Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста


Скачать 354.86 Kb.
НазваниеВыпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста
страница1/3
ТипДокументы
filling-form.ru > бланк заявлений > Документы
  1   2   3

diplomrus.ru - Авторское выполнение научных работ на заказ. Контроль плагиата, скидки, гарантии, прямое общение с автором.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новосибирский гуманитарный институт

Психологический факультет

Кафедра общей психологии и педагогики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста

Выполнил студент

4 курса очного обучения

группы

Палкин Федор

Научный руководитель

К.псх.н., доцент

Сафронова М.В.
Допустить к защите Работа защищена

Зав. кафедрой « »_________2011

К.псх.н., доцент Оценка __________

Бузин Е.В.

« » _________2011
Новосибирск 2011
План
Введение 3

Глава 1. Теоретические основы школьной дезадаптации 8

1.1. Понятие и характеристика школьной дезадаптации 8

1.2. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации 18

1.3. Виды дезадаптации школьников 25

Глава 2. Причины и особенности дезадаптации младших школьников 28

2.1. Возрастные особенности младших школьников 28

2.2. Психологические причины дезадаптации младших школьников 36

2.3. Социально - экономические факторы дезадаптации младших школьников

42

Глава 3. Исследование причин школьной дезадаптации учащихся первых классов школы № 119 г. Новосибирска 47

3.1. Организация и методы исследования 47

3.2. Исследование уровня адаптации учащихся первых классов школы № 119

51

3.3. Изучение причин школьной дезадаптации учащихся первых классов школы № 119 55

Заключение 62

Список литературы 65

Приложения 70

Введение



Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника перестройку всего образа жизни и деятельности. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системе образования из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники.

В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, свидетельствование которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних случаях, невозможным.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.

Несоответствие требований, предъявляемых к ребенку, его возможностям является разрушительной силой для растущего человека. В школьные годы особенно уязвимым в этом отношении является период начального обучения. И, хотя проявления школьной дезадаптации на этом возрастном этапе имеют наиболее мягкие формы, ее последствия для социального роста личности оказываются наиболее губительными.

Выводы многих известных педагогов и психологов, результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками поступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения в поведении, игровой, учебной и других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эта линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и, при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит в конечном итоге к стойкой недисциплинированности и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте.

Период позднего детства в большей мере определяет будущее человека. В зависимости от качества, длительности и степени неблагоприятного влияния, отрицательные установки в поведении детей могут носить поверхностный, легко устранимый характер или укорениться и требовать длительного и настойчивого перевоспитания.

Особым, наиболее важным, фактором, влияющим на формирование школьной дезадаптации, особенно на первом году обучения, является, прежде всего, межличностные отношения и психологический климат в семье, тип преобладающего воспитания.

Таким образом, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех младших школьников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности в затруднениях в обучении, нарушениях поведения, иногда достигающих уровня криминальной выраженности, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих уже не столько углубленного изучения, сколько безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Степень разработанности темы: В публикациях, появившихся за последние годы, исследуются отдельные   причины школьной дезадаптации: изучению особенностей развития подростков, в различных типах семей, условий воспитания, положения семьи, ценностных ориентации неблагополучных семей и их влияние на формирование дезадаптации у детей посвящены работы  Двойменного И.В., Харчева А.Г.,и др.; школьная дезадаптация, связанная с затруднениями учебной деятельности, различными факторами учебно-воспитательного характера, нарушающими процесс социализации была в  центре изучения Димова В.М., Лунеева В.В., Попова В.А.; психогенные особенности и факторы, которые могут быть как причинами, так и следствием отклонений занимались Двойменный И.В.,  Якобсон П.; суицидальные наклонности анализировали Гилинский Я.И., Орлова И. и др.; искажение  жизненных ориентаций, приводящие к преступности анализировали Аверина Н.В.,  Антонов А.И. и др.

Проблемам, касающимся непосредственно детей “группы риска”, в русле социализации на современном этапе трансформации общества посвящены работы Вайзмана Н.П., Драгуновой Т.В., Обуховой Л.Ф, Рождественской Н.А., Фонтана Д., которые акцентировали свое внимание на переходности  подросткового возраста.

В отечественной науке проблемы негативных форм дезадаптации школьников, распространенные в подростковой среде находятся в фокусе внимания многих исследователей: Воропая А.В. Копыта Н.Я., Левина Б.Я., и Левина М.Б.,  Скворцова Е.С. Осмыслением проблем наркомании занимались Габиани А.А., Дезорцев В.В., Пятницкая И.Н., Ягодинский В.Н.

Различные аспекты социализации и дезадаптации молодежи и подростков в условиях трансформации российского общества рассматриваются рядом авторов в Республике Башкортостан. Вопросы дезадаптации, а также некоторые негативные формы ее проявления затронуты в публикациях Егорышева С.В., Гилязитдинова Дж.М., Баимбетова А.А., Ширяева Л.А., Ахмадеева Ан.А., Гайфуллина А.Ю. и др. Анализу ценностных ориентаций посвящены работы Ирназарова Р.И., и др.

Тем не менее, несмотря на значимость этих исследований, ряд актуальных проблем дезадаптации школьников в среде учеников младших классов не получили в научной литературе должного освещения, в том числе специфика дезадаптации в младшей возрастной группе, особенности проявления ее негативных форм в условиях трансформации российского общества.

Требует научного осмысления опыт психологической и социальной профилактики дезадаптации школьников, что может послужить толчком к разработке научно-практических рекомендаций  для комплексного подхода к предупреждению дезадаптации младших школьников.

Цель - выявить причины школьной дезадаптации младших школьников

Вышепоставленная цель, обуславливает выполнение следующих задач:

1. Изучить теоретические основы школьной дезадаптации

2. Рассмотреть причины школьной дезадаптации

3. Исследовать выраженность школьной дезадаптации младших школьников, учащихся школы № 119

4. Выявить причины школьной дезадаптации учащихся младших классов школы № 119

Объект – школьная дезадаптация младших школьников

Предмет – причины школьной дезадаптации младших школьников

Гипотеза – школьная дезадаптация младших школьников связана с социальными и психологическими факторами.

Методологическим обоснованием является деятельностный подход, разработанный в отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубенштейном.

Методы исследования: тестирование, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ данных.

Методики: анкета для родителей, тест Определение школьной дезадаптации Н. Лускановой, опросник Р. Гудмана Сильные и слабые стороны (ССТ).

База исследования – учащиеся первых классов школы № 119 г. Новосибирска, их учителя и родители.

Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Список литературы включает в себя 63 источника. В третьей главе представлено 6 таблиц и 2 рисунка. В приложении показаны инструменты использованных методик и списки обследуемой группы с сырыми баллами.

Глава 1. Теоретические основы школьной дезадаптации


    1. Понятие и характеристика школьной дезадаптации


Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что термином «школьная дезадаптация» (или «школьная неприспособленность») фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. При этом их описание нередко воспроизводит феноменологию, весьма сходную с клиническим описанием симптоматики пограничных нервно психических нарушений, но эти нарушения не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Таким образом, школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе и в форме нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний, и реакций, повышенного уровня тревожности, искажение в личностном развитии.

Проблема охраны психического здоровья детей актуальность которой становится все более очевидной в связи наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среды детского населения, не может быть решена без практического использования медико-психологических и социально-психологических знаний в системе школьного образования.

Качественно иная, в сравнении с предшествующими институтами социализации (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целой его личности, и прежде всего к ее социально-психологическому уровню. Различные аспекты проблемы приспособления ребенка к этим требованиям давно привлекали внимание детских психиатров, психологов, психофизиологов. Многочисленные исследования школьной неуспеваемости у детей без признаков выраженной интеллектуальной недостаточности, нарушений школьного поведения, не имеющих отчетливой клинической очерченности, но часто выступающих как этап формирования пограничных нервно-психических расстройств, послужили основой для выделения относительно самостоятельного объекта междисцплинарных исследований, получившего название Проблемы школьной дезадаптации.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

Первичная оценка ребенком других детей почти целиком зависит от мнения учителя, чей авторитет безоговорочно признается учащимися младших классов. Демонстративно отрицательное отношение педагога к какому либо ребенку формирует аналогичное отношение к нему со стороны одноклассников, в результате чего такой ребенок оказывается в изоляции. Как показали исследования, учителя с отрицательным стилем отношения к ученикам плохо знают структуру межличностного общения в классе: они не только ставят некоторых детей в неблагоприятное положение в коллективе, но и не замечают изолированных школьников, неверно оценивают трудности детей в контактах друг с другом. Такой стиль руководства детским коллективом приводит к тому, что в первом классе неуспевающие и недисциплинированные учащиеся неизбежно попадают в категорию отвергаемых, что препятствует нормальному развитию их интеллектуальных способностей и формирует у них нежелательные черты характера. [17]

Приблизительно с третьего класса неформальные, дружеские контакты начинают доминировать во взаимоотношениях школьников, складываясь на основе индивидуальных эмоциональных и ценностных предпочтений уже независимо от мнения учителя о том или ином ученике. Поэтому дети, обладающие отрицательными чертами характера, попадают в группу отвергаемых, даже если они считаются примерными учениками. Неумение наладить положительные взаимосвязи с другими детьми становится основным психотравмирующим фактором и вызывает у ребенка негативное отношение к школе, приводит к снижению его успеваемости, провоцирует формирование у него различных патологических состояний.

Таким образом, трудности, которые могут возникать у ребенка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка. Исследования в этой области, как правило, сосредотачиваются на преимущественном анализе одной из сфер школьной жизни: учебной деятельности, взаимоотношениях с педагогом и выполнения школьных норм и правил поведения, характере межличностного общения в классном коллективе. Однако, решение проблемы школьной дезадаптации невозможно без изучения всего комплекса возникающих у ребенка затруднений, взаимовлияния всех факторов, действующих на него в школе.

Подводя итог описанию признаков и факторов школьной дезадаптации, следует подчеркнуть, как минимум, три основных момента, важных, для верного понимания сущности этого феномена, а так же для формулировки общих принципов его диагностики.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.
1.2. Основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Рядом авторов рассматриваются критерии дезадаптации. В их числе агрессия по отношению к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточится в работе, повышенная возбужденность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, завышенная самооценка.

Однако те же самые симптомы могут фигурировать при описании самого широкого спектра психических отклонений: от крайних вариантов нормы (акцентуации характера, патохарактерологическое формирование личности) и пограничных расстройств (неврозы, неврозоподобные и психозоподобные состояния) до таких тяжелых психических заболеваний как эпилепсия и шизофрения. Проблема заключается не только в различной квалификации одних и тех же признаков психологом и врачом: в первом случае рассматриваемых как симптомы дезадаптации, во втором – как проявление психической патологии. В обоих случаях всего лишь констатация, которая способна стать пригодным материалом для содержательной диагностики только после квалифицированного анализа многих дополнительных характеристик: времени появления тех или иных симптомов, меры их выраженности, устойчивости и специфичности, динамики, вариантов их сочетания, установления вероятных этнологических факторов и многих других. Но даже при этих условиях не всегда возможно установить точную последовательность причинно – следственных отношений, позволяющую ответить на вопрос о том, что предшествовало: школьная дезадаптация появлению нервно – психической патологии или наоборот.

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.

В младшем школьном возрасте в связи с переходом к обучению вне дома главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения и другое. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развитие в семье, детском саду и школе затрагивают все личностные структуры ребенка, начинают складываться патологии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ее субъективных свойств. В итоге ребенок оказывается социально дезадаптирован. Выход из ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при психо - социальной работе с ним. В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью, можно определить степень запущенности. Психологическим механизмом социально-педагогической запущенности детей является гиперобособление, которое выражается в усилении позиции не такой как все, возникновении психологической запущенности ребенка и связанных с ней защитных форм поведения, прежде всего агрессивных. [16]

При различном соотношении между биологическими и социальными факторами формируются и различные варианты психического дизонтогенеза. Для детей испытывающих трудности при обучении в массовой школе, часто является характерным нарушение отдельных психических функций, возникшее на ранних стадия онтогенеза. Как отмечал П.К. Анохин, малейший дефект созревания функциональной системы в одной из ее многочисленных и различно локализованных звеньев неизбежно сказывается на эффективности последующей адаптации. Первичное органическое неблагополучие выступает в роли препятствия на пути полноценной социально-психологической адаптации ребенка, затрудняя процесс усвоения им необходимых знаний и умений.

Своевременно не осуществленная коррекция имеющихся у ребенка трудностей в общении приводит к вторичной социально-педагогической запущенности, эмоциональным и личностным нарушениям. Вторично возникшие нарушения психического развития и негативные личностные установки, формирующиеся под воздействием постоянных школьных неудач, постепенно начинают играть ведущую роль в процессе дезадаптации.

При этом следует помнить, что всякий дефект, по мнению Л.С. Выготского, не только приводит к вторичным нарушениям, но и одновременно порождает и стимулы для выработки средств их компенсации. Экспериментальные исследования свидетельствуют об огромных компенсаторных возможностях центральной нервной системы ребенка. Степень и качество компенсации поврежденных функций зависят при этом от возраста ребенка и характера влияний на него со стороны социального окружения. [11]

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.
1.3. Разновидности дезадаптации школьников
Наркомания и другие социально недопустимые формы поведения чаще встречаются у тех подростков, чьи родители провозглашают среди наиболее ценных качеств индивидуализм, равноправие в семейных отношениях, на самом деле пряча за этими заявлениями свое нежелание нести необходимую родительскую ответственность. Кэндел считает, что существует две группы факторов, влияющих на употребление наркотиков: факторы связанные с посещаемой подростком школой, особенностями группы сверстников, воспитательной моделью семьи и т.п., играющие определенную роль в начале, и факторы, соответствующие характерологическим особенностям личности [3, С. 79].

По мнению И.В. Павлова, к условиям, способствующим преступности подростков следует отнести: безнадзорность, отсутствие должного контроля со стороны родителей; безнаказанность, отсутствие должного и своевременного реагирования на проступки формирует убеждение во вседозволенности; недостатки в организации досуга по месту жительства; проблемы в правовом воспитании; рост токсикомании, наркомании, пьянства и половой распущенности среди подростков и их родителей; длительная не занятость подростков и т.д.

Детская преступность является следствием воздействия социальной среды. Массовая безработица и сокращение расходов на социальные нужды особенно задевают наименее обеспеченные слои населения, находящиеся за чертой бедности, что приводит к отчаянию и желанию забыться. Материальные затруднения являются одной из важных причин совершения преступлений, в особенности при условии чрезвычайно неравномерного распределения материальных ресурсов [3].

Принадлежность к семье с низким социально-экономическим статусом тоже является фактором риска, так как с этим связаны дискриминация, социальная дезорганизация семьи, отчуждение ребенка от родителей, семейные конфликты. Дети из таких семей отличаются невысоким умственным развитием и худщей успеваемостью. Отчасти это – ограниченные возможности, а отчасти – обусловлено генетически. Они чаще уходят из школы, это может быть связано с положительным родительским примером, учителя имеют предубеждения против детей из семей с низким социально-экономическим положением, они реже поощряются, не обладают развитой речью. Низкий уровень образования родителей тесно связан со слабой дисциплиной и антиобщественным поведением детей в школе.

Относительно детей с отклонениями в поведении родители обычно не строят больших планов на будущее, не проводят вместе с ними свободное время. К школе родители относятся либо враждебно, либо безразлично.

По мнению Раттера, поведенческие расстройства чаще характерны для детей из многодетных семей. Есть данные, что с увеличением числа детей снижается средний уровень их интеллектуального развития. С другой стороны, ряд ученых считает, что единственному ребенку более трудно приспособиться к широкой социальной среде, вследствие того, что они пытаются добиться того, более особого положения, которое они занимали в семье [19].

Для покупки или заказа полной версии работы перейдите по ссылке.
  1   2   3

Похожие:

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста icon1 общие положения выпускная квалификационная работа (дипломная работа)
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой законченную разработку, в которой решается актуальная для...

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста iconПрограмма лагеря с дневным пребыванием детей Нагорнова М. А
Программа предназначена для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста iconВыпускная квалификационная работа
Виды анестезии при различных стоматологических манипуляциях у детей

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста icon«Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего образования...

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста iconО бракеражной комиссии и методике оценивания
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский...

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста iconРазвитие учебной самостоятельности учащихся младших классов
Теоретические вопросы воспитания самостоятельности у детей младшего школьного возраста

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста icon«начальная школа детский сад №15» а. Чур туркменского района коллективный договор
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста iconДля диагностики умственного развития при переходе из младшего школьного возраста в подростковый
Групповой интеллектуальный тест (гит) предназначен для детей 9-12 лет — учащихся V-VI классов

Выпускная квалификационная работа тема: Причины школьной дезадаптации детей младшего школьного возраста iconОбразовательным учреждением для детей дошкольного и младшего школьного...
Форма федерального статистического наблюдения № ош-1 предоставляется юридическими лицами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск