Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования


Скачать 285.17 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования
страница1/3
ТипМетодические рекомендации
filling-form.ru > бланк резюме > Методические рекомендации
  1   2   3
МБДОУ ЦРР №23 «Родничок»
Методические рекомендации

Для воспитателей

«Технология портфолио».
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО» В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще всего речь идет о портфолио ученика, реже — о мето­дическом портфолио. Что же такое портфолио? Возможно ли его использование в дошкольном учреждении?

Существуют различные подходы к определению понятия «портфо­лио» (Т.Г. Новикова, А.С, Прутченков, И.Ю. Гайтукаева, И.Г. Юдина, Г.К. Селевко, В.К. Загвоздкин и др.).

Несмотря на различие в обосновании понятия, все исследователи сходятся во мнении, что портфолио в первую очередь — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Основной смысл портфолио, по мнению Т.Г. Новиковой, — «пока­зать все, на что ты способен».

Таким образом, смещается акцент с того, что автор портфолио не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет; происходит инте­грация количественной и качественной оценок, и, самое глав­ное, происходит перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку. Преимуществом технологии «Портфолио» также является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. И вместе с тем это форма непоерывной оценки, способ совершенствования образова­тельного процесса.

Функции технологии

1. Диагностическая функция — фиксируются изменения и рост за определенный период времени.

2. Функция целеполагания — создание портфолио поддерживает образовательные цели, поставленные автором задачи.

3. Мотивационная функция — поощряет детей, педагогов и роди­телей к взаимодействию и достижению положительных результа­тов.

4. Содержательная функция — материалы портфолио раскрывают весь спектр выполняемых работ.

5. Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса воспи­тания, обучения и развития от года к году.

6. Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио могут быть служебными, профессиональными, дело­выми и представляться как в текстовом формате, так и в электрон­ном виде.

Классификация моделей

1. По принадлежности (авторству) — портфолио как показатель достижений:

портфолио дошкольника;

портфолио педагога;

портфолио дошкольного учреждения;

портфолио семьи;

портфолио коллектива (педагогического, творческого, детского).

2. По направленности:

портфолио-собственность — сбор материала для себя;

портфолио-отчет — сбор материала по запросу, заявке, в соот­ветствии с планом исследования, работы.

3. По целеполаганию — портфолио как отражение поставленных задач:

портфолио достижений — отражает результаты работы по кон­кретному направлению деятельности;

аттестационный — отражает достижения в межаттестацион­ный период педагога, ДОУ;

накопительный - содержит информацию о результатах соб­ственной деятельности педагога, ребенка, ДОУ, об опыте коллег, материалы периодической печати и др. для ее дальнейшей обработ­ки и систематизации;

тематический — отражает опыт деятельности педагога (ДОУ, коллектива) в рамках определенной темы;

проблемныйпредполагает сбор информации по вопросам, являющимся наиболее актуальными для педагога (ДОУ), отражает цели, процесс и результат решения поставленной проблемы;

оценочно-диагностический — учитывает результаты, достигну­тые за определенный период времени, с целью прогнозирования дальнейшей деятельности;

конкурсный — определяет рейтинг деятельности педаго-га (ДОУ);

рефлексивный — демонстрирует анализ особенностей работы с различными источниками информации: ощущений, размышле­ний, впечатлений.

4. По времени создания:

краткосрочный;

среднесрочный;

долгосрочный.

Время работы над портфолио определяется автором исходя из задач, интересов и необходимости.

5. По оформлению:

печатный вариант — в виде папок, картотек, портфелей;

электронное портфолио (Power Point, Word, web-сайт и др.);

раскраска.

Портфолио — это результат деятельности автора, поэтому ему предоставляется полная свобода и приветствуется инициатива при единственном требовании — удобство хранения.

6. По содержанию:

портфолио документов — сертифицированные (документиро­ванные) индивидуальные достижения;

портфолио работсобрание различных творческих и про­ектных работ автора, а также описание основных форм и направ­лений его образовательной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, раз­личного рода практик, спортивных и художественных достиже­ний и др.;

портфолио отзывов — характеристики отношения автора к различным видам деятельности, представленные педагога­ми, родителями, возможно, коллегами, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный ана­лиз самого автора своей конкретной деятельности и ее резуль­татов.

В портфолио могут присутствовать разделы: документов, работ, отзывов в количестве от 1 до 3 в различных сочетаниях.

Приведем пример возможного использования различных моделей портфолио разными категориями авторов и коллекти­вов:

классификация

портфолио

дошкольника

педагога

ДОУ

семьи

коллектива

По направленности
















собственность

+

+

+

+

+

отчет




+

+

+

+

По целеполаганию
















достижений

+

+

+

+

+

аттестационный (аккредитацйионный)

+

+

+

+

+

накопительный

+

+

+

+

+

тематический

+

+

+

+

+

проблемный

+

+

+

+

+

оценочно-диагностический




+

+




+

конкурсный




+

+




+

рефлексивный




+










По времени создания
















краткосрочный

+

+

+

+

+

среднесрочный

+

+

+

+

+

долгосрочный

+

+

+

+

+

По оформлению
















печатный

+

+

+

+

+

электронный вариант

+

+

+

+

+

раскраска

+













По содержанию
















документы

+

+

+

+

+

работы




+

+

+

+

отзывы




+

+

+

+

комплекс материалов




+

+




+

Каков бы ни был вид портфолио, он представляет собой набор мате­риалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделами, внутри которых выделяют рубри­ки. Количество разделов и рубрик, а таюке их тематика могут быть различными и определяются в каждом отдельном случае. Структура портфолио выстраивается в соответствии с целью и видом.

Структура

1. Портрет.

Раздел, раскрывающий личность. В него собираются фотографии, свидетельства, характеризующие любимые занятия, интересы

2. Коллектор.

Раздел содержит информацию, накопленную в соответствии с целью портфолио, в нем собран необходимый материал, разработанный педагогами, коллегами, исследователями. Здесь могут находиться словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий, информации, иллюстрации и т.д. — одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности автора портфолио. Коллектор — это своего рода «копилка» материалов и информации, часть которых будет использована в работе по изучаемой теме, а часть перейдет в портфолио по другим темам.

3. Рабочие материалы.

Раздел включает информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие работы и т.д. То есть данный раздел представляет собой «копилку» различного рода работ, выполненных автором портфолио.

4. Достижения.

Раздел содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в развитии (профессиональном, личностном). Это могут быть наиболее успешно выполненные задания, отзывы педагогов, детей, родителей об удачных мероприятиях, работы, получившие высокую оценку и самооценку, свидетельства об окончании различных курсов, сертификаты и т.д. Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором автор поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые помо­гают систематизировать материал и формируют структуру раз­дела. Рубрики могут быть обязательными и необязательными. Обязательные рубрики — это тот материал, который является самым важным для данного портфолио. Обязательные рубрики должны быть закреплены в «Положении о портфолио». Необязательные, свободно выбираемые автором рубрики позволяют индивидуализи­ровать содержание, структуру, объем и оформление портфолио.

Количество обязательных рубрик должно быть ограничен­ным — необходимым и достаточным для отражения особенностей

вида портфолио. Количество выбираемых рубрик оговаривается для каждого вида отдельно.

Содержание рубрики определяется ее названием, объем — назна­чением материала, который в нее включается, структура и оформле­ние — индивидуальными особенностями автора.

Предлагаем вашему вниманию универсальную схему содержания разделов, которую можно использовать при разработке портфолио в дошкольном учреждении.

Варианты разделов портфолио

Разделы портфолио

Особенности раздела

Примерное содержание

Портрет

Материалы, представляющие автора

«Резюме» - представление себя. «Неотправленные письма» - неопубликован­ные размышления на тему

Коллектор

Материалы, собранные автором по теме портфолио

«Теоретический монолог» - основные теоретические положения по теме портфолио; «Законы, принципы, правила» - теоретические основы рассматриваемого материала; «Мудрость великих» - высказывания великих людей по заявленной проблеме, теме; «Голоса» - материалы из электронных версий журналов, книг,

«Полезные ссылки» - каталог ссылок на интернет-ресурсы по проблеме с краткой аннотацией каждого сайта; «Что бы это значило?» - понятийно-терминологический словарь; «Статистические данные» - информация в цифрах и фактах;

«Творчество коллег» - интересные работы педагогов, родителей; «Мой помощник - компьютер» -компьютерные программы; «Искусство» - образцы изобразительного творчества; Библиография

Рабочие материалы

Материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио

«Самостоятельные работы» - собрание текущих самостоятельных работ, эссе на разные темы, проекты; «Графический организатор» - планы,

алгоритмы и модели выполнения заданий;

«Вопросы, оставшиеся без ответов» -

вопросы, ответы на которые автор не получил

в ходе работы над портфолио;

«Где и когда я смогу использовать...» -

практическое применение полученных знаний;

«Банк идей» - идеи, даже самые

безрассудные;

«Что будет, если...» - банк гипотез;

«Диверсант» - аргументы и контраргументы

на заданную тему;

«Девиз...»;

«Эмблема...»;

«Реклама...»;

творческие работы;

«Темы для исследования» - возможные темы

дальнейшей работы;

результаты проверочных работ, тестов;

«Курьезы, анекдоты, детские высказывания»;

«Параллельные миры» - внутри-

и межпредметные связи;

«Мои проекты» - проекты (паспорта проектов),

исследовательские работы;

макеты, модели (краткое описание, фото,

приемы работы);

аудио- и видеоматериалы;

фотографии;

схемы, таблицы, графики, диаграммы;

анкеты и результаты их обработки;

интервью;

вопросы, возникающие в ходе работы;

дневники наблюдений;

самооценка работ;

постановка и обоснование целей

деятельности;

краткие записи докладов, выступлений

по теме портфолио;

описание экспериментов

Достижения

Материалы, которые демонстрируют прогресс автора

1. «Стимулы успеха» - что в ходе работы помогало прогрессу, резюме, подготовленное автором, с оценкой собственных достижений.

2. «Мои открытия» - информация, которая удивила, закономерности, которые установили самостоятельно.

3. «Размышления о занятии» - рефлексивный анализ занятий:

- эссе автора, посвященное выбору направления дальнейшего развития;

- заключение о качестве выполненной работы;

- рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

- отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

- самооценка портфолио самим автором;

- оценка лортфолио рецензентом;

- грамоты, сертификаты, справки об определенных достижениях;

- выводы, полученные

в ходе работы;

- план защиты проекта;

- презентация


Таким образом, портфолио — это открытая динамическая система, содержащая определенный набор информации, которая регулярно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполне­ния разделов и рубрик.

Вид, структуру и содержание портфолио определяет автор, соста­витель портфолио (кроме дошкольников), однако допускаются помощь и консультирование руководителей, педагогов, особенно если речь идет о дошкольнике.
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconТехнология портфолио дошкольника Портфолио
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconМетодические рекомендации для студентов по работе с электронным портфолио....
Формирование «портфолио» – это накопление и сохранение документального подтверждения собственных достижений студента за весь период...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconПортфолио как итоговая аттестация младших школьников
...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconПортфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны, структура портфолио,...
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconМетодические рекомендации по представлению и защите портфолио Педагогический...
«портфолио педагога» среди педагогов дошкольных образовательных организаций можгинского района

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных...
Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconУльяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников...
Портфолио учащегося: составление и использование: методические рекомендации./ Автор-составитель: Т. Б. Табарданова – Ульяновск: уипк...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconОткрытое образовательное портфолио младшего школьника: особенности и способы работы
Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования iconРекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению...
Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений...

Методические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио». Технология «портфолио» в практике дошкольного образования icon«Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов
Настоящее положение разработано на основе Концепции профильного обучения общего среднего (полного) образования, утвержденной Приказом...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск