Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Санкт-Петербургский государственный университет
СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА СТАРТАПА FLYFIT
НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ
Выпускная квалификационная работа студента 4 курса направление
38.03.02 – Менеджмент, шифр образовательной программы CB.5070.2014
ВОВНА Михаила Игоревича ____________________________
Научный руководитель: к.э.н., старший
преподаватель АРАЙ Юлия Николаевна ____________________________ Санкт-Петербург 2018
ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫПОЛНЕНИИ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Я, Вовна Михаил Игоревич, студент 4 курса направления CB.5070.2014 «Менеджмент» (профиль подготовки – Международный менеджмент), заявляю, что в моей выпускной квалификационной работе на тему «Выход стартапа FlyFit на международные рынки», представленной в службу обеспечения программ бакалавриата для последующей передачи в государственную аттестационную комиссию для публичной защиты, не содержится элементов плагиата. Все прямые заимствования из печатных и электронных источников, а также из защищённых ранее курсовых и выпускных квалификационных работ, кандидатских и докторских диссертаций имеют соответствующие ссылки.
Мне известно содержание п. 9.7.1 Правил обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в СПбГУ о том, что «ВКР выполняется индивидуально каждым студентом под руководством назначенного ему научного руководителя», и п. 51 Устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет» о том, что «студент подлежит отчислению из Санкт-Петербургского университета за представление курсовой или выпускной квалификационной работы, выполненной другим лицом (лицами)».
________________________________ (Подпись студента)
________________________________ (Дата)
Оглавление Введение 5
Глава 1. ОПИСАНИЕ СТАРТАПА FLYFIT 7
1.1Текущая бизнес-модель 7
1.2Долгосрочная стратегия развития 17
1.3Международный потенциал 22
Глава 2. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКОВ 31
2.1 Анализ на региональном уровне 35
2.2 Анализ на национальном уровне 55
2.3 Анализ на отраслевом уровне 89
Глава 3. СТРАТЕГИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 104
3.1 Способ выхода на зарубежный рынок 104
3.2 Адаптация бизнес-модели 111
3.3 Оценка эффективности проекта 117
Заключение 121
Список используемой литературы 123
Приложения 128
Введение FlyFit – это технологический стартап1 американского происхождения, находящийся на заключительной стадии разработки. В двух словах, это мобильное приложение, которое позволяет пользователям находить подходящие спортивные залы, регистрироваться на тренировочные сессии и заниматься фитнесом где угодно и когда угодно.
Каждый инновационный стартап неминуемо сталкивается с возможностью выхода на международные рынки уже через несколько месяцев после своего запуска. Таким образом, скорость развития молодых компаний зачастую превышает их способность к решению задач повышенной сложности в области международного менеджмента. И когда внешняя среда кажется наиболее благоприятной для зарубежной экспансии, большинство предпринимателей обнаруживает неспособность своей команды к дальнейшему шагу в силу отсутствия должных компетенций в области международного менеджмента на столь раннем этапе.
Данная управленческая проблема наиболее остро стоит перед основателями стартапа FlyFit Олегом Масловым и Хантером Кейвудом, являющимися яркими представителями нового поколения предпринимателей и испытывающими недостаток знаний и опыта в области международного менеджмента. Столкнувшись с проблемой разработки стратегии зарубежной экспансии компании на этапе стратегического планирования, руководство стартапа FlyFit предоставило мне возможность внести свой вклад в формирование международного вектора развития и поставило передо мной задачу разработать предварительную стратегию выхода на международные рынки.
Рассматриваемая проблема является актуальной как для стартапа FlyFit, так и для мирового стартап сообщества. Несоответствие скорости развития молодых компаний их способности к решению задач повышенной сложности в области международного менеджмента является причиной провала многих проектов при выходе на зарубежные рынки. Так, согласно глобальной статистике, каждый десятый успешный стартап проваливается при выходе на международные рынки, что в конечном счете приводит к банкротству компании.2 Данный консалтинговый проект в свою очередь позволит предпринимателям перенять структуру проактивного планирования международной активности стартапов в долгосрочном горизонте.
Целью данного консалтингового проекта является разработка стратегии выхода стартапа FlyFit на международные рынки для того, чтобы обеспечить устойчивое и долгосрочное развитие компании за пределами России в период с 2018 по 2023 год.
Объектом исследования выступает непосредственно стартап FlyFit, в то время как предметом исследования является стратегия выхода на международные рынки.
Для достижения поставленной цели мной были сформулированы следующие промежуточные задачи:
Систематизация бизнес-модели стартапа для последующего анализа
Формулировка текущей стратегии развития на ближайшие пять лет
Оценка внутреннего потенциала стартапа к зарубежной экспансии
Измерение дистанции между национальным и зарубежными рынками
Анализ расширенной макросреды возможных международных рынков
Проведение отраслевого анализа возможных международных рынков
Выбор подходящего способа выхода на международные рынки
Адаптация бизнес-модели компании для реализации за рубежом
Выявление экономической целесообразности реализации проекта
Структура данного консалтингового проекта состоит из трех глав. Первая глава работы посвящена описанию стартапа. Вторая глава отведена под анализ потенциальных международных рынков. В рамках третьей главы представлена предварительная стратегия интернационализации.
В ходе написания работы использовались российские и зарубежные источники информации. Сбор практических данных осуществлялся как на основе различных вторичных источников (исследований рынков фитнес-услуг, влиятельных деловых порталов и ведущих новостных изданий), так и первичных данных (проведения неструктурированного интервью с первыми лицами стартапа). Также в ходе написания работы были использованы материалы и статьи теоретического характера по вопросам выхода на международные рынки.
|