Скачать 282.39 Kb.
|
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. К. Д. Бальмонта Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ педагогического совета Директор школы С. М. Беляева протокол № 8 от 29.06.2011 введено в действие приказом №53-2-од от 01.08.2011 Положение о портфолио обучающихся по ФГОС в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 2 им. К. Д. Бальмонта 1.1. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения и определяет порядок формирования и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах. 1.2. Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов ученика, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. 1.3.Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. 1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся. 1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. 2. Цели и задачи составления Портфолио. 2.1.Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. 2.2. Основными задачами составления Портфолио являются: - поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся; - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся; - формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; - учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации; - укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой; - активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования. 2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса: Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени. Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом. Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов. Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ. Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу. Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений. 3. Структура и содержание Портфолио ученика. 3.1. Портфолио достижений ученика формируется из следующихразделов: - титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото ученика (по желанию родителей и ученика); - «Мой портрет» (личные сведения об обучающемся); - «Портфолио работ»; - «Портфолио отзывов»; - «Портфолио достижений, документов»; - «Разные разности» (заполняется ребенком при желании и по его усмотрению). Структура представлена в Приложении 1. 3.2. «Портфолио работ» - включает в себя выборку детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. 3.2.1. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. 3.2.2. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть: - по русскому и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и т.п.; - по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.; - по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и·т.п.; - по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; - по технологии — фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.; - по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п. 3.3. Виды работ, подлежащие обязательному оцениванию (для портфолио):
3.4. Информация о достигаемых обучающимся образовательных результатов должна быть представлена только в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. 3.5. «Портфолио отзывов» включает: - систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог и другие непосредственные участники образовательного процесса; - характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, представителями общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.); - анализ самим школьником своей деятельности. 3.6. В «Портфолио достижений, документов» входят сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.). 3.7. Совокупность этих материалов должна давать достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным аспектам, — об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе. 3.8. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в федеральном государственном образовательном Стандарте. 4. Порядок формирования портфолио 4.1. Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. 4.2. Период составления портфолио – 1-4 года (1-4 классы начальной школы). Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде. 4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей), администрации школы с его содержанием возлагается на классного руководителя. 4.4. Портфолио хранится в классном помещении школы в течение всего времени пребывания ребенка в нем. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка. 4.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители). 4.6. Учащиеся с помощью родителей или их законных представителей: - Осуществляют заполнение разделов Портфолио «Мой портрет» и «Разные разности»; - Оформляют Портфолио в соответствии с утвержденной структурой в папке с файлами; - При оформлении соблюдают систематичность и регулярность ведения Портфолио, достоверность сведений, предоставленных в Порфолио, аккуратность и эстетичность оформления, разборчивость при ведении записей, целостность представленных материалов, наглядность; - Могут презентовать содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете, на общешкольной ученической конференции и т.п. 4.7. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. 4.8. Классный руководитель: - Оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио; - Проводит информационную, консультативную, диагностическую работу с учащимися и их родителями по формированию Портфолио; - Осуществляет посредническую функцию между учащимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио; - Осуществляет контроль за наполняемостью и правильностью заполнения Портфолио; - Обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями; - Оформляет итоговые документы. 4.9. Учителя – предметники, педагоги дополнительного образования: - Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию Портфолио; - Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету; - Разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету; - Проводят экспертизу представленных работ по предмету; - Пишут рецензии, отзывы на учебные работы. 4.9. Администрация школы: - Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио; - Распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; - Создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания; - Осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы образовательного учреждения; - Организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио, как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся; - Осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном учреждении. 5. Презентация Портфолио учащихся начальной школы. 5.1. Учащийся может представлять содержание своего Портфолио на классном собрании, на родительском собрании, на педагогическом совете. 5.2. Презентация Портфолио обучающихся может проходить в форме выставок Портфолио. 5.3. На презентацию учащийся выходит с кратким устным комментарием по содержанию Портфолио. 6. Подведение итогов работы. 6.1. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих Портфолио и Портфолио в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. 6.2. Оценка как отдельных составляющих Портфолио, так и Портфолио в целом ведется на критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и представлению результатов. 6.3. Портфолио сопровождается документами: - состав Портфолио; - критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. 6.4. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Критерии оценки отдельных составляющих Портфолио могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента учащихся. 6.5. В текущей оценочной деятельности и при оценке отдельных составляющих Портфолио целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: - зачет/незачет, т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках задач, построенных на опорном учебном материале; - «хорошо», «отлично» - с оценками, свидетельствующим об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. 6.6. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о: - сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования; - сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; - индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции. 6.7. По результатам оценки портфолио учащихся может проводиться годовой образовательный рейтинг, выявляться обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются. 6.8. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио прилагается. (Приложение 2) Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы. (Приложение 3) Приложение 1. Разделы рабочего Портфолио 1. Страницы раздела «Мой портрет» 1.1.Мой портрет (знакомьтесь: это - я) Напиши о себе (как умеешь): Меня зовут___________________ Я родился ____________________ (число/месяц/год) Я живу в ______________________ Мой адрес________________________ 1.2.Моя семья Нарисуй портрет своей семьи Родословное дерево 1.3. Чем я люблю заниматься 1.4. Я ученик Выкладывается лист диагностики, проведенной учителем на первых уроках в школе Я могу делать… Я хочу научиться в этом году… Я научусь в этом году…
Я читаю… Мой распорядок дня
2. Раздел «Портфолио работ» Материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы. 3. Раздел «Портфолио отзывов» |
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении гимназия №39 Ленинского района | Муниципальном специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Общее образование может быть получено в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Лицей современных технологий управления... | Основаниями для отчисления обучающегося из муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов до получения им общего образования... | ||
Настоящее положение разработано в рамках фгос начального общего образования и определяет порядок формирования и использования портфолио... | Портфолио эффективный мониторинг и современная форма оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе... | ||
В последнее время в педагогической литературе активно обсуждаются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще... | Эксперты, утверждённые приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 30 октября 2013 г. №6501, провели аккредитационную... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |