Трудоустройство людей
с ограниченными возможностями
Методические рекомендации
Санкт-Петербург
2017
Авторский коллектив:
Еремина Татьяна Юрьевна, доктор технических наук, профессор, президент АНО «Женщины за безопасность», член общественного совета Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга
Старобина Елена Михайловна, доктор педагогических наук, доцент, руководитель отдела проблем профессиональной и психологической реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта Федерального медико-биологического агентства»
Чукардин Владимир Анатольевич, главный специалист по профреабилитации и занятости инвалидов, ФГБУ «Санкт-Петербургского научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, отдел проблем профессиональной и психологической реабилитации инвалидов
при участии:
Киселева Лилия Анатольевна, ведущий инспектор отдела содействия трудоустройству СПб ГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга»
Кузнецова Ирина Викторовна, начальник отдела занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
АНО «Женщины за безопасность»
Методические рекомендации подготовлены для Всероссийского семинара-совещания «Общественный мониторинг доступности трудовой занятости для инвалидов» (при официальной поддержке «Лиги здоровья наций»).
Материалы предоставлены: Дрозденко И.Г., Киселева Л.А., Кузнецова И.В., Мовшович А.А.
Оглавление Введение 5
Исторические аспекты 7
Некоторые положения ООН 10
Зарубежный опыт развития предпринимательства: опыт малых и средних предприятий (МСП) в создании рабочих мест для людей с ограниченными возможностями 11
Проблемные вопросы 17
Опыт организаций и сообществ, оказывающих содействие в выборе профессии и трудоустройстве инвалидов 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 30
Введение Проблема занятости на рынке труда инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, является одной из наиболее актуальных. Исходя из высокой социальной значимости мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, государство должно решить задачу повышения уровня занятости инвалидов до среднего показателя по всем категориям безработных граждан. Для этого требуется создать условия для инвалида, способного и желающего работать, при которых он сможет найти свой профессиональный путь и трудоустроиться на адаптированное к его специальным потребностям рабочее место.
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, на 1 января 2016 года в Российской Федерации насчитывалось 12 751 тыс. инвалидов [1]. Уровень инвалидизации составляет 9,2%. Из 2,57 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 817,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 1,75 млн. человек, или 68,1% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте. По данным Минтруда, в России уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста составляет 25% (около 1 млн. человек). Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.
Проблема трудоустройства инвалидов является одной из самых острых [2]. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность работающих инвалидов, в том числе в возрасте, превышающем возраст выхода на пенсию, с 2006 года выросла с 1,752 млн. до 2,275 млн. человек на начало 2012 года и составила 17,7% от общей численности инвалидов всех возрастов, за исключением численности детей-инвалидов.
В настоящее время в стране повышению эффективности трудоустройства инвалидов уделяется особое внимание. Инвалиды, обладающие хорошей общей и научной подготовкой, не могут найти работу по своему профилю и реализовать свой потенциал, что создает серьезные проблемы в сфере занятости населения. В связи с этим в решении проблем трудоустройства и занятости инвалидов требуются новые нестандартные решения, направленные на снижение напряжённости на рынке труда, ликвидацию существующих барьеров и создание благоприятных условий для повышения эффективности системы занятости людей с инвалидностью. Такой подход позволит осуществлять превентивную социальную политику в отношении инвалидов, сосредоточить усилия государства, гражданского общества и бизнеса не на борьбе с кризисными последствиями, а на предупреждении возникающих на открытом рынке труда проблем для людей с инвалидностью.
Исследование причин низкой занятости инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, является необходимым условием для разработки комплекса мер, предусматривающих создание условий для расширения возможностей занятости инвалидов путем, в том числе, реализации мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Среди объективных причин можно назвать следующие: отсутствие службы сопровождения трудоустройства, отсутствие у работодателей стимула для принятия на работу инвалидов, низкая доступность предприятий и организаций, отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест на предприятиях, приспособленных для работы инвалида, работодатели не видят в инвалидах полноправных сотрудников и считают трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья большой проблемой, требующей к тому же существенных дополнительных затрат для оборудования рабочих мест [3,4,5].
Среди субъективных причин можно назвать следующие: психологические проблемы, низкий уровень социальной адаптации инвалидов, в том числе на рынке труда.
К сожалению, в отличие от многих развитых государств общественные места в России в большинстве случаев не приспособлены для посещения их людьми с ограниченными возможностями. Значительное количество необорудованных для нужд инвалидов подземных переходов, отсутствие подъемных механизмов и звуковых сигналов светофоров – всего лишь ничтожно малая часть перечня препятствий, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. Проблема социальной интеграции инвалидов в России стоит очень остро.
В настоящее время в нашей стране реализуется государственная программа "Доступная среда", одной из целей которой является формирование условий для беспрепятственного доступа к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам в сферах здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда, а также повышение уровня профессионального развития и занятости инвалидов. Планируется увеличение доли инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости (до 60 процентов к 2020 году); увеличение численности занятых инвалидов, трудоустроенных при поддержке общественных организаций инвалидов (до 944 человек к 2020 году).
|