МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт детства
Кафедра логопедии и детской речи
Допускаю к защите
Зав.Кафедрой логопедии и детской речи
Л.В.Ковригина
________________20__г.
ВЫПУСКНАЯКВАЛИФИКАЦИОННАЯРАБОТА
Дифференцированный подход к организации работы учителя-логопеда с родителями детей 4-5 лет с нарушением речи
Выполнила студентка группы12(02)-СДО-ЛОГ
С. С. Белова
Направление подготовки 050700.62 СДО
Профиль: Логопедия
Форма обучения: заочная
Научный руководитель: к.п.н., профессор кафедры
логопедии и детской речи Л.В.Ковригина
________________________________________ Новосибирск2015
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Современное состояние проблемы взаимодействия логопеда ДОУ с семьей
1.1. Понятие и симптоматика нарушения речи у детей дошкольного возраста…9
1.2. Сущность дифференцированного подхода в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста…………………………………………..14
1.3. Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями детей дошкольного возраста с учетом дифференцированного подхода………............18
Глава 2. Экспериментальные формы и методы работы учителя-логопеда с родителями детей 4-5 лет с нарушениями речи
2.1. Организация исследования и описание диагностической методики………50
2.2. Описание и содержание логопедической работы с родителями детей 4-5 лет с нарушениями речи………………………………………………………………..58
2.3. Повторная диагностика. Анализ результатов и оценка эффективности системы логопедической работы с родителями………………………………….65
Заключение………………………………………………………………………….67
Список использованных источников……………………………………………...70
Приложение А………………………………………………………………………74
Приложение Б………………………………………………………………………76
Приложение В………………………………………………………………………78
Приложение Г ……………………………………………………………………81
ВВЕДЕНИЕ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста т. к. статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Формирование правильной устной речи детей - одна из главных задач дошкольного учреждения. Освоение языка, его грамматического строя, словарного состава, её звуковой стороны дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Чем бочаге и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи может негативно отразиться на психическом и психологическом развитии ребенка.
Семья является первой ступенью овладения ребенком родным языком, как средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка являются родители. Я. А.Каменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И. Г.Песталоцци-руководство для матерей. К.Д.Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А.Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогам. Л. Ф.Островская, Т. А. Макарова, Н. Ф.Виноградова и др., разработали содержание и формы и методы работы ДОУ с семьей (посещение семьи, консультации, беседы, родительские собрания).
Педагоги работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (М.С. Хватцев, Н. С.Жукова, Т. Б.Филичева, Г.В. Чиркина, С.А.Миронова, Г.А.Каше и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Одним из которых является: неблагоприятное влияние языковой среды, то есть недостаточное речевое общение ребенка с матерью. Исследования показывают, что возникновение речевых нарушений у детей в определенной мере связано со стилем их общения с матерью: чем сильнее выражена материнская холодность при общении с ребенком, тем выше вероятность возникновения речевых расстройств. Так, особенности речевой стратегии взрослого могут стимулировать или тормозить речевое развитие ребенка.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится.
Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей - значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у школьника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Таким образом, современным родителям нужна постоянная консультативная помощь учителя - логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того, чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. А для этого нам необходимо лучше узнать семью воспитанника учитывая: роль всех членов семьи в воспитании ребенка; тип семейного воспитания; позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.
Организация сотрудничества учителя-логопеда с родителями для преодоления речевых нарушений у детей является особо актуальной проблемой, т.к. количество детей, имеющих те или иные отклонения в речевой сфере, увеличивается, а от участия родителей в коррекционном процессе во многом зависит эффективность воздействия. Помощь ребенку в его умственном, физическом и речевом развитии и это огромный труд. Роль родителей в этой работе трудно переоценить.
Многие родители не понимают, что устранение речевого дефекта довольно длительный процесс и положительного результата можно добиться при активном участии учителя-дефектолога и семьи. Помощь детям тогда будет эффективна, когда к их речи родители и дефектолог предъявляют единые требования. Это вполне достижимо, если родители будут регулярно посещать логопедические занятия, беседовать со специалистами, знать специфику детей и приемы работы с ними, демонстрировать позитивные достижения в состоянии речи детей, грамотно квалифицировать затруднения. При регулярных контактах с родителями дефектолог сможет продуктивно проводить беседы о результатах пройденного этапа и задачах последующего, давать указания для проведения домашних упражнений, обмениваться мнениями о состоянии речи и успехах ребенка, особенностях работы с ним.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочетов в ней, а потому и не помогают детям усваивать правильную речь. Нужно указать родителям на значение правильной речи окружающих для формирования речи детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность её и необходимость разумных требований к ребенку. Каждому из родителей показать, как надо обучать детей тому или иному звуку, привлекать их к работе над речью ребенка дома, главным образом закреплять достигнутое в детском саду.
Ведущая роль развития речи детей отводится взрослым: воспитателю детского сада и родителям в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Только в тесном сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения осуществляется эффективное обучение и воспитание.
Родители всегда должны чувствовать, что логопед не просто механический исполнитель своих обязанностей, а человек, близко принимающий судьбу их детей и всегда готовый прийти на помощь.
Цель исследования: разработка содержания дифференцированного подхода к организации работы учителя-логопеда с родителями детей 4-5 лет с нарушениями речи в соответствии с характером речевых нарушений, уровнем сформированности представлений о речевых нарушениях их детей.
Объект данного исследования: состояние нарушения речи детей и разработка содержания работы учителя-логопеда с родителями детей 4-5 лет с нарушениями речи.
Предмет: дифференцированный подход к работе учителя-логопеда с родителями детей 4-5 лет с нарушениями речи в соответствии с представлениями родителей о речевых нарушениях.
Задачи исследования:
Подобрать, изучить, проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Подобрать и систематизировать содержание вопросов для изучения дифференцированного подхода к организации работы учителя-логопеда с родителями детей с нарушением речи.
Организовать и провести диагностическое исследование и проанализировать полученные результаты.
На основе анализа полученных данных исследования разработать систему работы с родителями детей 4-5 лет с нарушениями речи в соответствии с характером речевых нарушений и уровнем сформированности представлений речевых нарушениях их детей.
Организовать и провести повторное анкетирование с целью изменения представлений родителей о речевых нарушениях их детей.
Методологической основой исследования являются совокупность психолого-педагогических положений (Л.С. Выготского, Я. А. Коменского, A. C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К. Д.Ушинского и др.), раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению организации коррекционно-логопедической работы на основе взаимодействия учителя-логопеда и семьи, положения гуманистического направления в педагогике, психологии, дефектологии, о сущности воспитания ребенка с нарушениями речи.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, тестирование, беседу; теоретическая и методическая интерпретация педагогического исследования; изучение медицинской и педагогической документации, наблюдение; математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные педагогические пути, средства организации коррекционно-логопедической работы на основе взаимодействия ДОУ и семьи, разработанная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс.
База для исследования - МКДОУ № 3 г. Барабинска.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
|