Методическая разработка


НазваниеМетодическая разработка
страница1/6
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юрьевская основная общеобразовательная школа

Островского района Костромской области

Муниципальный этап областного

методического конкурса педагогов

образовательных учреждений

Костромской области


Номинация

Учебно-методическая разработка
автор:

Добрякова Наталья Владимировна,

учитель истории
Контингент:

8 класс


с. Юрьево

2012-2013 уч. г.




Содержание

Стр.

1.

Пояснительная записка

3-4

2.

Теоретическая часть

5

3.

Методическая часть

7

4.

Заключение

12

5.

Список использованной литературы

13




Приложения

14-38


Аннотация

В настоящей учебно-методической разработке освещен вопрос о использовании краеведческого материала на социокультурном предмете «Истоки» в 8 классе. Работа состоит из пояснительной записки, теоретической и методической части, заключения, приложений. В приложении мною представлены технологические карты и конспекты уроков, составленные в соответствии с требованиями ФГОС, а так же рабочий материал к урокам.

Данные материалы можно использовать в учебно-воспитательном процессе на уроках «Истоки» в 8 классе.
1. Пояснительная записка
В последнее время усилился интерес к истории родного края. Это нашло отражение в возобновлении работы школьных исторических музеев, комнат Боевой и Трудовой Славы, создании виртуальных музеев.

В школах Костромской области введен социокультурный предмет «Истоки».

Цель курса «Истоки» – ввести в образовательное пространство российской школы систему ценностей, идеалов и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации. «Истоки» призваны консолидировать региональное сообщество вокруг образования, которое становится в таком случае важнейшим фактором оздоровления всей социокультурной среды1.

В 8-м классе в рамках программы учебного курса речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы как «ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА» (дух творчества, его языки и мотивы), «ИСТОКИ ОБРАЗНОГО» (образы мира божественного, природного и человеческого), «ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА» (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя)

Таким образом, «Истоки» в 8 классе призваны, аккумулировав весь предыдущий опыт присоединения к универсалиям отечественной культуры, открыть новый этап в истоковедении. Учащимся предстоит открыть волнующий и многогранный мир творческой деятельности человека - художественной, научной, управленческой, просветительской и т.д. ради познания ее духовного, нравственного и общественного предназначения.

Уроки по предмету «Истоки» – это уроки гражданственности, патриотизма, высокой нравственности. Это уроки с огромным познавательным и воспитательным потенциалом, уроки, ориентированные на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся.

Проведение таких эффективных уроков возможно при использовании краеведческого материала, который обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков практического применения полученных знаний в жизни. Благодаря включению краеведческого материала в урок, удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания.

Проблема использования краеведческого материала по предмету «Истоки» в 8 классе является актуальной. Учебное пособие по предмету разрабатывал вологодский автор – Камкин Александр Васильевич, через весь учебный материал «красной нитью» проходит история Вологодского края, учебник предназначен для Вологодской области. Об истории Костромской земли не упоминается в учебнике ни слова, поэтому учителю необходимо составлять тематическое планирование с учетом краеведения, дополнительно подбирать материал по истории Костромского края, анализировать периодическую печать, справочники и т. д.

Цель методической разработки:

-раскрыть особенности преподавания краеведческого материала в учебном процессе по предмету «Истоки» в 8 классе.

Задачи:

- проанализировать накопленный краеведческий материал в Зале Боевой и Трудовой Славы при МКОУ Юрьевская ООШ;

- спланировать учебно-воспитательный процесс по предмету «Истоки» в 8 классе с учетом краеведческого материала;

- определить эффективные методы и средства преподавания краеведческого материала в 8 классе

- разработать конспекты уроков по разделу «Языки творчества»

- апробировать данную методическую разработку в учебно-воспитательном процессе в 2012-2013 учебном году.

Ожидаемые результаты методической разработки:

- созерцание глубинных истоков различных творческих сфер в родном крае;

- осознание духовно-нравственных основ творчества;

- принятие многовековой традиции общественного служения;

- развитие коммуникативных, познавательных, социальных, профессиональных способностей личности;

- формирование умений и навыков у учащихся в исследовательской деятельности;

- определение значимости вклада земляков в общее дело.

Реализация методической разработки осуществляется в учебно-воспитательном процессе в рамках проведения уроков, экскурсий, творческих проектов и т.д.

2. Теоретическая часть
Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного изучения, а принцип обучения и воспитания на местном материале.

Краеведческий материал помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря краеведению удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Это достигается путем исторических экскурсий, встречи с земляками, оформления исследовательских работ учащимися и т.д.

Для эффективности использования краеведческого материала на уроке придерживаюсь следующих условий:

  • соответствие краеведческого материала общим методологическим задачам курса «Истоки»;

  • научной достоверности;

  • взаимосвязи местного и общеисторического материала;

  • учета исторически сложившихся условий развития края, его специфики;

  • систематичности и планомерности в использовании;

  • наглядности;

  • непосредственного участия школьников под руководством учителя в сборе и изучении краеведческого материала;

  • связи учебной и внеклассной историко-краеведческой работы;

  • применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования местного материала на уроках истории.

Краеведческий материал в учебно-воспитательном процессе эффективен тогда, когда он:

  • является не только средством иллюстрации и конкретизации общеисторических событий и явлений, но и источником получения новых знаний, расширения кругозора учащихся;

  • удобен для сравнения и сопоставления – в этом случае учащиеся учатся мыслить и делать выводы;

  • тесно связан с общеисторическими событиями и раскрывает специфические особенности развития родного края – дает положительный результат в патриотическом и духовно-нравственном воспитании личности.

Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников.

В ходе работы решаются следующие задачи:

1. Специальные:

  • познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае;

  • практические: формирование навыков исследовательской работы.

2. Общепредметные:

  • развитие логического мышления;

  • обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;

  • формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;

  • развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.

Таким образом, краеведение дает огромные возможности для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле, своему дому, своей семье, своему народу.

3. Методическая часть

Краеведческий материал аккумулирован в школьном Зале Боевой и Трудовой Славы, через работу которого осуществляется углубленное изучение предмета.

В фондах Зала Боевой и Трудовой Славы при школе хранится около 19 воспоминаний ветеранов ВОВ, четыре воспоминания родных и близких о погибших в годы Великой Отечественной войны, 15 воспоминаний тружеников тыла, два воспоминания вдов войны, 15 воспоминаний детей войны. Оформлена творческая работа о Гарькуше Л. И. – узнице концлагеря. 14 творческих работ по материалам поиска о людях Трудовой Славы. Весь собранный материал оформлен в виде альбомов, папок. Создано 15 постоянных экспозиций, по которым разработаны тематические экскурсии.

Сбором материала по местной истории, его классификацией, обработкой, систематизацией и экспонированием в школьном Зале я преследую педагогические цели и, прежде всего, использование его на уроках истории и истоки.

На начальном этапе курса истоки дети получают краеведческие знания в готовом виде. В дальнейшем для их приобретения учащиеся используют материал, который добыли сами из специальной литературы, воспоминаний очевидцев.

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности.

Местный материал может составить содержание целого краеведческого урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края. Во втором - лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может иметь место на любом этапе урока. Краеведческий материал может излагаться как учителем, так и учащимися.

Формы и методы преподавания включают в себя лекции, учебные дискуссии, работы с историческим источником, проведение краеведческих викторин и компьютерных презентаций.

Использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса истоки, делает их знания более прочными и глубокими.

Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. Это отражено в тематическом планировании по предмету истоки в 8 классе.
3.1. Тематическое планирование

предусматривает изучение учебного материала 1 час в неделю, итого 34 часа в год.



Тема урока

Краеведческий материал

Основные знания

Активные формы обучения

Введение (3 часа)

1.

О Творце, творчестве и творении

Творческая работа «Все цветы на первый взгляд молчат», о любви к цветам, о создании цветочного сада Булыгиной Е. В., жительница п. Красная Поляна

Талант как духовный дар. Вдохновение, озарение и духовное зрение. Нравственные смыслы творчества. Путь к истине и духовное состояние человека. Идея преображения в истории и культуре России. Отражение мира видимого и невидимого, горнего и дольнего в творческой деятельности человека.


Дар созерцания

2.

О таланте

Рассказ о жизни и творчестве художника Б. Кустодиева.

РК «Как вы видите свое предназначение в жизни?»

3.

Спутники творчества

Демонстрация фоторабот В. П. Алфимова.

Вдохновение

Истоки творческого слова (6 часов)

4.

Языки творчества. Язык духа

Материал II детских Рождественских чтений, рассказ о протоиерее Воскресенского храма отце Рафаиле.

Сказитель, летописец, писатель, поэт и оратор. Творческое слово как отражение духовно-нравственных идеалов и земной действительности. Слово как творец новой реальности.

Великие мастера слова: летописец Нестор и историк Николай Карамзин, митрополит Иларион и епископ Игнатий Брянчанинов, князь Владимир Мономах и полководец Александр Суворов, писатели Иван Тургенев, Антон Чехов и Леонид Леонов, поэты Александр Пушкин, Федор Тютчев и Николай Рубцов.

Язык безмолвия -язык духа

РК «Можно ли назвать творчеством «умную» молитву монаха, находящегося в

состоянии безмолвия? Почему?»

5.

Язык разума

Краевед, генеалог, историк, Почетный гражданин г. Костромы – Григоров Александр Александрович

Язык разума и духа

6.

Язык образа

Материал V детских Рождественских чтений «О сельском художнике, замолвите слово», о Жуковском Б. С., житель п. Красная Поляна

РК «Что вы считаете самым главным в творчестве художника?»

7.

Языки звуков

Встреча с творческим дуэтом «Ивушки»

Языки звуков

8.

Язык жеста. Как прочитать жест




Жест - помощник в общении

РК «Как язык жеста помогает вам в общении?»

Мотивы творчества (7часов)

9.

К творчеству призвала любовь.

Материал V детских Рождественских чтений «Для умелой руки – все работы легки», о Ромашове М. Г.

Свет, цвет, звук, жесты, формы, ритмы в художественном творчестве как символическое отображение духовных и нравственных состояний человека.

Эстетические взгляды различных поколений соотечественников: общее и особенное. Самобытность народной эстетики.

Любовь как основной мотив творчества

РК «Расскажите о своем, творчестве, к которому привела вас любовь»

10.

К творчеству призвало сердце.

Рукоделье с. Юрьево

Творчество по велению сердца

11.

К творчеству призвало Отечество

Костромские поэты о ВОВ

Любовь к Отечеству

12.

Истоки законотворчества. Жить

по закону




Создаем законы самоуправления в группе

13.

Жить по обычаю




РК «Какие наиболее ценные обычаи самоуправления в вашей группе вы можете назвать? Почему?»

14.

Жить по

справедливости




Об идеалах

15.

О правде




Жить по правде

Истоки образа (9 часов)

16.

Творение образов. Божественного мира. Икона.

Иконописец Гурий Никитин

Духовное и нравственное видение мира и ДО-видение образа. Образное и БЕЗ-образное в творчестве. Вдохновение мастера.

Выдающиеся творцы образов: иконописец Дионисий, художники Виктор Васнецов и Павел Корин, зодчий Матвей Казаков и скульптор Федот Шубин, композитор Александр Бородин и певец Федор Шаляпин.

Духовные и нравственные уроки их творчества и жизненного пути.

Московская школа иконописи

17.

Храм как образ Божественного мира

Заочная экскурсия по храмам Островского района. Иконостас Ипатьевского монастыря.

Храм как образ Божественного мира

РК «Что я вижу, слышу и чувствую, находясь в храме? Какие образы у меня

возникают?»

19.

Образы мира природного.

Инструментарий художника

Художники Костромской области.

Лесной богатырь-художник

20.

Образы мира дольнего, мифопоэтического.

Легенда о костромской Снегурочке, предания о названии Костромы

Что мы видим в образе

РК «Рассмотрите репродукции картин известных. Какие тайны природного мира открыли для вас эти

картины?»

21.

Мир «узорочья»

Материалы V детских Рождественских чтений «Щедра талантами земля родная», Красносельское ювелирное дело, встреча с рукодельницей Капитоновой Э. А.

Язык узоров

22.

Образы мира человеческого. Как

Василий Суриков создал образ героя

Образ Снегурочки в творчестве Островского А. Н.

Образ героя

23.

Как каждое сословие творило свой образ

Образ сельского жителя. Экскурсия в краеведческий музей с. Юрьево Дом культуры

У каждого сословия свой образ

24.

Как творили образ невидимого

Легенда о Святом ключике в Щелыково

Творение невидимого образа

РК «Представьте, что вы находитесь в невидимом граде Китеже? Каков идеальный образ святого города у вас возникает?»

25.

Посмотрим на самого себя




Посмотрим на самого себя

РК «Расскажите, с какими образами связана у вас каждая часть тела: голова, сердце, рука, нос?»

Истоки творчества разума (9 часов)

26.

О сути научного Творчества. О прямых путях и путях извилистых.

Рассказ о ветеранах педагогического труда школы

Пути научного творчества. Гипотезы и предвидение, анализ и синтез, теория и аксиома. Научные школы.

Предназначение ученого. Общественное служение науки.

Различные стратегии творческого научного мышления: интуитивное и рациональное, эволюционное и цикличное, аналоговое и образное и др.

Книжный мир Отечества.

Великие ученые и просветители: князь Ярослав Мудрый, математик Николай Лобачевский, механик Иван Кулибин, путешественник Николай Миклухо-Маклай, физиолог Иван Павлов, физик Игорь Курчатов, врач Николай Пирогов, филолог Владимир Даль, издатель Иван Сытин, педагог Константин Ушинский, конструктор Сергей Ильюшин.

Научные знания и мудрость.

О сути научного Творчества. О прямых путях и путях извилистых

27.

Знания донаучные и вненаучные




Знания донаучные и вненаучные

РК «Как помогают вненаучные знания познавать мир? Приведите примеры»

28.

Научные знания




Научные знания

29.

Во имя чего наука познает мир




Во имя чего наука познает мир

30.

Техническое творчество. Изобретатель




Изобретатель

31.

Творчество

просветителя. Духовные

просветители

Книгопечатание И. Д. Сытина. Церковь Иоанна Кронштадтского в п. Островское

Духовные просветители

32. 33.

Познай свои возможности




Познай свои возможности

34.

Истоки творчества




Истоки творчества

РК «В чем я вижу истоки своего творчества?»



В качестве примера реализации тематического планирования и использования краеведческого материала мною оформлены конспекты уроков и технологические карты по разделу «Истоки творческого слова. Языки творчества» (См. приложения)

Заключение

Главный результат методической разработки на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного поселка.

Воспитание нравственных качеств должно осуществляться параллельно со всеми видами учебной деятельности. Нравственный результат не достигается автоматически. Сформировать нравственную активность можно только, соединив самостоятельное нравственное действие с самостоятельным нравственным мышлением.

Изучая на уроке краеведческий материал, учащиеся уносят в жизнь имена писателей, поэтов, художников родного края. И еще то, что не укладывается в рамки обычных понятий, что составляет стержень человека – гражданское становление.

Краеведческий материал является важным фактором формирования духовности, любви к родной земле, уважения к тем, кто множил и развивал культуру Отечества.

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность;

2) ребята стали более активно работать на уроках;

3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;

4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.

Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.

Список использованной литературы

1.Биография Руслановой Лидии Андреевны [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.biografguru.ru/about/ruslanova/?q=4096 свободный

2. История Российской империи в картинах российских художников [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rosimperija.info/post/1812 свободный.

3. Зонтиков Н. Сага о костромском дворянстве и ее автор [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://live.kostromka.ru/person/grigorov/saga-3568/ свободный.

4. Материал V Рождественских чтений в Островском муниципальном районе, исследовательская работа ученицы 10 класса Шиловой Дарьяны «О сельском художнике светлое слово».

5. Отрада Православная [Электронный ресурс] / Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки»; авт. Камкин А. В./ . – Режим доступа: http://www.otrada.cryss.ru/council/256-----l-r, свободный.

6. Русланова Л. А. Песня «Валенки» – http://www.youtube.com/watch?v=pg8Xby0uTMQ

7.Русланова Л. А. Частушки. – http://video.mail.ru/mail/riswankir/21862/21843.html

8. Толковый словарь Ожегова С. И. [Электронный ресурс] / Под ред. Н. Ю. Шведовой — Электрон. дан. — М.: 1992. — Режим доступа: http://www.ozhegov.org/index.shtml/ свободный.

9. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». [Электронный ресурс] – 2008–2013гг. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/1162349.html свободный.

10. Янцевич Е. Отец. // Островские вести. 2009. №2. С.2
Приложение № 1

Технологическая карта и конспект урока по теме «Язык духа»
Технологическая карта урока.

Предмет: истоки

Класс: 8

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методическая разработка iconМетодическая разработка Проведения учебного занятия на тему «Судебное разбирательство»
Методическая разработка предназначена для обучающихся специальности 38. 02. 01

Методическая разработка iconМетодическая разработка по дисциплине «Организация инновационной деятельности предприятия»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения

Методическая разработка iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия в форме конкурса «Проверь себя»
Методическая разработка посвящена внеклассному мероприятию в форме конкурса «Проверь себя». Данная разработка может быть полезна...

Методическая разработка iconМетодическая разработка для проведения занятий со слушателями умц. Тема №13
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со слушателями умц с целью изучения основных требований...

Методическая разработка iconМетодическая разработка серии контрольных работ для тематического...
Методическая разработка предназначена для контроля уровня развития речевых умений. Контрольные задания построены на лексическом и...

Методическая разработка iconПрограмма «Противодействие торговле людьми и бытовому насилию» Методическая...
Методическая разработка предназначена для встреч в женских группах Проекта Кешер, с женщинами в еврейских общинах, а так же для работы...

Методическая разработка iconПояснительная записка Методическая разработка по теме: «Прием и оформление...
Методическая разработка по теме: «Прием и оформление периодической подписки» подготовлено для обучающихся по специальности «Почтовая...

Методическая разработка iconМетодическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab
Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории

Методическая разработка iconМетодическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab
Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории

Методическая разработка iconМетодическая разработка учебного занятия по дисциплине «Информационные...
Методическая разработка предназначена для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью проведения учебного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск