Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры


Скачать 434.15 Kb.
НазваниеМинздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры
страница1/4
ТипПояснительная записка
filling-form.ru > Туризм > Пояснительная записка
  1   2   3   4



ГБОУ ВПО Тверской ГМУ Минздрава России

Кафедра детской стоматологии и ортодонтии

с курсом детской стоматологии ФДПО, интернатуры и ординатуры
Производственная практика

ПОМОЩНИК ВРАЧА СТОМАТОЛОГА (ГИГИЕНИСТА)
Методические рекомендации для студентов 3-го курса, обучающихся по специальности (31.05.03) «Стоматология»


Тверь 2015
УДК

ББК

П

Составители: Л.П.Клюева, В.Г.Лавриков, Л.Н.Соколова

Под редакцией зав. кафедрой детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии ФДПО, интернатуры и ординатуры профессора О.А.. Гавриловой.


Методические рекомендации утверждены на заседании ЦКМС ТГМУ «____»______________ 2015 г., протокол № _______.
Производственная практика «Помощник врача стоматолога (гигиениста)»

[Текст] : методические рекомендации для студентов III курса, обучающихся по специальности (31.05.03) «Стоматология» / сост. Л.П.Клюева [и др.]; под ред. О.А.. Гавриловой – Тверь, 2015.
В методических рекомендациях сформулированы задачи производственной практики «Помощник врача стоматолога (гигиениста)» студентов 3 курса стоматологического факультета, вопросы ее организации; изложена программа, отражающая объем необходимых теоретических знаний и конкретный перечень практических навыков, приобретение которых является основной целью данной практики в соответствии с федеральными государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 31.05.03 «Стоматология».


Ó ГБОУ ВПО Тверской ГМУ Минздрава России

Ó Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом

детской стоматологии ФДПО, интернатуры и ординатуры
СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи практики …………………………………………4

2. Обязанности студента……………………………………………8

3. Организация практики …………………………………………...9

4. Перечень документов, предоставляемых по окончании

практики ………..……………………………………………… 15

5. Оценка за производственную практику ……………………… 16

6. Учебно-методическое обеспечение ………………………….. 17

Пояснительная записка

Производственная практика «Помощник врача стоматолога (гигиениста)» входит в базовую (обязательную) часть профессионального цикла дисциплин (код С3) ООП и является составной частью специальности «детская стоматология». Во время ее прохождения студенты закрепляют теоретические знания и совершенствуют практические навыки, полученные при обучении на кафедре детской стоматологии по вопросам санитарно-просветительной работы среди населения, особенностям гигиенического обучения и воспитания (ГОиВ) у детей разного возраста с учетом их психоэмоциональных особенностей, методам первичной профилактики кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных деформаций. Поскольку производственная практика является неотъемлемой частью обучения детской стоматологии, у студентов в период ее прохождения формируется общеклиническое мышление, понимание необходимости комплексного подхода к профилактике большинства стоматологических заболеваний.

Цель и задачи практики

Целью производственной практики является формирование и совершенствование у студентов общих и профессиональных компетенций, направленных на обеспечение, сохранение и улучшение стоматологического здоровья детей, приобретение навыков по применению методов и средств первичной профилактики кари­еса зубов, болезней пародонта и зубочелюстных аномалий у де­тей.

Задачи практики:

- усвоить основные принципы этики и деонтологии в отно­шениях с персоналом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), родителями, коллегами, деть­ми;

- познакомиться со структурой и режимом дня ДОУ, прове­дением гигиенических, лечебных и закаливающих проце­дур;

- обучить студентов методике проведения профилактических осмотров;

- обучить студентов методам гигиенического воспитания и обучения детей дошкольного возраста и взрослых, правилам рациональной гигиены полости рта;

- сформировать навыки выполнения комплекса мер первичной профилактики кариеса зубов, болез­ней пародонта, зубочелюстных аномалий среди различных контингентов населения на индивидуальном и групповом уровнях;

- обучить студентов методам стоматологического просвещения и осуществления мотивации населения к поддержанию стоматологического здоровья;

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

1. ОК-1. Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

2. ПК – 1. Способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

3. ПК- 5. Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование.

4. ПК-12. Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению стоматологических, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам.

5. ПК-15. Способность и готовность формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики.

6. ПК-17. Способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.
В результате прохождения практики обучающийся должен:

Знать:

- структуру и режим дня детского образовательного учреждения (ДОУ), проведение гигиенических, лечебных и закаливающих процедур;

- требования и правила получения информированного согласия родителей на проведение работы с детьми;

- морально-этические принципы профессионального поведения;

- факторы риска и причины возникновения кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных деформаций;

- роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний, предметы и средства гигиены полости рта;

- методы и средства эндогенной и экзогенной профилактики кариеса зубов;

- принципы диспансеризации детей у стоматолога;

- цель, принципы, формы, особенности стоматологического просвещения населения;

- десять способом сохранить зубы здоровыми без лекарств, десять правил чистки зубов, десять советов ребенку при посещении стоматологического кабинета;

- основы планирования, внедрения и оценки эффективности групповой и индивидуальной программ профилактики стоматологических заболеваний у детей.

Уметь:

- устанавливать речевой и психологический контакт с детьми и взрослыми, их опекающими;

- обследовать полость рта ребенка, записать стоматоло­гический статус, сформировать «группы риска» на основании полученных индексов;

- проводить обучение стандартному методу чистки зубов в виде сюжетно-ролевой игры;

- проводить контроль и коррекцию индивидуальной чистки зубов у ранее обученных детей;

- проводить беседы с воспитателями групп и родителями о целях, задачах и их роли в гигиеническом обучении и воспитании (ГоиВ) детей с учетом возраста ребенка;

- проводить работу по выявлению причинных факторов вредных привычек (сосание пальцев, языка, игрушки, положение во время сна, еды, занятий) и нарушений функций: речи, глотания, дыхания, жевания, смыкания губ, формирующих зубочелюстные деформации;

- обучить воспитателя группы методике устранения вред­ных привычек, проведения комплекса упражнений для тренировки мышц челюстно-лицевой области (миогимнастика), а де­тей выполнению этих упражнений;

-подбирать индивидуально в зависимости от возраста, стоматологического статуса, содержания фтора в питьевой воде предметы и средства гигиены полости рта;

  • выявлять факторы риска основных стоматологических заболеваний;

  • проводить методы стоматологического просвещения населения по вопросам возникновения и предупреждения стоматоло­гических заболеваний;

  • определять характер прикуса (соотношение зубных рядов в центральной окклюзии), формы зубных рядов, расположение зубов;

  • ежедневно вести дневник.

Владеть:

- принципами врачебной этики и деонтологии;

- клиническими критериями оценки состояния здоровья органов и тканей полости рта;

- современными технологиями этиотропной и патогенетической профилактики основных стоматологических заболеваний;

- основными методами выявления и профилактики зубочелюстных деформаций у детей;

- современными методами ГоиВ населения в системе первичной стоматологической профилактики у детей;

- организационными принципами внедрения стоматологической профилактики (коммунальный, групповой, индивидуальный уровень) в отдельных коллективах.

2. Обязанности студента

Выполнение практических навыков студентами контролируется и направляется старшей медсестрой детского образовательного учреждения (ДОУ) и руководителем практики от кафедры.
Студенту необходимо:

  1. перед выходом на практику пройти медицинский осмотр и иметь при себе медицинскую книжку;

  2. своевременно прибыть на базу практики (ДОУ) и отработать запланированное количество дней и часов;

  3. вовремя приходить на практику и выполнять программу практики в полном объёме, соблюдая принципы деонтологии и этики;

  4. выполнять правила внутреннего распорядка детского образовательного учреждения, иметь опрятный внешний вид: чистый халат, шапочку, сменную обувь. Обязательно наличие индивидуальных средств защиты: маски, резиновых перчаток.

  5. в первый день практики необходимо ознакомиться со структурой и режимом дня ДОУ проведением гигиенических, лечебных и закаливающих процедур;

  6. ежедневно заполнять дневник практики и цифровой отчет в соответствии с объемом проведенной работы;

  7. своевременно сдать в отдел учебной и производственной практики оформленные документы по производственной практике.

Перечень практических навыков (умений), которые студент должен освоить при прохождении производственной практики:

- проводить наружное стоматологическое обследование ребёнка;

- проводить обследование слизистой оболочки полости рта;

- оценивать состояние тканей пародонта у детей (проба Шиллера-Писарева, инд. РМА);

- оценивать состояние твёрдых тканей зубов у детей;

- записывать зубную формулу с принятыми условными обозначениями;

- определять интенсивность кариеса временных и постоянных зубов по инд.кп (з), КПУ(з)+кп(з), кп(п), КПУ(п)+кп(п);

- выявлять зубной налёт, определять состояние гигиены полости рта (гигиенический индекс по Федорову-Володкиной).

- определять характер прикуса (соотношение зубных рядов в централь­ной окклюзии), форму зубных рядов, расположение зубов.

-выявлять вредные привычки (сосание пальца, языка, иг­рушек, вялое жевание, чрезмерное употребление сладостей и тд.);

- проводить стоматологическое просвещение с детьми дошкольного возраста, их родителями, работниками ДОУ (на групповом и индивидуальном уровне);

- проводить гигиеническое обучение и воспитание (ГоиВ) дошкольников на групповом и индивидуальном уровне;

- интерпретировать и анализировать полученные результаты.

Лучшие работы представляются и заслу­шиваются на заседаниях кружка СНО кафедры.
3. Организация практики.

Производственная практика студентов ТГМУ проводится на VI семестре на протяжении 12 рабочих дней по 6 часов в день в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Для прохождения практики на базах ДОУ г. Твери меди­цинский университет заключает двухсторонний договор о совмест­ной организации и проведении практики с Управлением образова­ния администрации города. Конкретно количество и номера ДОУ, где будет проводиться практика, её время указываются в еже­годном приказе начальника Управления образования г. Твери.

Производственная практика имеет важное значение в форми­ровании менталитета будущего врача, возможности закрепления и совершенствования профес­сиональных знаний и компетенций у студентов, а также является состав­ной частью комплексной программы профилактики основных сто­матологических заболеваний у детей г.Твери.

Перед производственной практикой студент обязан пройти медицинский осмотр и иметь при себе санитарную книжку.

Поскольку продолжительность рабочего дня гигиениста стоматологического составляет 6 астрономических часов, оставшееся после работы с детьми время отводится на заполнение дневника ежедневной работы, проведение бесед по ГоиВ с воспитателями ДОУ и родителями детей, обучение воспитателей миогимнастике, выпуск санбюллетеней, памяток, таблиц и др. наглядных материалов по ГоиВ, выполнение НИРС.

3.1.Стоматологическое обследование ребёнка

Ежедневно студент проводит стоматологическое обследование 5 детей с целью выявления отклонений в развитии зубочелюстной сис­темы, функциональных нарушений, вредных привычек и других местных факторов риска развития стоматологических заболеваний, регистрирует состояние СОПР, пародонта, твёрдых тканей зубов (Приложение 2).

3.2 Гигиеническое воспитание и обучение детей (ГоиВ).

Для ГоиВ дошкольников на период практики целесообразно после завтрака учредить «гигиенический час» во время, которо­го, проводить обучение правилам ухода за полостью рта, а в дальнейшем контролировать качество его выполнения.

Вначале студент проводит в группе уроки здоровья (10 мин), на которых с учетом возраста детей освещает следующие воп­росы:

- для чего нужны зубы;

- какие зубы у нас во рту;

  • как ухаживать за полостью рта;

  • какая пища полезна для зубов;

- какая пища вредна для зубов;

- почему вредно кушать сладости;

  • почему нужно лечить зубы;

  • отчего зубы криво растут, как это исправить,

  • как предупредить болезни зубов;

  • как вести себя при посещении стоматологического кабинета;

  • как сохранить зубы здоровыми без лекарств.

Студент проверяет состояние и условия хранения средств ги­гиены полости рта. Он проводит групповое и индиви­дуальное обучение детей уходу за полостью рта, способствует выработке у детей прочных мануальных навыков.

Студент должен знать уровень знаний и навыков по предупреждению стоматологических заболеваний у детей дошкольного возраста (Приложение 3). Студент организует в группе ежедневное полоскание полости рта детей после еды 2% содовым или солевым раствором (до 0,5 стакана) для растворения слизи, составляющей основу зуб­ного налета. Энергичное полоскание полости рта ребенком обес­печивают также гидромассаж дёсен и профилактику заболева­ний краевого пародонта. Обучает детей стандартному методу чистки зубов (Приложение 4).

Занятия по гигиеническому уходу за полостью рта необходимо проводить в доброжелательной обстановке в доступной для детей форме сюжетно-ролевой игры, на примере обучения любимой игрушки, применяя оценки исходящие от нее. Для луч­шего усвоения материала целесообразно сочетать объяснения с практическими действиями, чередовать хоровые и индивидуаль­ные ответы, обосновывать детям необходимость выполнения задания.
3.3 Санитарно-просветительная работа.

Студент во время практики дает рекомендации и памятки по профилактике стоматологических заболеваний у детей дош­кольного возраста, медсестре ДОУ (Приложение 5), воспи­тателю ДОУ (Приложение 6), родителям детей (Приложение 7), оформляет «уголок здоровья» для родителей, рассказывает детям, как сохранить зубы здоровыми без лекарств (Приложение 8), как вести себя при посещении стоматолога (Приложение 9).

3.4 Специальная профилактика кариеса зубов.

Студент в группе детям после контролируемой чистки зубов проводит полоскание (ротовые ванночки) 10% р-ом глюконата кальция или 5% раствором глицерофосфата кальция покрывает зубы фто­ристым лаком (в детском саду, расположенном в районе с содер­жанием фтора в питьевой воде ниже 0,7 мг/л).

3.5 Профилактика зубочелюстных аномалий.

Студент проводит осмотр детей, выявляет у них предрасполагающие и активнодействующие причинные факторы заболеваний (проведение функ­циональных тестов (приложение 10) Дает рекомендации по их устранению воспитателю (запись в журнале воспитателя) и ро­дителям (письменные рекомендации, заверенные ассистентом – руководителем практики) Студент проводит сам и обучает воспитателя группы методике проведения, а детей – выполнению упражнений для мышц челюстно-лицевой области (Приложение 11)

При определении у ребенка грубых морфологических и функциональных нарушений со стороны зубочелюстной системы дает направления родителям в детское отделение стоматологической поликлиники ТГМУили в городскую детскую стоматологическую поликлинику для консультации специалистов. Направление подписывает ка­федральный руководитель практики.

  1   2   3   4

Похожие:

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconКафедра «Детской стоматологии»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconФункциональная диагностика в ортодонтии
Фгбоу во «Санкт-петербургский государственный университет» Кафедра челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconРабочая программа дисциплины «стоматология»
С. И. Морозова, к м н., доцент, зав кафедрой терапевтической и детской стоматологии

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconМинистерство образования и науки российской федерации
Целью производственной практики является профессионально-практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической...

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconРоссийской Федерации Кафедра педиатрии №2 производственная практика...
Рекомендовано фмс гбоу впо игму минздрава России Минздрава России в качестве методических материалов для преподавателей по проведению...

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconАктуальные вопросы стоматологии
Под общей редакцией заведующего кафедрой стоматологии фпк и ппс дагмедакадемии, главного внештатного стоматолога мз рд абдурахманова...

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconРабочая программа по пропедевтической стоматологии обсуждена на заседании...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconУчебные пособия: стенды, таблицы, рисунки, схемы, слайды
Тема. Пропедевтика терапевтической стоматологии. Эргономика в стоматологии. Структура и организация стоматологической поликлиники....

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconРекомендуемый образец заявления
«Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России

Минздрава России Кафедра детской стоматологии и ортодонтии с курсом детской стоматологии фдпо, интернатуры и ординатуры iconУчебно-методическое пособие для студентов Стоматологического факультета...
Зав кафедрой терапевтической стоматологии гбоу впо кубгму минздрава России, к м н, доцент А. А. Адамчик, к м н., ассистент В. В....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск