Муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Учитель года России – 2017»
Конкурсное задание «Методический семинар»
Боднарюк М.И., учитель русского языка
и литературы МОБУ ЦО Использование технологии развития критического мышления
на уроках русского языка и литературы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Боднарюк Марина Исаевна, я учитель русского языка и литературы Центра образования. Сегодня в рамках методического семинара я представлю вам опыт своей педагогической работы.
XXI век… Век появление Интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в интернете – и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто! Но нет!
Современная жизнь предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Какими качествами он должен обладать по новым образовательным стандартам? Он должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности. Поэтому задача современной школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои интеллектуальные и творческие способности. Именно по этой причине в педагогическом процессе сегодня актуализируется использование современных технологий и активных форм обучения.
Посмотрите на эту аббревиатуру на слайде. Как вы думаете, какая инновационная технология скрывается в этих буквах? Давайте их расшифруем.
Т – технология
Р – развития
К – критического
М – мышления
через
Ч – чтение
и
П – письмо
(за аббревиатурой ТРКМЧП скрывается технология обучения, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами — это технология развития критического мышления через чтение и письмо)
Правильно. Только что вы поучаствовали в стадии вызова этой технологии, а называется такой приём «Круги по воде».
Итак, тема моего выступления «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы».
Этот выбор не случаен. Я работаю в 6-х и 8-х классах: шестиклассники в прошлом году перешли на обучение по ФГОС ООО, восьмиклассники занимаются по традиционной программе. Большинство учителей-словесников сталкиваются сегодня с одинаковыми проблемами: ученики неохотно читают тексты по литературе или не читают вообще, у них не развиты речь, творческое мышление и навыки грамотного письма, у многих низкая мотивация к познавательной деятельности и к учёбе в целом. Эти проблемы актуальны и для меня, поэтому для развития интереса к своим предметам и выработки навыков устной и письменной речи учеников я выбрала технологию критического мышления.
Для своей работы я выбираю наиболее эффективные приёмы данной технологии, исходя из учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня подготовленности класса, содержания учебного материала и собственных возможностей. Это позволяет мне превратить учение не только в нужный и полезный, но и в интересный процесс.
Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». У меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из трёх этапов.
Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе на уроке и дома. На данном этапе мои ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.
На данном этапе я использую следующие приёмы:
«Кластер»
«Ключевые слова»
«Корзина идей»
«Верные – неверные утверждения»
«Дерево предсказаний»
«Прогнозирование по иллюстрации»
«Перепутанные цепочки»
«Бортовой журнал»
«Отсроченная догадка»
Приведу несколько примеров.
Ученики моих классов не всегда активны в начале урока, поэтому для активизации их деятельности я часто использую приём «Круги по воде».
«Круги по воде»
Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Пример вы видели в начале моего выступления.
Для повышения мотивации к изучению нового материала я часто использую приём «Верные – неверные утверждения». Ребята работают в парах, что активизирует их деятельность. Кроме того, этот приём учит их обобщать и логически мыслить, что пока им даётся с трудом.
Например, на уроке русского языка при изучении темы «Имя существительное» даю ученикам 8-10 утверждений, заранее написанных на листках. К примеру:
Имя существительное – служебная часть речи. НЕТ
Имя существительное обозначает предмет. ДА
Имя существительное изменяется по видам и временам. НЕТ
Имя существительное – самостоятельная часть речи. ДА
Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? и т.д. ДА
Ученики рассматривают утверждения, напротив каждого ставят слово «да», если согласны с ним, «нет» - если не согласны. Затем утверждения обсуждаются и исправляются, а главное – дети вспоминают и обобщают информацию, полученную ранее.
Этот приём я также использую и на уроках литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.
Например, на уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе записываю на доске ряд утверждений. Тема ещё не изучена, и дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая.
Н. В. Гоголь родился в Москве. НЕТ
Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и г-жу Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». ДА
Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан В.Жуковским. НЕТ
По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга». ДА
Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России. НЕТ
Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения. ДА
Далее учащиеся знакомятся со статьей учебника или слушают мою лекцию, или смотрят презентацию. После знакомства с новым материалом спрашиваю: «Что нового вы узнали, прочитав главу учебника? Что вас удивило?» На стадии рефлексии возвращаюсь к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираю с доски.
«Кластер»
У многих моих учеников зрительная память развита лучше, чем слуховая. И вот тут мне на помощь приходит всем полюбившийся приём «кластер». Он очень нравится моим ученикам, и я применяю его на разных стадиях, в зависимости от типа урока.
На слайде вы можете увидеть кластер, который шестиклассники составили на обобщающем уроке по теме «Имя числительное». У более сильных учеников он составлен в виде грозди, у слабых – в виде орбиты со спутниками. Цветовое оформление кластера помогает ребятам лучше запомнить ключевые понятия.
Этот приём развивает мышление, учит детей систематизировать и обобщать учебный материал, вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний.
Следующий приём с необычным названием «Бортовой журнал» формирует у моих учеников умение оценивать свои навыки, т.е. формирует регулятивную компетенцию.
Например, на уроке знакомства с биографией А.С.Пушкина шестиклассники заполняют таблицу (на стадии вызова заполняется только первая колонка)
Что я знаю по теме
| Что я узнал нового
| Это осталось непонятным
| Родился в Москве
Погиб на дуэли
Родился в 1799 году
Написал поэму
«Руслан и Людмила»
Его убил Дантес
Писал стихи
Его няню звали Арина Родионовна
Прадед Пушкина был эфиопом.
| Учился в Царскосельском лицее.
Его лицейские друзья были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин.
Пущин приезжал к нему в ссылку в Михайловское.
| Почему в смерти Пушкина многие писатели обвиняли царя? Ведь Пушкин погиб от руки Дантеса!
| В конце урока таблица будет заполнена полностью. Вторая стадия технологии критического мышления – осмысление содержания – позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идет активная самостоятельная работа. На этом этапе я предлагаю ученикам познакомиться с текстом, параграфом учебника, прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным на этой стадии является прием «Инсерт», который позволяет моим ученикам видеть зрительно результат своего труда и учит их внимательному чтению.
Пример таблицы, составленной на уроке русского языка восьмиклассниками, вы видите на слайде. У шестиклассников этот приём пока вызывает затруднения, но я работаю над этим. «Фишбоун»
Я считаю этот методический приём одним из наиболее эффективных, вызывающих интерес у обучающихся. Схему Фишбоун я составляю либо заранее на ватмане, либо рисую на доске, используя цветной мел. В зависимости от возрастной категории учащихся схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Работа может быть индивидуальная (всем учащимся раздаю для анализа одинаковый текст и перед каждым ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске) или в группах (каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп). По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, зрительную память, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче.
На слайде вы видите Фишбоун, составленный учениками 6-х классов на уроке литературы по феЕрии Александра Грина «Алые паруса». Многие приемы, используемые на стадии вызова и осмысления, логически переходят в третью стадию урока – стадию рефлексии. Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию, превратить ее в собственное знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Рефлексия направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, решение поставленных ранее целей.
На этом этапе я использую следующие приёмы:
Синквейн (пятистишие);
Даймон (семистишие)
Кластер;
10-минутное эссе;
З-Х-У;
Вопросы по тексту;
Обзор двухчастных и трехчастных дневников.
«Синквейн»
Хотелось бы более подробно остановиться на самом популярном приеме, применяемом мною на стадии рефлексии, – составлении синквейна.
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам. Схема составления синквейна выглядит следующим образом:
в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);
во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия);
в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета;
в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;
в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Вот примеры синквейнов, составленных учащимися 6-х и 8-х классов классов после прочтения художественных произведений:
Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»:
Доктор Пирогов
Добрый, умный
Помогает, утешает, лечит
Спас семью Мерцалова
Молодец!
(Красноруцкий Женя 6А класс) Сказ Н.С.Лескова «Левша»
Левша
Талантливый, скромный
Работает, мастерит, старается
Подковал английскую блоху и умер
Жалко!
(Шестопалова Марина, 6А класс) Синквейны по повести И.С.Тургенева «Ася»
Ася
Смешная, весёлая
Бегает, веселится, привлекает внимание
Что за хамелеон эта девушка!
Загадка!
(Ушаков Егор 8 Б класс)
Гагин
Привлекательный, добрый
Ревнует, любит, обижается
У счастья нет завтрашнего дня!
Трус!
(Макаренков Степан 8 А класс) «Даймон»
От греческого слова «алмаз, бриллиант».
Моим ученикам сложнее составить даймон, чем синквейн, но мы учимся и этому приёму. Он используется при характеристике, сравнении двух противоположных понятий.
Даймонд – это стихотворение, состоящее из семи строк, написанное по особым правилам. Схема составления даймонда выглядит следующим образом:
в первой строке одно слово, существительное;
во второй строке два слова: прилагательное или причастие, относящиеся к существительному в первой строчке;
в третьей строке три глагола, которые тоже относятся к первому существительному;
в четвёртой строке два нераспространенных предложения противоположных по смыслу. В качестве подлежащих выступают слова из первой и последней строчки;
пятая и шестая строчки - зеркально повторяют вторую и третью, только относятся они уже к последнему существительному из седьмой строчки.
в седьмой строке одно существительное, антоним к существительному из первой строки.
Например, в 7 классе при прочтении повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» ребята составили вот такой даймон:
Остап
Мужественый, суровый
Сражается, защищает, погибает
Остап – герой, Андрий – отступник
Воюет, влюбляется, предает
Красивый, страстный
Андрий
(Ушаков Егор)
Остап
Бесстрашный, целеустремленный
Сражается, мучается, погибает
Остап – патриот, Андрий – предатель
Храбрится, влюбляется, предаёт
Впечатлительный и слабый
Андрий
( Кабанова Дарья) Эти приём развивает речь моих учеников, обогащают их словарный запас, учат находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу, а также позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы является важной ступенькой для развития навыков создания проектов во внеурочной деятельности. Начиная с прошлого года, я провожу внеурочные занятия в 6-х классах под названием «Проектная деятельность», на которых ученики учатся выдвигать гипотезу, ставить цели и задачи проекта, проводят исследования и учатся правильно его оформлять. Приобретённые навыки позволяют моим ученикам создавать как учебные, так и творческие проекты. Результаты своего труда ребята представляют на ежегодной школьной научно-практической конференции «Парад проектов». Заключение
Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. Сила и оригинальность этой технологии состоит в том, что ее создатели выстроили систему методов и приемов обучения. Я наблюдаю, как эти методы меняют моих учеников, меняют атмосферу занятий, повышают активность на уроке, заинтересованность; намечается путь успеха даже у слабоуспевающих и безразличных к учебе учащихся. Мониторинг качества обучения и диаграмма на слайде «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - писал древнегреческий философ Плутарх. Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.
Когда они научатся мыслить самостоятельно, они поймут, что мир намного шире того, что они видят на своей ладони!
Благодарю за внимание!
Список используемой литературы:
1.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления на уроках литературы. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист» -2010.№ 5.- с.47
2.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4
3.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31
4.Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. – СПб. :КАРО,2009.
5.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. - 2009 .
6. http://metodisty.ru/download_file/7756.doc
7.http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D04.pdf
8.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./94353/112935/122186/161301/657333 |