Скачать 249.95 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления» ___________________________________________________________ Институт финансового менеджмента Кафедра бухгалтерского учета и аудита ПРОГРАММАпроизводственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 080109 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» МОСКВА-2010 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления» ___________________________________________________________ Институт финансового менеджмента Кафедра бухгалтерского учета и аудита Утверждаю Первый проректор ГУУ проф. В.М.Свистунов «___» ____________ 2010г. ПРОГРАММАпроизводственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 080109 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» МОСКВА-2010 УДК 657.1 657.6 (073) 6 Н1 Программа производственной (организационно-экономической) практики для студентов специальности 080109 – «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (Текст) / Государственный университет управления, Институт финансового менеджмента ГУУ, Кафедра «Бухгалтерский учёт и аудит», (сост. Т.И. Мелехина, Н.И. Александрова). – М.: ГУУ, 2010. – 21 с. Составители: кандидат экономических наук, доцент АЛЕКСАНДРОВА Н.И. кандидат экономических наук, доцент Мелехина Т.И. Ответственный редакторзаведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита д.э.н., проф. Рогуленко Т.М. Обсуждена на заседании кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» 24 февраля 2010 года Обсуждена и одобрена на заседании методического совета Института финансового менеджмента ГУУ 5 апреля Т.И. Куценко, 2010 ГОУВПО «Государственный университет управления, 2010» СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………....5
1.1. Сроки и продолжительность практики…………………….6 1.2. Цель и задачи практики……………………………………..6 1.3. Базы практики и рабочие места студентов………………...6 1.4. Организация и руководство практикой ……………………7
Приложения……………………………………………………..23 ВВЕДЕНИЕВ процессе подготовки специалистов высшей квалификации важное место занимает организационно-экономическая производственная практика студентов. Производственная практика у студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», направлена на получение навыков в практической работе по избранной специальности. Данная программа составлена на основании Положения о производственной практике студентов, разработанного УМУ ГУУ, а также в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». При составлении программы использованы «Методические указания к оформлению курсовых, дипломных проектов (работ), научных рефератов, отчетов о практике и НИРС» / Сост.: Н.И.Заичкин, Н.С.Куприянов: ГУУ-М., 2008г. Программа производственной практики и прилагаемые к ней документы являются основными организационно-методическими рекомендациями по руководству и проведению практики студентов в организациях с разной формой собственности.
1.1 Сроки и продолжительность практики Производственная практика проводится после прохождения студентами очной формы обучения контроля по итогам восьмого семестра и девятого семестра для студентов очно-заочной формы обучения в течение 8 недель. Сроки практики устанавливаются в соответствии с календарным графиком. 1.2. Цель и задачи практики Производственная практика имеет целью:
1.3. Базы практики и рабочие места студентов Базы практики могут быть предложены кафедрой или выбраны студентом самостоятельно и согласованы с кафедрой. Для направления студентов на практику оформляется письмо в адрес руководства взаимной договоренности кафедры (студента) и организации (приложение 1) или в соответствии с договорами, заключенными с предприятиями. Рабочие места студентов на практике должны соответствовать конкретным задачам рабочей программы практики и обеспечивать работу практикантов в зависимости от структуры бухгалтерии предприятия (организации) с учетом формы собственности и отраслевых особенностей их финансово-хозяйственной деятельности. 1.4. Организация и руководство практикой Организация и учебно-методическое руководство практикой осуществляется выпускающей кафедрой в соответствии с настоящей программой. Для организации и проведения практики кафедрой из числа преподавателей назначается руководитель, который должен обеспечить контроль за ее проведением в соответствии с программой. Распределение студентов по объектам и назначение руководителей практики оформляется приказом проректора Университета. Содержание практики каждого студента с учетом индивидуального направления его деятельности в организации должно быть раскрыто в рабочей программе (приложение 2). Такая программа разрабатывается студентом под руководством руководителя практики от кафедры и включает в себя следующее:
Перед началом практики кафедра проводит со студентами организационное собрание, на котором разъясняются цели, задачи и содержание практики. На собрании студентам выдаются следующие материалы: - рабочая программа практики; - дневник студента по практике; - индивидуальное задание по специальности и научно-исследовательской работе. Студенты информируются о графике проведения консультаций по практике на кафедре, дате и времени защиты отчетов по практике, о требованиях к содержанию и форме отчета, представляемого каждым студентом в конце практики. Закончив производственную практику на предприятии (в организации), студент должен подготовить отчет по итогам работы. Все документы, нормативные и справочные материалы, полученные в период прохождения практики, должны быть обработаны и приложены к отчету. При прохождении практики студенты обязаны:
Со стороны предприятий (организаций) – баз практики обеспечивается следующее:
Производственная практика студентов направлена на углубление знаний и приобретение практических навыков в организации и ведении бухгалтерского учета на предприятиях (в организациях) с разной формой собственности. В период практики студенты должны выполнить следующее:
Производственная практика предусматривает несколько этапов ее прохождения: Первый этап. Ознакомление с предприятием (организацией) и состоянием бухгалтерского учета и аудита. Данный этап начинается с общего ознакомления с предприятием, а также с изучения структуры бухгалтерии, организации бухгалтерского учета и аудита и учетной политики предприятия. По результатам предварительного ознакомления с предприятием студент готовит его краткую технико-экономическую характеристику, в которой должны быть отражены:
После изучения работы бухгалтерии и ее подразделений студенты дают описание организации бухгалтерского учета и аудита, структуру учетного аппарата и применяемых на предприятиях форм и методов учета. Второй этап. Ознакомление с общими вопросами автоматизации бухгалтерского учета. После изучения общей структуры и деятельности предприятия студенты знакомятся более подробно с состоянием автоматизации бухгалтерского учета. При этом изучаются должностные инструкции, технические средства учета и возможности проектов по автоматизации бухгалтерского учета. Третий этап. Ознакомление с основными участками первичного учета основных средств, материалов, труда и заработной платы. В период ознакомительной практики по данному этапу студенты осуществляют сбор нормативно-законодательных материалов, первичных документов и учетных регистров по учету основных средств, материалов, труда и заработной платы с последующим использованием их в подготовке отчета. По результатам ознакомления с работой бухгалтерии по основным участкам студенты должны знать: Учет основных средств:- порядок документального оформления поступления, выбытия и перемещения основных средств, а также организацию их учета; - начисление и учет амортизации (износа) основных средств за отчетный период; - организацию ремонта основных средств, определение объема и учета затрат выполненных ремонтных работ; - порядок выявления и списание результатов от продажи и ликвидации основных средств; - организация учета и контроль за использованием основных средств; - порядок проведения инвентаризации и ее оформление; - порядок и требования по составлению отчетов о наличии и движении основных средств; - основы аудита по учету основных средств. По данному разделу необходимо включить в отчет методические указания по учету основных средств, выявить недостатки действующей системы учета в организации и дать рекомендации по совершенствованию этого участка работы. Учет материально-производственных запасов (МПЗ): - порядок документального оформления поступления МПЗ на предприятие; - организацию и порядок складского учета поступления МПЗ, отпуска и перемещения их; - учет расчетов с поставщиками; - организация учета МПЗ в бухгалтерии; - порядок определения фактической себестоимости МПЗ и списания ее на затраты; - порядок проведения инвентаризации МПЗ и ее оформления; -отражение поступления и отпуска МПЗ на счетах бухгалтерского учета; - основы аудита по учету МПЗ. По данному разделу студент должен включить в отчет основные положения по организации и ведению учета МПЗ на складах, в производстве и в бухгалтерии с применением вычислительной техники, выявить недостатки и внести предложения по совершенствованию данного участка работы. Учет труда и заработной платы: - порядок работы расчетного отдела бухгалтерии, требования, предъявляемые к учету списочного состава работников предприятия (организации), а также организацию табельного учета; - порядок оформления первичных документов выработки в производстве, особенности учета выработки и заработной платы в условиях разных форм организации труда, применяемых на предприятии; - порядок начисления заработной платы и удержаний из нее; - порядок организации ведения лицевых счетов; - порядок оформления расчетов с работниками и выплаты и заработной платы; - порядок составления отчета об использовании фонда заработной платы; - порядок учета депонированной заработной платы; -порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов оплаты труда с работниками предприятия; - схему документооборота и учетных записей по заработной плате и по расчетам с работниками; - основы аудита по учету труда и заработной платы. По данному разделу студент должен описать в отчете основные требования по организации учета труда и заработной платы и внести предложения по дальнейшему совершенствованию этого участка работ. Четвертый этап. Практическая работа по изучению и ведению учета производства и калькулирования себестоимости продукции. Данный этап производственной практики для студентов является самым ответственным, так как предполагает непосредственное их участие в работе бухгалтерии – по учету производства и калькулирования себестоимости продукции на предприятии. По результатам практической работы в подразделении учета производства и калькулирования себестоимости продукции студент должен знать основные требования техники ведения учета и основные вопросы, а именно: Учет производства и калькулированию себестоимости продукции:- организацию работы цехов основного производства и вспомогательного; - порядок проведения инвентаризации незавершенного производства и его оценки; - применяемые методы учета затрат на производство, номенклатуру производственных расходов; - организация аналитического учета затрат на производство; - порядок учета расхода и списания материальных затрат на производство; - порядок распределения заработной платы, премий, резерва на отпуск и отчислений органам социального страхования и обеспечения; - порядок распределения начисленной амортизации основных средств; - учет и распределение потерь от брака в производстве; -учет и распределение расходов по обслуживанию и управлению; - порядок определения производственной себестоимости продукции с учетом остатка незавершенного производства; - порядок учета выпуска готовой продукции; - порядок составления производственного отчета и калькулирования себестоимости продукции основного производства; - основы аудита по учету производства и калькулированию себестоимости продукции. Результатом практической работы в бухгалтерии на данном этапе производственной практики являются разработанные предложения по дальнейшему совершенствованию системы организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости. В завершение прохождения производственной практики по бухгалтерскому учету студенты обязаны познакомиться с остальными участками работы бухгалтерии, которые предусматриваются на пятом этапе. Пятый этап. Ознакомление с организацией учета готовой продукции, денежных средств и расчетов, финансовых результатов и подготовки периодической и годовой отчетности. Учет готовой продукции и ее реализацииПо данному разделу студент осуществляет сбор материалов и изучение учета готовой продукции в функциональных и производственных службах, а именно: Отдел маркетинга (сбыта) - организация маркетинговой (сбытовой) деятельности предприятия и основных условий договорных поставок;- организация учета и контроля за выполнением договоров поставок, отгрузки и реализации продукции. Склад готовой продукции. - порядок оформления и учета поступления, отгрузки, отпуска готовой продукции; - организация контроля за соблюдением норматива запаса готовой продукции на складах. Бухгалтерия - порядок учета выпуска готовой продукции; - синтетический учет выпуска готовой продукции и ее учет на складах; - организация ведения учета товаров отгруженных, выполненных работ и услуг; - порядок оценки готовой продукции и определения фактической себестоимости товаров отгруженных; - аналитический учет отгрузки и реализации готовой продукции; - порядок учета коммерческих расходов и их распределения; - организация ведения учета реализации готовой продукции; - синтетический учет реализации продукции; - особенности учета отгрузки и реализации продукции в условиях автоматизации; - основы аудита по учету готовой продукции. В отчете студент должен описать действующую систему учета готовой продукции и внести предложения по улучшению организации учета и аудита данного участка. Учет денежных средств, расчетных операций По данному разделу студент должен изучить и знать: - порядок документального оформления и ведения учета кассовых операций, а также операций по расчетному счету; - порядок учета расчетов с подотчетными лицами; - применяемые формы расчетов с поставщиками и покупателями и ведения учета; - порядок ведения и учета расчетов с бюджетом; - расчеты с прочими дебиторами и кредиторами и их учет; - порядок оформления и ведения учета банковских кредитов; - основы аудита по учету денежных средств, расчетных и кредитных операций. Учет фондов и финансовых результатов По данному разделу студент должен изучить и знать: - порядок образования и использования фондов специального назначения (резервного капитала, фондов накопления, фондов потребления и др.); - учет поступления и использования средств специального назначения и целевого финансирования; - порядок формирования финансовых результатов и их учет; - порядок распределения прибыли, получаемой предприятием; - содержание и составление отчета о финансовых результатах и движении фондов; - основы аудита по учету фондов и финансовых результатов в условиях автоматизации. Отчетность предприятия (организации) По данному разделу студент должен изучить и знать: - порядок и технику составления бухгалтерского баланса, его содержание и взаимосвязь с другими формами отчетности; - порядок реформации бухгалтерского баланса; - порядок и технику составления текущей и годовой отчетности с использованием увязок отдельных показателей разных форм отчетности; - порядок оформления бухгалтерской отчетности и ее утверждения. Шестой этап. Анализ финансового состояния предприятия и финансовых результатов его деятельности. Анализ финансового состояния. По данному этапу анализа следует: - проанализировать структуру и динамику имущества по активу и пассиву баланса; - сделать вывод о рациональности использования источников; - провести анализ платежеспособности и ликвидности; - дать общую оценку финансовой устойчивости; - провести анализ финансовых коэффициентов. Анализ финансовых результатов. По данному этапу анализа студент должен: - провести факторный анализ прибыли от продаж; - выявить резервы увеличения прибыли от реализации продукции (от продаж); - провести анализ прибыли бухгалтерской (до налогообложения); - выявить влияние операционных и внереализационных доходов и расходов на конечный финансовый показатель; - провести анализ деловой активности; - провести анализ рентабельности. В отчете студент должен представить аналитические таблицы по этапам анализа бухгалтерской финансовой отчетности и внести предложения по улучшению финансового состояния, предупреждению банкротства и повышению качества финансовых результатов путем использования выявленных резервов. После ознакомления в целом с организацией бухгалтерского учета и аудита студенты составляют отчет на основании полученного материала, раскрывающего его состояние, применение вычислительной техники и дальнейшее совершенствование в современных условиях хозяйствования. Полнота и степень реализации этих задач регламентируется утвержденной рабочей программой применительно к особенностям конкретных этапов практики. В соответствии с общими требованиями производственной практики по бухгалтерскому учету и аудиту студенты осуществляют поэтапный сбор инструктивных материалов и первичных форм с описанием их заполнения и применения. Завершающим этапом производственной практики является написание отчета с последующей его защитой.
В период прохождения производственной практики студентам выдаются индивидуальные задания, направленные на более глубокое изучение отдельных вопросов по организации бухгалтерского учета с применением вычислительной техники с учетом отраслевых особенностей, сбору материалов для студенческих исследовательских работ, решению конкретных управленческих задач. Тема индивидуальных заданий определяется руководителем практики от кафедры и согласовывается в зависимости от содержания с представителем базы практики. Отчет о выполнении индивидуального задания прилагается к отчету о практике. Тематика индивидуальных заданий по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В период прохождения практики студентами может проводиться научно-исследовательская работа. Тема задания определяется руководителем практики и должна быть актуальной с точки зрения организации – базы практики и выпускающей кафедры и носить в основном исследовательский, поисковый характер. Задание по НИРС может быть выполнено индивидуально или группой студентов (до 4 человек) в зависимости от сложности тематики. Отчет о научно-исследовательской работе студентов оформляется отдельно и прилагается к отчету о практике. Требования по содержанию, объему и оформлению отчета по НИРС согласовываются с руководителем практики. Наиболее интересные работы докладываются на научных конференциях по рекомендации кафедры. Тематика заданий по НИРС
Научно-исследовательская работа студентов должна быть оформлена отдельным отчётом по НИР в соответствии с ГОСТ 732-2001 и должна содержать следующие параграфы: Введение - Актуальность темы - Степень изученности проблемы - Объект и предмет исследования - Практическая значимость исследования Основная часть - Теоретические и методологические основы исследования - Исследование объекта и предмета научной работы - Предложение по совершенствованию
Организация практики предусматривает возможность систематического контроля и надзора за качеством организации и проведения производственной практики. Контроль вправе осуществлять, помимо руководителей практики от университета и от кафедры, заведующий кафедрой или назначенный им сотрудник кафедры, университета. Контроль готовности студентов приступить к выполнению программы практики (приложение 2) осуществляется на организационном собрании студентов, где им в соответствии с приказом проректора выдается рабочая программа и «Дневник студента по практике». Своевременное прибытие студента на производственную практику контролируется отделом кадров предприятия, куда направляются студенты для прохождения практики. Работники отдела кадров отмечают в дневниках студентов фактические сроки их прибытия на предприятии. Систематический контроль за прохождением практики студентами на предприятиях осуществляется руководителем практики от предприятия. Текущий контроль выполняется периодически (не реже одного раза в неделю, как правило, в дни методических семинаров) руководителями практики от кафедры посредством проверки своевременности ведения дневников и беседы с руководителями практики от предприятий (организаций). Итоговый контроль результатов производственной практики осуществляется при проведении защиты студентами отчетов. 6. Отчет студента по практике В течение практики студенты ведут дневники, записывая в них свою работу, разработанные предложения по дальнейшему усовершенствованию организации бухгалтерского учета, а также по подготовке материалов для включения в отчет. По мере сбора и изучения материалов составляется отчет в объеме 30-45 стр., исключая приложения, имеющие следующую структуру:
Отчет по практике может представляться в рукописном или машинописном виде на стандартной бумаге формата А4. Схемы рекомендуется делать на отдельных листах. Отчет должен содержать оглавление, список используемой литературы и материалов. Отчет готовится в течение всей практики. Для его оформления в конце практики выделяется два дня. Отчет представляется на рецензию руководителю практики от предприятия, который ознакомившись с отчетом, дает в дневнике по практике заключение на отчет и характеризует отношение студента к работе, его дисциплинированность, наличие необходимых навыков организаторской и учетной работы. К отчету прилагается «Дневник студента по практике», содержащий отзыв руководства предприятия (организации) с оценкой производственной работы студентов. Отчет и дневник должны быть заверены печатью организации – базы практики. 7. Защита отчетов по практикеЗачет проходит в форме защиты студентом отчета по практике. Отчет по практике должен быть защищен студентом по окончании практики в соответствии с графиком, установленным кафедрой с учетом графика учебного процесса университета. Зачет по результатам практики принимает комиссия, назначенная заведующим кафедрой. В результате защиты отчета по практике студент получает зачет с оценкой. При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом дневника и отчета по практике по четырех балльной системе; отзыв руководителей практики от предприятия и кафедры; ответы на вопросы в ходе защиты отчета. Оценка, полученная студентом на зачете по практике, учитывается при назначении стипендии. Оценка проставляется в ведомость, зачётную книжку и «Дневник студента по практике», а также в «Приложение к диплому специалиста» Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, может быть направлен на практику повторно в свободное от учебы время или, в ряде случаев, отчислен из университета за академическую задолженность. По окончании практики кафедра на основе обсуждения итогов проведения практики представляет сводный отчет по производственной практике в УМУ (отдел производственной практики университета). Приложение 1 Типовая форма письма на практику Г Место углового штампа университета енеральному директору (директору)_______ _______________________________________ (полное название базы практики) _______________________________________ _______________________________________ Согласно взаимной договоренности кафедра_____________________ _____________направляет к Вам (или кафедра__________________ просит принять) на __________________________________практику следующих студентов ________курса _________________формы обучения специальности (специализации) ______________________ на период с __________________г. по _____________________ г.
Руководитель практики от кафедры _____________________________________ (уч. звание, степень; должность; фамилия, инициалы) М.П. Руководитель производственнойпрактики университета ________________ (подпись, инициалы, фамилия) ________________________ ____________ (Фамилия, инициалы и подпись преподавателя, ответственного за организацию производственной практики на кафедре -–проставляются на третьем экземпляре) тел. кафедры _______________ Примечание: сопроводительное письмо следует печатать в 3-х экземплярах: 1-й студенту; 2-й на кафедру; 3-й руководителю производственной практики ГУУ. Приложение 2 УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», д.э.н., профессор _______________Т.М. Рогуленко «__»_________20__ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА прохождения производственной (организационно-экономической) практики студентом специальности 080109 Период с _________20__ по ________20__ г.
Ответственный за организацию и проведение практики от кафедры, к.э.н., доцент Т.И. Мелехина Приложение 3 Типовая форма титульного листа отчета по практикеФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Государственный университет управления» Институт финансового менеджментаКафедра «Бухгалтерский учёт и аудит» Специальность:«______________________________»–____________ «название специальности» «код специальности» Специализация: «______________________________» «название специализации» Форма обучения: ______________________________О Т Ч Е Т ПО ПРАКТИКЕ Место практики: «__________________________________________________»(название организации (предприятия)) Исполнитель: Студент (ка)___ курса ___ группы ________ __________________ (личная подпись) (инициалы, фамилия) Руководитель практики от кафедры _____________ ___________ __________________ (ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия) Москва 20__ |
Положение о факультете тусура определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности факультета в Государственном... | Работодатель – Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления»... | ||
«московский государственный университет технологий и управления имени к. Г. Разумовского» | «московский государственный университет технологий и управления имени к. Г. Разумовского» | ||
«томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» (тусур) | Методические указания к выполнению курсового проекта по учебной дисциплине ”Управленческие решения“ | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Байкальский государственный университет экономики и права» и его... | ||
Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования «Байкальский государственный университет экономики и права» и его... | Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 14. 02. 2008 №71 «Об утверждении Типового положения об образовательном... |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |