Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале


НазваниеРассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале
страница1/8
ТипЗакон
filling-form.ru > бланк заявлений > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8

30 июня – 13 июля 2008 года Результаты налоговой проверки


Результаты налоговой проверки: возражаем и обжалуем

Сегодня в материале:


Представим вполне реальную ситуацию: несколько дней назад в организации завершилась налоговая проверка (камеральная или выездная – неважно), в связи с чем у бухгалтера появилось новое занятие – изучение её результатов, представленных инспекцией. Выводы проверяющих оказались неутешительными – этим не удивишь. Но возмущению бухгалтера нет предела по другой причине: инспектором не приняты во внимание очевидные нормы налогового законодательства, что, однако, не помешало признать нарушением правильное отражение организацией хозяйственных операций и принять решение о привлечении к налоговой ответственности со всеми вытекающими последствиями (доначислениями и санкциями).

Возражать на незаконные выводы и принятые по ним решения надо – это очевидно. Но в какой форме и в какие сроки это необходимо сделать, чтобы не опоздать?

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале.


1. Способы защиты прав налогоплательщиков по итогам налоговой проверки: общие положения

Нормативно-правовое регулирование порядка защиты прав налогоплательщиков (налоговых агентов) осуществляют такие документы, как:

1. Налоговый Кодекс РФ – часть первая, раздел VII, главы 19 и 20 (далее – НК РФ);

2. Арбитражный процессуальный Кодекс РФ (далее - АПК РФ);

3. Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденный Приказом МНС России от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290 (несмотря на то, что он адресован и предназначен для сотрудников налоговых органов рекомендуем ознакомиться с содержанием данного документа и налогоплательщиков).

Налоговый Кодекс РФ предоставляет налогоплательщику четыре способа для защиты своих прав по итогам налоговой проверки:

1) представление возражений по акту налоговой проверки;

2) подача апелляционной жалобы на решение налогового органа, не вступившего в законную силу;

3) обжалование вступившего в силу решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган;

4) судебное обжалование решения налогового органа.

Применение того или иного способа зависит от того, на какой стадии налогоплательщиком принято решение о защите своих прав: до принятия налоговым органом Решения по результатам налоговой проверки или после. И если после принятия налоговиками Решения, то до вступления этого Решения в силу или после.

Первые три способа образуют так называемый «досудебный» или «административный» порядок урегулирования налогового спора.

Защищать свои права налогоплательщику желательно именно в той последовательности, которая нами выше и указана: т.е. начиная с письменных возражений на акт и только заканчивая судебным обжалованием решения, поскольку последний вариант защиты требует уже не только аргументов, но ещё и денежных затрат (госпошлина, услуги адвоката для представительства в суде – при отсутствии, конечно, в штате собственных специалистов, способных защищать интересы организации).
2. Возражения на акт налоговой проверки

Возражения на акт налоговой проверки, являясь самым первым способом досудебного урегулирования налогового спора, начальным его этапом, позволяют оспорить результаты налоговой проверки ещё до вынесения налоговым органом решения.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Данный порядок действий установлен пунктом 6 ст. 100 НК РФ.

Для правильного его применения налогоплательщиками, важно обратить внимание на следующие моменты.

1) Поскольку вышеприведённой нормой не установлено исчисление срока в календарных днях, то указанные 15 дней будут исчисляться в рабочих днях, начиная со дня, следующего за днём получения акта налоговой проверки. Основание - положения ст. 6.1. «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» НК РФ, согласно пунктам 2 и 6 которой «Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем».

2) Под «соответствующим налоговым органом» следует понимать именно тот налоговый орган, который проводил налоговую проверку (например, если налоговую проверку проводила ИФНС России №9 по г. Москве, то и возражения на акт налоговой проверки следует представлять именно в ИФНС России №9 по г. Москве).

Пример 1

По итогам проведения ИФНС России №9 по г. Москве в отношении налогоплательщика - ООО "Вероника" камеральной проверки по НДС за первый квартал 2008г., был выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.

Акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приложением 5 Приказа ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@), генеральный директор ООО "Вероника" получил лично (под расписку) 9 июня 2008г.

Налогоплательщик (ООО "Вероника") не согласен с фактами, изложенными в полученном акте, поэтому планирует представить свои письменные возражения.

Письменные возражения должны быть представлены в ИФНС России №9 по г. Москве не позднее 3 июля 2008г. Срок «в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки» исчислялся следующим образом:

День получения акта налоговой проверки - 9 июня 2008г. , поэтому 15 рабочих дней начинаются с 10 июня 2008г. – это 10 ,11, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 30 июня, 1 и 2 июля 2008г. (поскольку 12 и 13 июня 2008г. были объявлены в 2008г. нерабочими днями).

В отношении формы документа, по которой представляется Возражение заметим, что унифицированная форма Возражения на акт налоговой проверки не установлена. Налоговый кодекс РФ не предъявляет каких-либо требований к его составлению, равно как и не указывает на основании каких норм действующего законодательства оно должно быть составлено. Поэтому на практике, налогоплательщики составляют его в произвольной форме.

Касательно необходимого количества реквизитов документа заметим, что по причине отсутствия унифицированной формы Возражения на акт налоговой проверки, состав его реквизитов также не регламентирован, поэтому остаётся на усмотрение налогоплательщика.

Аудиторская компания «Бетроен» предлагает при составлении Возражения на акт налоговой проверки воспользоваться положениями ГОСТа Р 6.30-2003, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 г. № 65-ст. Напоминаем, что данный стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др. документы, включенные в ОК 011-93 "Общероссийский классификатор управленческой документации" (ОКУД). Стандарт устанавливает состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов.

В соответствии с разделом 2 указанного ГОСТа при подготовке и оформлении документов может быть использовано до 30 реквизитов. Учитывая, что требования ГОСТа Р 6.30-2003 являются рекомендуемыми, мы советуем при составлении Возражения использовать не все 30 реквизитов (чтобы не «перегружать» документ), а применять только некоторые из них, наиболее уместные и характерные для рассматриваемой ситуации, такие, например, как:

-основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

-идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

- наименование организации;

- справочные данные об организации;

- наименование вида документа;

- дата документа;

- регистрационный номер документа;

- адресат;

- текст документа;

- подпись;

- оттиск печати.

В тексте Возражения на акт налоговой проверки рекомендуем указать те выводы налоговых инспекторов, с которыми налогоплательщик не согласен. Напоминаем, что налогоплательщик может представить в налоговый орган возражения по акту проверки в целом или по его отдельным положениям.

Суть возражений должна быть изложена предельно лаконично: рекомендуем четко указывать, какой пункт акта проверки оспаривается, аргументируя свою позицию ссылками на нормативные документы (Федеральные законы, Постановления и т.д.). При наличии разъяснений официальных органов (Минфина России и ФНС России), выраженных в пользу занятой Вами позиции, необходимо привести ссылки на соответствующие письма ведомств. Обращаем внимание: Возражения на акт налоговой проверки не нужно «перегружать» лишней информацией, приводя, например, в его тексте правильные проводки. А вот сведения о положительном (для налогоплательщиков) исходе судебных разбирательств с налоговиками по аналогичным делам, будут уместны для включения в Возражения для обоснования правоты позиции налогоплательщика, поэтому рекомендуем ссылки на такие дела обязательно упомянуть при составлении Возражений.

Вместе с тем, должны заметить и предупредить о том, что факт наличия положительной для налогоплательщиков (соответственно отрицательной – для налоговиков) арбитражной практики не будут являться руководством к действию для налогового органа, равно как и для суда по признанию правильности Ваших выводов, поскольку в России судебный прецедент – судебное решение – не является Законом, а, следовательно, не может быть «образцом» для принятия решений по аналогичным делам.

Все приводимые доводы в свою пользу налогоплательщику целесообразно подтвердить документально. Так, например, если проверяющие посчитали, что налогоплательщик неправомерно принял к вычету НДС, то следует приложить копии счетов-фактур, книгу покупок.

Рекомендуем также сделать распечатку приводимых в тексте постановлений арбитров (дабы не утруждать чиновников его поисками в правовых системах) и приложить её к Возражениям.

В конце текста Возражений необходимо указать на основании каких норм действующего законодательства (ст.100 и ст. 101 НК РФ) было составлено и представлено в налоговый орган возражение и сформулировать просьбу об исключении из акта конкретных пунктов, по которым Вы не согласны с проверяющими, либо просьбу об отказе отказаться от привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с отсутствием оснований.

Подпись руководителя и печать, как всегда, логически завершат структуру составленного Возражения и придадут ему статус документа.

Образец Возражения на акт налоговой проверки приведен нами в Приложении АА к настоящему материалу.

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются руководителем налогового органа в течение 10 дней

Письменные возражения на акт налоговой проверки вместе с самим актом налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ (напомним, предусмотренного для подачи письменного возражения на акт и составляющего 15 рабочих дней). Указанный срок (10 дней) может быть продлен, но не более чем на один месяц. Это установлено п. 1 ст. 101 НК РФ.

10 дней в рассматриваемом случае также должны быть исчислены в рабочих днях, по той причине, что не установлены в календарных днях (п.2 и п.6 ст. 6.1 НК РФ). То есть в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15 рабочих дней, следующих за днём получения акта по налоговой проверке, решение по акту налоговой проверке налоговым органом должно быть принято. Причём данный срок будет действовать и для того случая, когда письменные возражения на акт налоговой проверки не подавались. Иными словами, в течение 25 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки налоговым органом будет принято решение по налоговой проверке.

Пример 2

Используем данные примера 1:

Акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приложением 5 Приказа ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@), генеральный директор ООО "Вероника" получил лично (под расписку) 9 июня 2008г.

Письменные возражения представлены организацией в ИФНС России №9 по г. Москве 1 июля 2008г. (крайний срок, напомним - 2 июля 2008г. включительно).

Решение по результатам рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) ИФНС России №9 по г. Москве акта налоговой проверки ООО "Вероника" и письменного возражения на акт налоговой проверки будет принято до 15 июля 2008г. включительно.

Дата 15 июля 2008г., т.е. срок «в течение 10 рабочих дней со дня истечения 15 рабочих дней», исчислялся следующим образом:

День истечения 15 дней – это 2 июля 2008г. Со дня истечения, т.е. со 2 июля и далее 3,4,7,8,9,10,11,14,15 июля 2008г.

Заметим, что представление Возражений на акт налоговой проверки не является обязательной процедурой для налогоплательщика. И непредставление Возражений не лишает налогоплательщика в последующем обжаловать вынесённое налоговым органом решение. Однако, считаем, что представлением письменных Возражений на акт налоговой проверки не стоит пренебрегать, чтобы, возможно, предотвратить вынесение налоговиками нежелательного решения.

Итак, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа согласно п. 7 ст. 101 НК РФ выносит решение:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанные решения налогоплательщик может обжаловать, руководствуясь нормой п.1 ст.101.2 НК РФ, согласно которой «решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом статьей ст.101.2 НК РФ».
Обращаем внимание на то, что дальнейший порядок обжалования решения будет зависеть от того, вступило ли решение, (которое налогоплательщик или налоговый агент собирается обжаловать) в силу.

Напоминаем, что согласно п. 9 ст.101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Напоминаем, отсчет 10 дней ведётся в рабочих днях (основание - п.2 и п.6 ст. 6.1 НК РФ).
3. Для обжалования не вступившего в силу решения, в вышестоящий налоговый орган подаётся апелляционная жалоба

Согласно п. 2 ст. 101.2. НК РФ, апелляционная жалоба подается в письменной форме на решение, не вступившее в силу, то есть, в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ, не позднее 10 рабочих дней со дня получения организацией копии обжалуемого решения.

Акцентируем внимание: апелляционная жалоба подается только на не вступившее в силу решение налогового органа. Если указанный десятидневный срок истек, то налогоплательщик теряет право на подачу апелляционной жалобы.

В соответствии с п. 3 ст. 139 НК РФ, жалобу следует подавать в налоговый орган, вынесший спорное решение, которую последний обязан в течение 3 рабочих дней со дня ее поступления перенаправить в вышестоящий налоговый орган.

Апелляционная жалоба подается в письменной форме и это единственное требование к её форме, установленное законодательством - п.3 ст.139 НК РФ.

Состав обязательных реквизитов для Апелляционной жалобы также как и в случае с Возражениями, нормативно не утверждён. Поэтому налогоплательщик вправе определить его самостоятельно. При этом можно воспользоваться рекомендациями аудиторской компании «Бетроен» сформулированными для Возражений.

Важный момент: поскольку Апелляционная жалоба подаётся в налоговый орган, вынесший спорное решение, для последующего её рассмотрения вышестоящим налоговым органом, то на практике может возникнуть вопрос, какой налоговый орган (вышестоящий или нижестоящий) будет выступать адресатом апелляционной жалобы? И поскольку действующим законодательством однозначно не установлен единственно верный вариант указания адресата апелляционной жалобы, то на практике возможно поступить следующим образом.


1 вариант:

Поскольку апелляционная жалоба подаётся в налоговый орган, вынесший спорное решение, то и в качестве адресата следует указать именно это ведомство (т.е. нижестоящий налоговый орган). Вместе с тем, т.к. документ должен быть направлен в вышестоящий налоговый орган, то в скобках нелишним будет указание на этот факт.

Пример (шапки апелляционной жалобы)

Руководителю ИФНС России по г.Москве №99

Козловой В.В.

(для передачи на рассмотрение в УФНС России по г.Москве)

от ООО «Катрин»

ОГРН 1023456540654

ИНН 7702349046

Адрес государственной регистрации: 125342 г.Москва, ул. Гагарина, д. 55/4

Почтовый адрес: 125675 г.Москва, ул. Героев, д. 18/1

телефон: (495) 547-34-55

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ЖАЛОБА

на решение ИФНС №99 по г. Москве от 02 июня 2008г. №155-56/12
2 вариант:

Поскольку апелляционную жалобу рассматривает и принимает решение по ней вышестоящий налоговый орган, то в качестве адресата следует указать именно это ведомство (т.е. вышестоящий налоговый орган). Но, обращаем внимание: направить (в смысле «отнести», «отправить по почте») жалобу нужно тем не менее в нижестоящий налоговый орган, т.е. в тот налоговый орган, который вынес оспариваемое решение.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconЕ. В. Дунаевой от Иванова Ивана Ивановича
Жалоба просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных...

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconРоссийская федерация федеральный закон кодекс
Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и...

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconРоссийская федерация федеральный закон кодекс
Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и...

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconВопросы к экзамену по дисциплине «Гражданский процесс»
Формы защиты прав, свобод и законных интересов субъектов гражданских правоотношений

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconПорядок рассмотрения обращений и приема граждан в фгбуз мсч №92 фмба россии
Фгбуз мсч №92 фмба россии. Заявление-обращение гражданина о содействии в реализации его прав и законных интересов. Жалоба-обращение...

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconОсновные вопросы оформления межевого плана
Приказом мэр РФ от 25. 02. 2014 г. №89 были внесены изменения в Форму и Требования к подготовке межевого плана. Данные изменения...

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconДоклад «об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных...
Доклад. Об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Ростовской области

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconСтатья Осуществление гражданских прав
Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав, свобод...

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconФедеральный закон
Уществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации,...

Рассмотрим вопросы письменной защиты законных интересов налогоплательщиков, нарушенных налоговой проверкой, в сегодняшнем нашем материале iconФедеральный закон
Уществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск