы, регламентирующие процесс медиации и альтернативных способов разрешения споров, третейское судопроизводство;

  • о существовании возможностей разрешения спора не только путем государственного судопроизводства, но и иными способами и методами альтернативного урегулирования споров (конфликта);

  • основные положения нормативного правового регулирования альтернативных способов разрешения споров в России и международном сообществе;

  • характеристики отдельных видов альтернативных способов разрешения споров (переговоры, претензионный порядок, мировое соглашение, медиация, примирительная процедура, третейский суд, коммерческий арбитраж;

Уметь:

  • выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся защиты прав с помощь медиации, а также в третейском суде; свободно ориентироваться в вопросах, составляющих предмет курса;

  • обосновывать свою точку зрения по вопросам защиты прав посредством медиации и альтернативных способах разрешения споров, в третейском суде;

  • применять юридические знания в практической работе;

  • свободно ориентироваться в теоретических и практических проблемах третейского судопроизводства;

  • излагать в устной и письменной формах результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии;

  • давать оценку возникшему правовому спору (конфликту);

  • выбирать оптимальный способ разрешения спора (конфликта);

  • подготавливать необходимые документы (в том числе процессуальные) по итогам применения отдельных видов альтернативного разрешения споров, исполнить состоявшиеся решения, в том числе и в принудительном порядке.

Владеть:

  • навыками самостоятельного изучения и использования в работе законодательных актов в области защиты прав с помощью медиации и альтернативных способах разрешения споров, в третейском суде;

  • навыками диагностики конфликта, выбора оптимальной процедуры урегулирования конфликта, участия в переговорах, медиации, третейском разбирательстве;

  • навыками прогнозирования путей развития законодательства о третейском судопроизводстве в современных условиях; правильного толкования нормативных актов и их использования.


II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.
Планы семинарских занятий:
Тема 1. Общие положения о медиации и альтернативных способах разрешения споров.
План:


  1. Предмет спецкурса «Медиация и альтернативные способы разрешения споров» и его структура.

  2. Альтернативные (негосударственных) формы урегулирования споров.

  3. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.

  4. Понятие «альтернативные способы разрешения споров».

  5. Подходы к разрешению и урегулированию правовых конфликтов на основе согласования интересов

  6. Понятие, структура, динамика и виды конфликтов в сфере правового регулирования.

  7. Типология и основные виды правовых способов разрешения споров.


Литература: 1, с.924; 2, с. 1236; 4, с. 4; 7, с. 2428; 9, с. 1417; 10, с. 829, 16, с. 147158; 24; 25.
Вопросы для самоконтроля


  1. Предмет спецкурса «Общие положения о медиации и альтернативных способах разрешения споров» и его структура.

  2. Отрицательные характеристики государственного состязательного (искового) судопроизводства.

  3. Многообразие альтернативных (негосударственных) форм урегулирования гражданско-правовых споров.

  4. Сфера реализации альтернативных форм урегулирования гражданско-правовых споров.

  5. Основные начала альтернативной юрисдикции.

  6. Преимущества и недочеты альтернативных форм урегулирования гражданско-правовых споров.

  7. Какие способы разрешения и урегулирования споров основываются на согласовании интересов сторон; на оценке прав и обязанностей сторон; на применении власти?

  8. Какие существуют состязательные и примирительные процедуры урегулирования конфликтов? Каковы их преимущества и недостатки?

  9. Какие существуют альтернативные процедуры урегулирования споров, какова их правовая природа?

  10. Каковы исторические этапы развития примирительных процедур и их соотношения с состязательными процедурами разрешения конфликтов?

  11. В чем сущность принципа «равного воздаяния» и каково соотношение с ним примирения сторон? В чем состоит сущность концепции восстановительного правосудия? Каковы его исторические предпосылки и отличие от иных концепций правосудия?

  12. Каковы особенности применения процедур примирения и арбитража в античности?

  13. В какой период и по каким причинам возникла концепция «AlternativeDisputeResolution» (ADR)? Каково ее содержание?

  14. Какие правовые институты и органы урегулирования споров, альтернативных судебному разбирательству существовали в истории России?


Задания для самостоятельной работы
1. Продолжите предложения:

- Впервые медиация как метод конструктивного урегулирования конфликтов стал использоваться в….

- Активно процесс интеграции медиации в России начал развиваться с …

- Многие из нас в силу своей ролевой позиции, должностных или профессиональных обязанностей периодически вынуждены брать на себя функции урегулирования конфликтов между другими людьми. Однако, как правило, для этого выбирается хорошо знакомая всем модель «арбитража». В этом случае посредник (третье, незадействованное в конфликте, лицо) выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает третье решение. Подобная стратегия редко приводит к успеху по следующим причинам: …

- Преодолеть указанные недостатки позволяет использование …. (в продолжение вышеизложенного задания).

- Одной из основных мер для придания импульса дальнейшему распространению медиации в России является…

- Предпосылками интеграции института медиации в российскую правовую культуру являются…

- С целью дальнейшего успешного распространения медиации в России необходимо:…
2. Ответьте на вопрос:

Может ли медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения в соответствии с процессуальным законодательством или законодательством о третейских судах?
3. Вставьте пропущенные слова:

Процедура медиации – это ……………… при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Способ урегулирования спора

Метод урегулирования спора

Принцип урегулирования спора
4. Выявите 5 основных отличий медиации от судебного разбирательства (выбрав верный ответ):

Медиация - конфиденциальный характер; суд - публичный характер

Медиация - объединение различных интересов; суд - осуществление правовых позиций

Медиация - использование права; суд - применение права;

Медиация - нацелена на создание взаимоприемлемого будущего; суд - ориентирован на прошлое

Медиация - основана на автономность участников; суд - контролируется государством
5. Может ли медиатор участвовать в суде в роли свидетеля?

Вправе ли медиатор разглашать информацию о сторонах?
6. Подготовьте схему «Иные внесудебные способы разрешения частноправовых споров с участием иностранных лиц за рубежом», отрави в ней следующие способы:

  1. Согласительные (примирительные) процедуры.

  2. «Дружеские посредники».

  3. Экспертиза.

  4. «Технический» арбитраж.

  5. Омбудсмен по праву США.

  6. Процедура «Mini-trial».

  7. Процедура «Med-arb».

  8. Процедура «MEDALOA».


7. Подготовьте сравнительную характеристику «Общее и особенное в методах разрешения споров» (результат оформите в виде таблицы):

Методы разрешения споров

1. Примирение.

2.Переговоры (negotiation).

3.Предварительная оценка нейтральной стороной.

4.Мини-суд (mini-trial).

5.Третейское разбирательство с необязательным решением.

6.Третейское разбирательство с обязательным решением.

7.Омбудсмен (корпоративный или организационный).

8.Судебный процесс.

9.Посредничество-медиация.
8. Прокомментируйте признаки, характерные для всех альтернативных способов разрешения споров:

  1. Договорный характер примирения.

  2. Добровольность применения.

  3. Сотрудничество сторон.

  4. Конфиденциальность.

  5. Относительная формальность процедуры.

  6. Участие третьего нейтрального лица.

  7. Отсутствие вмешательства государства.


9. Верны ли утверждения представленные ниже?

Почему используют альтернативные способы разрешения споров:

1.Альтернатива судебному разбирательству

2.Разрешение спора с целью сохранения отношений.

3. Процедура является малозатратной для сторон во временном и денежном выражении.

4. В отличие от судебного разбирательства отсутствует стадия исполнения, так как стороны самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению.

5. АРС может использоваться дополнительно или параллельно процедуре судебного разбирательств
10. Найдите верные ответы:

1. «Процедура медиации не может применяться:

К спорам, возникающим из гражданских правоотношений

К коллективным трудовым спорам

После возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства

В уголовных правоотношениях

В семейных правоотношениях

К спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в случае, если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации или публичные интересы
2. Медиатор – это:

Одна из сторон, участвующих в процессе медиации

Судья

Независимое физическое лицо или физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
3. Медиативное соглашение – это:

Соглашение о проведении медиации

Соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации, заключенное в письменной форме

Соглашение о применении процедуры медиации
4. Найдите верные ответы «Условия прекращения процедуры медиации»:

Истечение срока проведения процедуры медиации в соответствии с законом

Желание медиатора, выраженное в устной форме

Заключение сторонами медиативного соглашения

Заключение сторонами соглашения о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям

Желание сторон, выраженное в устной форме
5. Медиатор не вправе:

Быть представителем какой-либо стороны

Оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную и иную помощь

Разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон

Все ответы верны
6. Соглашение о проведении процедуры медиации может быть заключено:

В письменной форме

В устной форме

Все ответы верны
7. Процедура медиации не может проводиться:

При взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора:

При отсутствии обоюдного желания сторон
8. К каким спорам не применяется процедура медиации?

К экономическим спорам

К коллективным трудовым спорам

К международным спорам
9. Основные принципы проведения процедуры медиации:

Добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора

Добровольности, равноправия сторон, независимости медиаторов

Законности, добровольности, независимости медиаторов, сотрудничества
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданское право Учебно-методические материалы Мурманск
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Финансовое право Учебно-методические материалы Мурманск
Целью освоения дисциплины является изучение формирование систематизированных знаний о правовом регулировании финансовой деятельности...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Банковское право Учебно-методические материалы Мурманск
Банком России деятельности коммерческих банков; основные направления банковского надзора, его место в системе банковского регулирования,...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Право интеллектуальной собственности
Изучение данной дисциплины позволит углубить выработку профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Коммерческое право Учебно-методические материалы Мурманск
Цель дисциплины подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство о торговой...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Исполнительное производство Учебно-методические материалы
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Предпринимательское право Учебно-методические материалы
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Образовательное право Учебно-методические материалы
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Арбитражный процесс Учебно-методические материалы Мурманск
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...

Фгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Медиация и альтернативные способы разрешения споров iconФгбоу во «магу» Рашева Н. Ю. Гражданский процесс Учебно-методические материалы Мурманск
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск