Скачать 0.69 Mb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Юрьевская основная общеобразовательная школа Островского района Костромской области Муниципальный этап областного методического конкурса педагогов образовательных учреждений Костромской области Номинация Учебно-методическая разработка автор: Добрякова Наталья Владимировна, учитель истории Контингент: 8 класс с. Юрьево 2012-2013 уч. г.
Аннотация В настоящей учебно-методической разработке освещен вопрос о использовании краеведческого материала на социокультурном предмете «Истоки» в 8 классе. Работа состоит из пояснительной записки, теоретической и методической части, заключения, приложений. В приложении мною представлены технологические карты и конспекты уроков, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, а так же рабочий материал к урокам. Данные материалы можно использовать в учебно-воспитательном процессе на уроках «Истоки» в 8 классе. 1. Пояснительная записка В последнее время усилился интерес к истории родного края. Это нашло отражение в возобновлении работы школьных исторических музеев, комнат Боевой и Трудовой Славы, создании виртуальных музеев. В школах Костромской области введен социокультурный предмет «Истоки». Цель курса «Истоки» – ввести в образовательное пространство российской школы систему ценностей, идеалов и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации. «Истоки» призваны консолидировать региональное сообщество вокруг образования, которое становится в таком случае важнейшим фактором оздоровления всей социокультурной среды1. В 8-м классе в рамках программы учебного курса речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы как «ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА» (дух творчества, его языки и мотивы), «ИСТОКИ ОБРАЗНОГО» (образы мира божественного, природного и человеческого), «ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА» (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя) Таким образом, «Истоки» в 8 классе призваны, аккумулировав весь предыдущий опыт присоединения к универсалиям отечественной культуры, открыть новый этап в истоковедении. Учащимся предстоит открыть волнующий и многогранный мир творческой деятельности человека - художественной, научной, управленческой, просветительской и т.д. ради познания ее духовного, нравственного и общественного предназначения. Уроки по предмету «Истоки» – это уроки гражданственности, патриотизма, высокой нравственности. Это уроки с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, уроки, ориентированные на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся. Проведение таких эффективных уроков возможно при использовании краеведческого материала, который обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря включению краеведческого материала в урок, удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Проблема использования краеведческого материала по предмету «Истоки» в 8 классе является актуальной. Учебное пособие по предмету разрабатывал вологодский автор – Камкин Александр Васильевич, через весь учебный материал «красной нитью» проходит история Вологодского края, учебник предназначен для Вологодской области. Об истории Костромской земли не упоминается в учебнике ни слова, поэтому учителю необходимо составлять тематическое планирование с учетом краеведения, дополнительно подбирать материал по истории Костромского края, анализировать периодическую печать, справочники и т. д. Цель методической разработки: -раскрыть особенности преподавания краеведческого материала в учебном процессе по предмету «Истоки» в 8 классе. Задачи: - проанализировать накопленный краеведческий материал в Зале Боевой и Трудовой Славы при МКОУ Юрьевская ООШ; - спланировать учебно-воспитательный процесс по предмету «Истоки» в 8 классе с учетом краеведческого материала; - определить эффективные методы и средства преподавания краеведческого материала в 8 классе - разработать конспекты уроков по разделу «Языки творчества» - апробировать данную методическую разработку в учебно-воспитательном процессе в 2012-2013 учебном году. Ожидаемые результаты методической разработки: - созерцание глубинных истоков различных творческих сфер в родном крае; - осознание духовно-нравственных основ творчества; - принятие многовековой традиции общественного служения; - развитие коммуникативных, познавательных, социальных, профессиональных способностей личности; - формирование умений и навыков у учащихся в исследовательской деятельности; - определение значимости вклада земляков в общее дело. Реализация методической разработки осуществляется в учебно-воспитательном процессе в рамках проведения уроков, экскурсий, творческих проектов и т.д. 2. Теоретическая часть Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческий материал помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря краеведению удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий, встречи с земляками, оформления исследовательских работ учащимися и т.д. Для эффективности использования краеведческого материала на уроке придерживаюсь следующих условий:
Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:
Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников. В ходе работы решаются следующие задачи: 1. Специальные:
2. Общепредметные:
Таким образом, краеведение дает огромные возможности для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу. 3. Методическая часть Краеведческий материал аккумулирован в школьном Зале Боевой и Трудовой Славы, через работу которого осуществляется углубленное изучение предмета. В фондах Зала Боевой и Трудовой Славы при школе хранится около 19 воспоминаний ветеранов ВОВ, четыре воспоминания родных и близких о погибших в годы Великой Отечественной войны, 15 воспоминаний тружеников тыла, два воспоминания вдов войны, 15 воспоминаний детей войны. Оформлена творческая работа о Гарькуше Л. И. – узнице концлагеря. 14 творческих работ по материалам поиска о людях Трудовой Славы. Весь собранный материал оформлен в виде альбомов, папок. Создано 15 постоянных экспозиций, по которым разработаны тематические экскурсии. Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией и экспонированием в школьном Зале я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории и истоки. На начальном этапе курса истоки дети получают краеведческие знания в готовом виде. В дальнейшем для их приобретения учащиеся используют материал, который добыли сами из специальной литературы, воспоминаний очевидцев. Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Местный материал может составить содержание целого краеведческого урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края. Во втором - лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может иметь место на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться как учителем, так и учащимися. Формы и методы преподавания включают в себя лекции, учебные дискуссии, работы с историческим источником, проведение краеведческих викторин и компьютерных презентаций. Использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истоки, делает их знания более прочными и глубокими. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. Это отражено в тематическом планировании по предмету истоки в 8 классе. 3.1. Тематическое планирование предусматривает изучение учебного материала 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
В качестве примера реализации тематического планирования и использования краеведческого материала мною оформлены конспекты уроков и технологические карты по разделу «Истоки творческого слова. Языки творчества» (См. приложения) Заключение Главный результат методической разработки на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного поселка. Воспитание нравственных качеств должно осуществляться параллельно со всеми видами учебной деятельности. Нравственный результат не достигается автоматически. Сформировать нравственную активность можно только, соединив самостоятельное нравственное действие с самостоятельным нравственным мышлением. Изучая на уроке краеведческий материал, учащиеся уносят в жизнь имена писателей, поэтов, художников родного края. И еще то, что не укладывается в рамки обычных понятий, что составляет стержень человека – гражданское становление. Краеведческий материал является важным фактором формирования духовности, любви к родной земле, уважения к тем, кто множил и развивал культуру Отечества. В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты: 1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность; 2) ребята стали более активно работать на уроках; 3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов; 4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности. Список использованной литературы 1.Биография Руслановой Лидии Андреевны [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.biografguru.ru/about/ruslanova/?q=4096 свободный 2. История Российской империи в картинах российских художников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosimperija.info/post/1812 свободный. 3. Зонтиков Н. Сага о костромском дворянстве и ее автор [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://live.kostromka.ru/person/grigorov/saga-3568/ свободный. 4. Материал V Рождественских чтений в Островском муниципальном районе, исследовательская работа ученицы 10 класса Шиловой Дарьяны «О сельском художнике светлое слово». 5. Отрада Православная [Электронный ресурс] / Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»; авт. Камкин А. В./ . – Режим доступа: http://www.otrada.cryss.ru/council/256-----l-r, свободный. 6. Русланова Л. А. Песня «Валенки» – http://www.youtube.com/watch?v=pg8Xby0uTMQ 7.Русланова Л. А. Частушки. – http://video.mail.ru/mail/riswankir/21862/21843.html 8. Толковый словарь Ожегова С. И. [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Ю. Шведовой — Электрон. дан. — М.: 1992. — Режим доступа: http://www.ozhegov.org/index.shtml/ свободный. 9. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». [Электронный ресурс] – 2008–2013гг. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/1162349.html свободный. 10. Янцевич Е. Отец. // Островские вести. 2009. №2. С.2 Приложение № 1 Технологическая карта и конспект урока по теме «Язык духа» Технологическая карта урока. Предмет: истоки Класс: 8 |
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01 | Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения | ||
Методическая разработка посвящена внеклассному мероприятию в форме конкурса «Проверь себя». Данная разработка может быть полезна... | Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований... | ||
Методическая разработка предназначена для контроля уровня развития речевых умений. Контрольные задания построены на лексическом и... | Методическая разработка предназначена для встреч в женских группах Проекта Кешер, с женщинами в еврейских общинах, а так же для работы... | ||
Методическая разработка по теме: «Прием и оформление периодической подписки» подготовлено для обучающихся по специальности «Почтовая... | Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории | ||
Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории | Методическая разработка предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью проведения учебного... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |