Скачать 486.79 Kb.
|
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики Чувашский республиканский институт образования Кафедра иностранных языков Исследовательская деятельность. Методические рекомендации для старшеклассников по исследовательской деятельности по английскому языку. (Из опыта работы над проектом «Научно- практические конференции».) Работа выполнена Тушинской Э.А. учительницей английского языка МОУ «Урмарская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Г.Е. Егорова» Научный руководитель: Лекарева Л.Г. Чебоксары 2007. Введение. В соответствии с Федеральным базисным планом и Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта в 2004 году на старшей ступени общего среднего образования введена система профильного обучения. Профильное обучение направлено на обеспечение индивидуализации и дифференциации учебного процесса за счет изменений в его структуре, содержании и организации. Такая личностно- ориентированная модель старшей ступени среднего образования позволяет более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся и создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжить образование. Для профильной школы адекватными методами обучения являются проблемные методы, в том числе и исследовательские. Их применение меняет позицию ученика и учителя в образовательном процессе. Ученик становится активным субъектом деятельности, а учитель при этом выполняет функцию консультанта, помогая учащемуся приобрести средства для разрешения проблемной ситуации. Для повышения интереса к исследовательской деятельности и во внеурочное время по английскому языку был начат проект «Английский язык, как средство познания», который затем перешел в общешкольный проект Научно- практические конференции учащихся «Шаг в будущее». Эта работа не только актуальна, но и жизненно необходима как ученикам, так и самой школе. Учащиеся поучают практический опыт, новую информацию об объектах исследования, и не только работают над развитием своей познавательной сферы, но и развиваются личностно. Данные методические рекомендации по организации исследовательской деятельности стали результатом решения тех проблем, которые возникали при подготовке и проведению общешкольной ученической конференции по английскому языку. Методические рекомендации знакомят учащихся с технологией ведения исследовательской деятельности, формами исследовательских работ, методами исследования в гуманитарных науках и помогут им успешно защитить свои исследовательские работы на различных конференциях по английскому языку и другим гуманитарным дисциплинам. Содержание:
Планирование исследовательской деятельности. Сколько удивительного содержится в округ нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий наш мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные ниже задания, можно освоить некоторые приемы. Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска. Постепенно, выполняя предложенные ниже задания, можно освоить некоторые его приемы. Как выбрать тему исследования? Проблемы исследования Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы решить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему? Как выявлять проблемы Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Вопросы в помощь при выборе темы Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть кто-то подскажет интересную идею. Какими могут быть темы исследования? Все темы можно условно объединить три группы: Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектов и явлениях; Экспериментальные – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др. Цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон. Задачи исследования. Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследования. Например, вы исследую поведение вороны ставите перед собой задачи выяснить: 1. Как ведет себя ворона по отношении к своим собратьям. 2. Каково ее поведение по отношению к людям. 3. Как ворона реагирует в случаях возникновения опасности (например, появление хищника). 4. Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года. 5. Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород. Гипотезы исследования. Гипотеза – это предположение еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древне греческого «hypothesis» - основание предположение, суждение о закономерной связи явления. Обычно гипотеза начинается со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если…», «то…». Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез - предположение о том, как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Формы исследовательских работ Доклад Доклад- это документ, содержащий изложение результатов исследовательской работы, опубликованной в печати или прочитанной в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам конференции . Стендовый доклад Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд размером около 1 кв.м. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду при помощи булавок (кнопок и т.п.). В верхней части стенда крепится полоска с названием работы. Под названием на той же полосе указываются фамилии авторов и научного руководителя, название учреждения и города, в котором выполнена работа. В левом углу полоски должен быть выделен индивидуальный номер стенда, который сообщается при регистрации. Требования к стендовому докладу
Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе. Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде. Реферат Согласно словарю иностранных слов реферат представляет собой:
В практике приходится встречаться со значительными расхождениями в требованиях педагогов к работе учащихся над рефератами, их оформлению и процедуре защиты. Реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов. При руководстве работой учеников над рефератами необходимо учитывать:
Реферат позволяет проверить не только то, насколько учащиеся понимают материал, но и их умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания. Поэтому к такой деятельности целесообразно привлекать учеников, склонных к исследовательской деятельности, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.
Руководство реферативной работой предполагает оказание учителем помощи в выборе учеником темы реферата, его консультирования в процессе изучения избранной проблемы и оформлении текста. Учитель также может давать рекомендации по содержанию введения и заключения, подбору иллюстративного материала и источников информации по проблеме, оформлению текста и процедуре защиты. Выявить актуальность проблемы, определить структуру работы, сформулировать выводы должен ученик сам.
Как правило, работа над рефератом занимает у школьника не менее одного месяца. Необходимо учесть, что, после того как учитель ознакомится с черновым вариантом реферата, ученику понадобится время для доработки содержания и редактирования текста. За неделю до защиты реферат сдается на рецензию учителю- предметнику, руководившему работой.
Введение предусматривает, что в его содержании формулируется проблема, описывается ее актуальность, определяются цели и задачи реферата. Объем введения не должен превышать 1-2 страниц. Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала. Весь текст должен содержать правильно оформленные цитаты и ссылки. В заключении подводятся итоги работы, формулируются выводы, обозначаются перспективы решения заявленной проблемы. Объем заключения не должен превышать 1-2 страниц. Список источников следует оформлять в соответствии с ГОСТом. Он может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких- либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.
На процедуре защиты работы учитель зачитывает перед членами комиссии рецензию на реферат. Далее слово предоставляется ученику. Доклад должен быть рассчитан на 5-7 минут. Он готовится в виде отдельного текста. Доклад не должен представлять собой пересказ текста реферата, тем более его чтение. В своем выступлении ученик обозначает актуальность выбранной темы, цель реферата, его задачи, сообщает полученные выводы. Допустимо остановиться на наиболее интересных моментах работы. Желательно, чтобы учащийся сообщил, насколько значима тема реферата лично для него. После доклада члены комиссии задают учащемуся вопросы. Далее можно открыть свободную дискуссию членов комиссии, в процессе которой они высказывают свои соображения по теме и содержанию реферата. После того как на все вопросы даны ответы, и дискуссия закончилась, комиссия совещается по поводу оценки реферата. В это время ученик не присутствует в помещении, где проводится защита. После достижения комиссией согласия относительно оценки работы, учащемуся объявляются результаты защиты. Члены комиссии высказывают свои мнения относительно содержания реферата и рекомендации по продолжению такого рода работы.
Оценивая реферат, педагогу необходимо учитывать следующие компоненты работы:
|
М. Горького д боу дпо (ПК) с «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии каб. 315, тел. 45-66-95 | Лингвистика и межкультурная коммуникация – Теория и методика преподавания иностранных языков и культур – квалификация выпускника:... | ||
Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков имени Хо Ши Мина, специальность- учитель иностранных языков,... | |||
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального... | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» | ||
Уставом муниципального образования города Чебоксары столицы Чувашской Республики, утвержденным решением Чебоксарского городского... | Настоящая программа составлена в соответствии и на основании следующих нормативных документов | ||
Ооп – 040102. 65 Социальная антропология – квалификация выпускника: "Социальный антрополог" | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |