Скачать 1.07 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (ФГБОУ ВО «МАГУ») Рашева Н.Ю. Банковское право Учебно-методические материалы Мурманск 2016 ОГЛАВЛЕНИЕ: I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА …………………..3 II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ……………………….4 III. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ……………………………………………………..42 IV. ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ……………………..47 V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………........59
Целью освоения дисциплины - изучение теоретических и практических проблем организации деятельности банков в части формирования структур управления, проведения операций и оценки эффективности функционирования, осуществления Банком России функций банковского надзора, реализации денежно-кредитной политики, функционирования банковской системы страны; получение комплексного представления о банковском праве, уяснение значения норм, регулирующих банковские правоотношения, формирование навыков применения финансово-правовых норм в практической деятельности. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Изучение студентами дисциплины «Банковское право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания занятий, а также самостоятельное освоение дополнительного материала (дополнительной литературы) при подготовке к практическим занятиям и экзамену. Дидактическое назначение лекции заключается в том, чтобы ввести студентов в науку, ознакомить с ее основными категориями, закономерностями изучаемой дисциплины и ее методическими основами. Тем самым определяются содержание и характер всей дальнейшей работы студента. С самого начала лекции необходимо настроить себя на активное ее прослушивание. Не жалейте места в тетради (всегда оставляйте поля), это позволит вам делать комментарии, пометки. Помните, что любая Практическое занятие и ее основные идеи должны быть найдены вами в кратчайшее время. Хороший конспект лекций значительно облегчает подготовку к практическим занятиям, а в дальнейшем к экзамену. В курсе «Банковское право» для изучения предполагается 2 части общая и особенная. При освоении курса студент должен изучить данную рабочую программу дисциплины, внимательно ознакомиться с ее разделами, обратить внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу. Специфика данной учебной дисциплины – сложность и абстрактность материала, его информационная насыщенность. Это предполагает внимательное отношение студента к каждому вопросу при восприятии лекций, а также ответственное отношение ко всем формам практической работы (выполнение заданий, решение задач и т.п.). При проведении семинарских занятий студенту важно добиться не простого заучивания материала, а его осмысление и понимание. Это возможно только при активном участии самих студентов в процессе обучения. Существенную помощь студентам здесь окажут приведённые в конце каждой темы контрольные вопросы, а также задания для их самостоятельной работы. Студентам рекомендуется завести свой словарь терминов (алфавитный или тематический). Главной формой приобретения знаний была и остается самостоятельная работа по изучению курса с учетом рекомендаций преподавателя. Поэтому при подготовке к практическим занятиям следует не только опираться на рекомендованную литературу и литературу, которую вы сами сочтете полезной, но и использовать информацию из периодической печати, передач радио и телевидения и т.д. Для занятий по данной дисциплине желательно завести 60-листовую тетрадь. Уровень и результаты самостоятельной работы студентов проверяются на практических занятиях, в индивидуальных беседах и в последующем на экзамене. Практические занятия должны помочь изучению лекционного материала: углубить его, расширить, связать теорию с практикой, выработать у студентов самостоятельный подход к оценке общественных явлений и в целом дисциплины. При подготовке к практическим занятиям необходимо обязательно выполнить предусмотренное планом задание (по указанию преподавателя), т.е. необходимо оформить (написать) в тетради по данной дисциплине краткие тезисы или развернутый план по вопросам рассматриваемой темы занятия. В процессе коллективного обсуждения внести поправки и дополнения. Преподаватель (по согласованию с кафедрой) на основе отведенного общего времени для изучения данной дисциплины (конкретных часов на лекционные и практические занятия) определяет порядок рассмотрения основного содержания тем дисциплины. В период учебного семестра со студентами проводятся индивидуальные и коллективные консультации по данной дисциплине. Форма проведения экзамена по данной дисциплине определяется преподавателем на основе указаний кафедры в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. При изучении курса «Банковское право» предполагается как аудиторная, так и внеаудиторная (самостоятельная) работа студентов. Также обязательным является подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий по семинарским занятиям. Итоговой формой проверки знаний выступает экзамен. В данной программе приведён примерный вариант вопросов к зачету. Преподаватель может вносить в него уточнения (окончательный список вопросов к зачету утверждается на заседании кафедры). Планы семинарских занятий: I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ Тема 1. История банковской системы России План:
Методические указания для данной темы История возникновения первых банков («деловые дома») и их банковские операции в период с VII-VI в.в. до н.э. Банковское дело современного типа в период с XV в. История становления банковской системы в России с 8 января 1733 года. Первые банковские учреждения в России (государственные). Новый этап в деятельности Госбанка после революции 1917 года. Банковская деятельность в период НЭПа. Банковское законодательство СССР и России 1988-1991г.г. (одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую). Современный период развития банковской системы в Российской Федерации. В результате изучения данной темы студент должен: Знать: историю возникновения и развития этого правового института. Уметь: толковать и правильно применять общепризнанные нормативные акты и специальные акты, регулирующие банковскую деятельность. Владеть: терминологией и основными понятиями, используемыми в банковской деятельности. Литература: 1, с. 62-74; 15, с. 12-24; 16, с. 8-16. Задание для самостоятельной работы: Темы для докладов.
Тема 2. Понятие банковского права и банковских правоотношенийПлан:
Методические указания для данной темы Правовое регулирование и конституционные основы банковской деятельности. Предмет и система банковского права. Условия возникновения экономико-управленческих особенностей в структуре формирования банковского права. Метод банковского права. Система банковского права. Принципы банковского права. Содержание и понятие банковских правоотношений. Банк России как основной участник правоотношений. Виды банковских правоотношений и его основные признаки. Структура банковских правоотношений. Субъекты и объекты банковских правоотношений. Юридические факты в банковских правоотношениях. Банковское право как наука и учебная дисциплина. В результате изучения данной темы студент должен: Знать: понятия, предмет и методы банковского права. Уметь: предъявлять в банк необходимые документы для открытия банковского счёта, банковского вклада. Владеть: методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Литература: 7, с. 62-74; 15, с. 12-24; 16, с. 8-16. Задание для самостоятельной работы: Выполнить задания:
УЧАСТНИКИ БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИИ Решить ситуационные задачи:
Тема 3. Источники банковского праваПлан:
Методические указания для данной темы Общая характеристика и структура источников банковского права. Общие и специальные законы в механизме правового регулирования банковской деятельности. Виды и значения нормативных актов Центрального банка России. Порядок подготовки и вступление их в законную силу. Нормативные акты Центрального банка России затрагивающие права, свободы и обязанности граждан. Место Постановлений Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ среди других источников банковского права. Международные конвенции и договоры. Использование правил делового оборота в качестве источника банковского права. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов Международной Торговой Палаты (Uniform Customs and Practice for Documentary Credits) № 500 90 (вступили в силу с 1 января 1994 г.). Унифицированные правила по инкассо МТП (Uniformed Rules for Collection) № 522 (вступили в силу с 1 января 1995 г.). Локальные акты коммерческих банков. Их правовая природа и сфера применения. В результате изучения данной темы студент должен: Знать: основы и задачи банковской деятельности; систему управления банковским делом в Российской Федерации. Уметь: разбираться в современной кредитной политике проводимой кредитными организациями. Владеть: методами анализа юридической практики. Литература: 2, с. 62-74; 15, с. 12-24; 16, с. 8-16. Задание для самостоятельной работы: Выполнить задания:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ: ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА закрепляет основополагающие значения банковского права устанавливают правовые основы банковского счета, вклада, расчетов; определяют ответственность банков за нарушения, действующего законодательства ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ ОБЩИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ 2. Проанализировать Унифицированные правила по инкассо МТП №522 от 1995г. и заполнить представленную схему: 3. Проанализировать Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов МТП №500 от 1994г. и заполнить представленную схему: Тема 4. Операции банков и их отражение в банковском балансе План:
Методические указания для данной темы Понятие и виды банковских операций. Правовые формы банковских операций. Небанковские операции и их правовая природа. Активные и пассивные операции банка и их виды. Их краткая характеристика. Баланс коммерческого банка (балансовые и забалансовые счета). В результате изучения данной темы студент должен: Знать: правовые основы и взаимодействия элементов банковской системы в России. Уметь: давать консультации по правовым вопросам банковской деятельности. Владеть: навыками по составлению юридических документов (учредительные документы кредитных организаций, договоры и т.п.). Литература: 1, с. 62-74; 15, с. 12-24; 16, с. 8-16. Задание для самостоятельной работы: Выполнить задания:
Банковские операции, совершаемые расчетными небанковскими кредитными организациями Решить ситуационную задачу: К КБ обратилось предприятие с просьбой открыть расчетный счет. В другом городе в другом КБ у этого предприятия уже имеется расчетный счет.
Тема 5. Понятие банковской системы РФ и формы взаимодействия ее элементов План:
Методические указания для данной темы Процесс и понятие рыночной банковской системы. Структурные составные части банковской системы. Характеристика элементов банковской системы. Сущность банка как элемента банковской системы. Функции и роль банка в экономике. Классификация банков по типу собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабу деятельности. Банковская инфраструктура и ее особенности в современном хозяйстве. Особенности построения современных банковских систем в странах с развитой рыночной экономикой. Проблемы формирования банковской системы России. Современное состояние банковской системы России. Понятие и правовое положение производных банковских образований. Особенности их правового положения. Небанковские кредитные организации в банковской системе. Иностранные банки, их филиалы и представительства. Правовые формы и основные направления взаимодействия Центрального банка и коммерческих банков. Клиринговые учреждения. Корреспондентские счета. Обязательные резервы кредитных организаций. Депонирование резервов. Установление требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов. В результате изучения данной темы студент должен: Знать: значимость отношений между государством и в лице Центрального Банка РФ и кредитными организациями, а также между банками и их клиентами. Уметь: систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучая национальное и международное законодательство. Владеть: методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Литература: 1, с. 62-74; 15, с. 12-24; 16, с. 8-16. Задание для самостоятельной работы: Выполнить задания:
Банковская система России Первый уровень Второй уровень Банк России Кредитные организации (коммерческие банки) Небанковские кредитные организации Решить ситуационную задачу: По вине расчетно-кассового центра на корреспондентский счет были несвоевременно зачислены денежные средства. Кто в данном случае является субъектом правоотношения?
Тема 6. Правовое положение Центрального банка России и его функции План:
Методические указания для данной темыПравовой статус Центрального банка России. Компетенция Центрального банка как банка, обладающего двойственно правовой природой. Функции Банка России. Уставной капитал Центрального банка России. Правовой режим прибыли Банка России. Структура Центрального банка России. Правовое положение территориальных учреждений Центрального банка России. Органы управления. В результате изучения данной темы студент должен: Знать: правовое регулирование отдельных банковских операций. Уметь: давать консультации по правовым вопросам банковской деятельности. Владеть: навыками по составлению юридических документов (учредительные документы кредитных организаций, договоры и т.п.). Литература: 2, с. 62-74; 15, с. 12-24; 16, с. 8-16. Задание для самостоятельной работы: Выполнить задания:Составить кроссворд «Структура деятельности ЦБ РФ»: По горизонтали: 1. Основа взаимоотношений Банка России с кредитными организациями иностранных государств. 3. Не является целью деятельности Банка России. 5. Взаимодействует с Советом директоров Банка России. 6. Отражает стоимость имущества территориального учреждения. 9. Форма нормативного акта, издаваемого ЦБ РФ. 11. Документ, который ведется на заседании Совета директоров Банка России. 12. Представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России. 14. Документ, представляемый ЦБ РФ на рассмотрение Национального банковского совета. 16. Отчетный период Банка России. 17. Кредитование Банком России кредитных организаций. 20. Кредитная организация. 21. По общему правилу, не отвечает по обязательствам Банка России. 23. Нормативный акт, определяющий статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ. 25. Замещает Председателя Национального банковского совета. 27. Валюта РФ. 28. Местонахождение центральных органов Банка России. 32. Средства, предоставляемые ЦБ РФ кредитной организации. 33. Государственный орган, которому подотчетен Банк России. 34. Может выступать обеспечением кредитов Банка России. 37. Документ, определяющий задачи и функции территориальных учреждений. 38. Банковский билет. 39. Организация, входящая в систему Банка России. 40. Решение, принимаемое Советом директоров Банка России в отношении организаций ЦБ РФ. По вертикали: То, что члены Национального банковского совета не получают за свою деятельность. 4. Принимается Советом директоров Банка России. 7. Собственные средства кредитных организаций. 8. Выпускается Банком России в целях реализации денежно-кредитной политики. 10. Ответственность Кредитной организации перед Банком России за нарушение нормативов обязательных резервов. 11. Руководитель Национального банковского совета. 13. Председатель Банка России представляет интересы ЦБ РФ без этого документа. 15 Участие в Совете директоров. 18. Срок, в течение которого Совет директоров Банка России должен провести не менее одного заседания. 19. Обязательство Банка России перед кредитором другой кредитной организации. 22. Контроль территориального учреждения Банка России за деятельностью кредитных организаций. 24. Субъект Федерации, где территориальным учреждением Банка России является национальный банк. 26. Документ, которым руководствуются в своей деятельности полевые учреждения Банка России. 29. Участник кредитной организации. 30. Численность Национального банковского совета. 31. Работник Банка России. 35. Особое разрешение Банка России. 36. Полномочие Банка России. Составить схемы:
Решить ситуационные задачи: 1. ЦБ РФ решил провести комплексную проверку коммерческого банка. В этой связи ЦБ потребовал выписки со счетов банка, все кредитные договора, кассовую книгу и другие документы.
Тема 7. Понятие и правовое положение кредитной организации План:
Методические указания для данной темы Понятие и признаки кредитной организации. Принципы деятельности коммерческого банка. Порядок государственной регистрации кредитных организаций. Основные правовые акты и содержание требований предъявленных к порядку их создания. Процедура лицензирования кредитных организаций и получение дополнительных лицензий. Порядок отзыва лицензий на осуществление банковских операций. Понятие и порядок формирования уставного капитала. Содержание и виды требований, предъявленных к уставному капиталу банка. Изменения уставного капитала банка. Правовой статус организационных структур кредитных организаций (филиалов и представительств). Порядок реорганизации и прекращения деятельности кредитных организаций. В результате изучения данной темы студент должен: Знать: национальное и международное законодательство, судебную и банковскую практику. Уметь: оценивать значимость отношений между государством и в лице Центрального Банка РФ и кредитными организациями, а также между банками и их клиентами. Владеть: терминологией и основными понятиями, используемыми в банковской деятельности. Литература: 2, с. 62-74; 15, с. 12-24; 16, с. 8-16. Задание для самостоятельной работы: Выполнить задания:
Пример: информация подготовлена на основании сведений, поступивших из Уполномоченного регистрирующего органа на отчетную дату за I квартал 2016 г.
2. Составить список кредитных организаций, которые были зарегистрированы на территории РФ по состоянию на 1 сентября 2016 года. Решить ситуационные задачи:
|
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной... | Целью освоения дисциплины является изучение формирование систематизированных знаний о правовом регулировании финансовой деятельности... | ||
Цель дисциплины подготовка студента как специалиста, умеющего самостоятельно анализировать действующее законодательство о торговой... | «Жилищное право» предусматривает проведение лекционных и практических занятий под руководством преподавателя согласно расписания... | ||
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | ||
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | ||
Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения... | Изучение данной дисциплины позволит углубить выработку профессиональных навыков и умений, в том числе умение логически грамотно выражать... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |