УТВЕРЖДЕНЫ приказом Контрольно - счетной палаты МО «Онгудайский район» от «01» марта 2018 г. № 5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОНГУДАЙСКИЙ РАЙОН» ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»
с. Онгудай
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
| Общие положения
| 3
|
| Область применения административного законодательства должностными лицами контрольно-счетной палаты муниципального образования «Онгудайский район»
|
7
|
| Порядок составления протоколов об административных
правонарушениях должностными лицами контрольно-счетной палаты муниципального образования «Онгудайский район»
|
8
|
| Порядок направления протоколов об административных правонарушениях на рассмотрение
|
11
|
| Порядок действий при возврате протоколов об административных правонарушениях
|
12
|
Приложения:
Приложение: 1 Таблица административных правонарушений с разбивкой по субъектам, срокам давности привлечения к административной ответственности, судьям, уполномоченным рассматривать административные дела
Приложение: 2 Образец Извещения о составлении протокола об административном правонарушении
Приложение: 3 Образец протокола об административном правонарушении
Приложение: 4 Образец оформления сопроводительного письма о направлении протокола об административном правонарушении
Приложение: 5 Форма журнала учета протоколов об административных правонарушениях
Общие положения
1.1 Методические рекомендации «Порядок действий должностных лиц контрольно-счетной палаты муниципального образования «Онгудайский район»» при выявлении административных правонарушений» (далее – Методические рекомендации) устанавливает порядок исполнения должностными лицами контрольно-счетной палаты муниципального образования «Онгудайский район (далее – контрольно-счетная палата, КСП) полномочий при выявлении нарушений, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 года № 21К (854), со статьей 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом муниципального образования «Онгудайский район», Положением о контрольно-счетной палате муниципального образования «Онгудайский район.
1.2 Целями настоящих Методических рекомендаций являются:
- регламентация деятельности должностных лиц контрольно-счетной палаты по составлению протоколов об административных правонарушениях в рамках полномочий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обеспечение единообразия деятельности по составлению протоколов об административных правонарушениях ответственность, за которые предусмотрена статьями 5.21, 15.1, 15.11, 15.14 - 15.15.16, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 20 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП.
1.3. Задачами Методических рекомендаций являются:
- обеспечение объективного и своевременного выявления административных правонарушений;
- определение общих правил и процедур составления протоколов об административном правонарушении и их направления в суд;
- определение порядка передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение.
1.4. Правовую основу деятельности КСП МО «Онгудайский район» при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях составляют:
- пункт 9 части 2 статьи 14 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
- пункт 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - КоАП РФ);
- пункт 2 статьи 1 Закона Республики Алтай от 04 апреля 2016года №32-РЗ «О внесении изменений в статью 51 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай»;
- пункт 9 части 1 статьи 15 «Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Онгудайский район»».
1.5. Основные понятия и положения, используемые в Методических рекомендациях.
1.5.1. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП).
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 1.7 КоАП).
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП).
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (части 2, 4 статьи 1.5 КоАП).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (часть 3 статьи 1.5 КоАП).
1.5.2. Лица, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении – физические (граждане и должностные лица) и юридические лица, совершившие административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП).
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 КоАП).
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (часть 5 статьи 4.1 КоАП).
1.5.3. Должностное лицо - лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях (статья 2.4 КоАП).
1.5.4. Юридическое лицо - организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (статья 48 ГК РФ).
1.5.5. Законный представитель юридического лица - его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП).
1.5.6. Административное наказание – мера ответственности, установленная государством за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП).
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (часть 1 статьи 4.4 КоАП).
1.5.7. Возбуждение дела об административном правонарушении (далее – дело об АП) – составление уполномоченным должностным лицом контрольно-счетной палаты:
1.5.7.1. протокола об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1КоАП);
1.5.7.2. определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (пункт 4 части 4 статьи 28.1 КоАП – в случаях, если после выявления административного правонарушения в области бюджетного законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (статья 28.7 КоАП);
1.5.7.3. протокола о применении мер обеспечения производства по делу об АП, предусмотренных КоАП (протокол изъятия) (пункт 2 части 4 статьи 28.1 КоАП - в случаях, если в целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применить в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении изъятие вещей и документов (пункт 4 части 1 статьи 27.1 КоАП).
1.5.8. Должностное лицо контрольно-счетной палаты, уполномоченное на составление протокола об административных правонарушениях (далее – должностное лицо контрольно-счетной палаты) – председатель контрольно-счетной палаты, ведущий инспектор КСП уполномоченный на составление протокола об административное правонарушение (пункт 3 части 5 статьи 28.3 КоАП).
1.5.9. Протокол об административном правонарушении (далее - протокол об АП) – протокол, составленный должностным лицом контрольно-счетной палаты в пределах компетенции контрольно-счетной палаты в порядке, предусмотренном статьями 28.2, 28.5 КоАП.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений протокол составляется за каждое правонарушение;
1.5.10. Давность привлечения к административной ответственности – срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности.
1.5.10.1. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП).
1.5.10.2. Протокол об АП не может быть составлен по истечении срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5. КоАП):
-за нарушение законодательства о выборах и референдумах (статья 5.21 КоАП) – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения;
-за нарушение бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (глава 15 КоАП: 15.14 - 15.15.16 КоАП) - по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
-за нарушение против порядка управления (часть 1 статьи 19.4, статья 19.4.1, часть 20 статьи 19.5, статья 19.6, статья 19.7 КоАП) - по истечении трех месяцев.
Кроме того, следует иметь ввиду, что согласно части 3 статьи 4.5 КоАП в случае, когда административное правонарушение влечет применение административного наказания в виде дисквалификации должностного лица, срок давности для привлечения к ответственности должностного лица составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
1.5.10.3. Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков: со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
В случае невыполнения в установленный срок предписания контрольно-счетной палаты, непринятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, днем совершения административного правонарушения является дата истечения указанных в предписании сроков или установленных сроков для устранения причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
1.5.11. Доказательства по делу об АП - любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2. КоАП).
Эти данные устанавливаются протоколом об АП, копиями актов, писем, приказов, платежных документов, иными документами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, показаниями свидетелей, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2. КоАП).
1.5.12. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания свидетелей – сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АП (часть 1 статьи 26.3 КоАП);
1.5.13. Защитник – адвокат или иное лицо, участвующее в деле об АП для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом (порядок выдачи и оформления доверенности установлен ст. 185 ГК РФ, в соответствии с которой доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Обязательное нотариальное удостоверение не требуется.)
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. Защитник вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП (статья 25.5 КоАП).
1.5.13. Свидетель по делу об АП - лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, вызванное судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об АП. Свидетель обязан дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (статья 25.6 КоАП). |