Пояснительная записка. Учебно-методический комплект


Скачать 408.52 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Учебно-методический комплект
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «География»

6 -9 классы

на 2016- 2017 учебный год

Учителя:

Попова Галина Владимировна

Неклюдова Елена Александровна

Оборина Ольга Петровна

Пестерева Анна Леонидовна

Рыжикова Анастасия Михайловна

Кусякова Ирина Викторовна

пос.Юго-Камский

Пермский район, Пермский край

2016 г.

Рабочая программа по географии 6-9 классы

Пояснительная записка.

Учебно-методический комплект

Рабочая программа по географии для 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.

Учебники:

  1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География. 6 класс, М., «Просвещение», 2011 г.

  2. Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии 6 класс, М.Просвещ., 2007 г.

  3. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География России 7 кл., М., Просвещ.,2010 г.

  4. Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по физической географии России. 7 класс М., Просвещ., 2006 г.

  5. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина География материков и океанов 8 кл., М., Просвещ.,2011 г.

  6. Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 8 класс М., Просвещ., 2007 г.

  7. Т.М. Лифанова, Соломина Е.Н. География 9 класс, Москва «Просвещение», 2010 г.

  8. Т.М. Лифанова. Рабочая тетрадь по географии материков и океанов 9 класс М., Просвещ., 2005 г.

Общая характеристика учебного предмета

География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально - экономические процессы во взаимосвязи.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром профессий, распространённых в своём регионе.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, социально - бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение». Необходимость межпредметных связей с другими учебными дисциплинами, а также преемственность географического содержания и природоведческих курсов подчёркивается выделением специальной рубрики «Межпредметные» связи после каждой темы.

Учитывая общие и специальные задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объёме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы по 2 урока в неделю. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом: 6 класс - «Начальный курс физической географии» (68 часов), 7класс - «География России» (68 часов), 8 класс - «География материков и океанов» (68 часов), 9 класс - «География материков и океанов» (52 часа) и «Наш край» (16 часов). На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также по годам обучения сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. Проведению практических работ в 6-9 классах помогут изданные рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приёмов. Часть заданий из тетради может быть выполнена на доске (под руководством учителя) на этапе закрепления географического материала. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к умственно отсталым учащимся задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочих тетрадях на печатной основе впервые опубликованы контурные карты, предназначенные для детей с интеллектуальной недостаточностью. Они имеют меньшую географическую нагрузку, чётко выделенные контуры отмечаемых объектов, пунктирные и цветовые подсказки. Значительную помощь учащимся окажут атласы (иллюстрированные приложения к учебникам), которые специально адаптированы к психологическим и возрастным особенностям детей с интеллектуальными нарушениями. Используя их, учащиеся могут давать комплексную характеристику иллюстрированной территории (растительный мир, животный мир, занятия населения). В связи с материальными трудностями школа не имеет возможности обеспечить всех учеников 6-9 классов рабочими тетрадями. Тем не менее, учитель, имея в наличии несколько экземпляров рабочих тетрадей, осуществляет практическую направленность уроков, давая детям копии заданий с рабочих тетрадей.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с формами земной поверхности, водоёмами, планом и картой. В данной программе вначале планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоёмах своей местности (на экскурсиях).На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоёмы на карте.

Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии - «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований.

Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звёздочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя. Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий. В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение,

извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим территориям.
7 класс полностью посвящён ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.

При изучении географии России учитель должен пользоваться современными географическими картами (физической, политико-­административной и картой природных зон России). На изучение «Географии России» в данной программе отведён весь 7 класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

Природные зоны России

Задача первого блока этого раздела - создать целостное представление о своей родине, раскрыть разнообразие её природных условий, ресурсов, населения и хозяйства. Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении 1 блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая, таким образом, учащихся к изучению отдельных природных зон. В региональной части курса, во втором блоке, даётся комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины. При изучении природных зон России учитель вправе выделить больше времени и уделить особое внимание той природной зоне, в которой расположена школа. При изучении географии своей страны необходимо констатировать новые национально - территориальные образования, подчёркивая культурные и этнографические особенности населения. Появление нового учебника по географии России с иллюстрированным приложением облегчает семиклассникам процесс усвоения программного материала о географии своей страны, а упрощённые контурные карты, размещённые в рабочих тетрадях на печатной основе, помогут заполнить изучаемые объекты на карте России.
Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Учитель должен познакомить учащихся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами. В 4 четверти 8 класса учащиеся начинают более подробно изучать физическую географию материка, на котором мы живём. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертании берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии. Изучение своего материка продолжается в 9 классе.

Такое расположение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Тематика этого раздела деидеологизирована: изучаемые страны сгруппированы не по принадлежности к той или иной общественной системе, а по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам.
Следует обратить внимание на характерные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия). Бывшие союзные республики изучаются во 2 четверти 9 класса в разделе «Восточная Евразия», «Центральная и Юго - Западная Азия». Компактное изучение этих стран даёт учителю возможность рассказать о распаде монополизированного государства и обратить внимание учащихся на налаживающиеся экономические и культурные контакты с некоторыми из этих суверенных государств.

В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино и видеофильмов о природе, культурных и исторических достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте её народа.

Примерный план изучения стран Евразии (географическое положение, климат, рельеф, флора и фауна, хозяйство, население, столица, крупные города, культура, обычаи, традиции, достопримечательности) уточняется и конкретизируется учителем в зависимости от особенностей данного государства.

Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты),приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому целесообразно завершить курс «Географии материков и океанов» темами, посвящёнными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6, 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом).

Заканчивается курс географии региональным обзором. В предлагаемой программе изучению своей местности отводится почти вся четвёртая четверть 9 класса. Территорию для изучения (республика, край, область, район, город, село) определяет сам учитель. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе края, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе. Выпускники специальных коррекционных школ должны уметь ориентироваться в своей местности, знать основные достопримечательности своего края.

На уроках можно усилить изучение социальных, культурологических и экологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. Данная программа обеспечивает оптимальный объём знаний по географии для детей с нарушением интеллекта. Учитывая индивидуальные особенности школьников, учитель может снижать уровень требований к отдельным учащимся по темам, связанным с географической картой.

Внутри разделов, не выходя за рамки указанного времени, педагог вправе перераспределять количество часов на изучение отдельных тем.

Настоящая программа рассчитана на учащихся 6-9 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год в каждом классе. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин). На курс отведено 68 часов на один год обучения(2 часа в неделю) на каждый класс. Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. В конце каждого раздела проводится обобщающий урок.

Цели обучения

  • формирование у учащихся географических понятий и представлений, входящих в систему географических знаний.

  • формирование у учащихся представлений о географическом положении, природе, населении, хозяйстве, административном делении, экологических проблемах своей страны для успешной дальнейшей социализации и интеграции их в обществе.

Основные задачи курса географии:

  • дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран;

  • показать особенности взаимодействия человека и природы;

  • познакомить с культурой и бытом разных народов;

  • помочь усвоить правила поведения в природе;

  • развивать устную речь, внимание, память, наблюдательность, мышление, зрительное восприятие;

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;

  • содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;

  • содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространённых в нашем регионе;

  • учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные связи;

  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение и другие мыслительные операции;

  • расширять лексический запас;

  • развивать связную речь;

  • развивать пространственную ориентацию;

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие и коррекция связной речи, абстрактного мышления

  • Обогащение словаря

  • Развитие основных мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации

  • Коррекция познавательных процессов у учащихся

  • Развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания

  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

Место предмета в учебном плане

В учебном плане составленного на основании Базисного учебного плана общеобразовательной организаций МАОУ «Юго-Камская средняя школа», в коррекционных классах VIII вида, в 6 - 9 классах предусмотрено по 2 часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана в 6 классе на 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.

Рабочая программа рассчитана в 7 классе на 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.

Рабочая программа рассчитана в 8 классе на 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.

Рабочая программа рассчитана в 9 классе на 70 часов, 2 часа в неделю, 35 учебных недель.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:

  • пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

  • пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

  • соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

  • логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

  • понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.

Виды контроля

  • Промежуточный: правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в учебнике, давать им характеристику, делать выводы, обобщения

  • Итоговый (за четверть): проверка знаний, понимание содержания изученного.

Основное содержание учебного предмета
  1   2   3   4

Похожие:

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconПояснительная записка История 7 класс Программа составлена на основе...
Авторы программы предлагают учебно-методический комплект: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца ху1 до конца ху111...

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconУчебно-методический комплекс по дисциплине делопроизводство в бухгалтерии...
Доу, и создания документа. Обеспечения его оперативного хранения и порядка передачи дел в архив, а также ознакомиться с историей...

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconПояснительная записка. 1Нормативные документы Цели и задачи, которые...
Программа предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных учреждениях и школах с углублённым изучением английского...

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconМетодические рекомендации для преподавателей 157 пояснительная записка...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов различных специальностей и специализаций багсу, изучающих дисциплину «Теневая...

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Учет на предприятиях малого бизнеса»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconКравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: Учебник для 6 класса
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconПояснительная записка 2-8 Учебно-тематический план 9 Учебно-методическое...
Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
Григорьев М. В. Информационные системы в экономике. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 02....

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconМетодические указания к разработке учебно-методических комплексов...
Учебно-методический комплекс по специальности (направлению) (умкс) представляет собой комплект нормативных и методических материалов,...

Пояснительная записка. Учебно-методический комплект iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Моделирование систем»
Пояснительная записка содержит 31 страницу, 3 таблицы, 24 рисунка, 4 библиографических источника, 1 фрагмента листинга

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск