МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГИМНАЗИЯ №1"
Г.ПЕЧОРА
Рассмотрено и принято
на Педагогическом совете
МОУ «Гимназия №1»
«____»__________20____г.
Протокол №_____
| Утверждаю
Директор МОУ «Гимназия №1»
_______________С.В. Зорькина
Приказ от «___» ________20__г.
№_______(01-12)
|
Положение
о портфолио учащегося «Мой портфолио» в 1-4 классах
1. Общие положения
1.1.Настоящее Положение разработано в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.
1.2.Положение определяет структуру и примерное содержание Портфолио достижений ученика начальной школы.
1.3.Технология Портфолио внедряется с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в гимназии, личностного и профессионального самоопределения учащихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.) и продуктов различных видов деятельности: как учебной (диагностические работы, оценочные листы, исследовательские, проектные работы, рефераты и т.д.), так и внеурочной (творческие работы, презентации, фотоматериалы), отражающий индивидуальные образовательные достижения и отслеживающий личностный рост младшего школьника, динамику его продвижения в учебной и других видах деятельности. Портфолио также содержит материал из внешних источников (отзывы учителей, родителей, педагогов дополнительного образования и т.д.), дающий дополнительную оценку уровня обученности и развития учащихся на каждом этапе обучения.
1.5. Портфолио на уровне начального общего образования направлено на развитие первичных навыков самооценки учащихся, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с ребенком и учителями, способствующее достижению положительных образовательных результатов.
2. Цели и задачи ведения Портфолио учащихся:
Цель Портфолио: отслеживание и оценивание динамики индивидуального развития и личностного роста учащегося в широком образовательном контексте; поддержка его образовательной и творческой активности и самостоятельности.
Задачи:
Изучение интересов, склонностей, способностей учащихся;
Развитие навыков рефлексии, формирование умений анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
Максимальное раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ребенка;
Формирование установки на учебную, познавательную активность;
Развитие учебной мотивации;
Формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации к творческому росту;
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию; формирование адекватной самооценки учащихся
Формирование ценностного отношения к процессу участия в учебной деятельности или творческой работе, а не к его результату.
Содействие успешной социализации учащихся.
3. Организация и содержание
Портфолио учащегося начальной школы состоит из двух составных частей:
1) Брошюра-тетрадь «Портфолио учащегося начальной школы» (автор Т.Л.Мишакина);
2) Папка «Портфолио достижений».
Первая часть (Брошюра-тетрадь) имеет следующие разделы:
Наблюдения в 1(2,3,4) классе;
Лист моих взаимодействий в 1(2,3,4,) классе;
Мои общеучебные умения по предметам;
Лист моих достижений в начальной школе.
Вторая часть (Папка «Портфолио достижений») имеет следующие разделы:
3.1. РАЗДЕЛ "Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
Итоговые отметки по предметам базисного учебного плана
Контрольные, диагностические работы, мониторинги
Сведения об участии в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, исследовательских проектах, интеллектуально-познавательных конкурсах, в проектной деятельности
3.2. РАЗДЕЛ «Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
Сведения об участии в самоуправлении класса; сведения об участии в делах класса и гимназии (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)
Сведения об участии в гимназических, районных, областных и всероссийских конкурсах различного направления (интеллектуально-познавательное, творческое, спортивное и т.д.) и проектной деятельности, в том числе участие в интернет-проектах.
3.3. РАЗДЕЛ «Мои грамоты»
Раздел содержит конкретные документы, подтверждающие достижения учащегося в учебной или внеурочной деятельности.
Похвальные листы и грамоты
Грамоты, дипломы, сертификаты
Благодарственные письма
Свидетельства
3.4. РАЗДЕЛ «Творческая мастерская»
В этом разделе помещаются творческие работы учащиеся: рисунки, стихи, проекты, исследовательские работы. Если выполнена объемная работа (поделка, большой формат бумаги и т.д., большой объем работы), помещается ее фотография или диск с соответствующим материалом. В разделе могут размещаться фотографии, отражающие участие ребенка в различных видах творческой, спортивной, социальной деятельности.
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, дается информация об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось, результат участия. Для больших работ (например, рисунки, плакаты) ученик может использовать папку-накопитель.
3.5.РАЗДЕЛ "Мир моих увлечений"
Раздел содержит информацию об увлечениях ребенка в свободное от уроков время: хобби, занятость в дополнительном образовании, фотографии, отражающие его увлечения и т.д. (Приложение1).
4. Права и обязанности.
Участники работы над Портфолио и распределение обязанностей между ними.
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация гимназии. Одним из основных условий составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
Обязанности учащегося:
Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в гимназии структурой.
Аккуратно (еженедельно, ежемесячно) в соответствии с обозначенными временными периодами ведет в Портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.
Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления Портфолио), отражающие его индивидуальность.
Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)
Обязанности родителей:
Помогают ребенку в оформлении Портфолио в соответствии с принятой структурой
Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов Портфолио.
Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Участвуют в заполнении соответствующих разделов Портфолио;
Несут ответственность за информацию, размещаемую в Портфолио.
Обязанности классного руководителя:
Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.
Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио: учащимися-родителями-учителями-предметниками-педагогами дополнительного образования-администрацией, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.
Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.
Заполняет соответствующие разделы Портфолио, несёт ответственность за достоверность информации, представленной им в Портфолио.
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям, предметно-направленным конкурсам.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Проводят экспертизу представленных работ по предмету и предметно-направленным конкурсам и пишут рецензии, отзывы на них.
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.
Педагоги дополнительного образования и другие педагоги гимназии, осуществляющие воспитательную работу с младшими школьниками, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Портфолио.
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности администрации:
Директор утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности.
Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы гимназии в рамках ФГОС.
Заместители директора по УВР, ВР осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио
5.Титульный лист Портфолио
Титульный лист Папки «Мой Портфолио» содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс).
МОУ «Гимназия №1»
ПОРТФОЛИО ДОСТИЖЕНИЙ
учащегося гимназии
(Ф.И. полностью)
Класс___, ___,
Классный
руководитель: ФИО (полность)
6. Оформление Портфолио
При оформлении Портфолио необходимо соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и разборчиво, желательно пастой одного цвета (в пределах одного бланка или листа, таблицы);
Предоставлять достоверную информацию;
Располагать материалы в Портфолио в соответствии с принятой в гимназии структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения.
Приложение
Критерии оценки Портфолио РАЗДЕЛ 1.
"Мои достижения в учебной, интеллектуально-познавательной и научно-исследовательской деятельности"
Показатель
| Индикатор
| Балл
| Итоговые отметки по предметам базисного плана
| Средний балл отметок на период оценивания (за учебный год); или по четвертям с выведением среднего балла для участия в конкурсе «Ученик года»), умноженный на 10
|
| Контрольные, диагностические, мониторинговые работы
| Средний балл итоговых отметок за контрольные, диагностические, мониторинговые работы, умноженный на 10
|
| Участие (При наличии документа об участии)
|
| уровень
|
| Предметные олимпиады, научно-практические конференции, исследовательские проекты, интеллектуально-познавательные конкурсы, проектная деятельность
| гимназия
| район
| область
| всеросс
| международ
|
| 5б
| 6б
| 7б
| 8б
| 9б
|
| Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам» и подобные
| 6 баллов
|
|
РАЗДЕЛ 2.
«Мои достижения в общественной, творческой и спортивной деятельности»
Показатель
| Индикатор
| Балл
| Общественная деятельность:
Сведения об участии в самоуправлении класса
| Уровень активности и качество выполнения поручений
|
| Высокая активность учащегося с учетом качества выполнения поручений
(согласно отзыву педагога)
| Средняя активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)
| Низкая активность с учетом качества выполнения поручений (согласно отзыву педагога)
|
| 5б
В-5
Х-3
Н-1
| 3б
В-5
Х-3
Н-1
| 1б
В-5
Х-3
Н-1
|
|
| Уровень активности участия
|
|
| Высокий
| Средний,
| низкий
|
| Сведения об участии в делах класса и гимназии (конкурсы, КТД, акции, праздники, социальные акции и т.д.)
| 10б
| 6б
| 2б
|
|
Показатель
| Индикатор
| Балл
| Участие (При наличии документа об участии)
|
| уровень
|
| Творческие и спортивные конкурсы, мероприятия, творческие проекты, интернет-проекты
| гимназия
| район
| область
| всеросс
| международ
|
| 2б
| 3б
| 4б
| 5б
| 6б
|
|
РАЗДЕЛ 3
«Мои грамоты»
Индикатор
| Показатели, уровни
| Уровень/место
| всероссийский
| областной
| районный
| гимназический
| Олимпиады
| Победитель
| 25
| 20
| 15
|
| призер
| 20
| 15
| 10
|
| Другие направления (творческое, интеллектуальное, спортивное и т.д.), в том числе НПК, Этические чтения
| 1 место
| 10
| 9
| 8
| 7
| 2 место
| 9
| 8
| 7
| 6
| 3 место
| 8
| 7
| 6
| 5
| Интернет – проект (личное участие или в составе команды)
| 1 место
| 10
| 9
| 8
|
| 2 место
| 9
| 8
| 7
|
| 3 место
| 8
| 7
| 6
|
| Сетификаты участника «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Через тернии к звездам» и подобные
| 1 место в школе +5 баллов
2 место в школе+4 балла
3 место в школе+3 балла
| Похвальный лист и похвальная грамота
| Похвальный лист
По окончании года
| 15
| Похвальная грамота по окончании года
| 10
| Грамоты, благодарственные письма за особые заслуги, успехи
| Грамота или благодарственное письмо по окончании года
( активное участие в жизни класса)
| 10
| Грамота или благодарственное письмо по итогам года
( активное участие в жизни гимназии)
| 15
| Благодарственное письмо администрации ОУ за особые успехи в какой-либо деятельности
| 10
| Благодарственное письмо администрации УО, администрации ММР за особые успехи в какой-либо деятельность
| 15
|
РАЗДЕЛ 4.
«Творческая мастерская»
Показатели
| Индикаторы
| Разнообразие представленных работ, отражающих различные направления деятельности учащегося (оценивается в целом)
| Уровень мастерства, качества выполненных работ (Оценивается в целом)
| Представленные работы (или фото c изображением работ)
| 0-10б
| 5-10б
| Фото, отражающие участие ребенка в различных видах спортивной, творческой, социальной деятельности)
| 0-6
|
|
РАЗДЕЛ 5.
«Мир моих увлечений»
Показатель
| Индикатор
| Показатель
| Индикатор
|
| Занятость учащегося в свободное время, увлечения, хобби, интересы), которые направлены на формирование позитивных личностных качеств
| Наличие увлечений, их роль в формировании позитивных личностных качеств
| Занятость в системе дополнительного образования
| Наличие занятости в системе дополнительного образования, результативность (согласно отзывам педагогов дополнительного образования и /или наличие подтверждающих документов)
|
| 0-6б
| 0-10б
|
| |