Опыта


НазваниеОпыта
страница1/4
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4
Тема опыта: «Формирование правовой компетенции участников образовательного процесса через организацию системы работы по защите прав ребенка»

Автор опыта: Дитятева Л.В., социальный педагог МБДОУ «Центр развития ребёнка – д/с № 48 « Сказка»

Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Автор опыта на протяжении 10 лет работает в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центре развития ребенка-детском саду №48 «Сказка» города Нарьян-Мара. Одной из главных задач в своей работе автор считает охрану прав ребенка в детском саду.

По данным 2011 года по данным социального паспорта в детском саду насчитывалось 162 детей. Функционировало 8 групп. Количество полных семей - 119 ,количество неполных семей 37, количество неблагополучных семей-7 ,количество семей группы риска-7.

За последние годы увеличилось количество семей группы риска. Это обусловлено нестабильной экономической ситуацией, ростом безработицы в молодых семьях. Растет количество неполных семей, где ребенка воспитывает одна мама. В силу своей занятости, ребенок часто остается один, не получает должного внимания и воспитания. Увеличилось количество родителей злоупотребляющих спиртным, имеющих, как правило, низкий уровень педагогической и правовой культуры.

Пик нарушений прав родителями приходится на средний и старший дошкольный возраст.

Проведенное анкетирование родителей двух средних групп, выявило, низкий уровень правовой культуры. Большинство родителей не знакомы с правовыми документами, не знают своих обязанностей. Многие считают, что все развитие и воспитание ребенок должен получать в детском саду.

По данным опроса педагогов, медицинских работников, воспитателей, родители часто нарушают права ребенка на образование, без уважительных причин ребенок продолжительное время не посещает детский сад. Причем родители не ставят в известность детский сад, они отключают телефоны и нет возможности связаться с ними. Воспитатели отмечают вербальную агрессию к своему ребенку со стороны некоторых родителей во время утреннего и вечернего приема. Некоторые педагоги умалчивают факты, когда родители или другие родственники приходят за ребенком в стадии алкогольного опьянения. Бывают случаи, когда родители приводят недолеченного или больного ребенка в детский сад. По данным анкетного опроса, все педагоги желают повысить свой уровень правовой культуры.

В беседах с детьми, выяснилось, что почти каждый ребенок испытал физическое и психологическое наказание.

Наблюдая за детьми на занятиях, играх, свободной деятельности автор пришла к выводу, что у детей недостаточно сформированы знания по нравственно-правовому воспитанию.

Данная проблема требует комплексного подхода и разработки эффективной системы по формированию правовой культуры у детей, родителей и педагогов.

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и создание условий для формирования правовой культуры в ДОУ и семье.

Для реализации данного проекта и поставленных задач был создан клуб для родителей «Мастер-класс», метод проектной деятельности.

Автор работы убеждена в том, что именно использование данной технологии эффективно поможет реализовать главные направления в формировании правовой культуры детей, родителей и педагогов:

-правовое просвещение родителей и педагогов;

-преемственность в работе детского сада и школы в формировании нравственно-правовой компетенции, как фактора успешной социализации первоклассника.
Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать умение жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития. Главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной культуры, где права человека и ребенка являются базовой ценностью.

Освоение обществом новых культурных образцов не одномоментный. Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада, где в образовательные программы вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности.

Проблема защиты прав ребенка носит многоаспектный характер, однако ее невозможно решить только на уровне ДОУ.

Актуальность опыта

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, строго соблюдающих нравственные нормы, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Поэтому проблема гражданско-правовых знаний взрослых и детей остается актуальной.

Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы в области дошкольного образования послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью формирования правовой культуры в ДОУ и семье и отсутствием действенного механизма для ее реализации.

Исходя из этого, мы попытались решить данное противоречие через систему работы в детском саду и семье.
Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.
Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности через систему работы по формированию правовой культуры между участниками образовательного процесса.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в разработке и организации системы работы по защите прав ребенка с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами и родителями, через проекты, работу семейного клуба и занятия.

Длительность работы над опытом

Работу для разрешения противоречия между необходимостью формирования правовой культуры в ДОУ и семье и отсутствием действенного механизма для ее реализации мы разделили на несколько этапов.

На I этапе (апрель-май 2010г)- предполагалось: проведение анализа сложившейся ситуации в ДОУ и семье, изучения литературы по данной проблеме; определение цели и задачи опыта.

На II этапе (2010-2012г) автором опыта проводилась работа по разработке и внедрению системы по формированию правовой культуры.

На III этапе (апрель-май 2012г) проведена итоговая диагностика, подтвердившая успешность выбранной нами технологии для решения возникшего противоречия.
Работу разделили на 2 блока.

1 блок

2 блок

Деятельность социального педагога по разработке технологии в процессе формирования правовой культуры.

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по апробации технологии

I этап.

Цель: определение целевых ориентаций, принципов и особенностей содержания технологии;

июнь-август 2010 год;

II этап.

Цель: разработка проектов, плана работы семейного клуба

сентябрь 2010-март 2012 года.

III этап.

Цель: проверка эффективности выбранных методов работы для решения возникшего противоречия-как результат работы.


I этап-начальный (диагностический)

Цель: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, игр, бесед на выявление уровня нравственно-правового развития: сентябрь-октябрь 2010 года.

II этап-основной (формирующий). Цель: решение задач проблемы за счет применения автором системы занятий и проектной технологии 2010-2012 год.

III этап-заключительный (рефлексивный)

Цель: выявлени уровня сформированности нравственно-правовых знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста; апрель-май 2012 года

Диапазон опыта

Возможность внедрения опыта «Защита прав ребенка, посредством формирования правовой компетенции (культуры) в детском саду» повышает эффективность работы дошкольного учреждения. Диапазон опыта: начинать данный опыт можно при поступлении детей в детский сад, при вовлечении всех сотрудников детского сада. Диапазон опыта предполагает использование проектов и клуба для родителей в других методиках дошкольного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретических положений о правовой социализации дошкольников, а также в обосновании необходимости и возможности формирования нравственно-правовых представлений в системе дошкольного образования.

Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций для педагогов, родителей и подборе занятий по нравственно - правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине XIX века.

Крестьянская реформа, по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, устранила безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

К сожалению благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили дальнейшего развития. Поэтому наиболее значимым событием стало создание в 1919 году Лигой Наций Комитета детского благополучия. Деятельность комитета была направлена на оказание помощи беспризорным детям, сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1923 году была разработана Декларация прав ребенка, которая была принята Лигой Наций.

Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей.

В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимися прав детей, относятся:

Декларация прав ребенка (1959),

Конвенция ООН о правах ребенка (1989),

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И.Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников).

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А.Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н.Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Раздел II. Технология описания опыта

Цель педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики правовой культуры детей и взрослых в процессе использования системы работы по правовому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для достижения цели были обозначены задачи:

  • Познакомить детей с основными документами по защите прав человека;

  • Активизировать проявление умений применять правовые знания

  • Учить проявлять уважение и терпимость к людям другой национальной принадлежности, к использованию ими родного языка, к личностному и поведенческому своеобразию людей;

  • Формировать чувство собственного достоинства, по осознанию своих права и свобод, чувство ответственности;

  • Стараться соблюдать личные права других людей;

Внедрение технологии в образовательный процесс осуществлялся поэтапно:

1 этап. Анкетирование родителей, педагогов, диагностирование детей. Анализ работы детского сада по соблюдению и защите прав детей.

2 этап. Разработка и внедрение технологии.

3 этап. Рефлексия эффективности внедрения технологии.

Организация образовательного процесса

С целью повышения эффективности работы по защите прав ребенка определена следующая система работы:

  1. Определение цели и задач деятельности, основополагающих принципов.

  2. Создание необходимых предметно-развивающих условий.

  3. Создание системы работы с родителями, педагогами и детьми.

  4. Оценка эффективности выбранных форм, методов и приемов.

Создание необходимых предметно-развивающих условий предполагало использование всех имеющихся возможностей детского сада. Это оборудование библиотеки, в группах – познавательной и театральной деятельности.

Организация предметноразвивающей среды

Информация для родителей

Папки - передвижки, буклеты по теме:

  • Что нужно знать родителям о правах ребенка;

  • Как воспитывать ребенка в семье;

  • Учимся любить ребенка;

  • Нужно ли наказывать ребенка;

  • Как поощрять ребенка:

  • Доверительное общение с ребенком;

  • Если ребенок капризничает и плачет;

  • Социально-эмоциональное развитие ребенка;

  • Как организовывать в семье праздники для детей;

  • Как учить ребенка бережливости;

  • Если в семье появился второй ребенок.

  • Как сформировать в условиях семьи готовность ребенка к школьному обучению;

  • Как привить навыки самообслуживания и общения будущему первокласснику;

  • Как сформировать социально-психологическую готовность ребенка к школе;

  • Влияние средств массовой информации на развитие ребенка;

  • Компьютер-вред или польза;

  • Дети и мобильник;

  • Третий год жизни. Социальное развитие.

Стенд Конвенция о правах ребенка.

Информация для педагогов

  • Правовое воспитание в семье и ДОУ;

  • Права ребенка, проблемы их соблюдения и защиты;

  • Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком;

  • Памятка: Право ребенка на защиту от всех форм насилия;

  • Семья-ведущий институт социализации: характеристика семьи;

  • Социальные проблемы современной семьи;

  • Роль семьи в гендерной социализации детей дошкольного возраста;

  • Учимся сотрудничать с родителями;

  • Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка;

  • Феномен профессионального выгорания педагогов;

  • Ребенок и семья. Диагностика семейной ситуации;

  • Воспитание трудных детей в детском саду;

  • Ребенок в алкогольной семье;

  • Льготы для малообеспеченных, многодетных семей;

  • Социальное неравенство семей;

  • Работа педагога с семьями «группы риска»;

Информация для детей

1) Наглядные пособия, демонстрационный материал

- игрушки, картины, фотографии, образцы, схемы, фланелеграф, магнитная доска.

2) Дидактические игры:

  • Викторина Школа этикета для малышей в вопросах и картинках;

  • Лото для детей «Все профессии важны;

3) Комплект сюжетных картинок по теме «Ребенку о его правах».

4) Альбом «Ребенок имеет право…».

5) Знакомлюсь со школой: Часть 1 и 2. Книжка с наклейками. Для занятий с детьми 5-7 лет.

6) Серия демонстрационных картин

  • Наш детский сад;

  • Какие бывают театры;

  • Моя семья;

  • Какие бывают службы помощи;

  • Какие бывают магазины;

  • Какие бывают вокзалы;

  • Профессии;

  • Школа.

7) Наглядный, демонстрационный материал, изготовленный силами педагогов (картины, схемы, жетоны, альбомы, раздаточный материал.

8) Материалы фотовыставок с участием родителей «Мир глазами детей, мир глазами взрослых», «Детства золотая пора», «Секреты счастливой семьи».
  1   2   3   4

Похожие:

Опыта iconОпыта
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования

Опыта iconТема опыта
...

Опыта iconТема опыта
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,...

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского...

Опыта iconТема опыта
Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением...

Опыта iconТема опыта
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования...

Опыта iconТема педагогического опыта
История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении

Опыта iconОпыта: «Формирование связной речи старших дошкольников с онр посредством мнемотехники»
Автор опыта: Дивисенко Любовь Александровна, учитель-логопед мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара»

Опыта iconТема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного...
Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск