В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Российская академия правосудияЛ.С. Халдеев СУДЬЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕПрактическое пособиеМосква Юрайт 2000 УДК 34 ББК 67.411 Х17
Халдеев J1.C.
Х17 Судья в уголовном процессе: Практ. пособие. — М.: Юрайт, 2000. — 501 с.
ISBN 5-85294-100-Х
Судебный процесс проходит в строгих рамках специальной процедуры, однако постоянно порождает проблемы, решение которых, в ряде случаев, недостаточно четко, либо вовсе не регламентировано уголовно-процессуальным законодательством. При этом реакция судьи и принятие правильного решения во многом зависят не только от знания судьей закона, но и от умения «организовать» настоящий состязательный процесс, позволяющий сторонам привести все имеющиеся у них доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу защиты, обеспечивая, тем самым, возможность установления достоверных обстоятельств дела.
Работа основана на накопленном профессиональном опыте автора, длительное время работавшего судьей, а также более 20 лет преподававшего в Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.
Соавторами предлагаемой работы во многом, являются сами судьи. Все наблюдения увидены и услышаны в реальных и «игровых» судебных процессах, в многочисленных дискуссиях и индивидуальных беседах с судьями.
Конкретные примеры поволили проанализировать и систематизировать наиболее принципиальные недостатки и распространенные ошибки и неточности, допускаемые при проведении судебного процесса, и предложить варианты их практического разрешения.
В работе анализируются возможности прямого применения положений Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, относящихся к судебному разбирательству уголовных дел. Приводятся примерные варианты разъяснения прав и обращений председательствующего к участникам процесса при проведении подготовительной стадии судебного заседания и в ходе судебного следствия, а также проекты промежуточных решений, Принимаемых судом в ходе судебного разбирательства и основных процессуальных документов.
Работа может быть полезна не только судьям, но и сотрудникам органов дознания и предварительного следствия, а также адвокатам, преподавателям и студентам юридических институтов и факультетов.
ISBN 5-85294-100-Х УДК 34 ББК 67.411
© Халдеев Л.С., 2000 О ООО «Юрайт». 2000
Оглавление
СУДЬЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 2
Оглавление 3
Вступительная статья 10
Уважаемый читатель! 13
Введение 15
Глава 1. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ДЕЛА И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ 17
§ 1. Некоторые вопросы распределения уголовных дел 17
§ 2. Изучение дела и принятие решения о назначении судебного заседания 21
представителя обвинения; второй: тщательно проверить этот вопрос в подготовительной стадии судебного заседания; 32
§ 3. Подготовительные действия к судебному заседанию по рассмотрению дел о применении мер медицинского 52
характера 52
§ 4. Подготовка к судебному заседанию 53
Глава 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ 64
§ 1. Судебное заседание открыто, слушается дело... 64
§ 2. Участники процесса — кто Вы? 71
§ 4. Права и обязанности 83
§ 5. Ходатайства 90
Глава 3. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ 103
§ 1. Некоторые вопросы проявления обвинительного 104
уклона 104
§ 2. Некоторые вопросы состязательности 110
§ 3. Оглашается обвинительное заключение... 116
§ 4. Виновным себя ... 124
§ 6. Допрос подсудимого 148
§ 7. Допрос потерпевших и свидетелей 172
§ 8. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних участников процесса 200
§ 9. Некоторые вопросы назначения судебных экспертиз и участия экспертов в судебном разбирательстве 209
§ 10. Дополнения к судебному следствию 231
§11. Некоторые вопросы признания доказательств недопустимыми 235
§ 12. Прения сторон. Последнее слово 241
§ 13. Протокол судебного заседания 244
§ 2. Структура обвинительного приговора 267
§ 3. Вводная часть 270
§ 4. Описательная часть приговора 272
4.4. Недоказанная часть обвинения 289
4.5. О наказании 293
§ 6. Оглашение приговора 309
ПРИГОВОР Именем Российской Федерации 325
§ 8. Возвращение дела для производства дополнительного расследования 331
§ 2. Некоторые вопросы этики судебного процесса 363
Заключение 376
Конституция РФ 379
Статья 17 380
Статья 18 380
Статья 19 380
Статья 21 380
Статья 22 380
Статья 49 382
Статья 51 382
Статья 55 382
Статья 118 382
Статья 120 383
Статья 121 383
Статья 122 383
Статья 123 383
Приложение fit 2 383
Кодекс чести судьи Российской Федерации 383
Статья 1. Общие требования, предъявляемые к судье 384
Статья 2. Правила осуществления профессиональной деятельности 384
судьи 384
Постановления Конституционного Суда РФ по проверке конституционности статей УПК РСФСР 169
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ 180
Закон Российской Федерации «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» № 2124-1 от 27 декабря 1991 года 181
Статья 4. Недопустимость злоупотреблений свободой массовой 185
информации 185
Статья 38. Право на получение информации 185
Статья 39. Запрос информации 185
Статья 40. Отказ и отсрочка в представлении информации 185
Статья 41. Конфиденциальная информация 185
РЕКОМЕНДАЦИИ Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации 186
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД 187
Статья 7 191
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ ДЛЯ СУДЕЙ США 191
Основы взаимоотношений с адвокатами сторон и свидетелями 194
Рекомендации по освобождению из под стражи до суда под личное обязательство, под поручительство 197
или под залог. 197
Правила и практика Федеральных Судов США 197
Рекомендации судье при подготовке постанрвлення об изменении меры пресечения с освобождением из пол стражи 202
Процедура принятия заявления о признании вины. 205
Сделка о признании. 205
Правила и практика Федеральных судов США 205
Если соглашение о признании вины заключается письменной форме: 207
ПРАВИЛА 210
производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел 210
судебно-медицинской экспертизы трупа 214
8. Оформление заключения эксперта 217
ПРАВИЛА 225
судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью 225
Побои, мучения, истязания 234
ПРАВИЛА 235
производства экспертизы вещественных доказательств 235
в судебно-химических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 235
ПРАВИЛА 237
производства судебно-медицинских экспертиз в медико-криминалистических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 237
Издательство «Юрайт» 245
Издательство «Юрайт» 246
Издательство «Юрайт» 248
Приложения 415-493
Приложения СУДЬЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 2
Оглавление 3
Вступительная статья 10
Уважаемый читатель! 13
Введение 15
Глава 1. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ДЕЛА И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ 17
§ 1. Некоторые вопросы распределения уголовных дел 17
§ 2. Изучение дела и принятие решения о назначении судебного заседания 21
представителя обвинения; второй: тщательно проверить этот вопрос в подготовительной стадии судебного заседания; 32
§ 3. Подготовительные действия к судебному заседанию по рассмотрению дел о применении мер медицинского 52
характера 52
§ 4. Подготовка к судебному заседанию 53
Глава 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ 64
§ 1. Судебное заседание открыто, слушается дело... 64
§ 2. Участники процесса — кто Вы? 71
§ 4. Права и обязанности 83
§ 5. Ходатайства 90
Глава 3. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ 103
§ 1. Некоторые вопросы проявления обвинительного 104
уклона 104
§ 2. Некоторые вопросы состязательности 110
§ 3. Оглашается обвинительное заключение... 116
§ 4. Виновным себя ... 124
§ 6. Допрос подсудимого 148
§ 7. Допрос потерпевших и свидетелей 172
§ 8. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних участников процесса 200
§ 9. Некоторые вопросы назначения судебных экспертиз и участия экспертов в судебном разбирательстве 209
§ 10. Дополнения к судебному следствию 231
§11. Некоторые вопросы признания доказательств недопустимыми 235
§ 12. Прения сторон. Последнее слово 241
§ 13. Протокол судебного заседания 244
§ 2. Структура обвинительного приговора 267
§ 3. Вводная часть 270
§ 4. Описательная часть приговора 272
4.4. Недоказанная часть обвинения 289
4.5. О наказании 293
§ 6. Оглашение приговора 309
ПРИГОВОР Именем Российской Федерации 325
§ 8. Возвращение дела для производства дополнительного расследования 331
§ 2. Некоторые вопросы этики судебного процесса 363
Заключение 376
Конституция РФ 379
Статья 17 380
Статья 18 380
Статья 19 380
Статья 21 380
Статья 22 380
Статья 49 382
Статья 51 382
Статья 55 382
Статья 118 382
Статья 120 383
Статья 121 383
Статья 122 383
Статья 123 383
Приложение fit 2 383
Кодекс чести судьи Российской Федерации 383
Статья 1. Общие требования, предъявляемые к судье 384
Статья 2. Правила осуществления профессиональной деятельности 384
судьи 384
Постановления Конституционного Суда РФ по проверке конституционности статей УПК РСФСР 169
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ 180
Закон Российской Федерации «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» № 2124-1 от 27 декабря 1991 года 181
Статья 4. Недопустимость злоупотреблений свободой массовой 185
информации 185
Статья 38. Право на получение информации 185
Статья 39. Запрос информации 185
Статья 40. Отказ и отсрочка в представлении информации 185
Статья 41. Конфиденциальная информация 185
РЕКОМЕНДАЦИИ Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации 186
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД 187
Статья 7 191
НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ ДЛЯ СУДЕЙ США 191
Основы взаимоотношений с адвокатами сторон и свидетелями 194
Рекомендации по освобождению из под стражи до суда под личное обязательство, под поручительство 197
или под залог. 197
Правила и практика Федеральных Судов США 197
Рекомендации судье при подготовке постанрвлення об изменении меры пресечения с освобождением из пол стражи 202
Процедура принятия заявления о признании вины. 205
Сделка о признании. 205
Правила и практика Федеральных судов США 205
Если соглашение о признании вины заключается письменной форме: 207
ПРАВИЛА 210
производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел 210
судебно-медицинской экспертизы трупа 214
8. Оформление заключения эксперта 217
ПРАВИЛА 225
судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью 225
Побои, мучения, истязания 234
ПРАВИЛА 235
производства экспертизы вещественных доказательств 235
в судебно-химических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 235
ПРАВИЛА 237
производства судебно-медицинских экспертиз в медико-криминалистических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 237
Издательство «Юрайт» 245
Издательство «Юрайт» 246
Издательство «Юрайт» 248
Вступительная статьяПоследние год судебная статистика неуклонно отмечает существенный рост обращений граждан в суды за защитой своих прав, и это отрадно, поскольку свидетельа вует о постоянно возрастающем доверии общества к суду. К сожалению, отмечается и значительный рост количества поступающих в суды уголовных дел. Естественно, что жизненные ситуации, с которыми сталкиваются судьи при рассмотрении уголовных дел, нередко порождают проблемы, которые связаны не только с юридической подготовкой всех участников судебного процесса. Да, каждый судья должен действовать беспристрастно и объективно, но и при судебном разбирательстве, и при принятии решений он действует не только на основе профессиональных знаний, но и на основе сформировавшегося мировоззрения и личного опыта. Для добросовестного и профессионального исполнения судейского долга важнейшее значение имеют высокий профессионализм и общая культура, а также понимание судьями сущности судейской независимости, своего предназначения, роли и места в системе правосудия. Автор представляемой книги, Лев Семенович Халдеев, избрал форму последовательного анализа деятельности судьи, других участников судебного разбирательства с момента поступления уголовного дела в суд и до провозглашения судебного приговора. Сразу скажу - книга получилась, чему способствовали следующие позитивные факторы. Во-первых, Лев Семенович знает работы судьи «изнутри», так как достаточно длительное время работал районным судьей. Во-вторых, использован большой опыт преподавательской работы и возможность широких дискуссий с судьями в рамках повышения их квалификации. В-третьих, изложены результаты наблюдений за реальными судебными процессами. В-четвертых, сделанные выводы подкреплены социологическими исследованиями. Наконец, в-пятых, использован опыт личного участия автора в реформировании мировоззрения судей и становлении судейского профессионализма. Совокупность названных факторов в сочетании с хорошим литературным языком позволили автору написать книгу, существенно отличающуюся от других подобных работ. Образно говоря, книга написана по принципу путеводителя. Вроде, знаешь весь маршрут и его конечный пункт, знаешь правила движения, умеешь ориентироваться.. Но, вдруг — неточный поворот. ты сбился и уже идешь по неверному пути либо вообще оказался в тупике. Книга как раз об этом, о том, как не сбиться с маршрута и выбрать нужную траекторию движения. В книге нет надуманных проблем и нет возможности выделить что- либо главное, ибо в каждой главе исследуются наиболее значимые вопросы отправления правосудия. Откройте соответствующий параграф книги и увидите, как автор предоставляет вам возможность, вместе с коллегами-судьями, поучаствовать в обсуждении важнейших процедурных вопросов, проследить за тем, как тактично и аргументировано анализируются все точки зрения, как постепенно, словно при изготовлении фотографии, «проявляются» не только основные причины ошибочных позиций, но и обосновывается верное решение. Анализируя каждую стадию судебного процесса, автор углубляется в вопросы применения соответствующих правовых норм, исследует природу увиденных им ситуаций, не вписывающихся в процедурные догмы. Так, в первой главе автор не удовлетворяется констатацией факта, что многие недостатки предварительного следствия могли быть выявлены в стадии назначения судебного заседания. Имея в виду значимость этой стадии, автор справедливо указывает на ряд существенных моментов, которым судьи не всегда придают должное внимание, но которые впоследствии нередко приводят к судебным ошибкам. Вторая и третья главы посвящены непосредственно проведению судебного разбирательства. Опираясь на многочисленные наблюдения, автор исследует и оценивает различные тактические варианты ведения судебного заседания. В частности, детально анализируются особенности проведения допросов 'подсудимых, потерпевших и свидетелей, в том числе несовершеннолетних, назначения судебных экспертиз и др. Следует сказать и о предпринятой попытке на конкретных примерах показать природу обвинительного уклона, который все еще наблюдается у некоторых судей. В четвертой главе в центре внимания вопросы, возникающие при постановлении приговора. Здесь автор исследует понятие и значимость судейского убеждения при оценке исследованных доказательств. Для анализа причин судебных ошибок, автор использовал большое колиество изученных им текстов реальных приговоров, а также проектов приговоров, подготовленных судьями на учебных занятиях. Доброе слово хочу сказать и о последней, пятой, главе, в которой автор размышляет о профессии судьи и об этических проблемах правосудия. Рассмотрены различные «нестандартные», но часто встречающиеся на практике поведенческие ситуации, замеченные автором в реальных судебных процессах. В каждом параграфе автор, как бы с участием суден, анализирует наиболее существенные вопросы, связанные с ролью председательствующего в самых разнообразных конфликтных ситуациях, нередко возникающих между его участниками. Предлагая различные варианты их разрешения, автор использует этические правила, как писанные, например, в Кодексе чести, так и не писанные, но общепризнанные и существующие в реальности, которыми судьи должны руководствоваться при осуществлении своих судейских функций.
Еще одна положительная особенность книги состоит, на мой взгляд, в том, что практически в каждом параграфе автор предлагает различные проекты основных процессуальных документов.
На первый взгляд, книга предназначена и полезна только судьям. Кстати, многие суждения и предложения могут быть полезны и тем судьям, которые специализируются на рассмотрении гражданских дел.
Отметим, однако, что судья не работает в одиночку. В этой связи представляется, что книга может быть полезна оперативным сотрудникам уголовного розыска, дознавателям и следователям, ибо позволит им лучше узнать основанные на законе требования судей и найти в книге необходимые рекомендации по правильному оформлению и закреплению доказательств. Государственным обвинителям и адвокатам, видимо, будут интересны не только мнение об их работе профессиональных судей, но и впечатления и раздумья подсудимых и потерпевших, свидетелей и других участников судебного разбирательства.
Наконец, и самим судьям весьма полезно увидеть себя глазами всех участников судебного разбирательства. Книга, безусловно, будет интересна студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов и факультетов.
Завершая краткое представление книги, полагаю необходимым еще раз отметить, что тщательный анализ и обсуждение на многочисленных дискуссиях с судьями конкретных спорных ситуаций позволили автору из многообразия мнений аргументировано предложить наиболее оптимальные варианты их разрешения.
Разумеется, книга заслуживает более подробного анализа. Не со всеми выводами и суждениями автора можно согласиться. Некоторые из них не бесспорны, а некоторые, на мой взгляд, пока опережают время. Надеюсь, читатель самостоятельно составит мнение о наблюдениях автора, о его мыслях, вывода* и рекомендациях, многие из которых можно и нужно использовать в практике.
Прочитав книгу еще в рукописи, с удовлетворением констатирую, что благодаря J1.C. Халдееву и издательству «Юрайт» в свет выходит книга, которую ждали.
Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации
В.П.Верин
Уважаемый читатель!Судьба подарила мне возможность тридцатилетнего общения со многими высоко эрудированными и думающими судьями, знающими и любящими свою профессию, что безусловно обогатило мой личный опыт. Искренне признателен им за это. Не могу не сказать и о том, что есть и личный опыт работы районным судьей, председательствовавшим при рассмотрении более двух тысяч различных уголовных дел, включая дела о преступлениях несовершеннолетних, и административных материалов. По мере накопления жизненного и профессионального опыта настойчиво зрела потребность рассказать об этой сложной работе, о судьях, повседневно разбирающихся в чужих людских судьбах, об их сложнейших психологических переживаниях и об огромной ответственности за принятые решения, подчас серьезно перекраивавшие жизнь людей, оказавшихся втянутыми в водоворот судебно-следствен- ной машины. Особой причиной, побудившей взяться за перо, послужили длительные наблюдения за непосредственной работой многих судей, адвокатов и прокуроров при рассмотрении в судах уголовных дел, доставлявшие, увы, не только удовлетворение, но и огорчения, связанные с серьезными упущениями. Приступая к работе, я ясно представлял, что книга не будет отвечать поставленной цели без анализа причин основных ошибок, допускаемых при разбирательстве уголовных дел. Двадцатилетний преподавательский опыт давно убедил меня, что наибольшей эффективности добиваются последователи известного педагогического метода: «Расскажи мне — я послушаю и забуду; объясни мне — может быть, я запомню; вовлеки меня в работу — я пойму и сделаю». Этому правилу я старался следовать и при подготовке книги. Размышляя над формой подачи материала, я исходил из того, что накопленный опыт должен быть доведен до читателя с максимально возможной приближенностью к реальной судебной практике. Я понимал, что недостаточно «обнажить» имеющиеся недостатки. Необходимо было по возможности вскрыть причины их появления и предложить приемлемые меры по устранению, опираясь при этом как на теоретический анализ действующего законодательства, так и на реальную судебную практику. Немало страниц в работе отведено нравственным и этическим вопросам поведения всех участников судебного разбирательства. После такого решения сами собой обозначились стиль и система изложения материала: с одной стороны, последовательное описание непосредственной деятельности участников процесса, в основном судей, при рассмотрении уголовных дел; с другой — акценты на анализе непростых, подчас весьма профессионально сложных, проблемных вопросах судебной практики и варианта* их разрешения. Предвидя серьезные критические замечания читателя, недовольного тем, что в работе приведено немало негативных наблюдений, не могу не сказать и о своих сомнениях. Первое сомнение связано с тем, что некоторые рассмотренные проблемы кому-то могут показаться незначительными, даже мелкими, а отдельные предлагаемые варианты их разрешения — неверными, неуместными и надуманными. Я готов к любой оценке: от «интересно и полезно» до «кому нужна эта макулатура?!». Не делаю секрета, что в книге нет ничего придуманного. Все проблемные вопросы и приведенные примеры увидены и услышаны при наблюдениях за реальными или «игровыми» судебными процессами, в многочисленных дискуссиях и индивидуальных беседах с судьями. Второе сомнение связано со стилем изложения материала. Особенно беспокоит возможное проявление негативного отношения к автору, осмелившемуся показать некоторые «болевые точки» в работе отдельных судей. Не скрою, что меня это не только волнует, но и серьезно огорчает. Надеюсь, вдумчивый читатель не только сможет увидеть и понять беспристрастность и объективность автора, но и почувствует его трепетное уважение к судьям и преклонение перед их работой. Третье серьезное сомнение связано с включением в книгу примерных вариантов основных процессуальных документов. Несмотря на то что судьи почти единодушно просят опубликовать унифицированные образцы документов подобного рода, автор умышленно избегает слово «образец», полагая, что есть определенные опасения относительно их абсолютной точности. При этом следует учитывать следующие факторы: а) каждое уголовное дело — единичное и уникальное явление, так называемый «штучный товар», точное содержание нюансов и оттенков которого невозможно «упаковать» в формализованные рамки некоего стандарта; б) ни один «образец» не в состоянии передать специфические особенности каждого судебного разбирательства; в) широкое использование «образцов», даже рекомендованных на «высшем уровне», может обернуться упрощенчеством и схематизмом в работе, способными погубить творческое начало в работе судьи и участников судебного разбирательства;
г) использование «образцов» может способствовать увеличению числа ошибок, от которых не застрахованы даже самые «универсальные» из них, так как любая ошибка, допущенная в образце, будет тиражироваться бесконечно.
На Ваш суд, уважаемый читатель, предлагается книга, соавтором которой во многом являетесь Вы сами. Это наш совместный опыт, наши удачи и ошибки, наши мысли и идеи, наша позиция по ряду непростых вопросов, возникающих в судебно-следсгвенной практике. Рассчитываю, что книга, хотя бы в малом, поможет найти на них ответы.
Любую конструктивную критику, профессиональные замечания и пожелания приму с благодарностью и обещаю учесть в дальнейшей работе.
С надеждой на взаимопонимание Лев Халдеев
ВведениеНе все в обществе знают, что специально суден у нас не готовят ни в одном юридическом вузе, а вузовские программы не предусматривают научение ни познанию принципов судейской деятельности, ни овладению основными навыками выполнения судейских действий. Как следствие, оказавшись в судейском кресле, судья с первых дней обнаруживает определенный разрыв между полученными знаниями и умением применять их на практике. Естественно, что, приступая к работе в такой ситуации, свой первый опыт судья получает и набирает не только за судейским столом, но и при обращении к опыту старших коллег. Судебная практика и наблюдения показывают, что немалая часть судей не только воспринимает советы опытных судей как установку, но и стремится к определенному подражанию, включая в свою практику их опыт и навыки, которые, при высоком к ним уважении, далеко не всегда можно признать позитивными. Известно, что судебный процесс, хотя и идет в строгих рамках специальной процедуры, тем не менее постоянно порождает проблемные ситуации, в ряде случаев либо недостаточно четко, либо вовсе не регламентированные уголовно-процессуальным кодексом. При этом надо иметь в виду, что реакция судьи и принятие правильного решения во многом зависят не только от его знания закона, но и от его творческих возможностей, умения «организовать» настоящий состязательный процесс, позволяющий сторонам раскрыть все имеющиеся у них факты, как в пользу обвинения, так и в пользу защиты, обеспечивая тем самым возможность установления достоверных обстоятельств дела. С учетом значимости этой проблемы программа повышения квалификации судей в Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (РПА) предусматривает проведение Ролевых игр (Игр), имитирующих судебное разбирательство уголовных дел, специально разработанных для учебных целей. В предлагаемой работе учтен опыт проведения более 150 таких Игр, в которых принимало участие около 5000 судей. При этом содержание учебных дел менялось, совершенствовалась методика их проведения, но неизменной оставалась главная цель — реализация концепции повышения квалификации судей «Мы все учимся друг у друга». Оценивая достоверносгь и значимость выводов, сделанных в настоящей работе, надо иметь в виду, что при проведении Игр все ролевые функции участников процесса исполняли только судьи. Вполне понятно, что большинство из них психологически не могли в полной мерс перестраиваться на исполнение только тех ролей, которые им были определены на Игру, и очень часто продолжали «функционировать» в своей основной, повседневной роли судей. В то же время практика проведения Игр показывает, что уже через 10—15 минут все участники во многом действуют на уровне «подсознания» и стереотип обычного поведения судьи проявляется с достаточно высоким уровнем достоверности. Всем участникам процесса было настолько сложно мириться с ролью пассивных наблюдателей, что буквально с первых минут они начинали активно вмешиваться в ход процесса, не обращая внимания на председательствующего. Нередко не могли «сдержаться» и слушатели, исполнявшие роль публики, на каждой Игре пытаясь вмешаться в ход процесса, несмотря на настойчивые просьбы преподавателя исполнять только определенные на Игру ролевые функции. Сознавая некую условность результатов наблюдений за Играми, автор использовал также наблюдения за реальными судебными процессами в судах Москвы и других городов России (за 1996—1999 гг. — более 200 судебных процессов), которые дали обширный материал для сравнительного анализа и оценочных выводов. Использование диктофона позволило привести дословные диалоги, взятые как из реальных, так и из «игровых» судебных заседаний. Некоторые диалоги представлены полностью, некоторые — фрагментами. Другие диалоги носят «собирательный» характер, т.е. составлены из отдельных эпизодов, увиденных в различных судебных заседаниях. В своих комментариях автор, насколько это возможно, кроме кратких оценок стремился передать интонации участников диалога, с тем чтобы помочь читателю прочувствовать и их характеристики, и психологическую атмосферу, что называется «дух», если не всего судебного процесса, то хотя бы в минуты произнесения этих фраз 1. Включенное наблюдение позволило на конкретных примерах проанализировать и систематизировать наиболее принципиальные недостатки и распространенные ошибки и неточности, допускаемые при проведении судебного процесса, и предложить ряд вариантов их практического разрешения**. В работе анализируются возможности прямого применения Европейской Конвенции о правах человека и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, относящихся к судебному разбирательству уголовных дел. Приводятся примерные варианты различных обращений председательствующего к участникам процесса при проведении подготовительной стадии судебного заседания и в ходе судебного следствия, а также проекты промежуточных решений, принимаемых судом в ходе судебного разбирательства и основных процессуальных документов. Вместе с судьями автор не раз знакомился с правилами судопроизводства в различных зарубежных странах; присутствовал на проходящих в условиях состязательности реальных судебных процессах; участвовал в дискуссиях с зарубежными судьями и преподавателями юридических колледжей и школ, специализирующихся на подготовке и повышении квалификации судей; наблюдал реакцию наших судей на работу зарубежных коллег, а также на ситуации, которые не только в нашем прошлом, но и сегодня многим представляются фантастическими. Этот опыт также был использован при подготовке данной работы. Искренне благодарен моим коллегам Л.Б.Алексеевой, В.П.Вери- ну, В.М.Жуйкову, Н.В.Радутной, психологу А.Ю.Панасюку, редактору О.В.Лужиной за замечания и предложения, которые помогли мне в работе, Т.Ю.Никитиной за техническую помощь. |