Скачать 275.12 Kb.
|
Нетрадиционные приёмы традиционных форм урока Большакова Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы при Посольстве России в КНДР Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи Урок-клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М.Н.Скаткин Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Вдумайтесь в эти слова и ответьте на вопрос: «О чем пойдёт речь в этой статье?» Верно, об уроке. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокаминутного момента жизни как продолжение её, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Предположите, какова цель предлагаемой вашему вниманию статьи? То есть давайте выдвинем так называемую гипотезу. Цель: спроектировать учебное занятие в контексте реализации требований федерального государственного образовательного стандарта Как подготовить современный урок – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед учителем. Предлагаю вам определить одно из важных условий современного урока. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Погружение в проблему. Плюсы и минусы традиционного урока. Попробуйте сначала сами поразмышлять над проблемой, а потом можете прочитать, что получилось у нас. Итоги методической игры «Нападающие – защитники»(образцы выступлений)
Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
Какие требования предъявляются к современному уроку: • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; • учитель организует проблемные и поисковые ситуации • вывод делают сами учащиеся; • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; • времясбережение и здоровьесбережение; • учет уровня и возможностей учащихся • планирование обратной связи; • урок должен быть добрым. Основные принципы педагогической техники: •свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); •открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса); •деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания); •идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся); •обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). Основные типы уроков определяются видом деятельности учащихся: 1. Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий Содержательная цель: формирование системы понятий, расширение понятийной базы (предметной и метапредметной) 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок построения системы знаний. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий и построение обобщённых норм учебной деятельности. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС. Попробуйте подобрать примеры традиционных занятий и переделайте их
|
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы мбоу гимназии №2 г. Чехова Московской области | Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара... | ||
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,... | Комментарий: мастерская проводится на уроке русского языка в 9 классе. Учащиеся объединяются в 2-3 группы и рассаживаются вокруг... | ||
Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория | Карпенко Анна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория | ||
Цель: Познакомиться с изменениями итоговой аттестации по русскому языку за курс средней школы | Гиа по математике и по русскому языку, Рафикова Г. М., учитель математики, Кекух О. Л., учитель русского языка и литературы | ||
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с углубленным изучением английского... | «Применение технологии развития «критического мышления» на уроках русского языка и литературы» |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |