Тема опыта


НазваниеТема опыта
страница1/6
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

Лукьянчикова Марина Александровна


Начальная школа

Тема опыта: «Развитие языковой личности младших школьников посредством использования программы «Технология речевого творчества»
Автор опыта: Лукьянчикова Марина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Нарьян-Мара»

Раздел 1

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1 УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Проработав 15 лет учителем начальных классов, автор обратила внимание на то, что дети в своём большинстве испытывают трудности в построении связного высказывания, передачи своих знаний путём устного и письменного ответов.

Социальная среда микрорайона МБОУ СОШ №5 г. Нарьян-Мара недостаточно благоприятная. Составляя социальный паспорт класса, приходится констатировать следующие неутешительные показатели: образование родителей (из расчета на 25 учеников) в основном, неполное среднее. Единицы из них имеют среднее специальное и высшее образование. В 50% семей учащиеся воспитываются одинокими или разведенными родителями. Средний возраст родителей составляет 24,5 лет. 8 семей – многодетные. 15 семей в анкетировании признали себя малообеспеченными. Также, отвечая на вопросы анкеты, родители сообщают о своей занятости на работе, невозможности уделять больше внимания ребенку – ученику, и, тем более, времени на развитие языковой личности ребенка у родителей нет.

Таким образом, перед учителем встала проблема помощи и поддержки учащихся, направленная на развитие языковой личности детей младшего школьного возраста посредством технологии речевого творчества. Прежде всего, необходимо создать такие условия, в которых проявлялись бы способности каждого ребёнка и дети могли полно и ясно высказывать свои суждения, развивать познавательный интерес, повышать уровень владения языком. С этой целью учитель ведёт систематическую работу по развитию устной и письменной речи детей, что позволяет обеспечить преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в среднее звено.

 К тому же, предусмотренная программой УМК «Школа России» работа по развитию связной речи младших школьников должным образом  не реализована в учебниках русского языка и методических пособиях. Поэтому возникла необходимость углубить, разнообразить, дополнить некоторыми видами работу над словом, предложением, текстом, используя программу «Технология речевого творчества».

На 1 этапе во втором классе была проведена диагностика уровня развития связной речи. В диагностике приняли участие 25 обучающихся 2 «б» класса.

Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

Обобщив полученные результаты, учитель определил рейтинг детей по уровням:

1. Низкий уровень - в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые предложения.

2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.

3. Высший уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в речи выразительные слова, словосочетания, отвечая на вопросы целесообразно и ясно.

Проведенная методика выявила следующие результаты: на высоком уровне в классе находятся 10% учащихся, на среднем уровне - 34% учащихся, на низком уровне - 56% учащихся.


Возникла необходимость в подборе новых методов и приемов. Автор считает, что развитие языковой личности младших школьников может успешно осуществиться посредством использования программы «Технология речевого творчества» на уроках русского языка.
1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не даёт возможности свободно участвовать в жизни общества. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Большинство учёных (языковедов, психологов, социологов, философов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н.Г.Комлев, «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстаёт от высоких канонов российской словесности. Она становится всё более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной»[10,92]. В современных условиях обучение детей родному языку должно способствовать удовлетворению интересов и потребностей ребенка, развитию творческих способностей, стремлению мыслить и действовать самостоятельно. Для того чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть вышеперечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи детей надо начинать с первых дней пребывания в школе. Коммуникативный подход к изучению языка и развитию речи, который провозглашается сегодня как один из ведущих и реализуется в ряде «речевых» курсов, предполагает введение специального урока развития речи в начальной школе. Однако методика такого урока до сих пор недостаточно полно разработана. Внедрение в практику обучения указанной технологии поможет снять следующие противоречия:

  • между существующим многообразием методических путей развития языковой компетенции и необходимостью целенаправленной работы со стороны учителя над её развитием;

  • между доминирующей в практике преподавания русского языка правописно-орфографической направленностью и требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к уровню языковой компетенции выпускников начальной школы.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных ценностей культуры. Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.

При сравнении результатов ГИА по русскому языку за три года анализ показал, что наименьшее количество баллов учащиеся получают за сочинение, где необходимо изложить свои мысли, рассуждать на заданную проблему. Автор убеждена, что проблема расширения словарного запаса детей, обогащения их речи исконно русскими словами носит актуальный и перспективный характер с первых лет обучения.

Речь активно «засоряется» иностранными словами, словооборотами жаргонного характера. Многие учащиеся не знают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), с трудом подбирают синонимы и антонимы, не могут правильно употреблять их в речи, не используют фразеологизмы.

Опыт призван разрешить противоречия между:

  • имеющимся у детей уровнем развития речевой культуры и современными требованиями к уровню развития речи младших школьников;

  • стоящей перед учителем задачей создания психолого-педагогических условий для развития личности ученика и имеющимся у него арсеналом средств педагогического воздействия;

  • требованиями федерального стандарта второго поколения по освоению первоначальных сведений о лексике, фонетике, грамматике русского языка и возможностями действующих учебных программ по русскому языку для начальной школы.

Решить данные противоречия возможно через организованную систему уроков, в которые включаются упражнения, направленные на обогащение активного словаря учащихся, развитие художественно-образного и логического мышления, привитие навыков речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
1.3 ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ОПЫТА

Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий для развития языковой личности детей младшего школьного возраста посредством использования программы «Технология речевого творчества».
1.4 ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ

Длительность работы над опытом составляет 3 года (2-4 классы).

I этап (сентябрь 2011 - декабрь 2011 г.) – изучение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме; определение проблемы, цели, задач исследования; педагогический анализ действующих учебных программ и учебников по русскому языку для начальных классов; наблюдение за учебным процессом, отбор заданий для констатирующего эксперимента;

II этап (январь 2012 – май 2014 гг.) – проведение констатирующего эксперимента, создание программы формирующего эксперимента;

III этап (июнь 2014 – сентябрь 2014 г.) – обработка, анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследования, на основании которых были сформулированы выводы.

1.5 ДИАПАЗОН ОПЫТА

Диапазон педагогического опыта включает в себя систему уроков русского языка во 2-4 классах по программе «Технология речевого творчества» в рамках УМК «Школа России».


1.6 ТЕОРИТЕЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Теоретическую основу опыта составляют гуманистические выводы К.Д. Ушинского о том, что в человеке скрыты огромные возможности для его всестороннего развития и что эти возможности под воздействием науки и воспитания могут быть умножены. «Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное их (детей) развитие: умение выражать свои мысли словесно и отчасти письменно, охота к учению и чистая детская нравственность» [21,77]

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания. «Отечественный язык есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их. Если ученик или ученица плохо владеет этим орудием, то… для них гораздо труднее учиться»

Говоря о значении лексической работы, К.Д. Ушинский подчеркивал: «наставник обязан заботиться о том, чтобы дитя вступало в духовное обладание теми сокровищами родного слова, которые оно освоило только подражанием, полуосознанно… почему и употребляет часто некстати, не зная настоящего, точного значения употребляемых им слов и оборотов». Кроме этого, в работе опиралась на исследования Ю.Н. Караулова [9,64] взаимосвязей языкового образования школьника и воспитания его как «языковой личности», подходы Ф.И. Буслаева [1,32], Д.И. Тихомирова, И.И. Срезневского к изучению родного языка как важному фактору развития речи, умственных способностей учащихся, их нравственных качеств и в целом личности ребенка. «Родной язык, - писал Ф.И. Буслаев, - так сросся с личностью ребенка, что учить оному значит вместе с тем развивать духовные способности учащегося» [1,45].

Знаниевый компонент обеспечивает установление объема знаний.

Деятельностный компонент – сформированность умений применять технологию речевого творчества на уроках русского языка.

Мировоззренческий компонент предполагает развитие языкового сознания учащегося, формирование отношения к родному языку как личной и национальной ценности.

Новизна педагогического процесса помогает также создавать условия и для развития познавательного интереса у каждого учащегося в классе, так как интерес тесно связан с эмоциональной жизнью школьника.

Развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней [10,10].

Термин «языковая личность» ввел в обиход лингвистики Ю. Д. Караулов [9,10].

Языковая личность – «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности» [8,31].
1.7 НОВИЗНА ОПЫТА состоит в:

- создании психолого-педагогических условий, в которых проявлялись бы способности каждого ребёнка и дети могли полно и ясно высказывать свои суждения, развивать познавательный интерес, повышать уровень владения языком;

- организации системной работы с включением упражнений, направленных на обогащение активного словаря учащихся, развитие художественно-образного и логического мышления, привитие навыков речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека. В содержании речевой компетенции младших школьников можно выделить знаниевый, деятельностный и мировоззренческий компоненты, в соответствии с которыми учитель строит учебно-воспитательный процесс;

- использовании программы «Технология речевого творчества», средствами которой раскрывается потенциал детских интеллектуальных и творческих способностей, поддерживается детская инициатива и вера в свои возможности. Использование данной программы позволяет организовать качественную и осознанную работу каждого ученика на уроках по развитию связной письменной речи.
Раздел 2

Технология опыта
2.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОПЫТА

Основная цель опыта: развитие языковой личности детей младшего школьного возраста посредством программы «Технология речевого творчества» на уроках русского языка.

Реализация цели происходит через решение следующих задач:

  • заложить основу формирования учебной деятельности младшего школьника через мотивацию учащихся, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат, проявлять самоконтроль;

  • способствовать самоорганизации личности через отработку навыков постановки целей предстоящей деятельности, выбора оптимальных способов их реализации, проявление воли, терпения, самоконтроля в осуществлении запланированного;

  • целенаправленно формировать коммуникативно-речевые качества школьника;

  • развивать интерес и уважительное отношение к русскому языку, к словесному творчеству, воспитывать у школьника способность к продуцированию собственных речевых высказываний; развивать творческий потенциал; эмоционально - эстетическую отзывчивость, духовные ценности.

Чтобы работа по развитию речи была эффективной, она должна пройти несколько этапов: накопление речевого опыта через осознанный анализ готовых текстов, создание устных и письменных высказываний по образцу для осмысления и закрепления теоретических сведений, самостоятельное выполнение творческих работ.

Отличительная черта программы – пошаговость в достижении результата, структурное и смысловое единство различных деятельностных конструкций.

Для решения поставленной задачи разделила практическую деятельность по данной теме на 3 этапа:1 – подготовительный, 2 – основной, 3 – регулятивный.

На 1 этапе была изучена литература и дидактические пособия по теме «Развитие языковой личности младшего школьного возраста посредством программы «Технология речевого творчества» на уроках русского языка». Затем была проведена диагностика с целью выяснения уровня связной речи учащихся, отношения учащихся к использованию иностранных, жаргонных слов, умений правильно использовать многозначность слов.

На 2 этапе – применение упражнений данной программы, направленных на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие младшего школьника. Практическая часть направлена на закрепление теоретических знаний и представляет собой самостоятельную работу учащихся по теме. Содержание текстов выбирает учитель, учитывая специфику учебного заведения и уровень подготовки учащихся.

На 3 этапе – оценка результатов работы.

Программа «Технология речевого творчества» представляет собой сочетание теоретического и практического компонентов.

Ход урока теоретического компонента состоит из чередования следующих этапов:

  1. Определение учащимися темы урока.

Учащимся предлагается специальное задание для определения темы урока. Школьники осуществляют с предложенным материалом мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождение общего и различий, группировку, классификацию) и в результате приходят к нужному выводу о теме урока. Данные задания несут в себе заряд занимательности, что помогает воспитывать у детей интерес к уроку, обеспечивают необходимый настрой и мобилизацию психологических качеств обучаемых для плодотворной работы на всех последующих этапах урока.

  1. Постановка учащимися цели урока.

Отталкиваясь от темы урока, учащиеся самостоятельно формулируют цель урока. Для этого используют опорные слова в тетради. Цель урока – это план учебных действий школьников на данном уроке развития речи.

  1. Ознакомление учащихся с новым понятием.

Осознанная и активная деятельность учащихся на данном этапе обеспечивается за счет широкого использования частично-поискового метода. Работа представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся. При этом четко сформулированные вопросы учителя чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце поиска-рассуждения ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу. В разных темах в зависимости от содержания учебного материала используются разные виды обобщения (обобщение по заранее составленному учителем плану; использование обобщающей таблицы; самостоятельное составление школьниками обобщающих схем; составление памяток).

При использовании частично-поискового метода с элементами антиципации преследуется методическая цель – максимально достичь уровня самостоятельности школьника в овладении новым учебным материалом.

  1. Ознакомление с текстом, репродукцией картины художника.

Здесь проводится следующая работа: чтение текста, ответы на вопросы; рассматривание репродукции картины художника, ответы на вопросы, знакомство с краткой биографией художника, выявление эмоционального впечатления учащихся от увиденного на картине.

  1. Лексическая работа.

Лексическая работа строится по принципу «от простого к сложному». Вначале учащиеся работают с лексическими значениями слов (выбирают предложенный вариант учителем или опираются на имеющийся у них запас знаний). Далее переходят к работе со словарями В.Даля, С.Ожегова. В ходе беседы – рассуждения школьники приходят к самостоятельному формулированию ими лексического значения слова. Первое слово в формулировании лексического значения слова должно принадлежать учащимся. Учитель корректирует предложенную ими формулировку, доводя ее да научного уровня.

  1. Орфографическая подготовка.

В целях совершенствования орфографической зоркости используются различные виды заданий (нетрадиционные виды словарных диктантов, грамматические разборы, классификация слов по орфограмме, имеющейся в тексте, сопоставление слов с одинаковыми орфограммами, графическое изображение орфограмм и т.д.).

7. Запись текста.

Запись текста предусматривается в тетради с печатной основой.

  1. Проверка.

Учащиеся проверяют содержание текста и грамотность письма. Отвечают на вопрос, который заставляет их еще раз обдумать запись составленного им текста.

Все этапы урока развития речи способствуют созданию атмосферы интеллектуального, относительно равноправного сотрудничества педагога и школьника.

  1. Творческая работа.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнение творческой работы, которая повышает активность, самостоятельность учащихся, развивает у них инициативу, совершенствует полученные знания и творческий подход к решению конкретных вопросов, развивает устную речь.

Творческое задание связано с темой урока или с темой текста изложения. Виды творческой работы – работа с пословицами и поговорками, работа в качестве иллюстратора, написание мини-зарисовок и т.д.

Рассмотрим структуру урока на примерах.

Деятельность ученика начинается с формулирования темы урока. Поэтому первый этап – формулирование учащимися темы урока. Он проводится с помощью системы упражнений, направленных на развитие наглядно-действенного мышления и речи, наглядно-образного мышления и речи, словесно-логического мышления и речи учащихся.

Определять тему можно с помощью различных способов:

  1. На основе необычной записи слов

  2. С помощью шифра

  3. С помощью решения логической задачи

  4. На основе ранее изученного материала

  5. По указанным признакам

  6. С помощью исключения и компоновки слов

Все эти способы представлены в программе.

Введение творческих заданий в качестве непременного компонента каждого урока развития речи способствует развитию интеллектуальных качеств личности школьника: внимания, мышления, логичной доказательной устной речи, поскольку каждое из заданий требует его выполнения в виде развернутого, последовательного рассуждения вслух. Немаловажно отметить и то, что упражнения несут в себе элемент занимательности. Это воспитывает у детей интерес к урокам, вызывает положительные эмоции и мобилизует младших школьников на плодотворную работу на всех последующих этапах урока.

Примеры 1 этапа урока из рабочей тетради «Технология речевого творчества»:

Отталкиваясь от темы урока, учащиеся предопределяют и формулируют цель урока, используя опорные слова.

Формулирование учащимися цели урока (образовательной) – это своего рода задача для ученика, которую он должен в течение урока решить.

На следующем этапе урока происходит овладение теорией, связанной с темой урока. Осознанная и активная деятельность детей в значительной мере обеспечивается здесь за счет использования частично-поискового метода.

Работа по изучению нового материала может идти в двух вариантах. Первый представляет собой совместную деятельность учителя и учащегося. При этом сформулированные учителем вопросы чередуются с ответами учащихся. А в конце поиска-рассуждения ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

Использование второго варианта частично-поискового метода предусматривает поисковую деятельность учащегося, в процессе которого они, выполняя задания, самостоятельно приходят к нужному выводу.

Самостоятельно сделанные выводы учащиеся могут сравнить с правилами, помещенными на страницах тетради. А при составлении памяток сверить их правильность с памятками на корочке тетради.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского...

Тема опыта iconТема опыта
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования...

Тема опыта iconТема опыта
Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...

Тема опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Тема опыта iconКонтрольные вопросы и задания
Составили: Гарифуллин И. Р. (тема 1); Нафикова О. Д. (тема 2); Галимханов А. Б. (тема 3); Сергеев А. Л. (тема 4); Валиуллина А. Р....

Тема опыта iconТема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного...
Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара»

Тема опыта iconТема опыта
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30

Тема опыта iconТема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск