Скачать 0.51 Mb.
|
Тема опыта: «Формирование правовой компетенции участников образовательного процесса через организацию системы работы по защите прав ребенка» Автор опыта: Дитятева Л.В., социальный педагог МБДОУ «Центр развития ребёнка – д/с № 48 « Сказка» Раздел I. Информация об опыте Условия возникновения опыта Автор опыта на протяжении 10 лет работает в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центре развития ребенка-детском саду №48 «Сказка» города Нарьян-Мара. Одной из главных задач в своей работе автор считает охрану прав ребенка в детском саду. По данным 2011 года по данным социального паспорта в детском саду насчитывалось 162 детей. Функционировало 8 групп. Количество полных семей - 119 ,количество неполных семей 37, количество неблагополучных семей-7 ,количество семей группы риска-7. За последние годы увеличилось количество семей группы риска. Это обусловлено нестабильной экономической ситуацией, ростом безработицы в молодых семьях. Растет количество неполных семей, где ребенка воспитывает одна мама. В силу своей занятости, ребенок часто остается один, не получает должного внимания и воспитания. Увеличилось количество родителей злоупотребляющих спиртным, имеющих, как правило, низкий уровень педагогической и правовой культуры. Пик нарушений прав родителями приходится на средний и старший дошкольный возраст. Проведенное анкетирование родителей двух средних групп, выявило, низкий уровень правовой культуры. Большинство родителей не знакомы с правовыми документами, не знают своих обязанностей. Многие считают, что все развитие и воспитание ребенок должен получать в детском саду. По данным опроса педагогов, медицинских работников, воспитателей, родители часто нарушают права ребенка на образование, без уважительных причин ребенок продолжительное время не посещает детский сад. Причем родители не ставят в известность детский сад, они отключают телефоны и нет возможности связаться с ними. Воспитатели отмечают вербальную агрессию к своему ребенку со стороны некоторых родителей во время утреннего и вечернего приема. Некоторые педагоги умалчивают факты, когда родители или другие родственники приходят за ребенком в стадии алкогольного опьянения. Бывают случаи, когда родители приводят недолеченного или больного ребенка в детский сад. По данным анкетного опроса, все педагоги желают повысить свой уровень правовой культуры. В беседах с детьми, выяснилось, что почти каждый ребенок испытал физическое и психологическое наказание. Наблюдая за детьми на занятиях, играх, свободной деятельности автор пришла к выводу, что у детей недостаточно сформированы знания по нравственно-правовому воспитанию. Данная проблема требует комплексного подхода и разработки эффективной системы по формированию правовой культуры у детей, родителей и педагогов. Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и создание условий для формирования правовой культуры в ДОУ и семье. Для реализации данного проекта и поставленных задач был создан клуб для родителей «Мастер-класс», метод проектной деятельности. Автор работы убеждена в том, что именно использование данной технологии эффективно поможет реализовать главные направления в формировании правовой культуры детей, родителей и педагогов: -правовое просвещение родителей и педагогов; -преемственность в работе детского сада и школы в формировании нравственно-правовой компетенции, как фактора успешной социализации первоклассника. Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать умение жить и работать в обществе. Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека. Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития. Главная роль в реализации данной задачи отводится образовательному учреждению, через которое возможно формирование новой общественной культуры, где права человека и ребенка являются базовой ценностью. Освоение обществом новых культурных образцов не одномоментный. Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада, где в образовательные программы вводятся элементарные знания о демократии, правах человека, ребенка, нормах нравственности. Проблема защиты прав ребенка носит многоаспектный характер, однако ее невозможно решить только на уровне ДОУ. Актуальность опыта Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, строго соблюдающих нравственные нормы, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Поэтому проблема гражданско-правовых знаний взрослых и детей остается актуальной. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы в области дошкольного образования послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью формирования правовой культуры в ДОУ и семье и отсутствием действенного механизма для ее реализации. Исходя из этого, мы попытались решить данное противоречие через систему работы в детском саду и семье. Современные изменения в социальной жизни общества обусловили объективную потребность в формировании нравственно-правовых представлений детей дошкольного возраста. По мнению педагогов, в основе процесса формирования заложено овладение определенными ценностно-нормативными знаниями, которые старший дошкольник может усваивать в виде представлений, обеспечивающих становление гуманной личности, развитие нравственно-правовой культуры, социально приемлемого поведения. Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности через систему работы по формированию правовой культуры между участниками образовательного процесса. Новизна опыта Новизна опыта состоит в разработке и организации системы работы по защите прав ребенка с детьми старшего дошкольного возраста, педагогами и родителями, через проекты, работу семейного клуба и занятия. Длительность работы над опытом Работу для разрешения противоречия между необходимостью формирования правовой культуры в ДОУ и семье и отсутствием действенного механизма для ее реализации мы разделили на несколько этапов. На I этапе (апрель-май 2010г)- предполагалось: проведение анализа сложившейся ситуации в ДОУ и семье, изучения литературы по данной проблеме; определение цели и задачи опыта. На II этапе (2010-2012г) автором опыта проводилась работа по разработке и внедрению системы по формированию правовой культуры. На III этапе (апрель-май 2012г) проведена итоговая диагностика, подтвердившая успешность выбранной нами технологии для решения возникшего противоречия. Работу разделили на 2 блока.
Диапазон опыта Возможность внедрения опыта «Защита прав ребенка, посредством формирования правовой компетенции (культуры) в детском саду» повышает эффективность работы дошкольного учреждения. Диапазон опыта: начинать данный опыт можно при поступлении детей в детский сад, при вовлечении всех сотрудников детского сада. Диапазон опыта предполагает использование проектов и клуба для родителей в других методиках дошкольного образования. Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации теоретических положений о правовой социализации дошкольников, а также в обосновании необходимости и возможности формирования нравственно-правовых представлений в системе дошкольного образования. Практическая значимость исследования заключается в составлении методических рекомендаций для педагогов, родителей и подборе занятий по нравственно - правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая база опыта Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России в середине XIX века. Крестьянская реформа, по выражению М.Е. Салтыкова-Щедрина, устранила безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». С этого времени в сознании людей стала внедряться мысль о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей. К сожалению благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили дальнейшего развития. Поэтому наиболее значимым событием стало создание в 1919 году Лигой Наций Комитета детского благополучия. Деятельность комитета была направлена на оказание помощи беспризорным детям, сиротам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. В 1923 году была разработана Декларация прав ребенка, которая была принята Лигой Наций. Декларация была первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей. В целях разработки мер по охране прав детей был создан Детский фонд ООН-ЮНИСЕФ. К основным международным документам, разработанным ЮНИСЕФ, касающимися прав детей, относятся: Декларация прав ребенка (1959), Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И.Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников). Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А.Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н.Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра). В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника. Раздел II. Технология описания опыта Цель педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики правовой культуры детей и взрослых в процессе использования системы работы по правовому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Для достижения цели были обозначены задачи:
Внедрение технологии в образовательный процесс осуществлялся поэтапно: 1 этап. Анкетирование родителей, педагогов, диагностирование детей. Анализ работы детского сада по соблюдению и защите прав детей. 2 этап. Разработка и внедрение технологии. 3 этап. Рефлексия эффективности внедрения технологии. Организация образовательного процесса С целью повышения эффективности работы по защите прав ребенка определена следующая система работы:
Создание необходимых предметно-развивающих условий предполагало использование всех имеющихся возможностей детского сада. Это оборудование библиотеки, в группах – познавательной и театральной деятельности. Организация предметноразвивающей среды Информация для родителей Папки - передвижки, буклеты по теме:
Стенд Конвенция о правах ребенка. Информация для педагогов
Информация для детей 1) Наглядные пособия, демонстрационный материал - игрушки, картины, фотографии, образцы, схемы, фланелеграф, магнитная доска. 2) Дидактические игры:
3) Комплект сюжетных картинок по теме «Ребенку о его правах». 4) Альбом «Ребенок имеет право…». 5) Знакомлюсь со школой: Часть 1 и 2. Книжка с наклейками. Для занятий с детьми 5-7 лет. 6) Серия демонстрационных картин
7) Наглядный, демонстрационный материал, изготовленный силами педагогов (картины, схемы, жетоны, альбомы, раздаточный материал. 8) Материалы фотовыставок с участием родителей «Мир глазами детей, мир глазами взрослых», «Детства золотая пора», «Секреты счастливой семьи». |
Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества гуманитарного образования | ... | ||
Авторы опыта: Данченко Татьяна Евгеньевна, Новикова Ирина Васильевна, учителя английского языка мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | Автор опыта: Копейкина Надежда Александровна, преподаватель английского языка гбоу спо нао «Ненецкий аграрно-экономический техникум»,... | ||
Автор опыта: Вертиева Валентина Михайловна, учитель начальных классов мбоу «Ясеновская средняя общеобразовательная школа Ровеньского... | Автор опыта: Меркулова Ирина Григорьевна, учитель английского языка маоу «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением... | ||
Сведения об авторе опыта: Ефремова Юлия Владимировна, учитель русского языка и литературы кгу «Пешковская средняя школа» отдела образования... | История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении | ||
Автор опыта: Дивисенко Любовь Александровна, учитель-логопед мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62 г. Нарьян-Мара» | Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель мб доу «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |