А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма


НазваниеА. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма
страница1/22
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет

имени Ярослава Мудрого

А. А. Степанова

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ТУРИЗМА

Лекции

Великий Новгород,

2010г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

Определение туризма

Туризм — это непроизводственная сфера эко­номики, эффективно удовлетворяющая рекреационные потреб­ности населения в виде предоставляемых услуг через систему индустрии туризма, куда входят предприятия по размещению туристов: гостиницы, мотели, кемпинги и т. п.; предприятия питания, связи, транспорта, бюро обмена валюты, туристичес­кие фирмы; рекламно-информационные, научные, проектные, культурно-зрелищные и лечебные учреждения и предприятия.

Термин «туризм» происходит от французского слова «Tour» — поездка, что обозначает круговое путешествие и воз­вращение в исходный пункт. Если первоначально слово «ту­ризм» определялось как пешеходное движение с целью прогул­ки, то сейчас это понятие приобрело универсальное значение.

Современное толкование дается Всемирной туристической организацией:

туризм — вид деятельности населения в свободное время, связанный с временной миграцией и пребыванием вне постоян­ного места жительства с целью отдыха, лечения, физическо­го и духовного развития, сопровождающегося потреблением природных, экономических и культурных ценностей и услуг.

К туристам следует относить лиц, временно находящихся вне постоянного места жительства с целью отдыха, ознакомле­ния с природными, культурными, архитектурными достопри­мечательностями.

Лица, совершающие поездки на срок менее 24-х часов, счи­таются экскурсантами (от французского слова экскурсия — показ, объяснение, групповое посещение, организованное с об­разовательной целью). Понятия туризм и экскурсия перепле­таются, дополняют друг друга, составляя одно целое: туристско-экскурсионное обслуживание, или туризм.
Статистическое определение туризма

В статистике под туризмом понимают одну из форм миграции населения, не свя­занную с переменой местожительства или работы.

Необходимость его дефиниции возникла в первой половине XX в. и была обуслов­лена повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц.

Одно из первых определений туриста принадлежало Комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций (1937 г.). Оно по­лучило международное признание и в основном дошло до наших дней с некоторыми, более поздними поправками.

В настоящее время в международной практике широко исполь­зуется определение, выработанное Международной конференци­ей по статистике путешествий и туризма (Оттава, 1991 г.) и одоб­ренное ВТО и Статистической комиссией ООН.

Согласно ему, турист— это посетитель, т.е. «лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, на срок не более 12 месяцев с любой целью, кроме занятия деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте».

Предложенная дефиниция позволила более четко очертить ту часть путешествующих лиц, которая выступает объектом статисти­ческих исследований в туризме. В итоговых документах Оттавской конференции и технических пособиях ВТО турист определяется как посетитель. Это понятие рекомендуется использовать в качестве клю­чевого в статистике туризма. Оно распространяется наряду с турис­тами и на экскурсантов, которым присущи общие признаки. Раз­личия, имеющиеся между ними, не затрагивают существа явле­ния, поэтому экскурсионные поездки все чаще рассматриваются как частный случай туризма и отражаются в туристских статисти­ческих справочниках.

Выделяются три главных признака, позволяющих объединить туристов и экскурсантов в категорию посетителей и одновременно отличить от других путешествующих лиц:

  • перемещение за пределы обычной среды,

  • продолжительность пребывания в месте назначе­ния,

  • цель поездки.

Выезд за пределы обычной среды — первый критерий классифи­кации путешественников. Термин «обычная среда» был введен в оборот на Оттавской конференции для того, чтобы исключить из числа посетителей людей, ежедневно совершающих поездки из дома на работу (учебу) и обратно. Они не покидают обычной среды и не считаются туристами.

В рекомендациях по статистике туризма ВТО параметры обыч­ной среды характеризуются двумя показателями: частотой посе­щения объекта и его удаленностью. Места, которые лицо посещает регулярно, являются элементом его обычной среды, даже если они находятся на значительном расстоянии от местожительства. На этом основании, например, жители приграничных районов, работаю­щие на территории сопредельного государства и многократно вы­езжавшие за границу, не могут быть отнесены к категории между­народных туристов.

Кроме того, обычная среда включает объекты в непосредствен­ной близости от местожительства человека вне зависимости от час­тоты их посещения. Такая трактовка вытекает из психологического восприятия людьми этих объектов, не только производственных, но также природных и культурных, как элементов каждодневности. Едва ли кто станет рассматривать выход в расположенный по соседству театр как туристское мероприятие. Не найдет он отраже­ния и в статистике туризма.

Концепция обычной среды вызывает жаркие споры среди спе­циалистов. Дискуссионными остаются определение самого поня­тия и, что особенно важно для статистики, пороговые значения расстояния, которое необходимо покрыть, чтобы считаться посе­тителем, и частоты посещения объекта. Они существенно различа­ются по странам и требуют специальных поправок в каждом кон­кретном случае.

Продолжительность пребывания — второй критерий выделения статистической совокупности посетителей. Он вводится в развитие концепции обычной среды и позволяет отличить туристов и экс­курсантов от резидентов. Продолжительность пребывания ограничивается 12 месяцами, после чего посетитель переходит в катего­рию постоянных жителей и не учитывается в статистике туризма. В случае возвращения на прежнее местожительство с краткосроч­ным визитом (например, чтобы навестить родных и близких) это лицо регистрируется как посетитель данной территории. В Испа­нии и Италии — ведущих принимающих туристских странах Юж­ной Европы — эмигранты, приезжающие на родину, составляют большую часть въездного туристского потока.

Цель (мотив) поездки — третий признак посетителей. В отличие от других путешественников ими движут туристские мотивы, ко­торые в официальных документах и научной литературе тракту­ются очень широко. Для удобства статистического учета посетите­лей по рекомендации ВТО туристские цели были объеди­нены в несколько блоков:

  • досуг, рекреация, отдых;

  • посещение родственников и знакомых;

  • деловые и профессиональные цели (участие в деловых встречах, конференциях, конгрессах и т.д.);

  • лечение;

  • поклонение религиозным святыням (паломничество);

  • прочие туристские цели.

На первый взгляд, статистическая совокупность посетителей кажется очень пестрой и разнородной. Несмотря на неодинаковые продолжительность путешествий, географию поездок, способы передвижения, все эти лица объединены в одну категорию и противопоставлены всем тем, кто отправляется в дорогу в поисках работы и для осуществления оплачиваемой деятельности.

В отличие от производителей материальных благ и услуг как категории путешествующих лиц, посетители являются потребите­лями национального продукта. Те денежные средства, которые ту­ристы и экскурсанты расходуют на поездки, делают их потребите­лями.

Информация о расходах на путешествия чрезвычайно скупа. Но известно, что в Великобритании они составляют 19% среднего годового семейного бюджета англичан, уступая лишь затратам на питание и жилье. В Германии аналогичный показатель равен 16%, во Франции и США по 12%. Средняя американская семья тратит на путешествия около 4 тыс. ам. долл. в год, столько же, сколько она расходует на медицину или на питание, напитки и табак вме­сте взятые и в два раза больше, чем на покупку одежды.

Потребительский характер пребывания посетителей за грани­цей обусловливает определенную направленность денежных пото­ков в мировом хозяйстве. Туристы и экскурсанты перемещают де­нежную массу из страны постоянного жительства в принимающую страну. Граждане, путешествующие ради удовольствия, с деловыми, лечебными или культовыми целями, при всем разли­чии мотивов пребывания за границей ввозят валюту в принимаю­щую страну и в равной степени увеличивают валютные поступления в ее бюджет. Поэтому их объединение в самостоятельную кате­горию посетителей экономически оправдано.

Для определения перспектив развития инфраструктуры туриз­ма, прежде всего базы размещения, большое значение имеет вычле­нение посетителей из числа путешествующих лиц с последующим выделением из полученной таким образом совокупности ночующих посетителей — туристов, и однодневных посетителей — экскурсан­тов.

Итак, понятие «турист» как частный случай посетителя ис­пользуется в отношении лица, которое выехало за пределы обычной среды, находится в посещаемом месте временно, путешеству­ет с рекреационными, деловыми и прочими туристскими целями.

Только наличие всех этих без исключения признаков позволяет рассматривать путешествующее лицо в качестве туриста.
Сущностное определение туризма

С развитием научно­го знания о туризме последний предстает как системный объект изучения. Рабочие дефиниции, ограниченные узкоотраслевыми рам­ками, не раскрывают всего многообразия внутренних и внешних связей этого общественно-экономического явления. Поэтому воз­никает необходимость концептуального, или сущностного, определения туризма. Оно формирует комплексное представление о предмете исследования.

В научной литературе по вопросам туризма отсутствует одно­значное его определение. Но несмотря на различие формулировок, все авторы включают в понятие «туризм» туристские потребности и мотивации, особенности поведения туристов, их пребывание вне постоянного местожительства, экономические отношения, склады­вающиеся между туристами и производителями товаров и услуг, вза­имодействие сферы туризма с окружающими природной, экономи­ческой и другими макросредами. Широкое распространение среди специалистов получило сущностное определение туризма, пред­ложенное Международной ассоциацией научных экспертов в об­ласти туризма.

Согласно ему, туризм есть «совокупность отношений и явлений, которые возни­кают во время перемещения и пребывания людей в местах, отлич­ных от их постоянного места проживания и работы».



Туризм представляет собой сложное образование. Как нечто целое он предстает, прежде всего, в отношениях с окружающими макросредами: политической, экономической, социальной, тех­нологической и экологической. Внешний мир активно воздейству­ет на туризм, в одних случаях открывая перед ним широкие воз­можности, в других — грозя новыми опасностями. В целях устой­чивого развития он вынужден приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении.

Классификация туризма

Существует очень много классификаций туризма. Они различа­ются самим пониманием этого феномена, принципами построе­ния, прикладными задачами классификации и пр. Главным явля­ется деление туризма на международный и внутренний.

Международный туризм охватывает поездки путешествую­щих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства. Пересечение государственной границы для них связа­но с определенными формальностями: оформлением заграничных паспортов и виз, прохождением таможенных процедур, валютным и медицинским контролем. Эти правила вводятся государством в це­лях борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д. и обеспечивают уста­новленный порядок въезда в страну и выезда из нее. Специальные службы проверяют соблюдение путешествующими лицами паспорт­но-визового режима, требований о вакцинации (прививках), пра­вил и условий провоза через границу вещей, товаров, валютных средств и проведения операций по обмену валюты.

Упрощение (ужесточение) формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, облегчая (или, наоборот, затрудняя) передвижение людей. Не способствуют рос­ту туристских путешествий сложная и затянутая процедура оформ­ления выездных документов, нарушение установленных сроков их рассмотрения или произвольное отклонение, чрезмерно высокий сбор; в сфере валютного контроля — введение жестких ограничений на обмен валюты, от которого зависит уровень потребления товаров и услуг туристами. Таможенные декларации и досмотры также могут выступать в качестве сдерживающего начала и приве­сти к сокращению туристских поездок.

Туристские формальности, связанные с пересечением государ­ственных границ, являются неотъемлемой частью международно­го туризма и выступают в качестве главной его особенности. Чем глубже различия денежных систем государств, чем больше пре­пятствий на пути свободного передвижения людей, чем значи­тельнее языковые барьеры, которые хотя и не относятся к турист­ским формальностям, но, разделяя народы, оказывают заметное влияние на развитие туристских контактов, тем существеннее от­личие международного туризма от внутреннего.

Другая особенность международного туризма носит экономи­ческий характер и раскрывается через влияние, какое междуна­родный туризм оказывает на платежный баланс страны. Иност­ранные туристы, оплачивая товары и услуги, обеспечивают по­ступление валюты в бюджет принимающей страны и тем самым активизируют ее платежный баланс. Поэтому приезд иностранных туристов получил название активного туризма. Напротив, выезд туристов сопряжен с оттоком национальной денежной единицы из страны их постоянного проживания. Международные платежи по туристским операциям такого рода фиксируются в пассиве пла­тежного баланса страны — поставщика туристов, а сам туризм име­нуется пассивным.

Деление на активный и пассивный, исходя из особенностей отражения финансовых результатов туристской деятельности в пла­тежном балансе, присуще только международному туризму и не распространяется на внутренний туризм.

В международном туризме выделяют две его формы - въезд­ной и выездной, которые различаются по направлению турист­ского потока. Один и тот же турист может быть классифицирован как въезжающий и выезжающий одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране описывается его перемеще­ние. Различают страну происхождения туриста, которую он поки­дает, и страну назначения, куда он прибывает. В первом случае речь идет о выездном, во втором — о въездном туризме. Эти тер­мины используются применительно к зарубежному путешествию в начале поездки. На обратном пути турист просто возвращается домой.

Внутренний туризм в отличие от международного не связан с пересечением государственной границы и, следовательно, не требует соблюдения туристских формальностей. Он представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянно­го жительства с туристскими целями. Национальная денежная еди­ница, используемая повседневно, продолжает оставаться средством обращения, а родной туристу язык — средством общения. Такие путешествия сравнительно легко организовать. По некоторым оцен­кам, на долю внутреннего туризма приходится 80-90% всех турист­ских поездок, а общий объем расходов на внутренний туризм в 5-10 раз превышает затраты туристов на международные поездки.

Несмотря на существенные различия, международный и внут­ренний типы туризма теснейшим образом связаны между собой. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором между­народного туризма. Он способствует освоению новых рекреацион­ных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструк­туры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства. В последнее время наметилось некоторое сближение междуна­родного и внутреннего туризма, которое обусловлено упрощени­ем туристских формальностей.

Положительный пример решения этой проблемы дает Объединенная Европа. В июне 1985 г. Нидер­ланды, Бельгия, ФРГ, Франция и Люксембург подписали в г. Шенген соглашение о поэтапной отмене паспортного и тамо­женного контроля для своих граждан на общих границах. За истек­ший период к Шенгенскому соглашению присоединились и дру­гие европейские страны, а в его текст были внесены дополнения и уточнения: четко и однозначно определены внешние границы ЕС, установлены единые консульские правила, нормы и порядок пе­ресечения границ ЕС в целях сохранения и упрочения обществен­ной безопасности. Заключение Шенгенского соглашения, а затем Маастрихтского договора стало знаменательным этапом на пути образования военно-политического и валютно-экономического со­юзов 12 европейских государств. Переход к общей денежной еди­нице — экю, свободному перемещению товаров, капитала, услуг и рабочей силы, т.е. фактической отмене границ, открывает ши­рокие перспективы для дальнейшего роста туристских обменов.

С созданием единого визового пространства радужные перс­пективы туристского бизнеса открываются во Франции, Герма­нии, Испании, Португалии, Бельгии, Нидерландах, Люксембур­ге, Австрии, а также Италии и Греции. Ожидается увеличение прибытий туристов в эти страны из отдаленных регионов — Ази­атско-Тихоокеанского и др. Решающим фактором расширения ту­ристских потоков в ЕС становится экономия средств и времени на поездки.

Прежде расходы азиатских путешественников на оформление целого ряда виз при трансевропейском туре составляли не одну сотню долларов, процесс же их оформления растягивался на месяцы. Новый порядок въез­да в Шенгенскую зону значительно упрощает и удешевляет путешествие. Что же касается внутриевропейского туризма в пределах единого визово­го пространства, то граждане этих стран могут свободно перемещаться, не обременяя себя никакими формальностями, а, учитывая европейские расстояния, поездка на выходные в соседнюю страну становится прави­лом хорошего тона.

Активный туристский обмен является не только результатом, но и средством ускорения интеграционных процессов и постепен­ного перехода от Европы государств к Европе регионов. Один из таких еврорегионов — Трирена - складывается в районе Верхнего Рейна на пограничье Германии, Франции и Швей­царии. Эта разорванная между государствами территория начинает постепенно стягиваться благодаря комплексу мер, направленных на упрочение связей. Важное место в нем отводится туризму.

Внутренний, въездной и выездной туризм могут по-разному сочетаться, образуя, кроме международного, национальный ту­ризм и туризм в пределах страны.

Национальный туризм включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства (валового национального продукта).

Туризм в пределах страны охватывает внутренний и въезд­ной туризм и соответствует совокупному внутреннему туристско­му потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иност­ранных туристов.

Концепции международного, национального туризма и туриз­ма в пределах страны, предложенные ВТО, могут быть использо­ваны на всех четырех уровнях: глобальном (в масштабах планеты), региональном (применительно к группе стран), страновом и мест­ном (в границах отдельно взятого района какой-либо страны).

Другая классификация туризма основывается на целях путеше­ствия. Она носит дискуссионный характер. Исследователи расходятся во мнении об отраслевой структуре туризма. Большинство авторов единодушны в главном и различают путешествия с целью развлече­ния и отдыха, с одной стороны, и деловой туризм — с другой, которым соответствуют разные модели поведения посетителей.

Путешествия с целью развлечения и отдыха составля­ют основу международного туристского обмена. На их долю прихо­дится около 70% мирового туризма. Они объединяют оздоровитель­ные, познавательные, любительские спортивные поездки и т.д.

По-прежнему повышенным спросом у населения пользуются поездки к солнцу и морю. Купально-пляжный отдых традиционно считается лучшим способом снятия нервного и физического утом­ления, регенерации сил и энергии. Однако оздоровительный туризм претерпевает существенные изменения. Мода на приморские курорты проходит, туристские потоки переориентируются. Повы­шается интерес к поездкам в горы и к путешествиям с элемента­ми приключения и риска.

Неотъемлемой частью любого отдыха является ознакомление с историко-культурными достопримечательностями, посещение театров, музеев, в конечном итоге, расширение общественного кругозора. Особое тяготение человек испытывает к культуре, истории, религии, традициям и быту народов. Более полное пред­ставление об этих сторонах человеческой жизни формируется в результате непосредственных контактов с местным населением, которые становятся возможными благодаря туризму. Принимая во внимание масштабы и значение познавательного туризма, боль­шинство исследователей относят его к числу ведущих суботраслей туризма, наряду с оздоровительным и спортивным.

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. В от­личие от поездок на отдых решение о командировке, источни­ках и размерах ее финансирования принимают, как правило, не сами туристы, а другие лица (начальник по службе, руководитель фирмы).

К деловому туризму ВТО относит поездки для участия в съез­дах, общих собраниях какой-либо организации дипломатическо­го или иного характера (за исключением поездок лиц, занимаю­щих посты в посещаемой стране), научных конгрессах и конфе­ренциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках и международных салонах и другие служебные поездки (установка и наладка оборудования, заключение контрактов и т.д.). В число деловых туристов ВТО включает водителей грузо­виков, коммерческих агентов, стюардесс, тургидов и др., посто­янно находящихся в разъездах и выполняющих свои профессио­нальные обязанности за пределами обычной среды. Согласно оп­ределению посетителя, всех их правомерно считать туристами на работе.

В специальной литературе деловой туризм часто подразделяет­ся на:

  • собственно бизнес-поездки,

  • конгрессно-выставочный

  • инсентив-туризм.

Последний представляет собой поездки, которыми фирма награждает своих сотрудников за высокие показатели в работе. Конечно, стимулировать производительный труд можно и с помощью денежной премии. Но, как показывает практика, туристс­кая поездка несет в себе гораздо более сильный побудительный мотив к лучшей работе. Такая форма поощрения труда особенно хорошо зарекомендовала себя в страховых и банковских компани­ях, на торговых предприятиях, имеющих разветвленную дилер­скую сеть. Результаты опроса, проведенного среди коммерческих фирм Великобритании, показали, что более 90% их числа при­знают высокую эффективность инсентива и намерены использо­вать его и в дальнейшем.

В отличие от массовых туров инсентив-программы разрабаты­ваются под конкретного корпоративного заказчика и, как прави­ло, предполагают высококлассные размещение и обслуживание на маршруте. И хотя в общем туристском потоке, например в Испанию или Францию, «премированные» туристы составляют всего 5—7%, доля инсентива в доходах стран от туризма значи­тельно больше. Это объясняется высокой стоимостью инсентив-программ по сравнению с обычными турами.

Деловой туризм — перспективная и высокорентабельная от­расль туризма. Его доля в международном туристском обмене, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%.

В литературе существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путеше­ствию и позволяют описать его, исходя из организации, комп­лекса предлагаемых услуг, продолжительности и дальности поез­дки. Другие характеризуют туриста с демографической и социаль­но-экономической точек зрения.

Организованный и неорганизованный туризм. Туристы удовлетворяют свои потребности по-разному. Они могут получить соответствующий набор услуг при посредничестве туристской фир­мы или без ее участия, оплатить поездку с комплексным обслу­живанием заблаговременно или каждую услугу в отдельности по мере пользования ею на месте. Строго регламентированные путе­шествия, предлагаемые туристскими фирмами и реализуемые обычно на условиях предварительной оплаты, называются орга­низованным туризмом. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршрутам, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг через специальный туристский сбытовой аппарат. Одни из них предпочитают туры с комплексным обслу­живанием, другие отграничиваются частичным туристским обслу­живанием (купив, например, курсовку только на питание).

В отличие от организованных неорганизованные туристы не связаны никакими взаимными обязательствами с разного рода посредниками, прежде всего туристскими фирмами. Они путеше­ствуют на принципах самодеятельности и самообслуживания. Ти­пичный пример неорганизованного туризма — поездки путем ав­тостопа с использованием в качестве средства передвижения по­путных автомобилей. Неорганизованный отдых получил широкое распространение.

Индивидуальный и групповой туризм. В зависимости от числа туристов, одновременно и совместно совершающих путеше­ствие по одному маршруту, туризм подразделяется на индивиду­альный (от одного до пяти человек) и групповой (шесть-семь че­ловек и более).

Групповые путешествия, как правило, организуются на осно­ве общности интересов их участников. Это могут быть туры архео­логической, искусствоведческой или исторической тематики, кол­лективные путешествия, организуемые любителями лыжных про­гулок или сафари, поездки с производственными целями и т.д.

Коммерческий и социальный туризм. Первоначально вся туристская деятельность носила коммерческий характер и осуще­ствлялась с целью извлечения прибыли. В сфере туризма, как и в любом другом секторе экономики, прибыль является главным ис­точником средств для развития и расширения производства, а также выплаты дивидендов акционерам. Она выступает одним из важ­нейших результирующих показателей работы туристского предпри­ятия, на который ориентируется потенциальный инвестор при оценке возможностей фирмы. Стремясь максимизировать свой до­ход, туристские компании ищут оптимальное соотношение между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагаемые ими товары и услуги рассчитаны в основном на лиц с высоким и средним уровнем достатка, готовых полностью оплачивать турист­ские расходы из семейных бюджетов.

В противовес коммерческому туризму возник социальный ту­ризм. С законодательным закреплением права на оплачиваемый отпуск в 30-е годы казалось, что проблема отдыха трудящихся ре­шена окончательно. Но в действительности туристские услуги ос­тавались недоступными для большей части населения. Круг потре­бителей особенно сужался в периоды экономических спадов, со­провождавшихся ростом числа безработных и падением реальных доходов. Возникла острая необходимость в социальном туризме как гарантированном минимуме в сфере отдыха. Он получил поддерж­ку на национальном и международном уровнях.

Концепция социального туризма покоится на трех основопо­лагающих принципах: обеспечение отдыха всех и каждого члена общества путем широкого вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов, субсидирование туризма малоимущих и активное участие центральных правительственных, муниципаль­ных, общественных и коммерческих структур в его развитии. Эта концепция была реализована на практике в Швейцарии и Фран­ции благодаря системе отпускных чеков. Главным ее элементом является чек — платежно-расчетное средство, вводимое в обраще­ние для оказания адресной помощи туристам и обеспечения дос­тупности отдыха всем слоям населения.

Чеки выпускаются специально уполномоченным органом: государ­ственным (Национальное агентство отпускных чеков во Франции) или кооперативным (Касса путешествий РЕКА в Швейцарии). Они приобре­таются оптовыми покупателями, главным образом предприятиями, и за­тем реализуются физическим лицам со значительной скидкой. В Швейца­рии дотации составляют от 5 до 25% стоимости отпускного чека, а во Франции — от 20 до 80%. Среди отдельных категорий населения отпуск­ные чеки распространяются бесплатно.

В Швейцарии любой житель страны может воспользоваться отпуск­ными чеками, но с различной величиной скидки. Во Франции круг таких лиц строго органичен. Администрация предприятия предостав­ляет чеки только тем трудящимся, чей подоходный налог за год ниже 11 220 фр. фр. (2000 ам. долл.), а размер дотаций не должен превышать минимальную месячную заработную плату, установленную на уровне 6120 фр. фр. (1100 ам. долл.). Кроме администрации предприятий, от­пускные чеки во Франции распределяются общественными организа­циями — комитетами трудовых коллективов.

Эти платежные средства могут быть использованы исключительно на оплату услуг, связанных с отдыхом, путешествиями, посещением куль­турных и зрелищных мероприятий. Физические лица — носители чеков — предъявляют их на предприятиях обслуживания, входящих в систему со­циального туризма. В Швейцарии насчитывается 7 тыс. таких предприя­тий, во Франции — 150 тыс. В их числе средства размещения, на оплату услуг которых направляется до 40% всех отпускных чеков, транспортные организации (25%), предприятия общественного питания (15%), турист­ские агентства (11%), культурно-зрелищные и спортивно-оздоровитель­ные объекты (10%). Полученные чеки предприятия обслуживания переда­ют в Национальное агентство (Кассу путешествий) для оплаты, тем са­мым завершая их жизненный цикл.

Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Трудящиеся и члены их семей, приобретая эти средства платежа на льготных условиях, существенно снижают расходы на отдых. Во Франции, например, дота­ция администрации предприятия в расчете на одного работающего со­ставляет от 250 до 1000 фр. фр. (от 45 до 250 ам. долл.).

Определенный интерес в развитии системы присутствует и у осталь­ных ее субъектов. Оптовый покупатель (администрация предприятия) по­лучает в виде отпускных чеков гибкий и очень удобный инструмент про­ведения социальной политики. Они позволяют в некоторой степени ком­пенсировать различия в оплате труда, что особенно важно для молодежи и многодетных семей, создать атмосферу партнерства и укрепить стабиль­ность трудового коллектива. Оптовик извлекает при этом и чисто матери­альную выгоду, поскольку средства, выделяемые на покупку чеков, не облагаются налогами. Предприятия обслуживания имеют дополнительную клиентуру и гарантии оплаты своих услуг. Наконец, Агентство получает материальное вознаграждение в виде комиссионных за привлечение кли­ентуры и предоставление рекламно-информационных услуг. Не менее важ­ным источником поступлений в его бюджет являются доходы по банков­ским процентам на размещенные свободные средства от реализации от­пускных чеков, проценты с приобретенных акций и доходы от сдачи в аренду недвижимости.

В условиях всеобщей заинтересованности в чековой системе социальный туризм превратился в заметное явление обществен­ной жизни, сравнимое по масштабам с коммерческим туризмом.

Социологические исследования, проведенные в Швейцарии, показа­ли, что 86% населения страны знают о существовании отпускных чеков и деятельности Кассы путешествий РЕКА, а 1,6 млн человек, т.е. каждый четвертый житель, прибегают к ее услугам. Объемы оптовых закупок че­ков не снижались даже в годы экономического спада. В 1996 г. отпускных чеков было продано на сумму 135 млн ам. долл.

Столь же популярна чековая система во Франции, где число ее пользо­вателей достигло 4 млн человек, или 17% трудоспособного населения стра­ны. В 1996 г. было выпущено отпускных чеков на 2,5 млрд фр. фр. (450 млн ам. долл.), а в 2000 г. объем эмиссии предполагалось довести до 5 млрд фр. фр., что несомненно свидетельствует о жизнеспособности и высокой эф­фективности системы.

Массовый и элитарный туризм. Особенность современно­го этапа развития туризма раскрывается через понятие «массовый туризм». Оно отражает процесс демократизации и расширения ту­ристского движения. В странах Запада более половины населения является потребителями туристских товаров и услуг. Понятие «мас­совый туризм» было введено и используется как альтернатива аристократическому туризму XIX в., отдельным дорогостоящим ви­дам туризма, ориентированным на избранную публику, и туризму в развивающихся странах, где доступ к туристским благам местно­го населения ограничен из-за низкого уровня жизни.

В отличие от массового элитарный туризм рассчитан на со­стоятельную клиентуру. Для данной категории потребителей уро­вень цен на рынке не имеет особого значения, но они предъявля­ют повышенные требования к качеству предлагаемых товаров и услуг. В этой связи нельзя не отметить ту роль, которую элитарный туризм играет в развитии туристского бизнеса в целом. Здесь зада­ется импульс развитию всей туристской индустрии. Он способ­ствует утверждению и распространению новых более высоких стан­дартов обслуживания и, в конечном итоге, содействует улучше­нию качества жизни населения. Поэтому элитарный туризм нередко называют «туристским локомотивом».

Устойчивый и экологический туризм. Понятие «устойчи­вый туризм» возникло сравнительно недавно в связи с глобальной концепцией устойчивого развития человечества. Большая роль в создании новой модели цивилизации принадлежит Международ­ной комиссии ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР). В 1987 г. она опубликовала доклад «Наше общее будущее», в кото­ром было введено понятие «устойчивое развитие». Под ним пони­мается развитие общества на базе неистощительного, экологичес­ки целесообразного природопользования, обеспечивающего вы­сокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную среду обитания, экологическую безопасность и т.п.). Цивилизация сможет выжить, если изменит господствующую экономическую философию, будет следовать экологическому императиву и нахо­диться в гармонии с природой, не нарушая существующего в ней равновесия, — подчеркивалось в докладе МКОСР.

Теория устойчивого развития не только привлекает внимание научной общественности в последнее десятилетие (сотни конфе­ренций, тысячи монографий, учебников и пр.), но является впол­не «практичной». Цивилизованные страны выразили готовность следовать намеченному курсу, а государственные и международ­ные документы оперируют понятием «устойчивое развитие» в ка­честве идеологической основы.

В туризме принципы устойчивости были сформулированы ВТО и Всемирным советом по путешествиям и туризму. Они сводятся к экологической, культурной, экономической устойчивости, а так­же устойчивости для местных сообществ. Устойчивость в туризме означает неистощительное использование природного и культур­ного потенциала на основе программно-целевого подхода к разви­тию туризма; переход предприятий туризма на ресурсосберегаю­щие технологии, сокращение производственных отходов; вовле­чение местного населения в процесс принятия решений касательно развития туризма посредством консультаций; партнерство во вза­имоотношениях общественного и частного секторов; содействие туризма социально-экономическому подъему отдельных террито­рий и целых государств.

Всемирный совет по путешествиям и туризму составил развер­нутую программу действий «Зеленая планета» для своих членов — около 500 гостиничных цепей, турагентств, авиакомпаний и дру­гих предприятий индустрии туризма. В рамках программы осуще­ствляется обмен опытом в решении конкретных экологических проблем. Наиболее активные ее участники, внесшие вклад в защи­ту окружающей среды, поощряются.

Многие туристские компании разрабатывают собственные пла­ны перехода на принципы устойчивого развития. На них внедря­ются системы экологического менеджмента, применяются эколо­гичные технологии, проводятся экоревизии.

Распространение принципов устойчивого развития в практике туристской деятельности происходит под влиянием потребитель­ского спроса. Информированность населения о состоянии окружа­ющей среды и экологизация сознания людей приводят к тому, что экологическая обстановка служит одним из главных критериев выбора места и формы отдыха. Эта тенденция проявляется в росте спроса на альтернативные виды туризма, в частности экологичес­кий туризм.

В основу развития этого сравнительно нового вида туризма по­ложено три главных принципа:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconМетодические указания к изучению курса Великий Новгород 2013 г. Удк...
Степанова А. А. Организация, экономика и управление туризма. Методические указания к изучению курса / фгбоу «Новгородский государственный...

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconПутеводитель в 2-х частях Часть 11
А. А. Захарова, Н. Р. Константинов, Н. Н. Малышева, Н. С. Степанова, А. А. Калашников, М. М. Степанова

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconОрганизация, управление и экономика туризма
Туристика это система прикладных наук о туризме и тури­стском обслуживании граждан. Эти науки охватывают два уровня туризма: отрасль...

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconПрограмма создания и реализации внутреннего и внешнего информационного пространства цбс 11 с
Развитие справочно-библиографического информационного обслуживания пользователей библиотек

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconАдминистрация зерноградского района постановление
«Согласование проектов внешнего благоустройства и элементов внешнего благоустройства»

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconРостовской области постановление
Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование проектов внешнего благоустройства и...

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся мбоу г. Иркутска...
Отечества и мира в целом, характеризующаяся гармонией внутреннего и внешнего облика

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconТезисы доклада
Организация внутреннего финансового контроля предполагает формирование и утверждение порядка внутреннего финансового контроля, предусматривающего...

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconОрганизация формирования Карт внутреннего финансового контроля
При осуществлении внутреннего финансового контроля (далее – вфк) целесообразно для каждой внутренней бюджетной процедуры и составляющих...

А. А. Степанова организация внутреннего и внешнего туризма iconИзвещение о проведении предварительного квалификационного отбора
Поставщики) для участия в предварительном квалификационном отборе Поставщиков для участия в Запросе котировок по выбору поставщика...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск