Методическая разработка


НазваниеМетодическая разработка
страница1/9
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Бланки > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 129
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Определение критериев и подбор диагностического инструментария

для оценки потенциала системы внеурочной деятельности и системы дополнительного образования средней общеобразовательной школы»

Автор разработки:

Бушуев Вадим Викторович

Санкт-Петербург

2013

Пояснительная записка

Внеурочной деятельности новые ФГОСы (НОО и ООО) отводят особую роль. Она, наряду с учебным планом школы, выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего и основного общего образования с соблюдением требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность в Стандартах вводится «в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся». Кроме того, Федеральные стандарты отмечают необходимость ее использования и для воспитания школьников. В частности, здесь говорится о необходимости обеспечения «духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности». 

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще целый ряд очень важных задач:

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Научно-методической подсказкой для создания в школе системы внеурочной деятельности учащихся могут стать разработанные учеными классификации форм воспитательной работы и внеурочной деятельности. В качестве основания для классификации форм исследователи используют такие признаки:

-  количество участников (массовые, групповые, индивидуальные);

-  виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);

-  затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки);

-  способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);

-  характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);

-  способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

-  взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

-  способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные);

-  степень сложности (простые, составные, комплексные).

Интерес для практических педагогических работников может представлять недавно сделанное Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым дополнение в классификацию форм внеурочной воспитательной работы. В пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» ими предлагается выделять три типа форм согласно уровням результатов, полученных при их использовании:

1формы, содействующие приобретению социальных знаний;

2) формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;

3)  формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.

В школе внеурочная деятельность может быть организована в самых разных (и вполне знакомых в общеобразовательной школе) формах: «экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики и т.д.».

Внеурочная деятельность по ФГОСам организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Мы считаем, что целесообразно позаботиться о включении учащихся в широкий спектр видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Не случайно, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Деятельность должна быть моя, исходить из души моей». Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей. При этом надо иметь всегда в виду замечание Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о том, что «время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения».

При этом, внеурочная деятельность в школе может быть организована педагогами дополнительного образования, классными руководителями, педагогом-организатором, вожатыми, учителями-предметниками и т.п.

Согласно Федеральным Стандартам, «при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта».  Кроме того «в период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей».

Для проектирования и построения системы внеурочной деятельности школьников возможно использование научно-методических разработок отечественных исследователей по классификации видов деятельности. Так, избрав основанием для классификации возникающие в процессе деятельности субъект-объектные отношения, профессор Н.Е. Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом).

Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды внеурочной деятельности:

1)     игровую деятельность;

2)     познавательную деятельность;

3)     проблемно-ценностное общение;

4)     досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

5)     художественное творчество;

6)    социальное творчество (социально преобразующую добровольческую деятельность);

7)     трудовую (производственную) деятельность;

8)     спортивно-оздоровительную деятельность;

9)     туристско-краеведческую деятельность.

Модель внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования.

В качестве организационных моделей рекомендуем использовать организационные модели внеурочной деятельности, рекомендованные Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»).

Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка.

Инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в т.ч. учитывающих региональные особенности

Иные педагогические работники.

Должностные обязанности педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого

Внеурочная деятельность

Учебный план образовательного учреждения.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса (секции, школьные научные общества, научные исследования и т.д.)

Дополнительное образование образовательного учреждения.

Организация кружков, спортивно-охдоровительных секций, поисковых и научных исследований и т.д.

Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД.

Организация деятельности как на базе образователь-ных учреждений, так и базе самих учреждений дополнительного образования детей и учреждений культуры

Группы продлённого дня.

Деятельность воспитателей ГПД, например, в рамках школы полного дня

Классное руководство.

Деятельность классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно-полезные практики и т.д.)

Рис. 1. Базовая организационная модель реализации

внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность может осуществляться через:

- учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

- образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

- организацию деятельности групп продленного дня;

- классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.
Организация внеурочной деятельности.

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

1)     проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;

2)     организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;

3)     аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

Именно на первом этапе усилия администрации школы и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители.

С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности. И лишь затем после сбора этой информации следует сосредоточить усилия на формировании проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении.

Как нам кажется, предметом анализа и оценки потенциала внеурочной деятельности могут стать следующие аспекты:

-  включенность учащихся школы в систему внеурочной деятельности;

-  соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;

-  ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время.

Однако как получить такую ценную информацию? Ведь, надо также определить и порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений.

Так, для сбора информации можно использовать специальный бланк об участии детей во внеурочной деятельности, который заполняется классным руководителем один раз в четверть или полугодие.

Бланк-образец «Участие учащихся ____ класса во внеурочной деятельности в ___________(четверти, полугодии) 20___ года»

Таблица 1.

Фамилия и Имя обучающегося

Посещение детских объединений (по направлениям программ дополнительного образования)

Классныедела

Внеклассные дела

Внешкольные мероприятия

Художественно-эстетическое

Физкультурно-спортивное

Научно-техническое (техническое творчество)

Туристско-краеведческое

Эколого-биологическое

Научно-познавательное

Военно-патриотическое

Социально-педагогическое

Культурологическое










1.





































2.





































3.





































4.





































5.





































Заполненная таблица позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся во внеурочное время, о наиболее популярных для школьников видах внеурочной деятельности, об активности детей в классных, внеклассных и внешкольных делах (так как в таблице можно использовать цветовые обозначения: зеленый цвет означает позицию организатора дела, желтый – активного участника, красный – зрителя или неактивного участника (пассивного исполнителя). Составленные классными руководителями таблицы  передаются заместителю директора по воспитательной работе для обобщения и анализа сведений в общешкольном масштабе.

Также разработана и карта оценки занятия внеурочной деятельности (см. Приложение 9).

Наряду с анализом включенности детей во внеурочную деятельность важно установить, насколько она соответствует принципам организации. В данном случае принципы могут выступать в качестве критериев анализа и оценки организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Поэтому можно использовать следующие критерии:

-   гуманистическая направленность деятельности;

-   системность организации внеурочной деятельности;

-   вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности;

-   направленность деятельности на развитие и проявление творчества детей и взрослых;

-   ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха.

Именно в соответствии с перечисленными критериями и необходимо подобрать или разработать соответствующие приемы и методы (методики) анализа и оценивания. К ним можно отнести педагогическое наблюдение, анкетирование детей и родителей, беседу, тестирование, метод экспертной оценки и самооценки, педагогический консилиум и др. (см. Приложение 1).

Ресурсное обеспечение внеурочной деятельности.

При анализе ресурсов внеурочной деятельности важно выявить существующие недостатки и проблемы ресурсного обеспечения, а также пути и способы их устранения (см. табл. 2).

Недостатки и проблемы ресурсного обеспечения внеурочной деятельности средней общеобразовательной школы.

Таблица 2.

Наименование ресурсов, используемых для осуществления внеурочной деятельности

Недостатки и проблемы ресурсного обеспечения

Пути и способы ресурсного обеспечения

  1. Кадровые







  1. Информационно-технологические







  1. Финансовые







  1. Материально-технические







  1. Организационно-управленческие








Успешность внеурочной деятельности во многом зависит от ресурсного обеспечения. И здесь, как нам кажется, первостепенное значение имеет кадровое обеспечение внеурочной деятельности. Её могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.

Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

- укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками;

- наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

Создание системы внеурочной деятельности также трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Нужно регулярно проводить работу по освоению педагогами современных  и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Арсенал педагога должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности может быть включено:

- проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности;

- информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования;

- создание и ведение различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других);

- информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности.

Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности может играть Интернет-сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, диверсифицирующий мотивационную среду образовательного учреждения.

Как нам, кажется, также потребуется появление нового элемента организационно-управленческого ресурса – введение должности координатора (диспетчера, тьютора) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеучебных занятиях, а также наставничество и кураторство педагогов школы в этой сложной деятельности. Также и функции по осуществлению оценки результатов внеурочной деятельности должны быть закреплены в должностных обязанностях соответствующих педагогических и руководящих работников образовательного учреждения.

В настоящее время существует традиционный подход к организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. учреждений дополнительного образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения. Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит к открытию на базе учреждения общего образования ОДОД (филиала УДОД). С другой стороны, учреждение дополнительного образования детей (УДОД) использует имеющуюся у него материально-техническую базу для осуществления образовательного процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые "аккумулируются" в УДОД.

Администрации ОУ необходимо позаботиться и о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. Поэтому, необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения внеурочных занятий, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.

В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.

Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования внеурочной деятельности предполагает следующие составляющие финансирования: нормативное, программное, стимулирующее.

1. Финансирование расходов по нормативам на одного обучающегося должно учитывать и регуляторы экономических механизмов реализации индивидуальных образовательных траекторий, в том числе в рамках системы поиска и содействия развитию одаренных детей.

В данном случае предполагается финансирование:

- части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательного учреждения (если такой выбор будет ими сделан в пользу дополнительных образовательных модулей, спецкурсов, школьных научных обществ, учебных научных исследований, практикумов и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);

- внутришкольного дополнительного образования (программы внеурочной деятельности, ориентированные на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования);

групп продленного дня (модель "школа полного дня");

- деятельности классных руководителей (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

- деятельности иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями на основе квалификационных характеристик должностей работников образования.

2. Бюджетное программное финансирование предполагает выделение средств на отраслевые целевые программы и направлено, как правило, на развитие материальной базы, информатизацию образовательного процесса, инновационную деятельность и т.д.

Этот вид финансирования имеет особые возможности для преподавания курсов, дисциплин региональной, национальной, этнокультурной направленности. В данном случае внеурочная деятельность может рассматриваться как потенциал для реализации региональной, национальной, этнокультурной составляющей.

3. Бюджетное стимулирующее финансирование. Значительный импульс для использования этого вида финансирования придал приоритетный национальный проект "Образование": около девяти тысяч школ получили на конкурсной основе по одному миллиону рублей. На сегодняшний день данная инициатива поддержана на региональном уровне в рамках проводимых конкурсов инновационных проектов и программ.

Во всех случаях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования конкретного общеобразовательного учреждения.

Нормативное обеспечение реализации внеурочной деятельности должно создавать соответствующее правовое поле для организации взаимодействия школы с другими учреждениями и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса, должно регулировать финансово-экономические процессы и оснащенность объектов инфраструктуры образовательного учреждения.

Нельзя забывать и о санитарно-гигиенических требованиях к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Включение в образовательную программу внеурочных занятий чаще всего ведет к организации работы учебного заведения в режиме полного дня, увеличению количества групп продленного дня, организации дополнительного питания учащихся.

Как средствами внеурочной деятельности и системой дополнительного образования школы помочь ребятам обрести себя, научиться жить самостоятельно, получить профессию, найти работу, создать семью и вести домашнее хозяйство?

Поиск ответов на данные вопросы и привёл инициативную группу педагогов ГБОУ СОШ № 129 к созданию районной опытно-экспериментальной площадки (РОЭП). Из тем, предложенных заказчиком - администрацией Красногвардейского района, была выбрана «Вариативные модели развития социальной активности обучающихся в системе неформального образования в условиях реализации ФГОС», как наиболее близкая к заявленной проблеме. В ГБОУ школа № 129 Красногвардейского района была разработана программа трёхлетней опытно-экспериментальной работы. Начиная с 01 марта 2013 года в школе №129 стартовал первый (подготовительно-диагностический) этап эксперимента в рамках РОЭП.

Цель диагностики — оценить потенциал системы внеурочной деятельности и системы дополнительного образования школы № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Внеурочная деятельность направлена на воспитание личности обучающегося. А воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Поэтому, нам нужно выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Учащиеся в процессе внеурочной деятельности могут достичь следующих уровней результатов:

- Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

- Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом.

- Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой.

Диагностика результативности внеурочной деятельности

Что же именно должно стать предметом диагностики, что именно необходимо для оценки потенциала системы внеурочной деятельности и системы дополнительного образования школы? Диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности и системы дополнительного образования школы условия развития личности.

Первым предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния. Для осуществления анализа включенности учащихся в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией о занятости школьников во внеурочное время. Анализ информации позволяет педагогам систематизировать сведения о персональной занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности школьников. Анализ ресурсного обеспечения внеурочной деятельности позволит выявить обеспеченность кадровыми, информационно-методическими, финансовыми и материально-техническими ресурсами.

Вторым предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является ее эффективность. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики:

  1. Диагностика личность самого воспитанника.

Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами: наблюдением за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Это может быть анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.

В качестве примера такой диагностики в данной работе приводится опросный лист (для учащихся 7-9 классов), бланк ответов, техника обработки и интерпретация результатов (см. Приложение 3)

  1. Диагностика детского коллектива.

Современный ребенок развивается, как личность в нескольких разных коллективах - классе, кружке, спортивной секции, детском общественном объединении и т. д. Все они разные по характеру деятельности, по способам вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими ролей, по длительности пребывания в них. Коллектив - одно из важнейших условий развития личности ученика. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других – развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива, а так же характер взаимоотношений школьников в нем.

Важно изучить уровень развития детского коллектива (здесь мы предлагаем использовать хорошо зарекомендовавшую себя диагностическую методику А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»), а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе (для диагностики этих отношений целесообразно использовать методику социометрии). Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив», разработаная проф. А. Н. Лутошкиным (см. Приложение 4).

  1. Диагностика профессиональной позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика.

Для оценки показателя «профессиональная позиция педагога» возможно использование основных показателей эффективности деятельности классных руководителей, педагогов-руководителей детских объединений. Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков). Здесь необходимо использовать специально разработанную методику диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя. Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя (см. Приложение 5).

Третьим предметом диагностики результативности внеурочной деятельности является ее продуктивность. Здесь следует анализировать так называемый «продукт деятельности школьника» - своеобразный итог его занятий во внеурочной деятельности.

Четвертый предмет диагностики результативности внеурочной деятельности - удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.

Для этих целей необходимо подобрать и соответствующий диагностическо-аналитический инструментарий (см. Приложение 1, 10)

Нужно также выяснить, интересно ли ребенку посещать занятия, сложились ли у него товарищеские отношения с ребятами, которые посещают данное объединение, сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, хорошее ли у него настроение во время занятий деятельностью во внеурочное время. Необходимо понять, как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка, что они ожидают от участия своего ребенка во внеурочной деятельности, как они оценивают достижения своего ребенка. Надо изучить, доволен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, как складываются его отношения с учениками и их родителями, созданы ли условия для его творческого самовыражения.

Критерии оценки потенциала системы внеурочной деятельности и системы дополнительного образования средней общеобразовательной школы.

Проблема реализации воспитательного потенциала через внеурочную деятельность по-прежнему в ОУ стоит очень остро, то мы предлагаем несколько простых анкет для педагогов и классных руководителей, а также учащихся, которые помогут правильно задействовать потенциал школы в решении воспитательных задач (см. Приложение 2, 6, 7).

К тому же, в каждом образовательном учреждении могут быть разработаны критерии и показатели для оценки занятия по внеурочной деятельности. За основу может быть взята карта оценки занятия внеурочной деятельностью, подготовленная специалистами АКИПКРО (см. Приложение 9).

Эта оценка качества реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности производится обычно производится по следующим показателям:

- адекватность мероприятий, форм работы и видов внеурочной деятельности;

- разнообразие видов деятельности и форм работы в каждом из них;

- широта адресной направленности внеурочной деятельности школьников (для самих себя, для сверстников, для учителей, для родителей, для представителей окружающего школу социума).

Оценка качества реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности производится следующим образом:

А) Анкета педагога и классного руководителя, задействованного во внеурочной деятельности анализируется группой экспертов ОУ, в которую могут входить зам. директора по УВР и зам. директора по ВР. В своей работе эксперты руководствуются критериями, приведенными в таблице Приложения 2. и учитывают данные, полученные из анализа анкет учащихся класса (у них должны быть анкеты учащихся, таблица сводных данных и отчет классного руководителя по анализу данных анкетирования).

Критерии оценки мероприятий по видам внеурочной деятельности.

Таблица 3.

Количество баллов

Критерии оценки мероприятий по видам внеурочной деятельности

0 баллов

- отсутствуют указания на формы организации внеурочной деятельности школьников;

- отсутствуют названия мероприятий;

- упомянутые формы и названия мероприятий не соответствуют действительности, то есть не подтверждаются наблюдениями за повседневной профессиональной деятельностью этого педагога.

1 балл

- в подавляющем большинстве случаев педагог использует такие формы организации внеурочной деятельности школьников, которые ориентированы лишь на приобретение детьми новых социальных знаний;

- проведение внеурочных занятий осуществляется преимущественно силами самих педагогов, школьники недостаточно привлекаются к планированию, подготовке, проведению и анализу данных дел (см. результаты анкетирования «Анкета для учащихся»), при этом мера достаточности определяется экспертом:

-исходя из возрастных или иных особенностей школьников, от которых может зависеть их способность брать на себя ответственность в организации тех или иных дел

-на основе анализа анкеты для учащихся, где ребята оценивали степень своего участия в мероприятии;

- внеурочные дела организуются школьниками и педагогами совместно, но адресная их направленность неширока, они проводятся преимущественно для самих себя.

2 балла

- педагог использует такие формы организации внеурочной деятельности школьников, которые позволяют школьникам приобретать новые социальные знания, развивать свои позитивные отношения к базовым общественным ценностям, накапливать опыт самостоятельного социального действия;

- педагог использует такие формы организации внеурочной деятельности школьников, которые предполагают планирование, подготовку, проведение и анализ внеурочных дел школьниками самостоятельно или совместно с педагогами (эксперт может опираться на анализ результатов анкет для учащихся, в которой ребята оценивали степень важности мероприятий и степень своего участия в них);

- совместно организуемые школьниками и педагогами внеурочные дела имеют широкую адресную направленность: для самих себя, для сверстников, для малышей, для учителей, для родителей, для представителей окружающего школу социума.

Эксперты ОУ совместно оценивают и выставляют общий балл в последнюю колонку анкеты педагога и классного руководителя, задействованных во внеурочном мероприятии по каждому виду деятельности;

Б) Баллы, выставленные экспертами, суммируются по каждому из видов деятельности в анкете классного руководителя, и затем определяется суммарный балл, который записывается внизу, в той же колонке.

В) Критерии оценки деятельности классного руководителя в части организации внеурочной работы должны быть определены образовательным учреждением.

В качестве минимального уровня реализации классным руководителем воспитательного потенциала внеурочной деятельности можно взять суммарный балл равный 10 (получается суммирование оценки в 1 балл по 10 видам деятельности).

Самоанализ качества реализации внеурочной деятельности.

Для проведения самоанализа качества реализации внеурочной деятельности необходимо создать экспертную комиссию или поручить осуществление самоанализа уже имеющейся в образовательной организации рабочей группе, координационному совету по введению ФГОС и др. Важно, чтобы в состав данной комиссии входили представители администрации школы, педагогического коллектива (не только учителя начальных классов) и родители учащихся.

Экспертной комиссии предстоит:

оценить полноту и соответствие нормативной документации (перечень в оценочном листе);

проверить данные федерального электронного мониторинга ННШ;

проанализировать результаты анкетирования родителей учащихся (выбор ВД и мнение о качестве реализации ВД);

осмотреть помещения, в которых организуется ВД;

проверить наличие и исправность оборудования для организации ВД в соответствии с рабочими программами;

оценить в баллах степень соответствия внеурочной деятельности в оценочном листе;

сделать выводы о качестве реализации внеурочной деятельности;

по результатам самоанализа сформулировать рекомендации по устранению несоответствий, определить сроки их выполнения;

представить результаты самоанализа для обсуждения с педагогическим коллективом.

Педагогическим коллективом по результатам самоанализа составляется и реализуется план мероприятий по обеспечению качества реализации внеурочной деятельности.

Накануне учебного года экспертной комиссией осуществляется проверка выполнения данного плана, результаты которой вновь выносятся на обсуждение педагогического коллектива. Для экспертизы качества внеурочной деятельности можно воспользоваться оценочным листом. (См. Приложение 11).

Вывод

Оценку внеурочной деятельности в ОУ следует осуществлять комплексно, по нескольким параметрам:

1. Анализ общего состояния внеурочной деятельности:

- включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

2. Эффективность внеурочной деятельности:

- личность школьника (на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника («портрета выпускника начальной (основной, средней) школы»);

- детский коллектив;

- профессиональная позиция педагога.

3. Продуктивность внеурочной деятельности:

- уровень достижения ожидаемых результатов;

- достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности;

- рост мотивации к внеурочной деятельности.

4. Удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.

Наконец, четвертый предмет диагностики результативности внеурочной деятельности - удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Методическая разработка iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка iconМетодическая разработка по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения

Методическая разработка iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса «Проверь себя»
Методическая разработка посвящена внеклассному мероприятию в форме конкурса «Проверь себя». Данная разработка может быть полезна...

Методическая разработка iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Методическая разработка iconМетодическая разработка серии контрольных работ для тематического...
Методическая разработка предназначена для контроля уровня развития речевых умений. Контрольные задания построены на лексическом и...

Методическая разработка iconПрограмма «Противодействие торговле людьми и бытовому насилию» Методическая...
Методическая разработка предназначена для встреч в женских группах Проекта Кешер, с женщинами в еврейских общинах, а так же для работы...

Методическая разработка iconПояснительная записка Методическая разработка по теме: «Прием и оформление...
Методическая разработка по теме: «Прием и оформление периодической подписки» подготовлено для обучающихся по специальности «Почтовая...

Методическая разработка iconМетодическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab
Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории

Методическая разработка iconМетодическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab
Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории

Методическая разработка iconМетодическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информационные...
Методическая разработка предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью проведения учебного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск