Методическая разработка урока письма по фгос тема урока


Скачать 198.38 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока письма по фгос тема урока
ТипМетодическая разработка
filling-form.ru > Туризм > Методическая разработка
Методическая разработка урока письма по ФГОС

Тема урока: «Живи, письмо!»

Автор: Мамедова Наталья Валерьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №15 ст. Староизобильной», Изобильненский район , Ставропольский край

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник: «Русский язык» 5 класс, под редакцией Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.

Цели урока. 

Возродить традиции эпистолярного жанра, привить ребятам чувство вкуса и умение грамотно излагать свои мысли. Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи обращения, знаков препинания при них; развивать умение написания писем различных стилей; совершенствовать умение составления письма

3. Воспитательный аспект: воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.

Формирование УУД:

Личностные:

- формировать желание выполнять и мотивировать учебные действия;

-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

- сравнивать различные виды работ;

- анализировать результаты своей работы;

- изменять, творчески переделывать;

- находить и выделять нужную информацию.

Регулятивные:

- анализировать собственную работу;

- находить ошибки, устанавливать их причину;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

- сравнивать и анализировать разные виды текста;

- создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал, почтовые конверты с памятками, алгоритмами.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

-технология развивающего обучения;

- личностно-ориентированного обучения.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование.

На уроке используется презентация. Мультимедийный проектор, раздаточный материал, выставка художественной литературы, музыкальные записи, видеоролики.

Методическая разработка урока предназначена для изучения темы «Живи, письмо!» в рамках изучения раздела «Синтаксис и пунктуация» на уроке русского языка.

Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение на уроках, системно-деятельностный подход в обучении.

Этап урока


Деятельность учителя

(применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

(формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Организационный момент


Включение в деловой ритм.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку



Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку



Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; формирование умения слушать и слышать.

Мотивация познавательной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию.  Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует корректирует некоторые задачи урока, предложенные учащимися.
Читает отрывки текстов.

«Милый дедушка, Константин Макарыч! Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Остаюсь, твой внук Иван Жуков.»   (А.П.Чехов. «Ванька». Письмо Ваньки дедушке.)
«Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле,

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.»

            (А.С.Пушкин.  «Евгений  Онегин»)

  - О чём мы сегодня будем говорить?

Сформулируйте тему нашего урока.

Запишите число, классная работа и тему урока.

 - Наш урок будет посвящён древнему, благородному искусству – умению писать письма.



Уточняют/формулируют тему урока. Записывают   в тетради число, классная работа и тему урока.


Личностные: самоопределение, развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Регулятивные: целеполагание , постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися

Коммуникативные: постановка вопросов ,умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Целеполагание.

Постановка учебной задачи.


Исходя из темы, какой цели мы должны достичь на занятии? (Сегодня на уроке мы узнаем, как и когда появилось письмо, познакомимся с его структурой и основными правилами переписки.)



Ставят цели. Формулируют некоторые задачи урока, например:

- познакомить с правилами написания личного письма, научить писать письмо личного характера;

- развивать мотивацию к познавательной активности;

- воспитывать любовь к русскому языку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.


Актуализация знаний.

Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.

Когда появились первые письма?

(Учитель благодарит за подготовку сообщения.)

Как работала первая почта?


(Слово учителя)

- Молодцы, правильно.

Вот, например, в Древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов с устными сообщениями или же с папирусными или пергаментными посланиями. В наш век их, пожалуй, назвали бы курьерами. Конечно, письма древние отличались от современных, но во все времена письма преследовали по сути одну цель.

Какую?
В XXI веке письма утратили былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная, а также Интернет-форумы, sms. Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма.
- Прочтите и запишите эпиграф к уроку.

Эпиграф урока:

Заветные письма!  Я вами богат;                  

                   Всегда вас читаю и снова читаю…

                                        В. Г. Бенедиктов.
   Ребята, послушайте изречения о письмах.
- Для людей, которые живут далеко друг от друга, письмо – это кусочек сердца отправителя.

- Каждый, кто пишет письмо, дает почти, что изображение своей души.

- Как много мы потеряли, перестав писать письма!

- Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

Согласны ли вы с ними?

Почему?

Что такое письмо?

Сообщение о письме (специально подготовленного ученика)

Письма существуют с давних времён. Они необходимы человеку как вид информационной связи.

Так в Южной Америке индейцы для письма использовали листья разных деревьев. Лист одного определённого дерева говорил о том, что в племени все здоровы, лист другого — сообщал об удачной охоте и т. д. И когда гонец одного племени приносил такое письмо старейшине другого племени, то казалось, что он вручает букет, а на самом деле - письмо. На Востоке, в арабских странах существовали письма из набора камешков, принцип такого письма был таким же, как у индейцев Южной Америки.

Позже, когда люди научились писать, но не умели ещё делать бумагу, записи велись на глиняных табличках, коже, бересте, а вот эскимосы, жители севера, писали свои письма на замороженной рыбе.
Отвечают на вопрос

(Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю — на кораблях.)

Отвечают на вопрос

(передача информации на расстояние).

Читают эпиграф и записывают в тетрадь.


Отвечают на вопросы.

Приводят аргументы, например, письмо – это средство общения между людьми; письма – это вечные мысли;

в письмах можно написать то, что не выскажешь словом; создавая письма, человек формирует свою речь, тренирует навык орфографической и пунктуационной зоркости и т.д.)


Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные: общеучебные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Логические: анализ объектов; выбор оснований и критериев для сравнения, логической цепи рассуждения, доказательство

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Этап усвоения новых знаний

Письмо (послание) – это слово происходит от греческого эпистоле (epistole) – написание письма, поэтому оно и относится к так называемому эпистолярному жанру.

Письма – это обдуманные фразы, интересно описанные события и простые будни, о которых кто-то с кем-то хочет поделиться. Многие письма часто перечитываются и долго хранятся, иногда даже всю жизнь, как самое сокровенное: частичка прошлого, которую уже не вернуть.

Во многих семьях бережно хранятся письма с фронта. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Письма с фронтов ВОв - документы великой силы. В пропавших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца и вера в Победу! Такие письма помогают помнить и хранить историю семьи, страны, Родины.

- Какие виды писем вы знаете?

Чем отличаются эти виды писем?

Деловые письма (например, письмо из налоговой службы)

Сообщают важную информацию, указания, распоряжения, предписания
Дружеские письма (письмо от подруги)

Позволяют близким людям, друзьям, родственникам общаться друг с другом, делиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

(Сообщает важное правило: не читать чужих писем!)
Поздравительные письма

С их помощью можно поздравить людей со знаменательным событием
Письма в газету

Помогают ребятам рассказать о своих делах, увлечениях, проблемах, получить совет, поддержку, помощь.

Одинаковы они по содержанию?

Организует работу в парах, а затем в группах. Работа с текстами.

- Чтение.

- Проведение орфографической работы: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму (в парах).

- Проведение пунктуационной работы: вставить пропущенные знаки препинания, объяснить (в парах).

Осуществляет повторение орфограмм.

Осуществляет повторение пунктограмм:

- знаки препинания при обращении;

- знаки препинания при однородных членах;

-знаки препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами

- Организует составление плана текста.

- Организует разработку модели написания письма. В предложенных моделях части расположены не последовательно. Необходимо их упорядочить.

- Проводит словарную работу составленной модели. Помогает определить лексическое значение слов-паронимов АДРЕСАНТ-АДРЕСАТ.

- Организует заполнение конвертов по образцу.



Отвечают на вопросы

(Письма бывают разными: деловые, дружеские, поздравительные, личные, письмо-рассказ, письмо-просьба, официальные, благодарственное, письмо в газету).
(Они обращены к разным лицам: дружеские - к друзьям или знакомым, официальные — к официальному лицу, поздравительные — к другу, к лицу официальному).

Отвечают на вопрос

Они различаются по содержанию и

формой обращения.

Работают в группах над текстами.

«Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной, дочерью Мироновой, мы получили 15 сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам. Немедленно буду писать к Андрею Карловичу, прося его перевести из Белогорской крепости куда-нибудь подальше, где бы дурь у тебя прошла. Матушка твоя, узнав о твоем поединке и о том, что ты ранен, с горести занемогала и теперь лежит. Что из тебя будет? Молю бога, чтоб ты исправился, хоть и не смею надеяться на его великую милость.

Отец твой А. Г.»
«Мать моя, любимая, единственная в мире! Ты лелеяла нас, ты баловала, ты дарила нам лучшее. Ты ничего не жалела для нас. Нет блага, равного твоей любви, которой ты окружила нас с детства. Я дочь твоя… Если вражеский снаряд оторвет мне руку, я буду биться одной рукой. Если я лишусь ног, я ползком подберусь к звериному стаду и буду разить его гранатой. Если мне вырвут очи, я увижу врага глазами сердца своего и не промахнусь!»  

О любви к Родине и готовности пожертвовать ради неё жизнью пишут в своих письмах родным фронтовики: «Я буду биться с врагом  до последней капли крови и буду вас защищать, народ, землю родную, на которой вырос…»
«Здравствуй, дорогой сынок Толя! 22 июня исполняется год, как я не видел тебя. Я очень соскучился по тебе, часто тебя вспоминаю. Тебе уже пять лет, вот какой ты большой. Расти, сынок, будь умненьким, люби своего братишку, учи его. Я скоро вернусь. Вот прогоним всех фашистов, и вернусь. Крепко целую тебя. Твой папа».
Из письма неизвестного солдата.
                                                                        (25.06.1943.)
Письмо друга.

Здравствуй, дорогой друг! С наилучшими пожеланиями пишу тебе я. Твое письмо я получил, за которое очень тебя благодарю.

Я до сих пор провожу каникулы в деревне, в гостях у дедушки и бабушки. Мне здесь очень нравится, поэтому останусь здесь до конца лета. У меня появилось много друзей. Мы с ними весело проводим время: играем в футбол, ходим купаться на речку, в лес за ягодами. Помогаю бабушке. У нее есть небольшое хозяйство: куры, кролики и козы. С дедушкой пару раз ходили на рыбалку. Погода стоит настоящая летняя. Дни проходят очень быстро. Скоро в школу. Пиши, как отдыхаешь ты, чем занимаешься, что знаешь об одноклассниках. Передай им привет, если увидишь. Пиши. Буду рад. До свидания.

10.04.2016г. Твой друг Иван.
- Читают, работая в парах, проводят орфографическую, пунктуационную работу, объясняют друг другу. Отчитываются парно. - В ходе обсуждения в группах составляют план текста. Например,

1. Приветствие.

2. Благодарность за полученное письмо.

3. Рассказ о своей жизни.

4. Обращение.

5. Прощание.

6. Дата, подпись.

- Составляют модель написания письма.

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо. (адресата)
Здравствуйте…
2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
3. Основная часть – изложение информации адресантом, интересующей адресата.
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. До свидания, … Всего хорошего …
Дата. Подпись адресанта.

- Подготовленный ученик рассказывает о лексическом значении слов-паронимов (опережающее задание). Составляют предложения со словами-паронимами, записывают в тетрадь.

- Заполняют конверты для писем по образцу.

- В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.

- А вы знаете индекс нашего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.

- В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России. Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.


Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Этап продуктивного использования полученных знаний

Закрепление знаний

-Устанавливает осознанность восприятия.

- Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.

- Организует самостоятельную работу по созданию творческой работы: написание письма солдату с использованием опорных схем.

(В конвертах у ребят памятка для написания письма и памятка с этикетными словами).

- Что же, на ваш взгляд, принесёт больше радости: мгновенно доставленное sms-сообщение или такое вот письмо?

Слово учителя:

- Ребята, написать интересное письмо - настоящее искусство. Сегодня вы будете учиться писать благодарственные письма. Я предлагаю вам написать письмо солдату. Приближается праздник День защитника Отечества и вы можете выразить свою благодарность и слова поздравления. Используйте в работе памятки, которые находятся в конвертах, образцы написанных писем.

Для проверки орфографической точности используйте орфографические словари. Желаю вам творческих успехов.


Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).

- На столах учеников лежат: почтовый конверт, в котором памятка №1, памятка №2, образец написанного письма.

Памятка №1

Здравствуйте; пожалуйста; до свидания, дорогой друг; милый человек; прекрасное настроение; пиши почаще; уважаемый, глубокоуважаемый, спасибо, будьте добры, буду с благоговением ждать, хочется написать, прошу прощения, благодарю, всего хорошего, с наилучшими пожеланиями.
Памятка №2

1) Приветствие или обращение – имя адресата.

Здравствуйте, …

2) Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3) Основная часть – изложение информации адресанта, интересующей адресата.

4) Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Дата. Подпись.

Отвечают на вопрос
Образец письма ученика:

«Здравствуй солдат Российской Армии!

Хочу выразить свою благодарность за Вашу службу, за защиту нашей Родины. А Родина - это близкие и дорогие люди, родные места, родной дом, любимая страна. Я уверен, что служба в армии заслуживает уважения. Служба в армии - это долг перед Отечеством, перед самим собой.

Через несколько лет мне тоже предстоит быть солдатом. Я думаю, что каждому нужно через это пройти, чтобы стать настоящим мужчиной. Ведь солдаты нашей армии самые сильные, ловкие, смелые. Ведь ты бережешь наш покой, покой дорогих, близких тебе людей. За это я тебя очень уважаю и горжусь тобой.

Скоро-скоро я заменю тебя на службе и тоже стану настоящим солдатом. Пусть мной также гордятся мои друзья, учителя, родные.

Я желаю тебе и твоим друзьям отличной службы, крепкого здоровья, а пока я постараюсь учиться хорошо. Это я тебе обещаю.

До свидания!»




Ученик 5 класса Петров Евгений .

20.02.2017г
- Для проверки орфографической точности используют орфографические словари.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: принятие решения и его реализация; контроль, оценка, коррекция действий партнёра; продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Взаимопроверка по установленному эталону

Организует взаимопроверку выполненных творческих работ, обсуждение результатов.

Осуществляют взаимопроверку (работа в парах), пошагово сравнивая с эталоном (модель написания письма)

Оценивают друг друга.

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

Рефлексия деятельности

(итог урока)

- Организует рефлексию в парах. Предлагает составить синквейн на тему "Письмо".
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Выставляет оценки за урок.

- Подводит итог

- Сегодня мы узнали, как можно общаться с человеком на расстоянии. Важно уметь общаться друг с другом посредством написания писем. Мы можем в доверительной форме изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Обратимся к словам Д.С.Лихачева, где отражена важность написания писем, несущих доброту и мудрость жизни.

Здравствуй, юный друг! Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо, ничего не выйдет. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания ( их можно и нужно писать как можно раньше)…В момент их написания вы не только учитесь писать - вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили… Пишите друзьям, родным и через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку. С уважением к вам и любовью, ваш Д.С.Лихачев.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Работают в парах, составляют синквейн на тему «Письмо». Представляют устно по желанию.

Например,
Письмо.

Личное, интересное.

Написать, переслать, получать.

Средство общения между людьми.

Почта.


Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка

Познавательные: рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Домашнее задание

Используя новые знания, полученные на уроке, отредактируйте дома свои письма.


Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы.






Похожие:

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconМетодическая разработка проведения урока написания письма в 5 классе Тема урока: «Письмо»
Цели урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма, обеспечить у школьников...

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconСамоанализ и анализ урока в контексте фгос
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может...

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconМетодическая разработка урока таблица сложения. (Тема урока)
...

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока icon«Лучший урок письма». Номинация: лучшая методическая разработка урока письма
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 Курского муниципального района Ставропольского...

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconМетодическая разработка урока в 5 классе, на конкурс «Лучший урок письма»
Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconМетодическая разработка урока письма «Особенности письма как эпистолярного жанра»
Оборудование: карточки с заданиями для групп, толковый словарь С. И. Ожегова, сообщения учащихся, презентация к уроку, коллекция...

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconМетодическая разработка урока по дисциплине «страховое дело»
Разработка урока предназначена для ведения урока (практического занятия) по дисциплине оп. 10 «Страховое дело» для специальности...

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconГосударственное профессиональное образовательное учреждение «беловский...
Разработка урока предназначена для проведения занятия по дисциплине оп. 05 Технические средства для специальности 23. 02. 01 Организация...

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconТема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований...
Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями фгос. 3

Методическая разработка урока письма по фгос тема урока iconСоответствие урока требованиям фгос
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск