Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг


Скачать 321.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > Бланки > Методические рекомендации
  1   2   3
Дистанционные материалы стажировки педагогов дошкольного образования по программам: «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках реализации федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования».

Тема: «Психолого-педагогический мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников» (модуль «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов в вариативных моделях дошкольного образования» по программе «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования»).

Количество часов: 6 часов.

Разработчики представленных материалов: тьюторы стажировочной площадки ИПК и ППРО ОГПУ к.пс.н. Л.С. Самсоненко, к.п.н. Л.Ю. Колтырева.

Сроки размещения: апрель 2012 г.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Вашему вниманию предоставлен контент, состоящий из текстовых материалов, ключевых слов, заданий для самостоятельной работы и списка рекомендуемой литературы.

Для освоения темы «Психолого-педагогический мониторинг формирования интегративных качеств дошкольников» Вам необходимо познакомиться с текстовым материалом (согласно представленному плану), поработать с основными понятиями темы, выполнить задание для самостоятельной работы (опираясь на текстовый материал, рекомендованную литературу и интернет-источники) и предоставить в виде текстового файла по адресу: lsamsonenko@yandex.ru или koltureva@rambler.ru.

Текстовые материалы размещены на сайте ИПКиППРО ОГПУ: www. orenipk.ru в рубрике «Проекты», обращаться к странице проекта ФЦПРО «Модернизация муниципальной системы дошкольного образования», п. 2 «Дистанционная сессия стажировки», позиции «Для педагогов дошкольного образования попроблем «Системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации (региональный опыт)».

Тема 1: «Психолого-педагогический мониторинг

формирования интегративных качеств дошкольников»
Цель: обеспечение научно-методической готовности стажеров (педагогических работников ДОУ) к организации психолого-педагогического мониторинга формирования интегративных качеств дошкольников в вариативных моделях дошкольного образования.

Ключевые слова: психолого-педагогический мониторинг, методы мониторинга, надежность и объективность методик, интегративные качества, итоговые и промежуточные результаты освоения программы, дошкольный возраст.
План

  1. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинга в ДОУ.

  2. Понятие и сущность мониторинга.

  3. Требования к организации и проведению мониторинга

  4. Методы мониторинга

  5. Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.




  1. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинга в ДОУ

Модернизация муниципальных систем дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития интегративных качеств и универсальных учебных действий.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей дошкольного образования становится обеспечение развития интегративных качеств как основы для универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование интегративных качеств, обеспечивающих детям в дальнейшем успешное развитие умений учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения детьми социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.


  1. Понятие и сущность мониторинга

Мониторинг – многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития [1].

Для понимания сущности мониторинга, рассмотрим соотношение с другим видом деятельности: мониторинг – диагностика. Сравнение мониторинга и диагностики представляет особый интерес. Для начала вспомним, что понятие «психологическая диагностика» имеет, как минимум, два различных толкования.

Толкование первое: это деятельность по выявлению и изучению индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Если так, то нам необходимо сравнить между собой два разных вида деятельности. Сближает их то, что оба они родом из исследовательской деятельности. Но на генетическом родстве сходство, пожалуй, и заканчивается.

Диагностика ориентирована преимущественно на констатацию, выявление актуальных характеристик. В ряде случаев есть возможность сравнить актуальные характеристики с некоторым эталоном (нормой развития, например), то есть, по сути, поставить психологический диагноз. Мониторинг же ориентирован на прогноз и обеспечение функции управления ситуацией и процессом. Существуют и другие важные различия этих видов деятельности.

В диагностическом исследовании цели формулируются самим специалистом на основе проведенного им анализа существующих проблем и их психологической «подоплеки». Цели мониторинга всегда лежат вне деятельности педагога и психолога. Второе. Результаты диагностики – это рекомендации и выводы, которые адресуются другим специалистам и на которые опирается сам при выстраивании практической работы по решению проблем. Они непосредственно вытекают из тех данных, которые были получены в процессе исследования тестирование опроса и др. Результаты мониторинга проходят ряд фильтров, прежде чем они лягут на стол заказчика. Сначала первичный анализ, который проводят педагог и психолог, далее – обсуждение данных с экспертами, специалистами в той или иной области, и лишь затем предоставление результатов заказчику. Выводы и управленческие решения осуществляет сам заказчик. То есть данные мониторинга добываются психологом, но принадлежат не ему и свою окончательную «обработку» проходят уже в кабинете управленца.

Можно привести пример диагностической деятельности, которая, с одной стороны, ближе всего к мониторингу, а с другой стороны, иллюстрирует все описанные различия. Это психологический скрининг. Скрининг – это особым образом выстроенная экспресс-диагностика. Она позволяет из всей группы обследованных выделить воспитанников, испытывающих различные психологические трудности в решении задач образования и развития. Скрининг не отвечает нам на вопрос, в чем причина этих трудностей (это задача последующих диагностических этапов), но он позволяет: а) обнаруживать проблемы здесь и сейчас; б) фиксировать динамику развития детей по определенным значимым показателям; в) проводить сравнительный анализ.

Скрининг не является мониторингом. По задачам он ориентирован на деятельность самого педагога-психолога, обеспечивает его информацией для организации развивающей, коррекционной, консультативной и иных видов деятельности. А вот другим специалистам результаты скрининга, как правило, ясности не добавляют. Это вполне объяснимо: результаты скрининга сформулированы на профессиональном языке педагога-психолога и ему самому и предназначены.

Толкование второе: психологическая диагностика – совокупность специальных процедур, позволяющих выявлять и измерять те или иные психологические свойства и состояния человека. То есть существуют различные методы и конкретные приемы психологического диагностирования. Собственно, большинство психологических мониторингов и представляют собой большие и малые исследования, построенные на основе батарей психологических опросников и тестов.

Мы ставим знак равенства между мониторингом и диагностикой, потому что используем приемы психологического диагностирования для сбора информации. Давайте рассмотрим ситуацию повнимательнее. Во-первых, в любом случае диагностика получается подчиненной мониторингу, как любые средства подчинены цели. Мы можем использовать процедуры психологической диагностики. Другой вопрос: целесообразно ли это? Мы сталкиваемся с большими сложностями, применяя сложившиеся психологические методики в таком качестве. Иногда удается эти сложности разрешить, подобрав или (чаше) модифицировав имеющиеся инструменты. Так мы поступаем в тех случаях, когда предметом мониторинга является психологическое развитие (например, скрининг может при необходимости превратиться в мониторинг).

Рассмотрим причины ограниченного применения психологической диагностики в процессе мониторинга.

Имеющиеся средства диагностики были разработаны для других целей.

Все известные нам психодиагностические процедуры созданы под конкретные задачи. Задачи эти преимущественно носили либо исследовательский, либо клинический характер. Это значит, что ученый создал психологическую концепцию, объясняющую нечто в устройстве психики, человеческих отношений и прочее, а затем придумал методический прием, позволяющий это свойство выявлять, изучать или даже изменять. Так появились методы исследования локуса контроля, мотивации достижения, Я-концепции, тревожности, личностных черт и др. Такую методику в данном случае мы и называем исследовательской по своему происхождению.

Природа клинической методики иная. Специалист, работающий с психическими нарушениями, постепенно нарабатывает представления о том, какими специфическими особенностями поведения, деятельности, восприятия сопровождаются эти состояния. Затем он создает прием, позволяющий эти специфические свойства выявлять и определяться с диагнозом. В системе образования вряд ли будут востребованы мониторинга, отслеживающие клинические проявления. И тем более мы не можем экстраполировать результаты клинических методик на описание состояния нормально развивающихся детей.

Преувеличение значения тестирования в диагностических измерениях.

Многие диагностические процедуры в психологии построены по законам тестологии: на каждый показатель «работает» значительное число вопросов или суждений; ответы переводятся в численные значения, числа суммируются, и уже итоговой сумме дается качественная интерпретация. Мы ползаем характеристику человека с точки зрения его общительности, критичности мышления устремлений и так далее. Это крайне затрудняет использование подобного инструмента в мониторинге, для которого важно простое и понятное соотношение «один показатель» — «одно измерение».

Высокая доля в диагностическом результате биологических и социальных факторов.

Предметом изучения часто являются сложные процессы и состояния, в которых переплетаются генетика, личная история жизни ребенка и педагогические влияния. Расплести узлы и определить, что явилось результатом нашей целенаправленной работы, а что «выросло» само, чаще всего невозможно. И, следовательно, нельзя поставить проектировочную задачу. В мониторинге важно отслеживать то, за что мы отвечаем. И чаще всего разработчик мониторинга самостоятельно создает для этого измерительный инструмент.

Подводя итог, можно сказать следующее. Мониторинг – самостоятельный вид профессиональной деятельности, в чем-то созвучный с другими, более привычными и отработанными – исследованием, измерением, экспертизой, диагностикой. Эти созвучия хотя помогают увидеть родство мониторинга с другими видами деятельности.
3. Требования к организации и проведению мониторинга

Психолого-педагогический мониторинг должен отвечать целому ряду требований:

  • Планирование – включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать всё многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план описания всего мониторинга и т.д.

  • Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническими инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую рабочую обстановку.

  • Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

  • Инструкция составляется ещё на стадии планирования работы. Инструкция должна быть чёткой, краткой и однозначной.

  • Протокол должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

  • Обработка результатов исследования – это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

При соблюдении обозначенных требований необходимо учитывать:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

3) экспертная оценка продуктов деятельности детей; при этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

4) многократность и многоэтапность обследования;

5) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту;

6) преимущественная опора на методы психодиагностики, оценивающие реальное поведение ребенка в реальной ситуации, – анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа.
4. Методы мониторинга

К методам мониторинга необходимо отнести:

  • Наблюдение

  • Беседа

  • Изучение продуктов деятельности

  • Тестирование

  • Анкетирование


4.1 Наблюдение

Наблюдение – метод сбора фактов через восприятие внешнего поведения с целью последующего анализа.

Выделяют следующие формы записи педагогических наблюдений.

Регистрация эпизодов

Эпизоды – это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что случилось, когда и где, что послужило толчком, каковы реакции ребёнка, чем закончилось действие. Эти зарисовки могут включать цитирование слов, сказанных ребёнком, описание окружающей обстановки, особенностей поведения.

Описание эпизодов должно быть кратким, подробным, не оценочным. Обязательно должна быть маркировка – кто сделал запись, когда. Описание эпизодов может быть единичным и серийным. Это зависит от ситуации – если наблюдение было спонтанным – эпизод может быть единичным.

Повествовательные или дневниковые заметки

Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня. Например «Игра в прятки сегодня не удалась. Дети были усталыми и быстро потеряли к ней интерес. Гораздо больше детям понравилась прогулка к пруду, они жаждут увидеть, как из икры вылупятся лягушата; Миша сегодня проявил особенный интерес к текущей воде: пользуясь увеличительным стеклом, он разглядывал воду, пытаясь разобраться, что находится на дне пруда. Он не хотел возвращаться в детский сад, и мне пришлось трижды напоминать о том, что время прогулки подходит к концу».
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconВведение 3-9
Система психолого-педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconМдобу «детский сад №38 «солнышко» комбинированного вида»
Аналитическая записка «результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы»

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconПояснительная записка Проектирование образовательной работы с детьми...
Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного...

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconМб доу «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением...
Аналитическая записка «результаты мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы»

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной...
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов...

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconРазработка и апробация технологии достижения планируемых результатов...
Концептуальные и научно-методические основы разработки технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального...

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconПояснительная записка 5 2 Структура планируемых результатов 8 2 Личностные...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 82

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconПроект как форма оценивания достижения планируемых результатов освоения ооп ноо
Переговорная площадка «Формы оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо»

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг iconПояснительная записка 4 стр. Система оценки достижения планируемых...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Актуальность проблемы организации психолого-педагогического мониторинг icon11 2 Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ 14
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск