Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы»


НазваниеПояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы»
страница1/74
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Бланки > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74
Пояснительная записка
    Настоящая рабочая программа для 5 – 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» под ред. В.В. Воронковой. – М.: Владос, 2012. – Сборник 1;

В программе представлено календарно – тематическое планирование по основным предметам, которые изучаются в 5 – 9 классах.

       Данная программа учитывает особенности познавательной деятельности детей  с ограниченными возможностями здоровья, содержит материал, помогающий воспитанникам  достичь того уровня знаний, умений и навыков, необходимых ему для социальной адаптации.  В рабочих программах принцип коррекционной направленности является ведущим. Особое внимание обращается на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.    

 

Основной целью данной программы является:                                                                                                                                

-    развитие познавательной деятельности воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья, содействие его умственному развитию, воспитание гражданской, нравственной, трудовой, эстетической и физической самостоятельности, необходимой для социальной адаптации.                                                                                

Задачи данной программы:

- формировать основы  элементарных знаний в общеобразовательных областях;

- корректировать психическое  и физическое развитие детей, устранить (сглаживать) эмоциональные, поведенческие, другие индивидуальные нарушения;

- способствовать развитию речи.
       Содержание обучения по всем предметам имеет практическую направленность. Школа готовит ученика к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.

В рабочей программе представлены пояснительные записки по всем предметам, которые дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В рабочей программе сформулированы основные требования к знаниям и умениям. Даны нормы оценки знаний, умений, навыков по каждому предмету; Указан список учебников для учащихся и литературы для учителей.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку для обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Пояснительная записка.

II. Содержание программы по классам.

III. Календарно-тематическое планирование (в приложениях).

IV. Основные требования к знаниям и умениям обучающихся (по классам).

V. Оценка знаний, умений и навыков обучающихся.

VI. Учебно-методическая литература.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1)» под редакцией В.В.Воронковой, Москва, ВЛАДОС, 2011 г.

Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета, как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо.

Русский язык в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний учеников. Программный материал в старших классах по русскому языку расположен концентрически: с постепенным наращиванием сведений по каждой из тем. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Цели программы:

  • Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

  • Формирование достаточно прочных навыков грамотного письма.

  • Умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

  • Быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

     Программа формулирует следующие ЗАДАЧИ преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.

  • Повышать уровень общего развития учащихся.

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

  • Развивать нравственные качества школьников.


Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

  • развитие мелкой моторики и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:


  • коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция и развитие памяти;

  • коррекция и развитие внимания;

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

  • развитие пространственных представлений и ориентации;

  • развитие представлений о времени.


Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

  • развитие умения сравнивать, анализировать;

  • развитие умения выделять сходство и различие понятий;

  • умение работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

  • развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

  • формирование умения преодолевать трудности;

  • воспитание самостоятельности в принятии решений;

  • формирование адекватности чувств;

  • формирование устойчивой и адекватной самооценки;

  • формирование умения анализировать свою деятельность;

  • воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи:

  • развитие фонематического восприятия;

  • коррекция нарушений устной и письменной речи;

  • коррекция монологической речи;

  • коррекция диалогической речи;

  • развитие лексико-грамматических средств языка.



Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В каждом классе отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.  Программный материал расположен концентрически: основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Данная программа включает в себя разделы: грамматика, правописание и развитие речи.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Учебный материал каждого класса делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.

  • Звуки и буквы.

  • Слово.

  • Предложение.

  • Связная речь.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

В 5—9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

С 5 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др. В 7 классе начинается изучение темы «Местоимение», изучение которого продолжается в 8-м классе. В 9-м классе в программу включены новые части речи - наречие и имя числительное.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности, также и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом - создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В 5–9 классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)

Предметными результатами изучения курса русского языка является формирование следующих умений:

  • Представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества.

  • Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, язык художественной литературы.

  • Проведение различных видов анализа слова (фонетический, словообразовательный, морфологический), синтаксический.

  • Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

      

ФОРМЫ РАБОТЫ.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.

Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
МЕТОДЫ УРОКА

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения, карточки, тесты.
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-урок проверки знаний;

-работа над ошибками;

-нестандартные уроки (урок-сказка, урок-викторина, урок-игра).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74

Похожие:

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка программа курса биологии для коррекционной...
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка рабочая программа по обществознанию для 9класса...
Программы авторов Б. В. Кузнецова и В. М. Мозговой для специальных ( коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка. Учебно-методический комплект
Рабочая программа по географии для 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка Данная рабочая учебная программа составлена...
Данная рабочая учебная программа составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка рабочая программа по сбо составлена на основе...
В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки рф, выпущенной издательством «Владос» в 2012 году; Базисного учебного...

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа для 5 9 классов составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы» iconПояснительная записка. Данная рабочая учебная программа по географии...
Данная рабочая учебная программа по географии составлена на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск