Департамент культуры и охраны объектов
Культурного наследия Вологодской области Бюджетное учреждение культуры Вологодской области
«Вологодская областная детская библиотека» Инновационно-методический отдел
В мире права и закона:
сценарии по правовому воспитанию (из опыта работы детских библиотек Вологодской области)
Вологда
2013
Уважаемые коллеги!
Данный сборник содержит сценарии по правовому воспитанию.
Мероприятия, представленные в пособии, различны по форме: беседа, игровое занятие, занятие с элементами театрализации и др. Они помогут вам увлекательно и интересно объяснить сложные юридические термины, познакомить детей с основами правовой грамотности и правилами пожарной безопасности.
Сборник составлен на основе сценариев мероприятий, проведенных в детских библиотеках области в 2012 году.
Тексты даны в авторской редакции.
Содержание: 1. Приключения Маленького Человечка (библиотечное занятие для учащихся начальных классов), Вологодская областная детская библиотека………………………………………………………………..3
2. О праве и в шутку, и всерьёз (интеллектуальная игра по правовому просвещению для учащихся 8-9 классов), Кичменгско-Городецкая детская библиотека……………………………………………………10
3. Понятие и история развития ювенальной юстиции (материал для круглых столов, сообщений, бесед с учащимися 10-11 классов), Междуреченская детская библиотека (с. Шуйское)………………...19
4. Урок-путешествие в Огненную страну (для учащихся 3-5 классов), Междуреченский район, Шейбухтовский сельский филиал ….28
Вологодская областная детская библиотека Приключения Маленького Человечка
(библиотечное занятие с элементами театрализации
для учащихся начальных классов) Цель: формирование представлений о правовых нормах поведения на основе повести-сказки А. Усачёва «Приключения маленького человечка».
Задачи:
1) познакомить ребят с книгой и её героем;
2) разобрать понятия прав и обязанностей;
3) стимулировать интерес к чтению. Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Меня зовут …. Я работаю в библиотеке. А вы знаете, что такое библиотека?
Примерные ответы детей: Там книжки. Их можно взять. Только нужно вернуть.
Библиотекарь: Верно, библиотека – это дом, где живут самые разные книги: со сказками, приключениями, детективами, стихотворениями, маленькими и большими рассказами и с интересными картинками. Назовите ваши любимые книжки.
Ответы детей.
Библиотекарь: Ребята, а вы знаете писателя Андрея Усачёва?
Если дети знают А. Усачёва, библиотекарь спрашивает, какие его книги они читали. Если не знают, рассказывает сам.
Андрей Усачёв родился в 1958 году, в Москве. Сочинять стихи Андрей Усачёв начал ещё подростком – для вокально-инструментального ансамбля, где он играл на барабанах. После окончания школы он учился в двух университетах: сначала в техническом, потом, отслужив в армии, на отделении филологии в государственном университете. Знаете, кто такой филолог?
Ответы детей.
Библиотекарь: Филолог – значит любитель слова; человек, который работает со словами: рассматривает, крутит-вертит, складывает в стихи, рассказы, сказки. Андрей Усачёв пишет стихи и смешные истории со смыслом для журналов «Мурзилка», «Пионер», «Весёлые картинки».
А ещё он играет на гитаре, поёт песни собственного сочинения, был ведущим детских радиопередач «Весёлая радиоквампания», «Летающий диван» и создавал мультфильмы!
И это всё один детский писатель Андрей Усачёв – автор множества интересных книжек. Вот например: «Весёлый букварь», «Чудеса в Дедморозовке», «Жили-были ёжики», «Школа снеговиков», «Шёл по улице жучок», «Любопытная Варвара», «Шуршащая песня», «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Флюм-пам-пам». Одни названия чего стоят!
О чём только не пишет Андрей Усачёв! Представляете, он даже серьёзный международный документ – Всеобщую декларацию прав человека – пересказал так, чтобы даже малышам было всё понятно. И получилась повесть-сказка «Приключения Маленького человечка» (раздать книги).
Давайте начнём сказку!
Библиотекарь читает книгу с начала до слов «… Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ… Однажды Маленький Человек…».
Библиотекарь: А что случилось однажды, расскажет нам сам Маленький Человечек, потому что он тоже пришёл к вам в гости (из-за ширмы появляется Маленький Человечек – кукла).
Маленький Человечек: Здравствуйте, ребята! Вы уже прочитали, где я жил?
Ответы детей: Да, в маленьком домике!
Маленький Человечек: По профессии я садовник, цветы очень люблю. А ещё я люблю свою собачку и читать книги! Однажды я нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая декларация прав человека».
Библиотекарь: Какое серьёзное название! Дайте-ка я запишу (записывает на доске).
Маленький Человечек: Ребята, вы знаете, что оно значит? Давайте разберемся! Начнём со слова «декларация».
Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, что означает слово «декларация»?
Дети: Документ.
Библиотекарь: Слово «декларация» переводится с латинского как «заявление, объявление». То есть в этом документе о чём-то заявляется, что-то важное объявляется.
Маленький Человечек: Верно! А ещё это «Всеобщая декларация»!
Библиотекарь: Ребята, а что значит – всеобщая?
Дети: Для всех. Для каждого человека.
Маленький Человечек: Верно! И начал я читать декларацию, а в ней говорилось… Ребята, прочитайте, на странице 6.
Один из желающих зачитывает отрывок: «В ней говорилось о том, что все люди…<…> Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека».
Библиотекарь (задумчиво повторяет): …даже не слышали о правах человека.
Маленький Человечек: Ребята, а вы слышали о правах человека? А что это такое? Какие вы можете назвать права?
Разбираем понятие.
Библиотекарь: Маленький Человечек, наши ребята, в отличие от горожан из книги, слышали о правах человека.
Маленький Человечек: Здорово! А теперь они ещё и знают, где записаны эти права! Правда, ребята?
Библиотекарь: Маленький Человечек, а твои приключения, о которых в книге написано, тоже как-то связаны с декларацией?
Маленький Человечек: Ну, конечно! Я всюду старался рассказывать людям о том, что я прочитал во Всеобщей декларации прав человека. Как-то раз я встретился с большущим верзилой…
Во время слов Маленького Человечка дети и библиотекарь знакомятся с иллюстрациями из книги.
Библиотекарь: И не испугался!
Маленький Человечек: Не испугался! Потому что я читал Всеобщую декларацию прав человека. И ребята сейчас могут прочитать! На странице 12.
Ребята зачитывают выделенный текст: НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОБИЖАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ….
Библиотекарь: И что, на большущего верзилу подействовали эти слова?
Маленький Человечек: Ха! А ребята как думают?
Ответы детей.
Маленький Человечек: Переверните страницу. Давайте прочитаем по ролям.
Библиотекарь: Значит, нам нужны желающие прочитать слова верзилы и слова автора.
Зачитывают отрывок на странице 14 по ролям.
Библиотекарь: Ребята, что случилось? Почему верзила был злой?
Были ли варианты мирного решения проблемы? А как вы думаете, почему верзила выбрал способ применения силы?
Маленький Человечек: Даже моя собака понимает, что нельзя обижать других людей. А вот как быть, когда обижают вас, прямо подстрекают подраться? Народная мудрость гласит: «Настоящий боец тот, кто умеет провести бой без драки». Можно удивить своих обидчиков и победить без кулаков. И такая победа будет более ценной.
Библиотекарь: Да, ребята, сложная это наука!
Маленький Человечек: Но очень полезная. Вот однажды мой домик хотели снести, потому что нужно было проложить трамвайные пути! Прямо на месте моего сада! Посмотрите на страницу 28.
Библиотекарь: Но ты уже знал, как защитить свой домик?
Маленький Человечек: Конечно! И ребята уже могут догадаться, откуда я взял слова для защиты! Ребята, что написано в Декларации? Читайте на странице 30.
Ребята зачитывают выделенный текст.
Маленький Человечек: А ещё я попал на телевидение! И один Всеми-Уважаемый-Генерал назвал меня шпионом! Дело даже дошло до суда. Судья, кстати, оказался очень умным.
Ещё я путешествовал в почтовом конверте – к бабушке, а в другую страну летал на воздушных шариках!
Библиотекарь: Интересные способы передвижения, правда, ребята?
Маленький Человечек: Таким образом, я старался обратить внимание на важные положения декларации. А на странице 76 написано одно из главных положений этого документа. Ребята, прочитайте, какое?
«Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет …».
Маленький Человечек: Что у нас есть кроме прав?
Дети: Обязанности.
Маленький Человечек: А что такое обязанности?
Дети: Это когда нужно что-то делать.
Маленький Человечек: Верно!
Библиотекарь: Ребята, давайте уточним, что такое права?
Дети: То, что можно в рамках закона.
Библиотекарь: А что такое обязанности?
Дети: То, что нужно выполнять.
Маленький Человечек: Отлично! А вот скажите, зачем существуют обязанности?
Библиотекарь: Ребята, правда? Разве плохо жить, когда всё можно?
Дети: Тогда никто не будет работать. Будет беспорядок.
Маленький Человечек: А представляете, что будет, например, на дороге, если все будут ездить, как им хочется!?
Дети: Будут аварии.
Маленький Человечек: Поэтому нам необходимо знать свои права и выполнять свои обязанности.
Библиотекарь: Маленький Человечек, ты вспоминал народную мудрость. Очень много мудрого в сказках. Ты любишь сказки?
Маленький Человечек: Очень! Сказки – это кладезь народной мудрости! Иногда читаешь сказку и узнаешь в её героях черты людей. Хитрюга-лиса и зайка-трусишка, беззаботный Буратино и грустный Пьеро, и…очень много других!
Библиотекарь: Я читала сказку Александра Пушкина. Ребята тоже её знают. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».
Маленький Человечек: Ребята, вы помните эту сказку?
Дети: Да.
Библиотекарь: Так вот, там старуха требовала, чтобы выполняли её права на имущество – избу просила, потом хотела карьерного роста, помните, кем она хотела стать?
Дети: Из крестьянки столбовою дворянкой, потом царицей.
Библиотекарь: Выполнения прав своих она требовала, а сама палец о палец не ударила. И про обязанности не вспоминала. Всё старичок за неё просил.
Маленький Человечек: Интересно, ребята, и чем сказка закончилась?
Дети: И осталась она у разбитого корыта.
Маленький Человечек: Очень поучительная сказка! А хотите секрет?
Дети: Да.
Маленький Человечек (достаёт из-за ширмы сундук. Крышка сундука закрыта на замок): Вот этот секрет! И сейчас мы его с вами откроем! Для этого мы вспомним другие сказки.
Библиотекарь: Какие?
Маленький Человечек: Вот, например, А. Толстой «Приключения Буратино»! Когда папа Карло дарит Буратино азбуку и отправляет в школу, какое это право?
Библиотекарь: Дайте-ка подумать! Ребята, помогайте!
Дети: Право ходить в школу!
Библиотекарь (обращаясь к Маленькому Человечку): Правильно?
Маленький Человечек: Правильно, это право на образование. А какие ещё сказки знаете? На каждую названную сказку замочек будет постепенно открываться.
«Заячья избушка» (право на имущество); «Красная шапочка» (право на жизнь); «Айболит» (право на медицинскую помощь); «Три поросенка» (право на жилище) и т.д.
Сундук открывается.
Маленький Человечек: Что там написано?!
Дети: «Если вы хотите, чтобы уважали ваши права, нужно уважать права других людей».
Маленький Человечек: Ребята, вы согласны с этим утверждением? А как это, соблюдать права других людей? Приведите примеры!
Библиотекарь (если ребята затрудняются): Например, делиться линейкой, карандашом, если однокласснику нужно…
Маленький Человечек: Здорово! Молодцы ребята! А знаете, сколько ещё со мной разных историй приключилось! О них вы можете сами прочитать. А я побегу обратно в книгу и буду там вас ждать! Рад был с вами познакомиться!
Библиотекарь: До свидания, Маленький Человечек!
Маленький Человечек: До новых встреч!
Библиотекарь: Ребята, вам понравилась книга? Поднимите руки, кому понравилась? Почему? Какие страницы показались вам интересными? А помните, кто её написал?
Кто встречает нас на страницах книги? Чем он любит заниматься? Как он это делает? А как бы вы одним словом охарактеризовали героя?
Какой документ Андрей Усачев положил в основу этой повести-сказки?
Как мы узнаём о Всеобщей декларации по книге «Приключения маленького человечка»?
Давайте возьмем листочки, ручки и напишем Маленькому Человечку небольшое письмо! Чем вам понравился Маленький Человек? Или не понравился? Что бы вы хотели ему пожелать?
Потом сложим эти письма в сундучок, и уже в библиотеке Маленький Человечек их прочитает.
Использованная литература:
Усачёв А.А. Приключения маленького человечка : Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей : повесть-сказка / А. А. Усачёв. – М. : САМОВАР, 2005. – 94 с. : ил.
Кичменгско-Городецкая детская библиотека О праве и в шутку, и всерьёз
(интеллектуальная игра по правовому просвещению
для учащихся 8-9 классов) Цели: повышение уровня правовой культуры учащихся, профилактика антиобщественного поведения, изучение детьми их прав и обязанностей.
Художественное оформление: выставка книг «Я – ребенок, я – имеющий свои права».
Реквизит:
- карточки с номерами «1», «2», «3», «4»;
- лестница возрастов (на листах бумаги для каждой команды);
- карточки с зарифмованными словами: риск – иск, норма – форма, закон – обгон, право – нравы;
- рисунок Фемиды. |