Скачать 2.13 Mb.
|
Интеллектуальный ресурс – 2009 : сборник докладов 4-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. – В 2-х ч. Ч. 2. – Усть-Илимск : РИО Усть-Илимского филиала Сиб. федер. ун-та, 2009. В сборнике собраны материалы, отражающие степень заинтересованности студентов по самым актуальным проблемам современности. Авторы, принявшие участие в формировании сборника, представляют различные высшие учебные заведения. Сборник адресован всем, кто осознает важность и значимость, как сов-ременных проблем общества, так и способов их разрешения. СОДЕРЖАНИЕ
секция педагогики и психологии ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ Азизова Д. С. ФГОУ ВПО «СибАГС» в г. Усть-Илимске Руководитель: к.пс.н. В. Н. Гордиенко Следует отметить, что переход человека из одной социальной группы в другую (бизнесмен), определяется не только суммой денежных средств или материальных благ, имеющихся в его распоряжении, но и во многом – его сознанием, которое коренным образом отличается у наемного рабочего и свободного предпринимателя. Именно психологический компонент: Моти-вации, установки, волевые качества и другие личностные параметры, опре-деляют, станет ли человек предпринимателем или нет. Более того, совокуп-ный менталитет жителей страны определяет ее политическую систему, тем-пы демократических преобразований и характеристики промышленного рос-та. Поэтому одних лишь экономических категорий недостаточно для пони-мания сущности предпринимательства, и для описания этого социально-эко-номического феномена требуется привлечение психологических категорий, что вызвало интерес к изучению психологии предпринимательства. Объектом исследования является личность предпринимателя, предмет исследования включает изучение психологического портрета личности пред-принимателя; факторы, влияющие на его становление и успешность как су-бъекта экономического процесса. Базой исследования является сообщество предпринимателей города Усть-Илимска. Цель данного исследования заключается в определении характерных черт личности и навыков предпринимателя, способствующих его успешно-сти, и в дальнейшем на основе полученных данных разработке семинаров по обучению молодежи в сфере предпринимательской активности. Сформулированная цель определила задачи исследования: – изучить экономическую роль предпринимателей в процессе исторического развития общества в связи с изменением экономического и идеологического сознания людей; – определить набор личностных качеств, необходимых для успешного занятия предпринимательской деятельностью; – выявить психологические факторы, способствующие и/или препятствующие успеху предпринимательской деятельности; – осуществить анализ результатов анкетирования предпринимателей. 3 В исследовании участвовало 22 предпринимателя (из них 41,7 % мужчин и 58,3 % женщин) в возрасте от 36 лет и старше. В ходе исследования было выявлено: 1. Предпринимательская деятельность для 41,7 % оказалась результатом переориентации в связи с сокращением и финансовой нестабильностью, 33,3 % ответили, что это потребовалось для обеспечения семьи, а также для них примером послужил успешный бизнес друзей, 25 % респондентов мечтали с детства организовать свой бизнес. 2. Для 58,3 % предпринимательство является возможностью реализовать свои интересы, а 50 % это, прежде всего работа. Бизнес для предпринимателей в первую очередь направлен на нужды собственной семьи (так ответило 58,3 % опрашиваемых), для 50 % – на реализацию своих интересов, 41,7 % респондентов ответило, что их бизнес направлен на нужды потребителей. 3. Исследование показало, что для предпринимателей города Усть-Или-мска характерны следующее черты личности: – 83,3 % предпринимателей города Усть-Илимска обладают таким качеством личности как самостоятельность выбора; – 33,3 % считают, что образование в этой деятельности не последняя составляющая успешного бизнеса; – 66,7 % развитое логическое мышление; – 33,3 % независимость, умение брать на себя риск и ответственность, умение разбираться в людях; – в меньшей степени (25 %) было отмечено качество «работоспособность» и только 16,6 % назвали качества интуиция, проницательность, уверенность в себе, умение сотрудничать. В каждом предпринимателе существуют качества, мешающие ему осуществлять свою деятельность. Например: беспокойство, поспешность в принятии решений и недоверчивость (33,3 %). Бизнес для предпринимателей в первую очередь направлен на нужды собственной семьи (так ответило 58,3 %) респондентов, для 50 % на реализацию своих интересов, 41,7 % респондентов ответило, что их бизнес направлении на нужды потребителей. Таким образом, был сделан вывод, что в условиях растущей безработицы организация собственного бизнеса помогла множеству людей не только упрочить финансовое положение своей семьи, но и реализовать свои идеи и мечты, что является немаловажным фактором в определении жизненного уровня населения. Следовательно, необходимо развивать образовательные программы, направленные на обучение молодежи основам предпринимате-льства, а также организовывать встречи с предпринимателями города. 4 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА Андрийкив Е. В. ФГОУ ВПО «СФУ» в г. Усть-Илимске Руководитель: ст. преподаватель С. И. Ботва Основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте. Структу-ру личности образуют большое количество сложных разноплановых блоков. Один из них – блок творческих способностей. Любой человек, каждый ребенок от рождения имеет задатки творческих способностей. Под способностью к творчеству обычно понимают возмож-ности создания чего-то нового, оригинального. Вся жизнь ребенка – это творчество, даже если он открывает уже из-вестное другим людям. Дошкольный возраст принято считать периодом яр-кого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка – в ри-сунке, в сочинении сказок и стихов, в танце, в конструировании, в импрови-зационной игре… Почему так важно помогать малышу с раннего возраста проявлять и раз-вивать свои творческие способности? Во-первых, творческая деятельность стимулирует развитие индивиду-альности ребенка, дает возможность самовыражения, формирует позитивное отношение к себе и окружающему миру. Во-вторых, творческие способнос-ти необходимы в современном, так быстро меняющемся мире. Они позво-ляют человеку, с одной стороны, легче приспособиться к этим изменениям, а с другой, – дают возможность самому активно изменять этот мир. И нас-колько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет опре-деляться творческим потенциалом подрастающего поколения. Изучая проблемы творческих способностей, многие специалисты при-шли к выводам о том, что креативность, в отличие, например, от интеллекта, в большей мере зависит от средовых, чем от генотипических факторов. Правда, при этом возникает другой вопрос – какие из средовых факторов оказывают наиболее действенное влияние? В прежние времена советские психологи, рассматривая проблему развития творческих способностей, ис-ходили из того, что они, как и любые другие, в деятельности проявляются и в деятельности формируются. Поскольку творчество может присутство-вать в любой деятельности, то и развитие творческих способностей надо рас-сматривать в структуре становления какой-либо деятельности (художест-венной, научной и др.). Само творчество – не деятельность. Существуют особые творческие способности, или творческая одаренность. Впоследствии рассмотрение проблемы креативности через призму творческой одаренности 5 привело исследователей к заключению, что самый эффективный способ ее развития вовсе не самостоятельное участие в какой-либо деятельности, а на-личие в окружении ребенка человека, который служил бы «моделью», «об-разцом» творческой деятельности. Многие исследователи независимо друг от друга пришли к гипотезе, что подражание является основным механизмом формирования креативности. Эта гипотеза подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ему лю-дей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в микросреде (ближайшее окружение, семья, школа, сверстники). Ряд исследований свидетельствует, что высокий уровень креативности встречается у детей с широким кругом общения и демократическим стилем взаимоотношений с матерью. Некото-рые исследователи отмечают, что в качестве образца творческого поведения для ребенка могут выступать не только родители (или один из родителей), но и другие взрослые (педагоги, друзья семьи и др.). Особенно эффективно, как показывают исследования, если таким образом является «идеальный ге-рой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители. Обобщив результаты своих изысканий, современные психологи сдела-ли вывод о том, что наиболее сензитивный период развития креативности – 3–5 лет. К трем годам у ребенка возникает потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослыми». У детей появляется «потребность в компенсации» и развиваются механизмы бескорыстного подражания деяте-льности взрослого. Особенно важно, что ребенок этого возраста готов к со-циализации, но еще не социализирован. Это и делает его в данный период жизни наиболее восприимчивым к развитию креативности через викарное научение и подражание. В последнее время в различных учреждениях, работающих с детьми, предлагаются разные программы развития креативности. Но наиболее эф-фективной будет программа, которая, прежде всего, заботится о развитии личности ребенка. К. Роджерс, создатель гуманистической психологии, гово-рил: Нельзя форсировать развитие ребенка, необходимо создавать условия для развития его внутренних возможностей, формировать творческую моти-вацию и соответствующую систему ценностей. Разумеется, содержание занятий должно соответствовать возрасту и во-зможностям малыша, вызывать у него положительный настрой, стимулиро-вать дальнейшие самостоятельные «творческие поиски». А опыт психоло-гов-практиков показывает: повышение уровня креативности у ребенка мо-жет сопровождаться некоторой его невротизацией: ведь формируется уста-новка на проблемность восприятия окружающего, поиск многообразных воз-можностей осложняет процессы выбора, принятия решений – системы психо- логической защиты не срабатывают. Нарушается равновесие в системе жи-знедеятельности. И психика стремится восстановить равновесие: либо через 6 снижение креативности, либо через обретение новой устойчивости без пони-жения креативности. Значит, не для всех детей специальные занятия по по-вышению креативности оказываются целесообразными. Главное, что требуется для развития творческих способностей ребенка – создание условий для творческого самовыражения. Тогда естественное твор-ческое отношение ребенка к себе и окружающему не угаснет, а будет под-держиваться и закрепляться. Условия формирования творческих способностей: • Поощряйте самостоятельность ребенка в мыслях и поведении; • Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы; • Уважайте точку зрения малыша; • Старайтесь придерживаться безоценочности в отношении к детскому творчеству; • Больше внимания уделяйте организации творческого процесса, создания чего-то, поддержанию атмосферы творчества, а не его результатам; • Творите и играйте вместе с детьми; • Не навязывайте при этом свою программу действий и образов; • Развивайте чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности; • Используйте игры и занятия, направленные на развитие самых разных сфер психики ребенка; • Поддерживайте на занятиях положительный настрой у ребенка. Каждый человек способен творить. Каждый способен создавать что-то новое или совершенствовать старое. Чтобы творить, не надо обладать худо-жественным или музыкальным талантом, иметь специальную подготовку или проявить какие-то особые усилия. Творчество является естественным продуктом человеческого мышления. Творить что-то новое может не только музыкант, но и пекарь, токарь, слесарь, продавец, водитель и т. п. И именно благодаря своему творчеству, любой человек, начав с чего-то малого или вообще с нуля, спустя какое-то время будет иметь на своих «ветвях» много «плодов», т. е. будет плодотворным и эффективным. |
В настоящем выпуске размещены работы по проблемам филологии, педагогики и методике обучения иностранным языкам, а в следующем выпуске... | Охватывает до 50% студентов бюджетной формы, обеспечивая возможность получения качественного профессионального образования выходцами... | ||
В период подготовки и проведения выборов 2005-2009 годов возникали вопросы, при решении которых председатели участковых избирательных... | Конференция посвящена актуальным проблемам развития и взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики на современном... | ||
Это становится основой развития способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять... | Авторы-составители: Ванюхина Н. В., Галиуллина Ф. Ш., Саглам Ф. А., Скоробогатова А. И., Сулима Л. О | ||
Бухгалтеры Москвы и Московской области, принявшие участие во Всероссийской конференции бухгалтеров, рассказали о том, какие рабочие... | Материалы подготовлены с помощью российского информационно-аналитического агентства «Интегрум» и расположены в сборнике в обратном... | ||
Материалы подготовлены с помощью российского информационно-аналитического агентства «Интегрум» и расположены в сборнике в обратном... | Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлениям: «Экономика»» (080100. 62) Квалификация... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |