Опыта


НазваниеОпыта
страница1/6
ТипДокументы
filling-form.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6



Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся посредством использования приемов технологии развития критического мышления в условиях коллективного взаимодействия на уроках английского языка»

Автор опыта: Жолоб Елена Викторовна, учитель английского языка ГБОУ НАО «СШ №4».

Раздел I.

Информация об опыте

1.1. Условия возникновения, становления опыта

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования.

Другим условием возникновения и становления данного опыта является потребность современного общества в образованной личности, умеющей строить диалог со всеми субъектами общего жизненного пространства. Общество предъявляет высокие требования к каждому, в том числе знания не одного, а нескольких иностранных языков. Владение иностранными языками – не только аспект культурного развития человека, но и обязательное условие его успешной деятельности в самых различных областях.

Третьим условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.

Определяющим условием становления опыта является стремление к совершенствованию учебно-воспитательного процесса в ГБОУ НАО «СШ №4» и собственный интерес к обозначенной проблеме. Учебное учреждение, в котором работает учитель, имеет хорошую материально-техническую базу: компьютерные классы, лингафонный кабинет, автоматизированные рабочие места учителя. Всё это позволяет организовать процесс обучения на более высоком, современном уровне. Социальная среда населения города, где расположена школа, достаточно разнообразна. Ее представляют служащие, рабочие, частные предприниматели, студенты. Преобладают семьи с высшим и средним техническим образованием. Школьники имеют разный уровень подготовки. Это обусловлено тем, что некоторые учащиеся школы имеют возможность посещать платные языковые курсы в учреждениях дополнительного образования города.

Началом работы по теме опыта стал анализ диагностики уровня коммуникативной компетенции учащихся. Учителем была выбрана параллель 7-х классов, так как именно у детей данного возраста резко снижается интерес к изучению английского языка. Объектом исследования стала группа учащихся из 7 «Б» класса.

Результаты исследования показали, что из 100% учащихся данной группы высокий и средний уровень по грамматике имеют - 20%, по чтению -35%; по аудированию - 35%, по говорению - 40%.
Полученные результаты работы позволили сделать вывод: уровень лингвистических способностей учащихся недостаточно высокий.

Повышение уровня коммуникативной компетенции возможно только при условии внутренней мотивации школьников к изучению английского языка. Следовательно, необходимо выявить уровень мотивации, для чего была проведена диагностика по методике Т.Д. Дубовицкой (Приложение 1), направленная на выявление уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся по иностранному языку.

Класс

Кол-во учеников

Предмет

Английский язык

баллы

%

7 Б

12

12

60

7 А

14

10

50

Средний балл




11

55


Результаты, полученные в ходе первичной диагностики, выявили проблему. Проанализировав результаты исследования, учитель сделал вывод, что необходимо применение таких форм и видов работы, которые способствовали бы повышению уровня коммуникативной компетенции, а также уровня мотивации у обучающихся к изучению английского языка.
1.2. Актуальность опыта

Иностранные языки в современном мире – это средство общения, сотрудничества и взаимодействия, самореализации, а также познания и самообразования, так как являются инструментом доступа к источникам информации.

Основная задача учителя сегодня - не просто давать знания учащимся, но и учить их самостоятельно добывать знания, логически мыслить, обобщать полученный материал, на основе чего делать выводы, иначе говоря – формировать умение учиться. Основная цель изучения иностранных языков в школе ― формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, что предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, понимании воспринимаемого на слух (аудировании), чтении и письме.

Существующие проблемы в преподавании английского языка связаны прежде всего с разноуровневой мотивацией обучающихся. Одни учащиеся имеют высокий уровень мотивации к изучению английского языка, так как связывают это с будущей профессией, возможностью посещения других стран и получения образования за рубежом. Другие проявляют крайне низкий интерес к изучению английского языка, а порой его совершенное отсутствие, так как в процессе изучения сталкиваются с различными трудностями: низкий уровень речевой активности, недостаточное проявление творческих способностей вследствие невысокого уровня познавательной деятельности, заниженная самооценка учащихся и их низкий показатель социальных проявлений. Возникает вопрос, как развивать коммуникативные умения учащихся с низкой мотивацией в условиях традиционной формы обучения.

Актуальность опыта определяется также следующими противоречиями:

- между реальным умением решать коммуникативные задачи на иностранном языке и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся;

- между нацеленностью традиционного школьного обучения на одинаковые для всех коммуникативные компетенции и потребностью общества в самостоятельном, творчески мыслящем выпускнике.

В связи с этим тема опыта является актуальной, а цель развития коммуникативных навыков учащихся, как основного аспекта в изучении английского языка, – ведущей. Использование технологии развития критического мышления в условиях коллективного взаимодействия позволяет развивать коммуникативные способности обучающихся и повышать эффективность обучающего процесса на уроках английского языка. Этот процесс мы организуем на уроках и во внеурочное время.

В результате учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, приумножают приобретенные ранее знания, что, в свою очередь, развивает стремление к самосовершенствованию.
1.3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей опыта является создание оптимальных условий для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством использования приемов технологии развития критического мышления в условиях коллективного взаимодействия.

1.4. Длительность работы над опытом

Работа над опытом проводится в течение 5 лет и включает в себя три этапа:

1.Формирующий (констатация проблемы и противоречий)

2012-2013 учебный год

  • изучение нормативных документов, статей;

  • ознакомление с опытом работы учителей – предметников;

  • проведение диагностических мероприятий на выявление уровня развития коммуникативных навыков учащихся;

  • накопление материала по теме.


3.Практический

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

  • разработка уроков с применением приемов технологии развития критического мышления в условиях коллективного взаимодействия;

  • создание творческих работ учащихся.


3. Обобщающий

2015-2016 учебный год

  • обобщение опыта на школьном и региональном уровне;

  • оценка результатов.


1.5. Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы учителя по развитию коммуникативных умений в урочной деятельности, которая охватывает

все возрастные группы:

  • начального общего образования (2 - 4 классы);

  • основного общего образования (5 - 8 классы);

  • среднего общего образования (10 - 11 классы).


1.6. Теоретическое обоснование опыта

Методологическую основу опыта составляют технология развития критического мышления в обучении иностранному языку - Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер, Д.Халперн [4] и таксономия педагогических целей Б. Блума [11]. В своей работе учитель также опирается на исследования в области изучения средств и способов обучения иностранному языку таких учёных-педагогов, как Соловова Е.Н.[10], Пассов Е.И. [7], Щукин А.Н.[12].

Изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая формируется во всех видах речевой деятельности – аудировании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их осуществление на практике.

Под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартом/программой пределах. [2].Коммуникативная компетенция, по определению А. Н. Щукина, это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В её основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах. [12]

Коммуникативная компетенция базируется на ряде других компетенций: лингвистической (языковой), речевой, социокультурной, социальной, стратегической, дискурсивной, предметной.

Коммуникация – это целенаправленный процесс, в котором происходит обмен информацией и важно наличие обратной связи для обеспечения результата.

Коммуникативная задача, которая ставится перед собеседниками, является «одним из условий возникновения или успешной реализации речевого акта - акта социально - речевого взаимодействия». [5]

Развитию коммуникативной компетенции способствует правильное использование коллективной или групповой формы работы на уроке, где учащиеся могут работать вместе, распределив ответственности за каждый вид деятельности. По определению известного российского лингвиста Пассова Е.И., группа – это определённое количество учащихся – 3-5 человек, временно объединённых учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания (заданий) и имеющих общую цель и функциональную структуру.[7]

Для успешной работы в группах ученый предлагает подбирать ее состав согласно определённым критериям: уровень обученности, учебные интересы, личный опыт, коммуникабельность, умение выполнять соответствующие задания, работоспособность, эмоциональность. По этим критериям создаются однородные и разнородные группы, в зависимости от задания и цели работы. Состав групп может меняться даже на одном уроке. Если учитель ставит цель помочь слабым учащимся, то он образует разнородные группы, где обеспечит им возможность лучше подготовить задание.[7]

Во время работы в группах обучающиеся могут помогать друг другу, контролировать себя и товарищей. Учителю отводится роль помощника. Он превращается в партнера общения и одновременно в организатора. Для осознания успешности учения и общения важна оценка, взаимооценка и самооценка.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.[9]

В книге «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С. Полат говорит об организации групповых видов познавательной деятельности, которые способствуют формированию необходимых и достаточных навыков и умений самостоятельного мышления.[8]

Р.П. Мильруд акцентирует внимание на развитие межкультурной компетенции у учащихся. Межкультурная компетенция представляет собой единство когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов, среди которых деятельностный, формируется лишь в условиях самостоятельности, постановки цели и планирования стратегических шагов, преодоления препятствий и достижения поставленной задачи через взаимодействие с партнерами.[6]

В процессе работы по исследуемой теме автором изучены основные особенности методов и приемов технологии развития критического мышления. В западной педагогике одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хелл Л., Зиглер Д. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл и ряд других американских и английских ученых. Дайана Халперн предлагала следующее определение «критического мышления» - мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. [11]

Ч. Темпл, К. Мередит и Дж. Стил определили необходимые для педагога условия, выполнение которых будет способствовать развитию у школьников критического мышления: важно предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления, возможность размышлять, способствовать активности учащихся; принимать различные мнения и идеи. Учащиеся при этом должны развивать в себе уверенность и понимание ценности своих мнений и идей; активно участвовать в учебном процессе; с уважением выслушивать различные мнения; быть готовым как формулировать свои суждения, так и воздерживаться от них. [4]

Таксономия педагогических целей Б. Блума является одной из основных методологических систем, применяемых в процессе обучения иностранному языку одаренных детей. Представим эту систему в виде кластера.

Схема 1.Таксономия педагогических целей Б. Блума

применение

анализ



Критический подход

понимание



синтез



оценка

знание


Ключевым звеном является критический подход в процессе обучения. В соответствии с данной технологией процесс развития аудитивных умений можно разделить на следующие стадии:

  1. Стадия вызова.

  2. Стадия осмысления.

  3. Стадия рефлексии.

  4. Стадия применения.

Стадия вызова. В процессе реализации стадии вызова важно давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы; сочетать индивидуальную и групповую работу. Обмен мнениями может способствовать появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будут стимулировать к изучению нового материала.

На стадии осмысления содержания учащиеся:

1) осуществляют контакт с новой информацией; сопоставляют её с уже имеющимися знаниями и опытом;

2) акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения; обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;

3) стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему; готовятся к анализу и обсуждению услышанного.

Стадия рефлексии. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, это интересно и т.д.), что дает возможность обратить анализ в словесную форму, устную или письменную.

В линии УМК К. И. Кауфман, М.А. Кауфман «Happy English.ru» особое внимание отводится развитию умения учиться. Школьники овладевают рациональными приемами изучения иностранного языка и универсальными учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде и т. д.

Таким образом, изучая передовые технологи и знакомясь с опытом работы учителей – исследователей, методистов, психологов, с научными трудами известных ученых в области преподавания иностранных языков, учитель пришёл к выводу, что приемы технологии развития критического мышления в условиях коллективного взаимодействия повышают эффективность уроков английского языка и способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся.
1.7. Новизна опыта

Данный опыт является репродуктивно-поисковым, так как он связан с преобразованием, моделированием и адаптацией к конкретным условиям школы системы методов, приёмов развития критического мышления в условиях коллективного взаимодействия в процессе иноязычного образования.

В процессе работы над проблемой учителем были выявлены пути применения технологии развития критического мышления в условиях коллективного взаимодействия, нацеленных на развитие коммуникативной компетенции учащихся.
1.8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Учебно-методические комплекс авторов К. И. Кауфман, М.А. Кауфман «Happy English.ru» для учащихся 2-11 классов построен на методических принципах коммуникативной направленности всего процесса обучения.

Уровень обучения:

  • начальное общее образовани (2 - 4 классы);

  • основное общее образование (5 - 8 классы);

  • среднее общее образование (10 - 11 классы).


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Опыта iconОпыта
Автор опыта: Дитятева Л. В., социальный педагог мбдоу «Центр развития ребёнка – д/с №48 «Сказка»

Опыта iconТема опыта
...

Опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,...

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского...

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...

Опыта iconТема опыта
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования...

Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Опыта iconОпыта: «Формирование связной речи старших дошкольников с онр посредством мнемотехники»
Автор опыта: Дивисенко Любовь Александровна, учитель-логопед мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»

Опыта iconТема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного...
Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск