Судья в уголовном процессе


НазваниеСудья в уголовном процессе
страница1/45
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45






В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ




Российская академия правосудия

Л.С. Халдеев

СУДЬЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Практическое пособие

Москва Юрайт 2000

УДК 34 ББК 67.411 Х17

Халдеев J1.C.

Х17 Судья в уголовном процессе: Практ. пособие. — М.: Юрайт, 2000. — 501 с.

ISBN 5-85294-100-Х

Судебный процесс проходит в строгих рамках специальной процедуры, однако постоянно порождает проблемы, решение которых, в ряде случаев, недостаточно четко, либо вовсе не регламентировано уголовно-процессуальным законо­дательством. При этом реакция судьи и принятие правильного решения во многом зависят не только от знания судьей закона, но и от умения «организовать» настоя­щий состязательный процесс, позволяющий сторонам привести все имеющиеся у них доводы, как в пользу обвинения, так и в пользу защиты, обеспечивая, тем са­мым, возможность установления достоверных обстоятельств дела.

Работа основана на накопленном профессиональном опыте автора, длитель­ное время работавшего судьей, а также более 20 лет преподававшего в Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

Соавторами предлагаемой работы во многом, являются сами судьи. Все наблю­дения увидены и услышаны в реальных и «игровых» судебных процессах, в много­численных дискуссиях и индивидуальных беседах с судьями.

Конкретные примеры поволили проанализировать и систематизировать наи­более принципиальные недостатки и распространенные ошибки и неточности, до­пускаемые при проведении судебного процесса, и предложить варианты их прак­тического разрешения.

В работе анализируются возможности прямого применения положений Евро­пейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, относящихся к судебному разби­рательству уголовных дел. Приводятся примерные варианты разъяснения прав и обращений председательствующего к участникам процесса при проведении под­готовительной стадии судебного заседания и в ходе судебного следствия, а также проекты промежуточных решений, Принимаемых судом в ходе судебного разбира­тельства и основных процессуальных документов.

Работа может быть полезна не только судьям, но и сотрудникам органов дозна­ния и предварительного следствия, а также адвокатам, преподавателям и студен­там юридических институтов и факультетов.


ISBN 5-85294-100-Х
УДК 34 ББК 67.411

© Халдеев Л.С., 2000 О ООО «Юрайт». 2000

Оглавление

СУДЬЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 2

Оглавление 3

Вступительная статья 10

Уважаемый читатель! 13

Введение 15

Глава 1. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ДЕЛА И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ 17

§ 1. Некоторые вопросы распределения уголовных дел 17

§ 2. Изучение дела и принятие решения о назначении судебного заседания 21

представителя обвинения; второй: тщательно проверить этот воп­рос в подготовительной стадии судебного заседания; 32

§ 3. Подготовительные действия к судебному заседанию по рассмотрению дел о применении мер медицинского 52

характера 52

§ 4. Подготовка к судебному заседанию 53

Глава 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ 64

§ 1. Судебное заседание открыто, слушается дело... 64

§ 2. Участники процесса — кто Вы? 71

§ 4. Права и обязанности 83

§ 5. Ходатайства 90

Глава 3. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ 103

§ 1. Некоторые вопросы проявления обвинительного 104

уклона 104

§ 2. Некоторые вопросы состязательности 110

§ 3. Оглашается обвинительное заключение... 116

§ 4. Виновным себя ... 124

§ 6. Допрос подсудимого 148

§ 7. Допрос потерпевших и свидетелей 172

§ 8. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних участников процесса 200

§ 9. Некоторые вопросы назначения судебных экспертиз и участия экспертов в судебном разбирательстве 209

§ 10. Дополнения к судебному следствию 231

§11. Некоторые вопросы признания доказательств недопустимыми 235

§ 12. Прения сторон. Последнее слово 241

§ 13. Протокол судебного заседания 244

§ 2. Структура обвинительного приговора 267

§ 3. Вводная часть 270

§ 4. Описательная часть приговора 272

4.4. Недоказанная часть обвинения 289

4.5. О наказании 293

§ 6. Оглашение приговора 309

ПРИГОВОР Именем Российской Федерации 325

§ 8. Возвращение дела для производства дополнительного расследования 331

§ 2. Некоторые вопросы этики судебного процесса 363

Заключение 376

Конституция РФ 379

Статья 17 380

Статья 18 380

Статья 19 380

Статья 21 380

Статья 22 380

Статья 49 382

Статья 51 382

Статья 55 382

Статья 118 382

Статья 120 383

Статья 121 383

Статья 122 383

Статья 123 383

Приложение fit 2 383

Кодекс чести судьи Российской Федерации 383

Статья 1. Общие требования, предъявляемые к судье 384

Статья 2. Правила осуществления профессиональной деятельности 384

судьи 384

Постановления Конституционного Суда РФ по проверке конституционности статей УПК РСФСР 169

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ 180

Закон Российской Федерации «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» № 2124-1 от 27 декабря 1991 года 181

Статья 4. Недопустимость злоупотреблений свободой массовой 185

информации 185

Статья 38. Право на получение информации 185

Статья 39. Запрос информации 185

Статья 40. Отказ и отсрочка в представлении информации 185

Статья 41. Конфиденциальная информация 185

РЕКОМЕНДАЦИИ Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации 186

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД 187

Статья 7 191

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ ДЛЯ СУДЕЙ США 191

Основы взаимоотношений с адвокатами сторон и свидетелями 194

Рекомендации по освобождению из под стражи до суда под личное обязательство, под поручительство 197

или под залог. 197

Правила и практика Федеральных Судов США 197

Рекомендации судье при подготовке постанрвлення об изменении меры пресечения с освобождением из пол стражи 202

Процедура принятия заявления о признании вины. 205

Сделка о признании. 205

Правила и практика Федеральных судов США 205

Если соглашение о признании вины заключается письменной форме: 207

ПРАВИЛА 210

производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел 210

судебно-медицинской экспертизы трупа 214

8. Оформление заключения эксперта 217

ПРАВИЛА 225

судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью 225

Побои, мучения, истязания 234

ПРАВИЛА 235

производства экспертизы вещественных доказательств 235

в судебно-химических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 235

ПРАВИЛА 237

производства судебно-медицинских экспертиз в медико-криминалистических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 237

Издательство «Юрайт» 245

Издательство «Юрайт» 246

Издательство «Юрайт» 248

Приложения 415-493

Приложения

СУДЬЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 2

Оглавление 3

Вступительная статья 10

Уважаемый читатель! 13

Введение 15

Глава 1. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ДО СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ДЕЛА И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ К СУДЕБНОМУ ЗАСЕДАНИЮ 17

§ 1. Некоторые вопросы распределения уголовных дел 17

§ 2. Изучение дела и принятие решения о назначении судебного заседания 21

представителя обвинения; второй: тщательно проверить этот воп­рос в подготовительной стадии судебного заседания; 32

§ 3. Подготовительные действия к судебному заседанию по рассмотрению дел о применении мер медицинского 52

характера 52

§ 4. Подготовка к судебному заседанию 53

Глава 2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ 64

§ 1. Судебное заседание открыто, слушается дело... 64

§ 2. Участники процесса — кто Вы? 71

§ 4. Права и обязанности 83

§ 5. Ходатайства 90

Глава 3. СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ 103

§ 1. Некоторые вопросы проявления обвинительного 104

уклона 104

§ 2. Некоторые вопросы состязательности 110

§ 3. Оглашается обвинительное заключение... 116

§ 4. Виновным себя ... 124

§ 6. Допрос подсудимого 148

§ 7. Допрос потерпевших и свидетелей 172

§ 8. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних участников процесса 200

§ 9. Некоторые вопросы назначения судебных экспертиз и участия экспертов в судебном разбирательстве 209

§ 10. Дополнения к судебному следствию 231

§11. Некоторые вопросы признания доказательств недопустимыми 235

§ 12. Прения сторон. Последнее слово 241

§ 13. Протокол судебного заседания 244

§ 2. Структура обвинительного приговора 267

§ 3. Вводная часть 270

§ 4. Описательная часть приговора 272

4.4. Недоказанная часть обвинения 289

4.5. О наказании 293

§ 6. Оглашение приговора 309

ПРИГОВОР Именем Российской Федерации 325

§ 8. Возвращение дела для производства дополнительного расследования 331

§ 2. Некоторые вопросы этики судебного процесса 363

Заключение 376

Конституция РФ 379

Статья 17 380

Статья 18 380

Статья 19 380

Статья 21 380

Статья 22 380

Статья 49 382

Статья 51 382

Статья 55 382

Статья 118 382

Статья 120 383

Статья 121 383

Статья 122 383

Статья 123 383

Приложение fit 2 383

Кодекс чести судьи Российской Федерации 383

Статья 1. Общие требования, предъявляемые к судье 384

Статья 2. Правила осуществления профессиональной деятельности 384

судьи 384

Постановления Конституционного Суда РФ по проверке конституционности статей УПК РСФСР 169

Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ 180

Закон Российской Федерации «О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» № 2124-1 от 27 декабря 1991 года 181

Статья 4. Недопустимость злоупотреблений свободой массовой 185

информации 185

Статья 38. Право на получение информации 185

Статья 39. Запрос информации 185

Статья 40. Отказ и отсрочка в представлении информации 185

Статья 41. Конфиденциальная информация 185

РЕКОМЕНДАЦИИ Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации 186

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД 187

Статья 7 191

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ ДЛЯ СУДЕЙ США 191

Основы взаимоотношений с адвокатами сторон и свидетелями 194

Рекомендации по освобождению из под стражи до суда под личное обязательство, под поручительство 197

или под залог. 197

Правила и практика Федеральных Судов США 197

Рекомендации судье при подготовке постанрвлення об изменении меры пресечения с освобождением из пол стражи 202

Процедура принятия заявления о признании вины. 205

Сделка о признании. 205

Правила и практика Федеральных судов США 205

Если соглашение о признании вины заключается письменной форме: 207

ПРАВИЛА 210

производства судебно-медицинских экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел 210

судебно-медицинской экспертизы трупа 214

8. Оформление заключения эксперта 217

ПРАВИЛА 225

судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью 225

Побои, мучения, истязания 234

ПРАВИЛА 235

производства экспертизы вещественных доказательств 235

в судебно-химических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 235

ПРАВИЛА 237

производства судебно-медицинских экспертиз в медико-криминалистических отделениях лабораторий Бюро судебно-медицинской экспертизы 237

Издательство «Юрайт» 245

Издательство «Юрайт» 246

Издательство «Юрайт» 248

Вступительная статья

Последние год судебная статистика неуклонно отмечает суще­ственный рост обращений граждан в суды за защитой своих прав, и это отрадно, поскольку свидетельа вует о постоянно возрастающем доверии общества к суду. К сожалению, отмечается и значительный рост количества поступающих в суды уголовных дел.

Естественно, что жизненные ситуации, с которыми сталкиваются судьи при рассмотрении уголовных дел, нередко порождают пробле­мы, которые связаны не только с юридической подготовкой всех уча­стников судебного процесса. Да, каждый судья должен действовать беспристрастно и объективно, но и при судебном разбирательстве, и при принятии решений он действует не только на основе профессио­нальных знаний, но и на основе сформировавшегося мировоззрения и личного опыта.

Для добросовестного и профессионального исполнения судейско­го долга важнейшее значение имеют высокий профессионализм и об­щая культура, а также понимание судьями сущности судейской неза­висимости, своего предназначения, роли и места в системе правосудия.

Автор представляемой книги, Лев Семенович Халдеев, избрал фор­му последовательного анализа деятельности судьи, других участни­ков судебного разбирательства с момента поступления уголовного дела в суд и до провозглашения судебного приговора. Сразу скажу - книга получилась, чему способствовали следующие позитивные фак­торы. Во-первых, Лев Семенович знает работы судьи «изнутри», так как достаточно длительное время работал районным судьей. Во-вто­рых, использован большой опыт преподавательской работы и воз­можность широких дискуссий с судьями в рамках повышения их ква­лификации. В-третьих, изложены результаты наблюдений за реальными судебными процессами. В-четвертых, сделанные выводы подкреплены социологическими исследованиями. Наконец, в-пятых, использован опыт личного участия автора в реформировании миро­воззрения судей и становлении судейского профессионализма.

Совокупность названных факторов в сочетании с хорошим лите­ратурным языком позволили автору написать книгу, существенно отличающуюся от других подобных работ.

Образно говоря, книга написана по принципу путеводителя. Вро­де, знаешь весь маршрут и его конечный пункт, знаешь правила дви­жения, умеешь ориентироваться.. Но, вдруг — неточный поворот.

ты сбился и уже идешь по неверному пути либо вообще оказался в тупике. Книга как раз об этом, о том, как не сбиться с маршрута и выбрать нужную траекторию движения.

В книге нет надуманных проблем и нет возможности выделить что- либо главное, ибо в каждой главе исследуются наиболее значимые вопросы отправления правосудия.

Откройте соответствующий параграф книги и увидите, как автор предоставляет вам возможность, вместе с коллегами-судьями, поуча­ствовать в обсуждении важнейших процедурных вопросов, просле­дить за тем, как тактично и аргументировано анализируются все точ­ки зрения, как постепенно, словно при изготовлении фотографии, «проявляются» не только основные причины ошибочных позиций, но и обосновывается верное решение.

Анализируя каждую стадию судебного процесса, автор углубля­ется в вопросы применения соответствующих правовых норм, иссле­дует природу увиденных им ситуаций, не вписывающихся в процедур­ные догмы.

Так, в первой главе автор не удовлетворяется констатацией факта, что многие недостатки предварительного следствия могли быть вы­явлены в стадии назначения судебного заседания. Имея в виду значи­мость этой стадии, автор справедливо указывает на ряд существен­ных моментов, которым судьи не всегда придают должное внимание, но которые впоследствии нередко приводят к судебным ошибкам.

Вторая и третья главы посвящены непосредственно проведению судебного разбирательства. Опираясь на многочисленные наблюде­ния, автор исследует и оценивает различные тактические варианты ведения судебного заседания. В частности, детально анализируются особенности проведения допросов 'подсудимых, потерпевших и сви­детелей, в том числе несовершеннолетних, назначения судебных экс­пертиз и др. Следует сказать и о предпринятой попытке на конкрет­ных примерах показать природу обвинительного уклона, который все еще наблюдается у некоторых судей.

В четвертой главе в центре внимания вопросы, возникающие при постановлении приговора. Здесь автор исследует понятие и значи­мость судейского убеждения при оценке исследованных доказа­тельств. Для анализа причин судебных ошибок, автор использовал большое колиество изученных им текстов реальных приговоров, а также проектов приговоров, подготовленных судьями на учебных за­нятиях.

Доброе слово хочу сказать и о последней, пятой, главе, в которой автор размышляет о профессии судьи и об этических проблемах пра­восудия. Рассмотрены различные «нестандартные», но часто встре­чающиеся на практике поведенческие ситуации, замеченные автором в реальных судебных процессах. В каждом параграфе автор, как бы с участием суден, анализирует наиболее существенные вопросы, связан­ные с ролью председательствующего в самых разнообразных конф­ликтных ситуациях, нередко возникающих между его участниками. Предлагая различные варианты их разрешения, автор использует эти­ческие правила, как писанные, например, в Кодексе чести, так и не писанные, но общепризнанные и существующие в реальности, кото­рыми судьи должны руководствоваться при осуществлении своих су­дейских функций.

Еще одна положительная особенность книги состоит, на мой взгляд, в том, что практически в каждом параграфе автор предлагает различные проекты основных процессуальных документов.

На первый взгляд, книга предназначена и полезна только судь­ям. Кстати, многие суждения и предложения могут быть полезны и тем судьям, которые специализируются на рассмотрении гражданс­ких дел.

Отметим, однако, что судья не работает в одиночку. В этой связи представляется, что книга может быть полезна оперативным сотруд­никам уголовного розыска, дознавателям и следователям, ибо позво­лит им лучше узнать основанные на законе требования судей и найти в книге необходимые рекомендации по правильному оформлению и закреплению доказательств. Государственным обвинителям и адво­катам, видимо, будут интересны не только мнение об их работе про­фессиональных судей, но и впечатления и раздумья подсудимых и потерпевших, свидетелей и других участников судебного разбиратель­ства.

Наконец, и самим судьям весьма полезно увидеть себя глазами всех участников судебного разбирательства. Книга, безусловно, будет ин­тересна студентам, аспирантам и преподавателям юридических ву­зов и факультетов.

Завершая краткое представление книги, полагаю необходимым еще раз отметить, что тщательный анализ и обсуждение на многочис­ленных дискуссиях с судьями конкретных спорных ситуаций позво­лили автору из многообразия мнений аргументировано предложить наиболее оптимальные варианты их разрешения.

Разумеется, книга заслуживает более подробного анализа. Не со всеми выводами и суждениями автора можно согласиться. Некото­рые из них не бесспорны, а некоторые, на мой взгляд, пока опережа­ют время. Надеюсь, читатель самостоятельно составит мнение о на­блюдениях автора, о его мыслях, вывода* и рекомендациях, многие из которых можно и нужно использовать в практике.

Прочитав книгу еще в рукописи, с удовлетворением констатирую, что благодаря J1.C. Халдееву и издательству «Юрайт» в свет выходит книга, которую ждали.

Заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации

В.П.Верин

Уважаемый читатель!

Судьба подарила мне возможность тридцатилетнего общения со многими высоко эрудированными и думающими судьями, знающими и любящими свою профессию, что безусловно обогатило мой личный опыт. Искренне признателен им за это.

Не могу не сказать и о том, что есть и личный опыт работы район­ным судьей, председательствовавшим при рассмотрении более двух тысяч различных уголовных дел, включая дела о преступлениях несо­вершеннолетних, и административных материалов.

По мере накопления жизненного и профессионального опыта на­стойчиво зрела потребность рассказать об этой сложной работе, о судьях, повседневно разбирающихся в чужих людских судьбах, об их сложнейших психологических переживаниях и об огромной ответ­ственности за принятые решения, подчас серьезно перекраивавшие жизнь людей, оказавшихся втянутыми в водоворот судебно-следствен- ной машины.

Особой причиной, побудившей взяться за перо, послужили дли­тельные наблюдения за непосредственной работой многих судей, ад­вокатов и прокуроров при рассмотрении в судах уголовных дел, дос­тавлявшие, увы, не только удовлетворение, но и огорчения, связанные с серьезными упущениями.

Приступая к работе, я ясно представлял, что книга не будет от­вечать поставленной цели без анализа причин основных ошибок, допускаемых при разбирательстве уголовных дел. Двадцатилетний преподавательский опыт давно убедил меня, что наибольшей эффек­тивности добиваются последователи известного педагогического ме­тода: «Расскажи мне — я послушаю и забуду; объясни мне — может быть, я запомню; вовлеки меня в работу — я пойму и сделаю». Этому правилу я старался следовать и при подготовке книги.

Размышляя над формой подачи материала, я исходил из того, что накопленный опыт должен быть доведен до читателя с максимально возможной приближенностью к реальной судебной практике. Я пони­мал, что недостаточно «обнажить» имеющиеся недостатки. Необхо­димо было по возможности вскрыть причины их появления и предло­жить приемлемые меры по устранению, опираясь при этом как на теоретический анализ действующего законодательства, так и на ре­альную судебную практику. Немало страниц в работе отведено нрав­ственным и этическим вопросам поведения всех участников судебно­го разбирательства.

После такого решения сами собой обозначились стиль и система изложения материала: с одной стороны, последовательное описание непосредственной деятельности участников процесса, в основном су­дей, при рассмотрении уголовных дел; с другой — акценты на анали­зе непростых, подчас весьма профессионально сложных, проблемных вопросах судебной практики и варианта* их разрешения.

Предвидя серьезные критические замечания читателя, недоволь­ного тем, что в работе приведено немало негативных наблюдений, не могу не сказать и о своих сомнениях.

Первое сомнение связано с тем, что некоторые рассмотренные про­блемы кому-то могут показаться незначительными, даже мелкими, а отдельные предлагаемые варианты их разрешения — неверными, не­уместными и надуманными. Я готов к любой оценке: от «интересно и полезно» до «кому нужна эта макулатура?!». Не делаю секрета, что в книге нет ничего придуманного. Все проблемные вопросы и приве­денные примеры увидены и услышаны при наблюдениях за реальны­ми или «игровыми» судебными процессами, в многочисленных дис­куссиях и индивидуальных беседах с судьями.

Второе сомнение связано со стилем изложения материала. Особен­но беспокоит возможное проявление негативного отношения к авто­ру, осмелившемуся показать некоторые «болевые точки» в работе от­дельных судей. Не скрою, что меня это не только волнует, но и серьезно огорчает. Надеюсь, вдумчивый читатель не только сможет увидеть и понять беспристрастность и объективность автора, но и почувствует его трепетное уважение к судьям и преклонение перед их работой.

Третье серьезное сомнение связано с включением в книгу пример­ных вариантов основных процессуальных документов. Несмотря на то что судьи почти единодушно просят опубликовать унифицирован­ные образцы документов подобного рода, автор умышленно избегает слово «образец», полагая, что есть определенные опасения относи­тельно их абсолютной точности. При этом следует учитывать следу­ющие факторы:

а) каждое уголовное дело — единичное и уникальное явление, так называемый «штучный товар», точное содержание нюансов и оттен­ков которого невозможно «упаковать» в формализованные рамки некоего стандарта;

б) ни один «образец» не в состоянии передать специфические осо­бенности каждого судебного разбирательства;

в) широкое использование «образцов», даже рекомендованных на «высшем уровне», может обернуться упрощенчеством и схематизмом в работе, способными погубить творческое начало в работе судьи и участников судебного разбирательства;

г) использование «образцов» может способствовать увеличению числа ошибок, от которых не застрахованы даже самые «универсаль­ные» из них, так как любая ошибка, допущенная в образце, будет ти­ражироваться бесконечно.

На Ваш суд, уважаемый читатель, предлагается книга, соавтором которой во многом являетесь Вы сами. Это наш совместный опыт, наши удачи и ошибки, наши мысли и идеи, наша позиция по ряду непростых вопросов, возникающих в судебно-следсгвенной практике. Рассчитываю, что книга, хотя бы в малом, поможет найти на них ответы.

Любую конструктивную критику, профессиональные замечания и пожелания приму с благодарностью и обещаю учесть в дальнейшей работе.

С надеждой на взаимопонимание Лев Халдеев

Введение

Не все в обществе знают, что специально суден у нас не готовят ни в одном юридическом вузе, а вузовские программы не предусматри­вают научение ни познанию принципов судейской деятельности, ни овладению основными навыками выполнения судейских действий.

Как следствие, оказавшись в судейском кресле, судья с первых дней обнаруживает определенный разрыв между полученными знаниями и умением применять их на практике. Естественно, что, приступая к работе в такой ситуации, свой первый опыт судья получает и набира­ет не только за судейским столом, но и при обращении к опыту стар­ших коллег. Судебная практика и наблюдения показывают, что нема­лая часть судей не только воспринимает советы опытных судей как установку, но и стремится к определенному подражанию, включая в свою практику их опыт и навыки, которые, при высоком к ним уваже­нии, далеко не всегда можно признать позитивными.

Известно, что судебный процесс, хотя и идет в строгих рамках спе­циальной процедуры, тем не менее постоянно порождает проблемные ситуации, в ряде случаев либо недостаточно четко, либо вовсе не рег­ламентированные уголовно-процессуальным кодексом. При этом надо иметь в виду, что реакция судьи и принятие правильного решения во многом зависят не только от его знания закона, но и от его творческих возможностей, умения «организовать» настоящий состязательный про­цесс, позволяющий сторонам раскрыть все имеющиеся у них факты, как в пользу обвинения, так и в пользу защиты, обеспечивая тем са­мым возможность установления достоверных обстоятельств дела.

С учетом значимости этой проблемы программа повышения ква­лификации судей в Российской правовой академии Министерства юстиции РФ (РПА) предусматривает проведение Ролевых игр (Игр), имитирующих судебное разбирательство уголовных дел, специально разработанных для учебных целей.

В предлагаемой работе учтен опыт проведения более 150 таких Игр, в которых принимало участие около 5000 судей. При этом со­держание учебных дел менялось, совершенствовалась методика их проведения, но неизменной оставалась главная цель — реализация концепции повышения квалификации судей «Мы все учимся друг у друга».

Оценивая достоверносгь и значимость выводов, сделанных в на­стоящей работе, надо иметь в виду, что при проведении Игр все роле­вые функции участников процесса исполняли только судьи. Вполне понятно, что большинство из них психологически не могли в полной мерс перестраиваться на исполнение только тех ролей, которые им были определены на Игру, и очень часто продолжали «функциониро­вать» в своей основной, повседневной роли судей. В то же время прак­тика проведения Игр показывает, что уже через 10—15 минут все участ­ники во многом действуют на уровне «подсознания» и стереотип обычного поведения судьи проявляется с достаточно высоким уров­нем достоверности. Всем участникам процесса было настолько слож­но мириться с ролью пассивных наблюдателей, что буквально с пер­вых минут они начинали активно вмешиваться в ход процесса, не обращая внимания на председательствующего. Нередко не могли «сдержаться» и слушатели, исполнявшие роль публики, на каждой Игре пытаясь вмешаться в ход процесса, несмотря на настойчивые просьбы преподавателя исполнять только определенные на Игру ро­левые функции.

Сознавая некую условность результатов наблюдений за Играми, автор использовал также наблюдения за реальными судебными про­цессами в судах Москвы и других городов России (за 1996—1999 гг. — более 200 судебных процессов), которые дали обширный материал для сравнительного анализа и оценочных выводов. Использование дик­тофона позволило привести дословные диалоги, взятые как из реаль­ных, так и из «игровых» судебных заседаний. Некоторые диалоги представлены полностью, некоторые — фрагментами. Другие диало­ги носят «собирательный» характер, т.е. составлены из отдельных эпизодов, увиденных в различных судебных заседаниях. В своих ком­ментариях автор, насколько это возможно, кроме кратких оценок стремился передать интонации участников диалога, с тем чтобы по­мочь читателю прочувствовать и их характеристики, и психологичес­кую атмосферу, что называется «дух», если не всего судебного про­цесса, то хотя бы в минуты произнесения этих фраз1.

Включенное наблюдение позволило на конкретных примерах про­анализировать и систематизировать наиболее принципиальные недо­статки и распространенные ошибки и неточности, допускаемые при проведении судебного процесса, и предложить ряд вариантов их прак­тического разрешения**.

В работе анализируются возможности прямого применения Евро­пейской Конвенции о правах человека и постановлений Конституци­онного Суда Российской Федерации, относящихся к судебному раз­бирательству уголовных дел. Приводятся примерные варианты различных обращений председательствующего к участникам процес­са при проведении подготовительной стадии судебного заседания и в ходе судебного следствия, а также проекты промежуточных решений, принимаемых судом в ходе судебного разбирательства и основных процессуальных документов.

Вместе с судьями автор не раз знакомился с правилами судопроиз­водства в различных зарубежных странах; присутствовал на прохо­дящих в условиях состязательности реальных судебных процессах; участвовал в дискуссиях с зарубежными судьями и преподавателями юридических колледжей и школ, специализирующихся на подготовке и повышении квалификации судей; наблюдал реакцию наших судей на работу зарубежных коллег, а также на ситуации, которые не толь­ко в нашем прошлом, но и сегодня многим представляются фантасти­ческими. Этот опыт также был использован при подготовке данной работы.

Искренне благодарен моим коллегам Л.Б.Алексеевой, В.П.Вери- ну, В.М.Жуйкову, Н.В.Радутной, психологу А.Ю.Панасюку, редак­тору О.В.Лужиной за замечания и предложения, которые помогли мне в работе, Т.Ю.Никитиной за техническую помощь.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45

Похожие:

Судья в уголовном процессе iconАдвокат в уголовном процессе
Одной из форм оказания адвокатом юридической помощи является участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном...

Судья в уголовном процессе iconМетодические рекомендации по изучению специального курса Обвинение...
Пивень А. В. Обвинение и защита в уголовном процессе: Учебно-методическое пособие для студентов факультета заочного обучения Специальность...

Судья в уголовном процессе iconМетодические указания по изучению специального курса «особые производства в уголовном процессе»
Методические рекомендации предназначены для студентов пятого курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Юриспруденция»...

Судья в уголовном процессе iconСудебное производство в уголовном процессе РФ. Практическое пособие...
Судебное производство в уголовном процессе РФ. Практическое пособие по применению упк рф, Верховный Суд РФ. Под общей редакцией заместителя...

Судья в уголовном процессе iconРабочая программа учебной дисциплины «Участие несовершеннолетних в уголовном процессе»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...

Судья в уголовном процессе iconПрактикум по уголовному процессу для семинарских занятий студентов...
Особенности реализации принципа неприкосновенности личности в уголовном процессе

Судья в уголовном процессе iconПонятие, признаки и виды убийства. Убийство при смягчающих обстоятельствах. Угроза убийством
Процессуальное положение адвоката-представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя в...

Судья в уголовном процессе iconРабочая программа по дисциплине «Проблемы судебного разбирательства...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета

Судья в уголовном процессе iconВорожцов С. А. Приговор в уголовном процессе
Представленная автором работа подготовлена на основе большого практического опыта, который включает в себя работу в качестве судьи...

Судья в уголовном процессе iconСтатья посвящена сравнительно-правовому анализу американского понятия...
«судейская осведомленность» с российскими правовыми институтами. Высказана точка зрения о действии обычаев в российском уголовном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск