Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/7
ТипДокументы
filling-form.ru > Договоры > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет Мировой экономики и мировой политики

Кафедра Торговой политики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему:

«Формирование позиции Китая по вопросам интеллектуальной собственности в рамках ВТО с учетом особенностей экономики развивающейся страны»

Студент группы № 563

Сухомлинова Д. С.
Руководитель ВКР

Доцент кафедры

Торговой политики

К.Э.Н. Медведкова И.А.

Москва, 2013

Оглавление




Введение

В последние 4 десятилетия экономика Китая демонстрирует впечатляющие количественные и качественные перемены, однако на данный момент Китай все еще является развивающейся страной. За последнее время Китаем был сделан большой прорыв в области развития сферы интеллектуальной собственности. После вступления в ВТО Китай сформировал свою позицию в отношении вопросов защиты прав интеллектуальной собственности, которую отстаивает на международном уровне.

Данная дипломная работа представляет собой исследование особенностей позиции Китая, как развивающейся страны, в отношении защиты прав интеллектуальной собственности после вступления в ВТО. Объектом изучения является развитие сферы интеллектуальной собственности в Китае после вступления в ВТО, в качестве предмета исследования выступает изменение позиции Китая по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности в связи с вступлением Китая в ВТО.

Актуальность выбранной темы определена следующими моментами:

1) сфера интеллектуальной собственности является одним из активно развивающихся направлений современной международной торговли, вместе с тем остаются дискуссионными многие вопросы, касающиеся основных тенденций развития, особенно разница в подходах к этому вопросу в развитых и развивающихся странах;

2) Китай в последнее время проводит целенаправленную политику в области инноваций, изучение регулирования вопросов защиты объектов интеллектуальной собственности позволит лучше понять процессы торговли объектами интеллектуальной собственности в данной стране;

3) последний раунд торговых переговоров в рамках ВТО в Дохе сделал большой акцент на вопросы, связанные с защитой прав интеллектуальной собственности. Китай впервые выступил в переговорах по данной тематике в качестве страны-члена с четкой государственной позицией и занял сторону развивающихся стран.

Таким образом, в основу настоящего исследования положена следующая гипотеза: вступление в ВТО оказало сильное воздействие на формирование позиции Китая по вопросам регулирования прав интеллектуальной собственности.

Цель данной работы – принимая во внимание, что Китай является развивающейся страной, показать, как повлияло его вступление в ВТО на формирование позиции по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить основные понятия сферы интеллектуальной собственности, описать международное регулирование в данной области.

  2. Исследовать отличия в концепциях защиты прав интеллектуальной собственности в развитых и развивающихся странах, определить основные особенности защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся странах.

  3. Исследовать государственную политику в сфере защиты интеллектуальной собственности в Китае.

  4. Рассмотреть основные показатели развития интеллектуальной собственности в Китае, описать государственную политику в сфере инноваций и ее влияние на сферу интеллектуальной собственности.

  5. Рассмотреть проблемы, с которыми на современном этапе сталкивается Китай в сфере защиты интеллектуальной собственности. На примере разбирательства в рамках системы разрешения споров ВТО рассмотреть, как вступление в Организацию повлияло на способы разрешения конфликтов на почве нарушений законодательства по защите прав на объекты интеллектуальной собственности.

  6. Принимая во внимание быстрое развитие сферы интеллектуальной собственности в Китае и проблемы нарушения законодательства по защите прав интеллектуальной собственности, рассмотреть, как повлияло вступление Китая в ВТО на позицию по вопросам защиты интеллектуальной собственности. Рассмотреть участие Китая в Дохийском раунде, как пример новой позиции Китая по вопросам защиты интеллектуальной собственности.

В качестве материала данной дипломной работы послужили данные из китайских научных статей, статистических сборников и энциклопедических источников, китайской, английской и русской публицистики, Интернет-ресурсов, материалы официальных сайтов международных организаций, материалы лекций. Основной метод исследования, используемый в работе, – изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики по тематике исследования.

Научная новизна работы заключается в изучении влияния вступления Китая в ВТО на развитие сферы интеллектуальной собственности. Так как это произошло сравнительно недавно, а акцент на развитие сферы интеллектуальной собственности сделан в Китае в 2011 году, данная работа посвящена анализу достигнутых результатов за последние 5 лет.

Теоретическая значимость данной дипломной работы заключается в анализе современных тенденций развития интеллектуальной деятельности в Китае, а также подробном изучении законодательства в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. На примере данной работы можно проследить то, как влияет на китайское законодательство тот факт, что Китай – это развивающаяся страна и то, как это влияет на его позицию в рамках ВТО.

Структура. Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы и приложений.


  1. Особенности развития системы защиты интеллектуальной собственности в развивающихся странах и Китае

20 век и всевозрастающая глобализация привели к тому, что сегодня нам сложно представить современный мир без взаимозависимости: экономик различных стран друг от друга, различных фирм от своих партнеров по всему миру, простых людей от всех этих процессов. Мы живем в эпоху, когда торговля между странами достигла небывалых высот. Однако в последние десятилетия был сделан колоссальный сдвиг в сторону торговли знаниями, информацией и квалификациями. По данным 2011 года, доля наукоемкой продукции в мировом экспорте составляет 40%1 . Это приводит нас к тому, что сейчас люди торгуют не только осязаемыми предметами, но и идеями, что явно сложно облачить в вещественную форму.

То, что мы не видим, мы не всегда можем контролировать и отслеживать. Так возникают проблемы определения владельца прав на то или иное изобретение, проблема его нелегального использования и т.д. А так как тот, кто обладает знаниями в современном мире, тот и получает за это максимальную прибыль, то иногда процесс определения правомерного владельца знаниями возникает уже не между индивидами или фирмами, а между странами. Так, получается, что ряд стран входят в группу высокоразвитых, обладающих знаниями и технологиями, а ряд стран все больше и больше отстает в своем технологическом развитии. Таким образом, возникает вопрос, всегда ли система прав интеллектуальной собственности способна помочь человечеству в своем дальнейшем развитии или же порой она только тормозит развитие отдельных стран.

Цель данной главы – исследовать особенности подхода развивающихся стран к вопросам защиты интеллектуальной собственности и, переходя от общего к частному, посмотреть, как эти особенности находят отражение в политике Китая по вопросам интеллектуальной собственности.

Для достижения данной цели сначала мы определим основные понятия сферы интеллектуальной собственности, рассмотрим вопросы международного регулирования, освятим основные способы обмена интеллектуальными продуктами. Также мы обозначим связь между аспектами интеллектуальной собственности и инновационной деятельностью государства.

Обозначив основные теоретические вопросы в сфере объектов интеллектуальной собственности, мы рассмотрим вопрос о подходе развитых и развивающихся стран к проблеме интеллектуальной собственности. Мы исследуем отличия в концепциях защиты прав интеллектуальной собственности в развитых и развивающихся странах, определим основные особенности защиты прав интеллектуальной собственности в развивающихся странах.

Третий раздел данной главы будет посвящен вопросам того, кто в Китае формирует политику в сфере интеллектуальной собственности и рассмотрению основных законодательных актов и международных конвенций, которые легли в основу законодательства Китая по вопросам защиты интеллектуальной собственности.

    1. Теоретические аспекты прав интеллектуальной собственности

Понятие прав интеллектуальной собственности

К объектам интеллектуальной собственности относятся охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Права на объекты интеллектуальной собственности могут быть определены как права, предоставляемые человеку на произведения его творчества2. Они обычно дают создателю исключительное право на использование его творений в течение определенного периода времени. Права на объекты интеллектуальной собственности включают в себя авторские и смежные права, а также промышленную собственность.

С юридической точки зрения каждый создатель объекта интеллектуальной собственности обладает имущественными и личными неимущественными правами3. Имущественные права включают в себя право использовать объект интеллектуальной собственности по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, а также разрешать или запрещать другим лицам использовать этот объект интеллектуальной собственности. Личные неимущественные права включают право признаваться автором произведения, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и его отзыв. Личные неимущественные права неотчуждаемы, в то время как имущественные права можно уступить или продать другому лицу. Отсюда и вытекает возможность торговли объектами интеллектуальной собственности.

Регулирование вопросов интеллектуальной собственности

Основной организацией по вопросам интеллектуальной собственности является ВОИС (Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности). ВОИС ведет международную базу всех нормативных актов, связанных с защитой интеллектуальной собственности, является крупнейшим источником правовой информации по вопросам интеллектуальной собственности, а также координирует ряд внутриорганизационных программ, связанных с финансированием, разработкой и продвижением новых идей4. Помимо этого ВОИС после своего создания объединил все международные договоры по охране интеллектуальной собственности. Перечень конвенций, которые включены в ВОИС, можно посмотреть в Приложении 1.

Помимо ВОИС есть еще одна международная организация, регулирующая вопросы торговли интеллектуальной собственностью – Всемирная Торговая Организация (ВТО). В рамках ВТО также существует ряд соглашений, где закреплены правовые аспекты торговли интеллектуальной собственностью (см. Приложение 1).

Как и в случае с торговлей товарами и услугами, торговля объектами интеллектуальной собственности подчинена основополагающим принципам ВТО: предоставление режима наибольшего благоприятствования на взаимной основе, взаимное предоставление национального режима (НР), транспарентность торговой политики, разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров в рамках системы по разрешению торговых споров ВТО и т.д5. Таким образом, ВТО в сфере торговли объектами интеллектуальной собственности осуществляет контроль за исполнением обязательств, которые взяли на себя страны-участницы, занимается проведением переговоров между ними, помогает в решении торговых споров, следит за изменениями национального законодательства и т.д.

Помимо вышеперечисленных соглашений, вопросам интеллектуальной собственности также посвящено Приложение 1С: Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В ТРИПС включены следующие международные конвенции:

  • Парижская конвенция по охране промышленной собственности (с изм. 1967 г.)

  • Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (с изм. 1971 г.)

  • Международная конвенция по охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.)

  • Договор по интеллектуальной собственности в отношении интегральных схем (Вашингтон, 1989 г.)

ТРИПС направлено на снижение препятствий для развития международной торговли, содействие охране прав интеллектуальной собственности, обеспечение применения основных принципов ГАТТ 1994 г. и соглашений в области интеллектуальной собственности, установление эффективных средств реализации прав интеллектуальной собственности, а также на установление четкого порядка разрешения споров, связанных с вопросами интеллектуальной собственности6. Целью ТРИПС является сокращение пробелов в области регулирования вопросов интеллектуальной собственности во всем мире, а также приведение регулирования под общие для всех стран стандарты. ТРИПС устанавливает минимальные уровни защиты интеллектуальных продуктов, которые каждое государство-член ВТО должно обеспечить.

Связь инновационной деятельности и интеллектуальной собственности

Из ранее сказанного видно, что во многом международные организации и страны волнует вопрос распределения прав интеллектуальной собственности. Но чтобы эти права появились, сначала должно появиться что-то, на что эти права будут распространяться. Права на объект интеллектуальной собственности ценны только тогда, когда сам объект является новым, коренным образом отличается от существующих аналогов и может породить спрос, а, следовательно, и принести прибыль. Таким образом, чаще всего права интеллектуальной собственности возникают на какое-то нововведение, а именно на инновации.

Что понимается под термином «инновация»? Ближе всего этот термин к понятиям нововведение, усовершенствование, нечто кардинально новое, ранее не изобретенное. Инновация может быть выражена в форме материального изобретения, рабочей модели, идеи, технологии, концепции и т.д. Процесс распространения инноваций называется инновационной деятельностью. Главной отличительной чертой инновации от простого изобретения или открытия является его внедрения в производственный процесс, а главное – получение материальной выгоды.

В России термины, связанные с инновациями, официально определены в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. «"Инновация (нововведение)" - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. "Инновационная деятельность" - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».

Так как инновация может быть выражена в ряде форм, страны столкнулись с проблемой измерения инноваций на международном уровне. Впервые проблема необходимости учета НИОКР была озвучена в 1963 году в итальянском городе Фраскати, когда страны-члены ОЭСР встретились для разработки документа, закрепляющего международные методологии статистического изучения НИОКР. Так было разработано «Руководство Фраскати». В последующие 40 лет было выпущено еще 5 изданий этого документа, а также ряд Руководств по отдельным видам интеллектуальной деятельности. Проблемы статистического учета инновационной деятельности описаны в «Руководстве Осло», принятом в 2002 году. В данном документе понятия инновации и инновационной деятельности определены следующим образом: «Инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. Инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия и меры, включая инвестиции в новые знания, реально приводящие или должные привести к осуществлению инноваций. Эти действия и меры могут быть инновационными сами по себе либо вспомогательными для осуществления инноваций. В них включаются также фундаментальные исследования, которые (по определению) не бывают напрямую связаны с разработкой какой-либо конкретной инновации ». Отдельный акцент в данном документе сделан на то, что необходимым условием отнесения нововведения к инновации является его внедрение. «Новый или усовершенствованный продукт является внедренным, когда он вынесен на рынок. Новые производственные процессы, методы маркетинга или организационные методы являются внедренными, когда они стали реально использоваться в деятельности фирмы».

1.2. Развитые и развивающиеся страны в контексте прав интеллектуальной собственности
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск