Методическая разработка урока русского языка Составитель


Скачать 162.92 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока русского языка Составитель
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
Методическая разработка урока русского языка
Составитель: Юсупова Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №2 г. Чехова Московской области
Класс: 9

Линия УМК: "Русский язык. 5–9 классы" под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта; мультимедийное приложение к линии УМК "Русский язык. 5–9 классы" под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта


Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ.
Цели урока:
Образовательные:

  • систематизация усвоенных знаний учащихся по теме “Написание сжатого изложения“;

  • развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал;

  • продолжение формирования словарного запаса учеников;

  • контроль сформированности орфографических и пунктуационных умений и навыков по изученным темам;

  • контроль освоения речеведческих понятий и умения их применять при анализе текста.


Развивающие: продолжение работы по развитию мыслительных процессов.
Воспитательные:

  • воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и к самоконтролю;

  • способствование достижению успеха в познавательной деятельности каждого ученика.


Задачи урока:

  • выполнение логических операций с текстами:

  • выделять главную и второстепенную информацию, т.е. поиск тезисов,

  • улавливать ход мысли,

  • сжимать текст разными способами,

  • записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста.


Тип урока: развитие речи.
Оборудование: учебник Русский язык. 9 класс / под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта. М.: Дрофа; ЦОРы: Презентация «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ», мультимедийное приложение к линии УМК "Русский язык. 5–9 классы" под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, «Демонстрационный вариант КИМов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ»; меловая доска, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, планшеты; памятки, тексты упражнений.


Этапы урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1. Организационный момент. (1')

Вызвать доверие, готовность сотрудничать.

Приветствие учеников.

Приветствие учителя.




2. Опрос по домашнему заданию. (5')

Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения д/з.

Дома вы должны были повторить принципы типологического анализа текста на основе упр. 47, 48.

1. Какие типы речи вы знаете, каковы их особенности и разновидности?

2. Какой бытовой прием помогает правильно определить тип речи? (прием фотографирования)

3. Какова структура типологического анализа текста? (Памятка в учебнике на стр. 32)

4. Какой вопрос можно задать от «данного» к «новому»1 в повествовательном фрагменте текста? ( что делает?)

5. Какой вопрос можно задать от «данного» к «новому» в тексте типа описания состояния человека? (каково ему?)

6. Чем отличается структура текста рассуждения от предыдущих двух типов? (логическая структура текста данного типа построена по принципу «тезис – доказательство – синтез»)

7. В каком из текстов, проанализированных в д/з, легче обнаружить логическую закономерность построения текста? Какой текст легче пересказать тезисно, сжато, отбрасывая второстепенную информацию? (в тексте типа рассуждения)

Ответы учеников. Корректировка д/з: самопроверка и анализ.




3. Мотивация. Постановка цели и задач. (2')


Побудить к совместной деятельности, погрузить в учебный материал, сформировать информационное поле урока.

Именно поэтому для задания первой части экзаменационной работы ОГЭ составители выбрали в качестве текста для сжатого изложения текст типа рассуждение. Умение сжато излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития человека, а навыки краткого пересказа и интерпретации текста будут необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и в вузе. Предположите, чем мы сегодня будем заниматься?

Запишем тему нашего урока и перейдем к постановке цели. Цель нашего урока: продолжить подготовку к первой части экзаменационной работы. А уровень вашей готовности вы определяете сами, используя таблицу рефлексии. Сегодня 4 параметра, т.е. 4 задачи, которые нам нужно совместно решить, чтобы достигнуть цели урока: д/з, логическая структура текста типа рассуждения, применение способов сжатия текста, орфография/пунктуация.


Ответы учеников.

Запись темы и цели урока в тетрадь.




4. Изучение нового материала, путем систематизации усвоенных ранее знаний. (9')

4.1. Пауза для отдыха (3')


Поддержание интереса к изучаемому материалу, предупреждение утомляемости учащихся.

Перед вами КИМы, где даны критерии оценивания сжатого изложения. Какие умения будут проверяться в данной части экзаменационной работы? (умение запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания).

Первый критерий ИК1 «Содержание изложения». Чтобы получить максимальное количество баллов необходимо…? (сохранить количество микротем исходного текста – три - при точной передаче основного содержания прослушанного текста)

Второй критерий ИК2 «Сжатие исходного текста» Чтобы получить максимальное количество баллов необходимо…? (использовать приемы сжатия текста – нужно, чтобы сжатие производилось на протяжении всего текста, а не только какой-то его части)

Вспомним основные приемы сжатия текста (исключение, упрощение, обобщение).

Совершенно верно, основных приемов сжатия информации – три:  обобщение частной информации, исключение второстепенной и упрощение текста путем замены сложных синтаксических конструкций простыми. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.

Третий критерий ИК3 «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения». Что оценивается с помощью этого критерия? (умение выделять логическую структуру текста – последовательность изложения содержания; отсутствие логических ошибок и нарушения абзацного членения текста). Чтобы проследить логику изложения любого текста, нужно вспомнить способы и средства связи предложений в тексте. Используя прием “бортового журнала”, запишите всю информацию, которая вам известна по данным темам, в первую колонку “Что я знаю про…”.

Проверим. (Опрос 3 учеников) Теперь восполним пробелы в знаниях по данным темам, заполнив вторую колонку “бортового журнала”, которая называется “Что нового я узнал о…”. В этом нам поможет 17 параграф учебника, где тезисно систематизирована вся необходимая нам информация о способах и средствах связи.

Итак, мы подробно разобрали все 3 критерия оценивания сжатого изложения. Перейдем к применению этих новых (вернее систематизированных) знаний на практике.
А сейчас немного отдохнем: попробуем угадать слово по его лексическому значению. Я называю номер и лексическое значение, вам нужно записать номер и понятие.

(см. Приложение 1)
Проверяем.

Работа с КИМами в печатном или электронном виде.

Ответы учеников.

Запись в тетрадь.
Ответы учеников.

Запись в тетрадь.
Ответы учеников.
Запись в тетрадь.

Ответы 3 учеников.
Заполнение “бортового журнала”.

Запись слов в тетрадь.

«Демонстрационный вариант КИМов для проведения в 2016 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (далее КИМы)

Слайд с примерами основных приемов сжатия текста.

Слайд с таблицей “бортовой журнал”

Приложение 1.

Слайд с ответами.

5. Обобщение и систематизация знаний. Закрепление изученного. (18')

1. Отработать и систематизиро-вать полученные знания.

2. Проверить сформирован-ность навыков выделять тезисы и сжимать текст.

Поддержание интереса к изучаемому материалу, предупреждение утомляемости учащихся.

Итак, последнее слово в нашей игре обозначало часть текста, в которой содержится главная информация? (тезис)

Потренируемся разделять информацию на главную, т.е. выделять тезисы, и второстепенную и сжимать текст, используя основные приемы компрессии информации. (см. Приложение 2)

Выделите ту информацию, без которой текст будет непонятен – тезисы. Нам предлагают применить обобщение и исключение для сжатия текста упражнения.

Какие виды обобщения информации существуют?

  • замена однородных членов обобщающим словом, т.е. переход от частного к общему;

  • замена прямой речи косвенной;



Далее выполните упражнение, работая в парах.

Проверяем. (Опрос 3 учеников)
Какие приемы компрессии текста мы не отработали? (упрощение текста путем замены сложных синтаксических конструкций простыми)

Чтобы вспомнить этот прием сжатия текста, выполним упр. 128, оставив только задание под буквой “Д”. Вам нужно найти все СПП с определительным придаточным и, применив прием упрощения, заменить придаточные определительные синонимичными обособленными определениями, т.е. причастными оборотами. Как в этом случае будет работать прием упрощения текста путем замены сложных синтаксических конструкций простыми? (СПП с определительным придаточным заменяются ПП с обособленными определениями).
Всегда ли можно применить такой вид компрессии информации? Ответим на этот вопрос, выполнив интерактивное задание.

В предложении 3 (Россия – это бесконечные снега, над которыми поют серебряные метели) нельзя заменить придаточное определительное синонимичным определением.
Какие еще виды упрощения текста вы знаете?

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • СПП с обстоятельственным придаточным заменяются ПП с обособленными обстоятельством (синонимичным деепричастным оборотом);

  • сокращение количества частей СП.


Напоминаю, что грамматические, орфографические, речевые, фактические и пунктуационные ошибки оцениваются во всей экзаменационной работе в целом по отдельным критериям: “Критериям оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого в изложении и сочинении”. Они также представлены в КИМах.

Ответы учеников.
Работа в малых группах (в парах) на листах с текстами упражнений.
Листы сдают учителю.


Ответы учеников.
Один ученик выполняет на меловой доске, комментируя все встретившиеся орфограммы и пунктограммы, остальные - в тетрадях.

Один ученик выполняет на ИД, комментируя свой выбор, остальные корректируют работу выполняющего.

Приложение 2.

Мультимедийное приложение к линии УМК "Русский язык. 5–9 классы" под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Задание на ИД.


6. Итог урока. Рефлексия.(5')

Обобщить материал по теме урока, проверить достижение целей урока, сделать вывод.

Оценить результаты общеклассной и индивидуаль-ной работы наиболее активных учащихся.

Над чем мы сегодня работали? (Сегодня мы проанализировали и систематизировали информацию, необходимую для написания сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ. Попытались восполнить пробелы в знаниях по данному виду работы. Отработали умение распознавать логическую структуру текста, который находится перед глазами, а также умение использовать различные способы сжатия визуальной информации.)

Напомню, что на экзамене нужно будет применить эти умения к прослушанному тексту. Поэтому на следующем уроке по развитию речи мы усложним нашу задачу и все, усвоенное сегодня, отработаем на прослушанном тексте.

Итак, чтобы написать сжатое изложение нужно:

  1. знать лимит времени, отведенный на первую часть работы - 85 минут;

  2. помнить, что объем сконструированного вами текста должен быть не меньше 70 слов, но и не больше 85;

  3. количество абзацев столько же, сколько и в исходном (прослушанном вами) тексте - три;

  4. оставить в тексте необходимо только главную информацию, без которой смысл текста исказится;

  5. помнить о необходимости применения приемов сжатия информации на протяжении всего текста;

  6. стараться избегать логических ошибок.

Сейчас каждый из вас заполняет таблицу рефлексии по 4 параметрам: д/з, логическая структура текста типа рассуждения, применение способов сжатия текста, орфография/пунктуация.

Учитель оценивает работу класса в целом и индивидуальную работу отдельных учеников, учитывая психотипы обучающихся.

Устные ответы учащихся с опорой на записи в тетради и памятки.

Самоанализ продуктивности работы на уроке путем заполнения таблицы рефлексии.


Слайд с колонками таблицы рефлексии

7. Задание на дом. (2')

Закрепление изученного с помощью создания памятки и конструирования упражнения.

Дифференцированное д/з: сильные ученики выполняют задания 1 и 2, остальные 1 и 3.

1. Создать памятку для учащихся 5-7 классов «Алгоритм написания сжатого изложения».

2. На основе эссе И.А.Ильина «О чтении» (Книга тихих созерцаний. Поющее сердце) сконструировать упражнение для 8 класса на закрепление следующих умений:

  • выделение главной и второстепенной информации,

  • комбинированное использование приемов компрессии текста.

3. Упр. 146 по заданию в учебнике.

Запись д/з. Вопросы по д/з.

Слайд с д/з


Список использованной литературы и других источников:

1. Шапиро Н.А., Волкова А.В., Кузнецова Е.В., Шувалова Е.Ю. Материалы курса "Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика". - М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. http://www.ozhegov.org/
3. www.fipi.ru


Приложение 1
Игра «Узнай слово по его лексическому значению».

1. Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

2. Отзывчивый, гуманный.

3. Факт или довод, подтверждающий что-нибудь

4. Придать чему-нибудь окончательную и необходимую форму.

5. Всякая записанная речь. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению.

6. Непринуждённый, натуральный.

7. Содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью

8. 1. положение, требующее доказательства. 2. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

Ответы:

1. Синтез

2. человечный.

3. Доказательство

4. оформить.

5. Текст

6. естественный.

7. микротема/абзац

8. тезис.

Приложение 2


Выделите тезисы и примеры. Первый абзац сократите с помощью приема исключения, выделенный фрагмент – с помощью приема обобщения. Заполните информационную таблицу о тексте сжатого изложения.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зеленая дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.

Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.

(М.Гаспаров)






Информация о тексте для сжатого изложения

Абзац

Содержание микротем и ключевые слова

1




2




3





Алгоритм написания сжатого изложения.
1. При первом чтении ученики ничего не пишут, все их усилия направлены на то, чтобы понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Затем дети записывают пункты плана, а лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки, указывают, если нужно, на связь между мыслями с помощью союзов, вводных слов и пр., одним-двумя словами намечают, как можно немного эти тезисы распространить.

3. При втором чтении уточняют тезисы и заполняют оставленные промежутки дополнениями, объем и степень подробности которых следует обдумать после чтения.

4. Потом создается черновик, подсчитывается количество слов в нем, и в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. Напомним: если в исходном тексте около 150 слов, в ученической работе должно оказаться не менее 70 слов или чуть больше.

5. Черновик надо проверить, и не один раз:

  • отдельно речь (если беззвучно проговаривать текст, артикуляция поможет уловить неоправданные повторы),

  • отдельно орфографию (если написание слова вызывает сомнение, лучше это слово исключить или заменить),

  • отдельно – пунктуацию. Третью проверку лучше производить «ершом» – от последнего предложения к первому, чтобы не отвлекаться на содержание, а думать только о структуре предложений.

6. На заключительном этапе работа переписывается на чистовик и еще раз проверяется.



1 Предполагается, что ученики на протяжении 4х лет обучения оперировали этими понятиями. Поэтому отдельно это не проговаривается.

Похожие:

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы мкоу «сош №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район,...

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconУрока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»
Разработка открытого урока русского языка в 7 «Б» классе на тему «Частица как часть речи»

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconКонспект урока русского языка по теме «Заявление вид деловой бумаги»
Учитель русского языка моу болтинская сош рыбинского района Ярославской области Гагарина Виктория Геннадьевна

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconГосударственное профессиональное образовательное учреждение «беловский...
Разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине оп. 05 Технические средства для специальности 23. 02. 01 Организация...

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconМетодическая разработка лекции на тему: «Лекарственные средства,...
Составитель: Егорова Л. И. – преподаватель первой квалификационной категории дисциплин Фармакология, Основы латинского языка с медицинско...

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconМетодическая разработка урока по дисциплине «страховое дело»
Разработка урока предназначена для ведения урока (практического занятия) по дисциплине оп. 10 «Страховое дело» для специальности...

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconУрока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация материала по теме «Причастие» в свете требований...

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconИзучение русского языка в профильном гуманитарном классе Савинского тко
Сент-Экзюпери, надо «передумывать заново». Это касалось как концептуальных решений о смысле преподавания русского языка на профильном...

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconМетодическая разработка урока таблица сложения. (Тема урока)
...

Методическая разработка урока русского языка Составитель iconМетодическая разработка праздника по английскому языку в 4 классе по теме «Хэллоуин»
Развитие интереса к изучению английского языка и культуры стран изучаемого языка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск