Урок.


Скачать 446.56 Kb.
НазваниеУрок.
страница1/4
ТипУрок
filling-form.ru > Туризм > Урок
  1   2   3   4
Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно - ориентированный урок.

Цель:

Создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.

Задачи:

  • изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;



  • выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий;




  • раскрыть особенности личностно-ориентированного урока, познакомиться с технологией его проведения.

Из всех профессий, существующих на свете,

     Важней всего Наш благодарный труд!

     Приходят в школу маленькие дети –

     От Нас зависит, кем они уйдут…

Описание педагогического опыта

  1. Наименование опыта

Развитие индивидуальных способностей учащихся через личностно ориентированный урок.

2) Условия возникновения опыта

Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает  совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.

Работая в школе, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге,  и, как следствие, снижение   культуры,    неумение правильно, логично выразить свою мысль.  Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками.  Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.

Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно - ориентированного обучения.
Что такое личностно ориентированное обучение?

Предлагаю несколько определений .

«Личностно ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (См.: Селевко 2005)
Личностно ориентированное обучение - это такой тип образовательного процесса, при котором личность педагога и личность школьника выступают как его активные и основные субъекты. (И.С. Якиманская)

Основная задача личностно ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Обучение в начальной школе уже носит личностно ориентированную направленность.

1) Формирование учебной деятельности, постепенно передавая отдельные элементы этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя.  Системообразующий компонент учебной деятельности - учебная задача. Причём она всегда выдвигается с таким расчётом, что её содержание ориентировано на "зону ближайшего развития ученика".

  • Организовать принятие учебной задачи.

  • Планирование решения учебной задачи.

  • Поиск и построение способа решения учебной задачи.

  • Конкретизация и применение способа для решения частных задач.

  • Контроль и оценка результата и процесса решения учебной задачи.

2) Отслеживание динамики формирования умений самостоятельной учебной деятельности.

Важным методом получения информации по изучению динамики формирования компонентов учебной деятельности является способность учителя целенаправленно наблюдать за деятельностью каждого ученика, делать пометки, записывать, соотносить реальную деятельность учеников с описанием уровней. Изучить динамику можно с помощью специальных методик, заданий.

3) Роль учебного сотрудничества в формировании у учащихся умений самостоятельной учебной деятельности. Организация учебной работы в групповой форме.

В своём предельно развитом виде способность строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться - самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности (высшая цель начальной школы).

4) Проектирование уроков по типам: конструирование учебной задачи, планирование и поиск решения, конкретизация и применение способа для решения частных задач, контроля и оценивания меры владения способом, а так же по предлагаемой форме "поурочного" плана: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, методический комментарий.

Замысел таких уроков, заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Их осуществление возможно в том случае, если в качестве целевых ориентиров учебных занятий будут избраны следующие:

  • формирование у учащихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации и "окультуривания" их субъектного опыта;

  • оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

  • содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.

Современная школа в связи с введением ФГОС переживает новый этап своего развития. Нарастающий объем информации, модернизация, усложнение учебных программ предъявляет организму младшего школьника самые высокие требования. Любой учитель хорошо знает, что дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только по своим способностям, темпу усвоения знаний, но и по работоспособности, по утомляемости при одной и той же нагрузке. 
Поэтому очень важно, чтобы дети прошли этот нелегкий путь, прежде всего без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учебе, не потеряв веру в себя, в свои силы. 
А это возможно только при личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании учащихся.

Реализация личностно ориентированного подхода в обучении позволяет в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представления о характере каждого из них, о его интересах, способностях, о влиянии на него семьи и ближайшего окружения, получить возможность объяснить поступок ребенка и его отношение к учебе в целом. Так как в обучении и воспитании нет готовых рецептов, проблема личностно-ориентированного подхода носит творческий характер. А его необходимость связана, прежде всего, с индивидуальными возможностями каждого ребенка. 
Урок – это основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняется его функция, форма организации. Личностно – ориентированный урок  - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной  и созидательной способности. Цель личностно ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. 

  1. Актуальность и перспективность опыта



 Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Решая проблему раскрытия индивидуальных способностей учащихся через личностно ориентированный урок, я столкнулась с разрешением противоречий:

  1. между предъявляемыми требованиями концепцией начального образования и реальными результатами обучения, обусловленными низкой познавательной активностью детей;

  2. между индивидуальным способом усвоения знаний и массовым характером обучения;

Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:

1)  использование субъектного опыта ребенка;

2)  актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;

3)  вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4)  обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5)  создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;

6)  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме личностно ориентированного обучения также свидетельствует об его актуальности.

4) Теоретическая база опыта

Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно-ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи : Ш.А. Амонашвили, Н.А.Алексеев, М.Н. Берулава, К.Роджерс, В.В.Сериков. Я буду опираться на изученную мною работу И.С. Якиманской- доктора психологических наук, профессора, действительного члена Международной педагогической академии и  Нью-йоркской академии наук, руководителя отдела «Технология личностно-ориентированного образования». Ее работа  посвящена вопросам преобразования существующей образовательной системы, которая характеризуется преобладанием фронтальной формы в обучении вопросно-ответным методом и безличной педагогикой.

Наиболее важными я считаю следующие положения конпепции С. Якиманской:

- направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной коррекционной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;

- построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика, на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, на стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога, полилога).

К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного обучения, по мнению ученых, можно отнести следующее:

Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

Самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

Субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

Субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

Выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

Педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».

Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.

Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

5) Новизна опыта

Во всех школах России признается приоритет данного направления в новой образовательной концепции, и в то же время лишь немногие образовательные учреждения реализуют идеи личностно - ориентированного обучения на практике. Некоторые педагоги считают, что личностно - ориентированное обучение в условиях классно - урочной системы осуществить невозможно, так как в классе 25 и более учеников, и построить урок, учитывая интересы и потребности каждого, педагог не в состоянии. Но смысл личностно-ориентированного обучения заключается не в этом. Учет особенностей каждого ученика предполагает в индивидуализации обучения, а не в личностной его ориентации. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет учебный процесс, подстраивая его к особенностям ребенка, адаптирует педагогические воздействия - к ученику. В личностно-ориентированном обучении ученик предстает как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в окружающем мире. Возможность выбора в учебном процессе - отличительная черта личностно - ориентированного обучения.

6) Ведущая педагогическая идея

Цель моей педагогической деятельности – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

  1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.

  2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  3. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

  4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

  5. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  6. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

От того насколько будут сформированы учебно-познавательные мотивы у младших школьников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения.

7) Технология опыта

Технология педагогического опыта – это содержательная техника реализации учебного процесса. (Беспалько В.П.)

Технология педагогического опыта – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (Волков И.П.)

Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности - учении, а урок - основная форма ее организации. Целью личностно - ориентированного урока является создание условий для раскрытия личности ученика. В личностно - ориентированном уроке сотрудничество учителя с учениками опирается на поддержку и доверие. При построении учебно-воспитательного процесса идет опора на возможности каждого ребенка, на признание уникальности и неповторимости каждого учащегося.
  1   2   3   4

Похожие:

Урок. iconРабочая программа предмета «Социально-бытовое ориентирование»
Курс социально-бытового ориентирования представляет собой специальные коррекционные занятия. Основной формой организации занятий...

Урок. icon«Почта пришла»
Краткий анонс: Данный урок немецкого языка урок обучения написанию письма зарубежному партнёру. Урок разработан с применением системно-деятельностного...

Урок. iconУрок химии в 8 классе «Скорость химической реакции»
Мастер-класс «Урок в пространстве отношений». Учитель химии и биологии Колпакова В. В

Урок. iconУрок считается пропущенным, если ученик не явился на урок или отсутствовал...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Беломорского муниципального района «Нюхотская средняя общеобразовательная школа»

Урок. iconУрок Вводный урок
Предметные: проводить сравнительный анализ учебника и рабочей тетради по заданным критериям; реализовывать способность чтения, расшифровки...

Урок. iconУрок-исследование по теме Разговорный стиль
Учитель Сегодняшний урок мы посвятим нашему «знакомому незнакомцу», разговорному стилю. Мы вспомним о его особенностях и увидим на...

Урок. iconУрок №19 урок №5 в теме №13 «Чтение и деталировка сборочных чертежей»
Образовательная: ознакомить учащихся с понятием, назначением и содержанием процесса деталирования по сборочным чертежам, закрепление...

Урок. iconУрок «Длина цепочки» 9 Решение задач 1-6 из учебника 9 Компьютерный урок «Длина цепочки»
Издание разработано при поддержке Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление»...

Урок. iconУрок или внеклассное мероприятие «что такое выборы?»
Областной конкурс среди учителей общеобразовательных учреждений на лучший урок или внеклассное мероприятие

Урок. iconУрок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск