Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.)


НазваниеЭволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.)
страница1/6
ТипРеферат
filling-form.ru > бланк заявлений > Реферат
  1   2   3   4   5   6

Московский государственный университет

имени М. В. Ломоносова

Факультет иностранных языков

и регионоведения
Кафедра региональных исследований и

международных отношений

Тема: Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития ИКТ в США (1990 – 2010гг.)
Дипломная работа
Исполнитель:

Студент V курса

Котенко Александр Сергеевич
Научный руководитель:

проф. Титова С. В.
Допустить к защите:

Зав. кафедрой

Доктор исторических наук

____Павловская А. В. ____

____________________

«__»________________2011 г.
Москва

2011г.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Формы государственно-политического участия в демократическом государстве и демократические принципы американского общества……………………………………………….......................................................6

1.1.Традиционное участие (поддерживающее поведение, влияющее поведение, голосование и др.)………………………………………………………...…7

1.2.Нетрадиционное участие…………………………………………………....12

1.3. Влияние определенных моделей демократии на формы государственно-политического участия……………………………………………………...…...15

ГЛАВА 2. Влияние ИКТ на эволюцию форм государственно-политического участия в США (2000 – 2010)………………………………………………...…24

2.1. Средства и службы ИКТ и формы государственно - политического участия в США………………………………………………………………………24

2.2. Формы государственно-политического участия и федеральное электронное правительство в США (FirstGov)…………………………………………..32

2.3Формы государственно-политического участия и электронные правительства штатов (на материале анализа электронного правительства штата Техас)………………………………………………………………………………..47

2.4 Особенности использования ИКТ во время президентских выборов в США в 2000, 2004 и 2008 годах………………………………………………...51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….............................64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………....................68

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…73

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Диалог как самая приближенная социальной природе человека форма коммуникационного взаимодействия становится одной из необходимых составляющих современной политики. Основанная на диалоге, политическая коммуникация является важным условием в становлении равноправного информационного обмена между властью и обществом в сфере принятия политических решений. Политический интернет-диалог - это «процесс симметричной или ассиметричной коммуникации граждан между собой или с другими субъектами политики посредством использования телекоммуникационных возможностей, направленный на участие в выработке политических стратегий развития общества и влияния на принятие политических решений» 1. Эта форма политического участия, характеризующаяся неограниченным во времени сроком участия и непрерывностью самого процесса участия гражданина, а также разнообразием возможностей в средствах выражения своего мнения.

Сегодня политическая практика в Интернете - это сложившаяся и весьма разнообразная по формам политического участия среда. Она динамично развивается вслед за усложнением самих технологий, которые расширяют масштабы и формы взаимодействия субъектов политики в виртуальном пространстве. Все чаще политическую деятельность посредством ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) выделяют как новую категорию «сетевой политики», деятельность в сфере осуществления борьбы за власть и влияние в обществе посредством прямого использования ИКТ.1

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости изучения новых форм политического участия , которые привнесли в политическую жизнь граждан новые возможности по реализации своих конституционных прав и свобод в политическом участии.

Цели и задачи. Автор данной работы ставит своей целью определить место данной формы политического участия в традиционной (классической) классификации форм политического участия.

В связи с этим можно выделить несколько задач, которые были поставлены для достижения цели работы:

I) проанализировать формы государственно-политического участия в демократическом государстве;

II) рассмотреть проявление государственно-политического участия при

мажоритарной и плюралистической моделей демократии;

III) проследить эволюцию форм государственно-политического участия в США в процессе становления и развития электронного правительства в к. XX – н. XXI веков и уделить особое внимание таким вопросам, как:

1. история создания и эволюция портала федерального правительства США FirstGov;

2. использование сервисов и служб Интернета второго поколения (Веб 2.0) в предвыборных кампаниях президентских выборов 2000, 2004 и 2008 годов в США.

Предметом дипломной работы является анализ эволюции форм государственно-политического участия в процессе становления электронного правительства на примере США.

Объектом работы является: специфика государственно-политического участия в процессе развития информационного общества в США в период с 2000 до 2010 гг.

Практическая значимость. Подходы и положения, сформулированные в данной работе, служат более углубленному исследованию процессов государственного управления, осуществляемых  с  помощью ИКТ, а также изучению политических институтов и процессов в условиях формирующегося информационного общества. Практическая значимость работы состоит в возможности показать на примере США, какие средства ИКТ могут быть использованы для демократизации политических процессов в российском обществе и президентских предвыборных кампаниях в будущем.

Материалом для исследования послужили:

  1. для теоретической части – исследования российских и западных политологов, историков (А. И. Соловьева, К. Джанды, С. Розенстоуна и др.);

  2. для практической части – мониторинг, во-первых, большого числа онлайновых информационных источников и данных, полученных ведущими опросными организациями США (организация Гэллапа, «Рассмусен Репортс», «Пью рисорч центр» и многие другие ресурсы, которые содержат статистические данные и информацию о выборах в США); во-вторых, анализ материалов президентских кампаний в США в 2000, 2004, 2008 годах; в-третьих, анализ федерального портала FirstGov и электронного правительства штата Техас с точки зрения реализации новых форм государственно-политического участия.

Структура дипломной работы обусловлена объектом, предметом, целями и задачами. Курсовая работа включает введение, две главы, разделенные на 7 параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

ГЛАВА 1. Формы государственно-политического участия

в демократическом государстве и демократические принципы американского общества
В данной главе рассматриваются формы государственно-политического участия в демократическом государстве и влияние определенных моделей демократии на политическое участие в США.

Политическое участие (political participation) – это «такие действия частных граждан, посредством которых они стремятся повлиять на власть и политику или поддержать их».1 Политическое участие можно подразделять по степени или уровню активности (активное - пассивное). Совмещая два параметра формы участия (законное - незаконное) и степень активности (активное - пассивное), можно получить четыре типа политического участия, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Формы политического участия

Форма участия

Законное↔ традиционное

Незаконное↔ нетрадиционное

Активное

- участие в выборных органах;

- насилие;

 

- лоббистская деятельность;

- подкуп должностных лиц;

 

- организационная деятельность (участие в политических партиях и организациях)

- дезорганизация 

 

- участие в политических демонстрациях и других акциях

 

Пассивное

- участие в голосовании;

- пренебрежение к закону;

 

- повиновение закону

- нарушение закона


Обычно выделяют традиционные и нетрадиционные виды политического участия. Голосование и другие методы традиционного участия важны для демократического правления. Не менее важны и нетрадиционные формы участия. Теперь рассмотрим более подробно оба вида политического участия.

1.1. Традиционное участие
Граждане могут повлиять на политику государства, действуя через его институты: встречаясь с политическими деятелями, поддерживая кандидатов, голосуя на выборах. Цель демократии состоит в том, чтобы сделать политическое участие традиционным – дать возможность обычным гражданам с помощью относительно рутинного, не представляющего угрозы поведения заставить государство прислушаться к их мнению, интересам и потребностям. Традиционное политическое поведение попадает под две главные категории:1 действия, которые демонстрируют поддержку политики государства, и те, что стараются изменить политику или повлиять на нее, то есть поддерживающее и влияющее поведение.

Таблица 2. Категории традиционного политического поведения

Поддерживающее поведение (supportive behavior) – действия, выражающие приверженность правительству или стране. Эти действия требуют малой инициативы от граждан и выражаются в демонстрации поддержки своей стране и, соответственно, политической системе.


Влияющее поведение (influencing behavior) используется гражданами для того, чтобы изменить политику государства или даже повернуть ее в другом направлении в соответствии со своими политическими интересами. Одни формы влияющего поведения стремятся извлечь частную выгоду, другие имеют более широкие политические задачи.


Примером поддерживающего поведения является принесение Клятвы верности американскому флагу или вывешивание флага над своим домом по праздникам. Этими действиями граждане США демонстрируют поддержку своей стране и ее политической системе.

В таблице 2 было сказано, что одни формы влияющего поведения стремятся извлечь частную выгоду, а другие имеют целью - решить более широкие политические задачи.

К «приватным» или частным формам политического участия относится обращение к властям (в основном местным) для удовлетворения собственных интересов. Это соотносится с демократической теорией, так как рост активности граждан всегда приветствуется. Граждане часто требуют от местных властей оказания специальных услуг: обращение в департамент лесного хозяйства с требованием убрать засохшее дерево, обращение к коммунальным службам сбить сосульки, обращение в окружной центр контроля над животными с целью отлова бешеной собаки и другие проблемы, с которыми ежедневно сталкивается среднестатистический американец. Такой вывод можно сделать на основе исследования, проведенного американским ученым Шарпом еще в 1984 году среди жителей Канзас - Сити, штат Миссури. В ходе опроса жителей было выявлено, что более 90% из них считали, что в обязанности города входит оказание услуг в тринадцати областях, включая содержание парков, установление строительных норм на сооружение нового жилья, снос неиспользуемых и находящихся в угрожающим состоянии строений, контроль за тем, чтобы владельцы собственности убирали мусор и уничтожали сорные растения, обеспечение автобусного сообщения. Таким образом, уже в 90-х годах XX-го века трудно было «даже вообразить себе какой-либо перечень функций федерального правительства, относительно которого был бы возможен большой консенсус»1.

Можно прийти к выводу, что американцы от своих местных властей требуют гораздо больше, чем от федеральных, и главная их цель - удовлетворение своих интересов и извлечение частной выгоды. Ради этого жители штата могут объединяться и организованно выступить против какого-либо проекта. В качестве примера можно привести движение «не-на-моем-дворе» («not-in-my-backyard») и частный его случай Citizens to Preserve Overton Park v. Volpe2, когда простые граждане в 1971 году объединились с целью недопущения строительства трассы через Овертонский парк, и выиграли это дело. Таким образом, путем давления на местную власть можно предотвратить или остановить реализацию нежелательных проектов строительства и удовлетворить свои интересы. Можно сделать вывод о том, что обращение к властям для удовлетворения своих частных интересов повышает активность участия граждан в политике. Формула «проблема моего соседа – моя проблема» действует в США безотказно.

Теперь стоит упомянуть о широких политических целях. Многие ученые, когда говорят о политическом участии, подразумевают под этим «деятельность, которая влияет на выбор представителей власти и на политику государства»1. Голосование относится к такому виду поведения, которое не требуют большой инициативы. Такие виды поведения, как, например, посещение политических митингов, агитация за определенных кандидатов на выборах требуют большой инициативы. Следует отметить, что в США необходимо гораздо больше проявить инициативы, чтобы зарегистрироваться на выборах, чем для того, чтобы проголосовать в день их проведения. Электоральный процесс составляет основу демократической политической системы. Проводятся ли в стране выборы, и если проводятся, то какого рода; этим определяется критическое различие между демократической и недемократической системами. Выборы в демократической системе инициализируют массовое участие в управлении государством в соответвии с тремя нормативными принципами процедурной демократии: «избирательное право определяет, кто допущен к голосованию, как много весит голос одного человека и сколько голосов требуется для победы»2. Процедура выборов - это выбор между двумя альтернативами. Каждому человеку благодаря праву на политическое участие дается огромная политическая власть.

О выборах в США будет подробнее говориться в данной работе ниже. В качестве же примера голосования населения по вопросам политики хочется привести «референдум (голосование по проблеме политики) и инициативу (процедуру, посредством которой избиратели могут выдвинуть проблему, которая должна быть решена законодательным собранием на референдуме населения штата)»1. Эти механизмы дают гражданам США большую власть над политикой правительства.

На сайте www.iandrinstitute.org представлена «некоммерческая и неполитическая информация о проведении инициатив и референдумов» на всех уровнях системы государственного управления. Согласно информации, представленной на сайте, в 2010 году в ноябре в 36 штатах США было выдвинуто на голосование 159 вопросов, из которых 101 удовлетворено, что является довольно внушительной цифрой. Благодаря информации, представленной на сайте, можно узнать, что самый «громкий» референдум 2010 года был проведен в Калифорнии. На нем населению штата предлагалось решить: легализовать употребление марихуаны или нет. Стоит отметить, что референдумы по этому вопросу проводятся в Калифорнии с 70-х годов и с каждым годом все большее количество жителей штата склонны выступать за легализацию марихуаны: 46 голосов – «За» и 54 - «против» (2010г.)2. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в США простые граждане способны принимать политические решения и контролировать правительство как через урну для голосования, так и посредством референдумов, используя тем самым традиционную форму политического участия в политике.

Использование судебной системы также является одной из форм политического участия, с помощью которой граждане могут отстаивать свои права в демократическом государстве. Американцы имеют возможность открыто влиять на политику национального уровня посредством прямого участия в законодательном процессе: посещение слушаний в Конгрессе является одним из способов. Чтобы облегчить гражданам участие, национальные правительственные агентства обязаны публиковать все предложенные к рассмотрению и принятые административные акты в ежедневном издании, доступ к которому осуществляется сегодня через сайт Federal Register (http://www.gpoaccess.gov/nara/index.html), а также власти должны обеспечивать доступность правительственных документов для граждан по их запросу.

К широким политическим целям относят также и баллотирование на выборные должности, поскольку воздействие на широкую публику требует высокой инициативы. Люди используют суды как для личной выгоды, так и для широких политических целей. Индивид или группа людей могут инициировать class-action suit – судебный процесс в интересах других людей, находящихся в подобной ситуации. Адвокаты Национальной ассоциации содействия прогресса цветного населения первыми использовали эту форму судебного преследования в 1954 году в известном процессе о десегрегации школ Браун против Совета по вопросам образования.1 Они добились успеха в Верховном суде, который признал незаконной сегрегацию в общественных школах не только для Линды Браун, которая возбудила процесс в г. Топика, Канзас, но и для всех других, оказавшихся в схожей ситуации, то есть для всех черных учащихся, которые хотели бы посещать десегрегированные школы. Этот способ политического участия эффективен для организованных групп, особенно для тех, которые не смогли добиться своих целей через Конгресс или исполнительную власть.

В конце этого параграфа хочется отметить, что ученые Верба и Шарп, занимаясь исследованием политического участия в США, приходят к выводу, что две трети граждан обращаются к правительству США по вопросам, касающихся многих граждан (с широкими общественными целями), и только одна треть преследует частную выгоду2. Но они так же отмечают, что влияющее поведение в целом только повышает политическую активность граждан в США, что является, безусловно, положительным фактором.

Теперь перейдем к рассмотрению нетрадиционных форм политического участия.

1.2. Нетрадиционное участие
Нетрадиционное участие не подразумевает под собой отход от общепризнанных норм ведения политики. К нетрадиционному участию можно отнести политические забастовки и даже акции протеста, которые при определенных условиях нормативно допустимы и регулируются. Традиционное и нетрадиционное участие не следует путать с понятием законного или незаконного участия. Очевидно, что незаконные действия, такие как жесткий протест, восстание, терроризм, идут вразрез с общепринятыми нормами. Нетрадиционные формы политического участия могут считаться таковыми только тогда, когда они не выходят за рамки закона1. Стоит так же учитывать, что нетрадиционные формы политического участия и политика конфронтации могут оказаться результативными, но их использование имеет свою специфику.

Нетрадиционное политическое участие ассоциируется всегда с прямым действием2 - нетрадиционным участием, предполагающим мобилизацию масс людей для противостояния частному сектору и местным властям с требованием проведения слушаний. Примером прямого действия может служить бойкот автобусов в Монтгомери в 1955, организованный Мартином Лютером Кингом, который положил начало Движению за гражданские права. Исследования показывают, что прямое действие привлекает, прежде всего, тех, кто не доверяет политической системе, и тех, кто убежден, что может что-то сделать, чтобы повлиять на политические решения3.

Хотя большинство американцев отрицательно относятся к использованию определенных форм политического участия для выражения протеста против политики правительства, граждане США склонны прибегать к прямому действию и к акциям политического протеста различного рода чаще, чем граждане в других демократических странах1.

В марте 2011 года в результате массовых недовольств, вызванных планами властей сократить бюджетные расходы, на северо-востоке США, в Нью-Джерси полицейские и пожарные вышли на улицы.
Подобные демонстрации также прошли в штатах Висконсин, Огайо и Техас. Сотни тысяч жителей страны виртуально присоединились к демонстрантам, высказывая им поддержку в социальных сетях.2 Массовый характер этих забастовок еще раз доказывает активное участие населения США в политической жизни и популярность нетрадиционного политического участия. Хочется отметить, что забастовки и акции протеста проходят не только на улицах отдельно взятых городов, но по всей стране. Граждане США благодаря высокому развитию ИКТ (социальные сети, блоги и т.д.) сплотились с одной целью не допустить принятие закона, причем мирным ненасильственным путем. Из последнего примера протестного действия правительству можно также сделать вывод о том, что постепенно споры и разногласия с властями начинают выходить в виртуальное пространство.

Таблица 3. Традиционное и нетрадиционное политическое участие граждан




Традиционное политическое участие граждан

Нетрадиционное политическое участие граждан

Формы

участия


1. Голосование на выборах и референдумах.

2. Участие в избирательных кампаниях партий и кандидатов посредством:

  • сбора подписей в поддержку и агитация за кандидата или партию;

  • финансирования избирательной кампании кандидата или партии;

  • посещения политических митингов в поддержку кандидата и т.п.

3. Баллотирование в качестве кандидата на выборные должности.

4. Участие в акциях и кампаниях групп интересов.

5. Обращение в суд.

6.Написание писем чиновникам, диалог с властью на дискуссионных площадках.

7. Инициирование кампании в СМИ и т.п.

1. Демонстрации (пикеты, массовые марши, бойкоты, занятие общественных зданий);

2. Забастовки;

3. Акции гражданского неповиновения (отказ платить налоги, блокада дорог и зданий).



Поведенческая характеристика


- Рутинное поведение, которое использует установленные институты представительной власти, особенно участие в избирательных кампаниях определенных кандидатов и

- Необычное поведение, которое бросает вызов установленным институтам или доминирующей культуре или отвергает их (и таким образом оказывает стрессовое воздействие на участников и их оппонентов).1


1.3. Влияние определенных моделей демократии на формы государственно-политического участия
Процедурная демократическая теория породила соперничающие институциональные модели демократической власти. В этой части работы мы рассмотрим влияние политического участия на мажоритарную модель демократии «в основу которой положено получение большинства голосов на выборах, и которая предполагает, что люди обладают достаточным знанием о политической системе, что они хотят участвовать в политическом процессе и что они тщательно и рационально выбирают кандидатов».2 Участие мажоритаризм рассматривает в узком смысле. Согласно этой модели предпочтение отдается традиционному институционализириванному поведению, в первую очередь – голосованию на выборах. Так как мажоритаризм «полагается на подсчет голосов в определении того, чего хочет большинство, ему присуще сильное пристрастие к равенству в политическом участии».3 Очевидно, что более образованные, более состоятельные люди в большей степени расположены участвовать в выборах, то есть большую роль играет социально-экономический статус избирателей. Экономическое неравенство, как полагают Розенстоун и Хэнсен «сегодня доминирует в политическом участии в США в такой же степени, в какой доминировало расовое неравенство в 1950 –е годы. Политическим лидерам Америки не хватает мотивации, чтобы прислушаться к нуждам обездоленных»1. Таким образом, поскольку мажоритаризм отдает предпочтение коллективным решениям, оформленным посредством выборов, он оставляет мало возможностей мотивированным и обладающим ресурсами индивидам для оказания частного влияния на действия правительства.

Мажоритаризм способен ограничивать индивидуальную свободу и другим образом: акцент на голосование как главное средство массового сужает диапазон традиционного политического поведения, определяя какие политические действия, являются добропорядочными и приемлемыми. Отдавая предпочтение равенству и порядку в политическом участии, мажоритарная модель близка к идеологической ориентации коммунитарианизма.2

Другой моделью политической власти, соперничающей с мажоритарной, которую породила процедурная демократическая теория, является плюрализм. Согласно процедурному подходу, демократия не является идеалом, к которому следует стремиться, и не противоречивым воплощением этого идеала в повседневной политической практике, демократия это простой набор процедур, определенных правил управления государством и обществом.

Плюралистическая модель демократии «полагается на взаимодействие групп интересов с государством, постулирует, что демократия в сложном обществе требует только одного – чтобы государство позволило частным интересам организоваться, и открыто продвигать свои конкурирующие требования на политическую сцену».1 Плюралистическая модель подходит гражданам, которые обладают ресурсами и стремятся получить помощь от государства в решении своих проблем. Под понятием плюралистической модели подразумевают «обхаживание» официальных лиц для продвижения выгодных для себя представлений о том, что есть общественное благо. С другой точки зрения, плюрализм позволяет гражданам вступать в отношения с государством в качестве индивидуальных лиц. Он дает возможность «влиять на процесс принятия решений в особых обстоятельствах и реализовать (в той мере, в какой это возможно в представительной системе правления) свой социальный потенциал через участие в делах общества».2 В таблице 4 представлены две модели демократии (мажоритарная и плюралистическая), а также возможные формы политического участия, характеристика моделей и их слабые моменты.
Таблица 4. Влияние модели демократии на выбор форм политического участия.




Мажоритарная

Плюралистическая

Формы полит

участия


Предпочтение отдается:

1. участию в выборах разного уровня;

2. участию в референдумах.


Предпочтение отдается:

1. участие в акциях и кампаниях групп-интересов;

2. отстаивание своих интересов в органах власти посредством обращения в суд, написания писем, привлечение к проблеме СМИ и т.д.


Характеристика моделей


1) Правление народа понимается как правление большинства народа.

2) Граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, избирать мудрых и компетентных, вновь переизбирая их или отказывая им в доверии.


1). Власть осуществляется не всем народом, а многими.

2) Право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам

3) Политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников

4) Право оппозиции оспаривать решения правительства

Слабый момент

этой модели

Изначальное предположение, что все граждане хорошо осведомлены о политической жизни, желают участвовать в политическом процессе и руководствуются рациональными мотивами при голосовании.

Представление о том, что все политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп.



Американские политологи приходят к выводу, что «политическая система Соединенных Штатов мало похожа на мажоритарную демократию, но очень хорошо вписывается в плюралистическую модель»1. Плюралисты полагают, что если возникает какая-то политическая проблема, то группа, чьи интересы она затрагивает, тотчас начинает соответствующую лоббистскую деятельность. Политические конфликты получают окончательное решение путем торга и переговоров между заинтересованными организациями и правительством. Плюралисты полагают, что группы интересов – «это хорошая вещь, что они способствуют развитию демократии уже тем, что расширяют представительство внутри политической системы» 2.

Важная часть теории плюрализма – представление о том, что новые группы интересов формируются сами по себе с возникновением потребности в них. Дэвид Трумэн выдвинул эту идею в своей классической работе «Процесс государственного управления» (The Governmental Process)3. Он писал, что, когда индивидам начинают угрожать изменения, они объединяются в группу интересов. Например, если правительство собирается ввести правила для определенной отрасли промышленности, фирмы этой отрасли начинают создавать деловую ассоциацию для защиты своего финансового благополучия. Трумэн видит прямую причинно-следственную связь: существующие группы образуют состояние равновесия, которое сохраняется до тех пор, пока какое-то возмущение (например, падение доходов или снижение цен на сельскохозяйственную продукцию) не вызывает формирование новых групп.

Теория возмущения Трумэна рисует идеализированную картину участия групп интересов в американском политическом процессе. В реальной жизни люди не организуются автоматически в группы под воздействием неблагоприятного возмущения. Пример такой «неорганизации» можно найти в книге Герберта Ганса «Городская деревенщина» (The Urban Villagers)1. Ганс, социолог по профессии, в конце 1980-х годов переселился в Вест-Энд – бедный район Бостона. Этот район стал объектом программы реконструкции города. Для живущих здесь людей – преимущественно белых американцев итальянского происхождения, которые очень любили свой район, это означало, что они должны переселиться. Жители района кое-как начали борьбу за его спасение. Они создали организацию, но та не получила значительной поддержки. Вопреки угрозе выселения, обитатели района так и оставались неорганизованными. Вскоре их переселили, а дома снесли.

Теория возмущения не в состоянии объяснить то, что произошло в этом районе Бостона. Враждебные условия или перемены не привели автоматически к формированию группы интересов. Политолог Роберт Солсбери утверждает, что « критическим фактором в данной ситуации могли стать качества руководства групп интересов»2. Солсбери говорит, что предприниматель группы интересов (interest group entrepreneur), или организатор, добивается успеха или же терпит неудачу во многом по тем же самым причинам, что и предприниматель. Организатор группы интересов «должен предложить что-то привлекательное для «рынка», чтобы убедить людей присоединиться к группе»1. Таким образом, потенциальные члены должны быть убеждены, что выгоды от присоединения к группе превышают их затраты.

В качестве примера такой харизматической личности можно назвать Сезара Чавеса, бедный американец мексиканского происхождения, который призывал вступать в профсоюз «Объединенные сельскохозяйственные рабочие Америки» (United Farm Workers Of America)2. Подражая Движению за гражданские права, Чавес и его сторонники предприняли марш протяженностью 250 миль в столицу штата Калифорния Сакраменто, чтобы потребовать помощи от губернатора. Этот марш и другие ненасильственные методы стали привлекать симпатии людей, которые не имели прямого отношения к фермерству. В итоге профсоюз сельскохозяйственных рабочих был признан и с ним вступили в переговоры.

Случай с профсоюзом сельскохозяйственных рабочих, когда к протестным акциям мирного характера присоединились граждане США, деятельность которых не связана с сельским хозяйством, является ярким примером лоббирования с участием рядовых членов группы (grassroots lobbying). Методы этого вида лоббирования, такие, как кампании по написанию писем и кампании протеста, часто используемые в сочетании с прямым лоббированием представителями группы в Вашингтоне. Протест или демонстрация, такие как пикетирование или организация марша, планируются, чтобы привлечь внимание медиа к соответствующей проблеме.

Трудно долго поддерживать недовольство и активность сторонников группы, сохранять большое число участников протестных акций, когда они следуют одна за другой. Заметным исключением стали демонстрации в защиту гражданских прав 1960-х годов, которые поддерживались в течение долгого времени. Протесты были главным фактором, будоражившим общественное мнение Закона о гражданских правах 1964 года и Закона об избирательных правах 1965 года.

Для привлечения внимания граждан к той или иной проблеме в США группа интересов проводит информационные кампании (information campaigns) – организованные усилия, направленные на получение поддержки общества посредством привлечения его внимания к своим взглядам. Для этого используются различные средства.

Так, в 1993 и 1994-х годах, в период борьбы вокруг предложенной администрацией Клинтона реформы системы здравоохранения, Национальная ассоциация Америки по страхованию здоровья (Health Insurance Association of America) организовала рекламную кампанию на телевидении с целью настроить общественное мнение против плана реформы. Рекламные ролики изображали выдуманную пару по имени Гарри и Луиза, которые в серии коротких сюжетов болтают между собой о плане реформ и при этом указывают на его серьезные изъяны. Учитывая высокую стоимость рекламы на телевидении, лишь немногие группы полагаются на оплачиваемую рекламу как на основное оружие своих кампаний.

В последние годы вашингтонские лобби добавили к своему арсеналу многие методы, связанные с высокими технологиями. Используя такие ресурсы, как прямая почта, электронная почта, факсимильная связь, социологические опросы и Всемирная паутина, лобби старались найти способы расширить свои коммуникативные возможности и усилить воздействие. Например, на том же сайте профсоюза сельскохозяйственных рабочих ( http://www.ufw.org/) (см. Прил.: рис.1) в разделе «создавая перемены» (creating change) пользователю предоставляется возможность выбрать вариант общения: рассылка новостей по электронной почте, страничка профсоюза в социальной сети Фейсбук, микроблоге Твитер; возможность онлайн пожертвований и др. Наиболее ощутимый эффект высоких технологий в лоббировании – ускорение политического процесса. Используя электронные средства связи, группы могут быстро мобилизовать своих членов, которые, в свою очередь могут быстро вступить в контакт с политиками по интересующим группу вопросам на стадии принятия решения.

Таким образом, группы интересов являются также механизмом политического участия. Они предлагают средство, с помощью которого одинаково думающие граждане могут объединить ресурсы и обратить свою энергию на коллективное политическое действие. Фермер, борющийся в одиночку против нового законопроекта о пестицидах Конгресс, вряд ли преуспеет. У тысячи фермеров, объединенных в организацию, появляется гораздо больше шансов заставить политиков учесть их нужды. В связи с тем, что в настоящее время активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в политике, в США у просто гражданина появилась возможность поддержать любую группу интересов, не выходя из своего дома, имея доступ к глобальной сети Интернет. Гражданин может связаться с группой интересов, подписаться на новостную рассылку группы , добавиться в друзья в социальной сети, обсудить проблему в блоге группы интересов, и, самое главное, пожертвовать деньги на кампанию, тем самым проявив не только интерес к проблеме своих сограждан, но и проявив свою политическую активность.

Как и на классической политическое участие, так и на политическое участие посредством ИКТ влияют сразу две модели демократии – мажоритарная и плюралистическая. Обе эти модели имеют свои плюсы и минусы, но, нам удалось увидеть, что плюралистическая модель демократии способствует развитию новых форм государственно-политического участия посредством ИКТ. В следующей главе необходимо поговорить о том, как ИКТ повлияли на эволюцию форм государственно-политического участия в США на рубеже XX – XXI веков.


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconТема «Эволюция социально-политического знания: история и современность» (4 часа)

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconПрограмма I. Введение
Статьей 203 (С) Закона США “Про иммиграцию и гражданство” (1990 г.) предусмотрено, что путем случайного отбора с помощью диверсификационной...

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconПлан: Диагностика основных проблем развития детей как условия определения...
Определение специфики задач и форм участия родителей в профилактической программе оу

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) icon«Ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития...
Е. В. Бродовская зам гл редактора (Выявление ценностных типов сознания московской молодежи, отражающих дифференциацию опыта политической...

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconРабочая программа учебной дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний о государстве, праве, государственно-правовых явлениях, об их...

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconЛитература, эор. 33 стр
«Разработка видов и форм организации учебной деятельности на уроках по изучению иностранных языков как средство формирования и развития...

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconИнформация о внедрении требований законодательства США о налогообложении...
Оговой службой США (irs), предполагающее, помимо прочего, сбор информации о налогоплательщиках США. Fatca направлен на предотвращение...

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconПротокол проведения заседания рмо учителей информатики и икт
Присутствовали: методист по икт мку отдел образования Алексеевского муниципального района Р. Р. Мохтаров куратор, учителя информатики...

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
...

Эволюция форм государственно-политического участия в процессе развития икт в США (1990 2010гг.) iconПрограмма развития инновационного территориального кластера «икт-кластер Республики Татарстан»
Паспорт программы развития инновационного территориального кластера «икт-кластер республики татарстан» 3

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск