Скачать 1.12 Mb.
|
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА «РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ» (МДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №38 «СОЛНЫШКО» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. ОРСКА) (http://www.orenipk.ru/proekt/proekt_13/proekt13-38d.htm) Опыт организации и проведения процедуры мониторинга достижения детьми планируемых результатов составлен тьютором стажировочной площадки ИПКиППРО ОГПУ к.п.н. Л.Ю. Колтыревой по материалам Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 38 г. Орска, старшего воспитателя Е.В. Кондраковой, педагога-психолога И.В. Ермолаевой; учителя-логопеда Г.П. Филиппенко. УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Вашему вниманию предоставлен опыт организации и проведения процедуры мониторинга достижения детьми планируемых результатов, обобщенный в рамках федерального проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» («Системные обновления дошкольного образования в условиях модернизации», модуль 3, темы 3.1., 3.2., 3.3; «Актуальные проблемы организации деятельности методических объединений педагогов дошкольного образования в условиях модернизации муниципальных систем дошкольного образования», модуль 4, тема 4.1). Предлагаемый для рассмотрения опыт организации и проведения процедуры мониторинга достижения детьми планируемых результатов отражает оценку динамики достижений детей. Опыт включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Для присвоения опыта Вам необходимо ознакомиться с текстовым материалом (согласно представленному плану). План. 1. Особенности организации и проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. 2. Специфика оценки интегративных качеств на основе низкоформализованных методов. 3. Организационные аспекты оценки интегративных качеств с использованием высокоформализованных методов. 4. Интерпретация результатов оценки достижения детьми планируемых результатов ООП 5. Рекомендации по итогам проведения мониторинга. 1. Особенности организации и проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы. Цель мониторинга заключается в определении степени освоения ребенком образовательной программы и влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Были выделены задачи мониторинга: 1. изучить физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка 2. определить уровень развития познавательных способностей: перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей; 3. выявить уровень развития коммуникативных способностей: способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме, способность построения высказывания ребенка. Изучить особенности межличностных отношений внутри группы. 4. выявить уровень развития регуляторных способностей: способность эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, умения действовать, планировать сложные действия, распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности. Мониторинг включал в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Субъекты мониторинга. Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед. Функциональные обязанности субъектов мониторинга представлены в Положении о мониторинге ДОУ. Процедура проведения мониторинга включает в себя два этапа. 1 этап. Психолого-педагогический мониторинг проводится специалистами в ходе совместного обсуждения результатов, полученных путем использования низкоформализованных методов: беседы, наблюдения за поведением и деятельностью ребенка, анализ продуктов детской деятельности и т.д. Полученные данные фиксируются в карте развития ребенка. 2 этап. В случае определения детей, характеризующиеся низкими показателями развития интегративных качеств и/или отдельных компонентов, проводится психолого-педагогическое обследование с помощью высоко формализованных методов: тесты (рисуночные), пробы, аппаратурные методы для выявления возможных причин трудностей в освоении Программы. Сбор развернутой информации и разработка индивидуального маршрута в образовательном процессе, определение стратегии развития ребенка на основе взаимодействия субъектов образовательного процесса определяет цель, задачи и деятельность психолого-педагогического консилиума дошкольного учреждения. Структура мониторинговых исследований развития интегративных качеств представлена в таблице 1. Таблица 1 Структура мониторингового исследования интегративных качеств
По результатам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы планируется и реализуется коррекционно-развивающий процесс, предполагающий организацию комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза, а с другой – разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-логопеда, старшей медсестры и других специалистов данного учреждения Значимая роль в процессе проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов отводится логопедическому обследованию. Принципы логопедического обследования Принцип всесторонности и комплексности предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи, но и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей, социального окружения. Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую. Онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе. Логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности, реализация которого предполагает учет системной организации речи и языка как средства общения. Системный анализ речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении. Еще одним важным принципом логопедического обследования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике. Алгоритм мониторинговой логопедической работы предполагает реализацию трех этапов работы: Первый этап. Диагностико-организационный (входная диагностика в первые две недели сентября). Содержание: стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты ДОУ, а также медицинские работники; обмен диагностической информацией всех специалистов ДОУ; обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения, составление индивидуальных маршрутов; формирование информационной и мотивационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно-развивающей работы с детьми. Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей. Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы. Результат 1-го этапа – проектирование коррекционно-образовательной работы (перспективное и календарное планирование и составление карт индивидуального развития). Второй этап. Основной: оперативно-прогностический (рубежная диагностика в январе). Содержание: решение задач, заложенных в реализуемых программах; мониторинг динамики познавательно-речевого развития; Назначение этого этапа мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные диагностики позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. Результат 2-го этапа – определение позитивного эффекта в устранении отклонений в речевом развитии детей. Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический (итоговая диагностика по результатам работы в учебном году – проводится в мае). С Содержание: Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии. Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы (отмечается характер динамики и уровень достижений детей). Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования, которое позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим. Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год. Результатом 3-го этапа является решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе) Преимущество данной системы мониторинга в том, что предполагается комплексное изучение ребенка всеми специалистами и коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности. |
... | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Аленушка» р п. Приютово муниципального... | ||
... | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №59 «Колокольчик» функционирует с... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №46 комбинированного вида (мдоу д/с №46) | Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида | ||
Ни одна из сторон не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на... | Мадоу «Детский сад №9»-«Детский сад №14» по созданию и развитию Службы ранней помощи. – Первоуральск: Муниципальное автономное дошкольное... | ||
Анализ работы гбдоу детский сад №92 комбинированного вида Центрального района | «Назначение и выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |