Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга


НазваниеИстории и метафоры в помощь ведущему тренинга
страница1/13
ТипКнига
filling-form.ru > Туризм > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13






В. Н. БОГДАНОВИЧ





РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2006

ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ В ПОМОЩЬ ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГА

ББК 88.5

Б73

Богданович В. Н.

Б73 Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2006. — 224 с.

ISBN 5-9268-0483-3

Книга направлена на облегчение нелегкого труда тренеров-психо­логов, работающих с самыми разными тренинговыми группами. В них есть все и всё. Люди приходят затем, чтобы найти единомышленников, чтобы научиться, чтобы решить свои проблемы; чтобы утвердиться в том, что их проблемы неразрешимы; чтобы «себя показать» и т. д. Они на­столько разные, что на первых порах, как правило, возникает неприя­тие ведущего, ситуаций, которые он создает или провоцирует; иногда тренер сталкивается с явно выраженной агрессией.

Психолог обязан уметь работать с разнообразными группами, вла­деть различными технологиями, которые помогут ему настроить группу на активную самостоятельную работу, необидно поставить на место аг­рессивно настроенного члена группы, стимулировать самосознание участников и их личностный рост.

ББК 88.5

© В. Н. Богданович, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN 5-9268-0483-3 © П. В. Борозенец, обложка, 2006

Оглавление

Введение 5

Ввод в семинар 12

Идеи 37

Фразы для комментариев, ремарок, замечаний и «кстати» 71

Сомнения 85

Диалоги со всеми 98

О проблемах и об отношении к ним 113

Творческое решение человеком своих задач 142

Адаптивность 169

Отношения, отношение и взаимоотношения 183

Магия слов и выражений 206

Что-то дано Богом, а остальное даст тренинг 218

Список литературы, с которой автор рекомендует

знакомиться 221

Кто-то наблюдает факты, а кто-то делает выводы. Это те, кто учится всерьез всегда и у всех.

Введение

Волхвы, фрейдизм... несовместимы В. Годгивз. Реальность в ладонях

Традиционно в высшей школе бытует мнение, что знание не бывает скучным. Не согласен. Еще как бывает! Вся наша практика обучения, от детского садика до высшей школы, — тому подтверж­дение. При неумении подавать информацию все можно сделать тоскливым, серым, тягомотным и внушающим отвращение. Все больше людей интересуется развитием личности, но информацию они получают не из посещения театров, чтения книг и просмотра ток-шоу, а с «изюминкой», благодаря участию в тренинге, обуче­нию игрой, которое помогает им стать более адаптивными, успеш­ными, приносит пользу, дает что-то для развития, направленного на личностный рост.

Идеи и наработки, изложенные мной в книге, могут быть с успехом применены для создания индивидуальных программ тре­нингов, во время которых все помогает обучению. Сами по себе тек­сты полезны и участникам, и самому ведущему. Они обязательно пригодятся в жизни. Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я за­помню; вовлеки меня, и я пойму. Именно для вовлечения тех, кто при­шел на тренинг, и был написан этот текст. Он также был создан в

-5-

помощь тем, кто взял на себя тяжелый, но необходимый труд по оказанию психологической помощи и людям, и Человеку.

Теоретически нет разницы между теорией и практикой, зато на практике такая разница есть, и она очень ощутима. И этот текст был создан именно для практического использования знаний, по­черпнутых мною из бесед с учителями и наставниками, из книг, из жизни, из восемнадцатилетнего опыта преподавания и в высшей школе и при ведении тренинговых групп, из жизненного и профес­сионального опыта, своего и чужого.

Кроме того, в создании этой книге были использованы не толь­ко расхожие «бродячие» истории, но и примеры, взятые из класси­ческой восточной литературы («Истории о Ходже Насреддине»), из всеобщей истории, исторические анекдоты; тема моей особой гор­дости — истории и афоризмы из творчества В. Годгивза, чье личное влияние на меня трудно переоценить. Это уникальная личность. Он, сын индейца североамериканского племени кри и телеутки, оказавшегося в России во время интервенции, получал обучение в буддийском монастыре Китайского Тибета, где в нем признали ин­карнацию панчен-ламы; оттуда его забрали немцы в рамках про­граммы «Вечный лед»; он учился в Германии, участвовал в созда­нии так называемого «оккультного Рейха», после Победы благода­ря своим умениям и навыкам смог начать жить в Прибалтике, потом уехал в Монголию, оттуда в Китай, затем в Туву...

Книгу можно читать как беллетристику, открывая ее там, где ин­тересно, можно сплошным текстом; можно пользоваться каждый день как настольным пособием, изредка возвращаясь назад, к тому, что ранее казалось неважным, а теперь оказалось нужным и полез­ным. Единой структуры в тексте почти нет, зато есть масса полез-

-6-

ной и важной информации. Условно— подчеркиваю, условно — текст разбит на главы; это сделано для того, чтобы не совсем заблу­диться в примерах, расположенных довольно хаотично. К окон­чанию чтения вы поймете, почему я называю разбивку текста условной.

Книга не догма, а всего лишь повод задуматься по поводу себя и над собой....

Исходя из этой фразы, я не буду очень занудствовать. Не буду прописывать досконально ваши реплики и дублировать ответы на вопросы, которые вы станете задавать участникам тренинговой группы.

Общая задача группы, как она ставится тренером, должна быть актуальна для большинства и в идеале, для каждого ее участника: изменить/расширить самосознание, обогатить репертуар сценари­ев, сделать свое поведение более эффективным, приятным для окружающих или адаптивным. Тренинг помогает его участникам повысить свою компетентность, обрести навыки общения, продви­нуться на пути личностного роста, развить способности к конст­руктивному поведению в конфликтах, эмоционально напряженных и стрессовых ситуациях.

Любая группа — как новый и интересный человек, со своими плюсами и минусами. Только в отличие от человека, ее «...с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». В любой группе всегда присутствуют три типа участников:

  • зависимые, которые хорошо обучаются, внушаемы и не до­ставляют особых хлопот ведущему;

  • независимые, которые все «пробуют на зуб», но более адек­ватны в тех случаях, когда их убеждают;

-7-

■ конфликтные участники, которые пришли на тренинг в силу самых разных причин, но не желают менять свою картину мира, отстаивают ее изо всех сил. Это, как правило, очень тре­вожные и трусливые люди, у которых минимальное базовое доверие к жизни.

С одними удобно, с другими — приятно, особенно тогда, когда они начнут работать, а третьи «даются» для того, чтобы тренер отта­чивал свое мастерство, выдержку, навыки, таланты. Это ваша работа, с которой вы обязаны справляться только на «хорошо» и «отлично». Любая группа — повод для личностного роста тренера-ведущего.

Так, и только так, необходимо подходить к проведению успеш­ных и запоминающихся тренингов. Тренеру необходимо (до того, как он берет группу) решить базовые проблемы, которые будут под­няты во время проведения семинара/тренинга. В этом случае он предохранен от навязывания группе собственных стереотипов и стандартов, от трансфера.

То, что Ауробиндо называл интегральной йогой, Абрахам Мас­лоу именовал самоактуализацией, Фриц Перлз — органическим единством, Роберто Ассаджиоли — психосинтезом. Все столпы ми­ровой психологии придерживались той фундаментальной идеи, что существует естественная тенденция к эволюции, к развитию, про­низывающая как Вселенную, так и человека, и наша (тренеров, ве­дущих, практических психологов) работа — помочь сделать ее со­знательной, осознаваемой.

Когда смотришь на работу некоторых, с позволения сказать, тре­неров, то становится грустно. Начетничество, сектантство, непо­нимание того, что они делают, несоответствие того, что деклариру-

-8-

ется как задача и цель тренинга, его реальному содержанию, кате­горичность, ригоричность — это лишь малая часть тех претензий, которые можно предъявить организатору и ведущему.

Мой преподаватель в СПбГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Петрович Зинченко так, бывало, говорил на семинарах: «Серьезно сказалось и то, что психология оторвалась от философской, гумани­тарной культуры, превратилась в служанку технократической поли­тики — вот тогда-то она и утратила свою душу. В нашу науку пришло много инженеров, математиков, биологов, физиков. Это способство­вало не столько развитию междисциплинарных связей, сколько сни­жению профессионализма. Одна из причин снижения профессио­нализма состоит в том, что каждый человек обладает иллюзорной уверенностью в том, что он всегда может понимать другого человека, исследовать его, управлять им, потому что он сам является им».

Все остальное, в том числе так называемые болезни роста, — не более чем приложение к непрофессионализму. В социуме, в кото­ром до сих пор не делают различия между психологом, психиат­ром, психоневрологом и экстрасенсом, такое положение дел нор­мально. Более того, основной запрос населения направлен на крат­косрочную терапию, а то и на моментальную: «За один сеанс. Гарантия 110%».

Обществу кажется, что если ты строишь мост, то ты обязан быть профессионалом. Но если ты занимаешься проблемами психики, то достаточно прочитать несколько популярных книжек. Я не буду вда­ваться в причины этого явления, но уверен, что уже в обозримом бу­дущем потребители начнут прибегать к услугам профессионалов, а общество четко разделит рынок услуг на профессиональный и аль­тернативный, на котором каждый может предложить свой «товар».

-9-

Усложнять — просто. Упрощать — сложно (Закон Майера).

В процессе групповой работы тренер развивает умение и навык действовать креативно, то есть использовать в своих интересах ВСЕ, что происходит вокруг, любую информацию, любую ситуацию и даже собственные ошибки1.

В процессе введения группы людей в тренинг, объяснения пра­вил, которых они должны придерживаться во время проведения тренинга, рекомендую сразу объяснить то, что в процессе работы и в группе, и индивидуально, обязательно возникнет ответная реак­ция в виде внутреннего сопротивления. Оно невероятно многооб­разно и всегда отвлекает человека от использования приобретен­ных навыков, от проведения медитаций, от работы с комплексом упражнений, от заполнения дневника... Одним словом, оттого, что ему дается на тренинге. В быту сопротивление обычно именуют словом «текучка», к которой обычно добавляют «заела!».

Повторяю: внутреннее сопротивление многообразно. Но все его проявления можно объединить в пять основных групп:

  1. высокая по сравнению с базовым фоном тревожность;

  1. повышенная утомляемость, усталость, мешающая не только заниматься каким-либо делом или даже приступить к его ре­ализации, но иногда даже думать о нем;

  2. ощущение собственной бестолковости, неверия в себя и свои силы; чувство, что то дело, которым вы занимаетесь, выпол­няется «просто так», вхолостую, без пользы и результата;

1 «Полагая, что он лечит, то есть ощущая себя самого исцеляющим фактором, такой врач/психолог забывает, что функция целителя состоит только в том, чтобы предоста­вить исцеляющему фактору возможность реализоваться» (В. Годгивз).

-10-

  1. ирония, особенно самоирония, которая очень деструктивна, особенно во время проделывания заданий;

  2. отвлечение внимания на другие мысли и дела (нужно сейчас же подмести пол, посмотреть телевизор, закрыть форточку, позвонить подруге, погладить кошку, навести порядок на сто­ле...). Каждый раз причина логично объяснима.

Логика — глубокая внутренняя убежденность в том, что если это­го не было вчера, то этого никогда не произойдет и завтра. Быть логичным — чрезвычайно выгодная и удобная позиция, которая по­зволяет всегда найти причину и неудачи, и поражения, и бездей­ствия и многое другое.

Все это нормально. В основе сопротивления лежит страх перед кардинальными изменениями в жизни. Во время тренинга реко­мендуется отслеживать и фиксировать такие состояния. Подобная фиксация очень помогает тренеру в ведении тренинга, а его участ­никам дает возможность получить новые навыки. Объясните груп­пе, что менять старую жизнь на новую (если, конечно, существует такой запрос) следует мягко, но навсегда.

Согласно расчетам социального психолога Вадима Левинсона, ни одна структура не может оставаться неизменной более семи-вось­ми лет.

МЫ УМЕЕМ ВСЕ, ЧТО НАДО В ЖИЗНИ. МЕШАЮТ НАМ -СОМНЕНИЯ.

«Хотя утверждение „ Все люди смертны "можно встретить в лю­бом учебнике логики как пример априорно истинного суждения, каж­дый из нас верит, что и в этом правиле есть исключения, и это исклю­чение — именно он» (3. Фрейд).

ВВОД В СЕМИНАР

...Ведь уж епископ-то, наверное, зна­ет лучше, чем аббат, что хорошо и что дурно, а я сам, своими собственны­ми глазами видел, как епископ Лин­кольнский зарубил шотландского всадника боевым топором, а это, со­гласись, был довольно странный спо­соб высказать ему свою любовь.

А. Конан Доил. Белый отряд

От автора — ведущему. Даже если на тренинге ваше объяснение будет настолько ясным, что, на ваш взгляд, исключит всякое лож­ное толкование, все равно обязательно найдется человек, который обязательно поймет вас неправильно! Точно такие же слова можно сказать и по поводу манеры ведения семинара/тренинга, по поводу ваших поступков и т. д. Как бы вы хорошо их ни провели/соверши­ли, обязательно найдется за что вас критиковать и ругать! Одно спа­сение — помните, что вы не банкнота в 100$ и поэтому всем понра­виться не сможете, и то вполне может быть, что кто-то захочет ку­пюру в 500 евро.

- 12-

Любые ваши предложения участники понимают иначе, чем вы.

Если работа проваливается, то любые усилия по ее спасению толь­ко ухудшают дело. Берите тайм-аут. Тайм-аут который вы можете взять, — это пауза, во время которой вы сможете собраться с силами, с мыслями, успокоиться, переключиться на новую схему ведения се­минара/тренинга. Во время тайм-аута лучше всего озадачить группу каким-либо тестом/заданием, которое, по вашим словам, для нее «очень важно и невероятно необходимо». Таким ловким ходом вы переключаете внимание группы с активного сопротивления на вы­полнение задания, направляете ее энергию в другое русло.

Нет невыполнимой работы и безнадежных ситуаций для того, кто сам НЕ должен работать/решать.

Необходимости внимательного слушания и концентрации вни­мания ВСЕГДА сопутствует непреодолимое желание отвлечься.

Кто платит за тренинг меньше всех, тот больше всех недоволен.

Нельзя починить то, что не сломано. Следовательно, пока боль­шинство участников НЕ определятся со своими проблемами, тре­нинг начинать бессмысленно.

Грамотный психолог обязан быть чем-то средним между «свя­тым»2 и шарлатаном. Как «святой», он знает, что по-настоящему необходимо личности участника тренинга, а как шарлатан — веша­ет перед его носом морковку, чтобы мотивировать на действия. Именно поэтому простая и понятная полуправда в ряде случаев предпочтительнее сложной и непонятной правды.

2 Эпатаж. Согласен. Но ведь именно так дело и обстоит. Слово «святой» я специаль­но взял в кавычки, потому как НИКТО из ныне живущих психологов недотягивает до уровня Александра Свирского, Нила Столбенского или Иоанна Кронштадтского.

-13-

То, что для одного ошибка, то для грамотного профессионала — исходные данные.

В среде профессиональных психологов «реальный мир» неред­ко считается частным случаем применения всеобщих законов.

Когда даете конкретные рекомендации, то помните, что даже воду пить неприятно, если ее прописал врач.

Если вы грамотно помогли участникам группы, то они наверня­ка вспомнят о вас, когда у них опять что-то приключится.

Когда во время тренинга вы пытаетесь «вытащить» у кого-то про­блему, то обязательно окажется, что она связана с кучей других. Осторожнее. Впрочем, все можно починить, если крутить в руках достаточно долго.

Не спорьте с агрессивным глупцом, потому как участники тре­нинга могут не заметить между вами разницы.

Все великие открытия и изобретения ВСЕГДА делаются по ошиб­ке или нечаянно.

Ведущий. Существует некое Великое Среднее. Оно включает в себя некие усредненные показатели развития человека, его зар­плату, круг интересов, ценности, смыслы, пути достижения целей. Оно в большинстве, и вам придется в нем и с ним жить и работать. Приведу пример Великого Среднего. Выступает главный врач боль­ницы: «Средняя температура по больнице +36,8 °С. Средние пока­затели превысили хирургические и реанимационные отделения +37,8 °С и +39,4 °С соответственно. Но зато нас всех выручил морг — —4 °С. Так что, коллеги, мы с вами четко придерживаемся послед­ней директивы Минздрава».

-14-

Пояснение. Статистика всегда обманчива. Так что будем го­ворить только конкретно! Это первое. Второе. После тренинга/се­минара вы будете иными и вас будет многое в окружающих активно раздражать. Вспомните еще раз семинар/тренинг и живите с по­правкой на Великое Среднее. Они такие, а вы — такой. Не хуже и не лучше. Просто — другой.

Ведущий. Сейчас будет грустная сентенция.

Мы живем не умом, иначе бы мы думали о последствиях дей­ствий и поступков.

Мы живем не памятью, иначе бы мы помнили о сделанных ошиб­ках и об опыте.

Мы живем не чувствами, иначе бы мы думали с любовью о себе и о своих близких.

Мы живем настроением, поэтому мы поступаем «так» и «сей­час», как «Бог на душу положит».

Ведущий. Теперь о сказочном. Однажды один купец, отправ­ляясь в дальнее плавание, спросил у своих дочерей о том, что им привезти оттуда. Старшая дочь что-то попросила, средняя тоже, а младшенькая сказала:

  • Привези мне, батюшка, чудище чужеземное, страшное для люб­ви неземной и для замужества выгодного!

  • Да как я, твой отец, отдам тебя чудищу-страшилищу на пору­гание?!— возмутился отец.

Ой, как все запущено... Ладно. Тогда пойдем по более длинному
пути. Привези мне, батюшка, цветочек аленький...

-15-

Пояснение. Если хочешь конкретного — говори о деле; если хочешь поговорить — стоит оценить свои «я хочу — я не хочу», «надо мне — не надо мне»; если хочешь поморочить мне голову — изви­ни, у меня много дел.

Ведущий. Все знают, где находится бесплатный сыр. О нем в жизни напоминает буквально все. И всегда. Но мы, к сожалению, не помним логического продолжения мудрости, гласящей, что сама мышеловка за мышами не бегает! А зря. Это вроде бы очевидно, но не всегда и не всем. Мы сами лезем в нее, не обращая внимания на свою мудрость.

Пояснение. Из-за того, что высказывание— банально, оно проходит мимо нас. А что такое банальность? Это не что иное, как навязшая в ушах истина.

Ведущий. 1 апреля все отмечают популярный международный праздник, во время которого остро ощущаешь дефицит юмора и у окружения, и у себя, и везде.

Введен он был случайно, в 1564 году. Именно в этом году король Карл IX волевым решением перенес Новый год с 1 апреля на 1 ян­варя. 1 января 1564 года французы как законопослушные граждане поздравили друг друга и обменялись подарками...

Но традиция сильна. Она сильнее любых указов, и 1 апреля шут­ники повторили новогоднюю процедуру. Поскольку праздник был «ненастоящим», то и подарки тоже были ненастоящими, для смеха. Так одна традиция перешла в другую и захватила много-много стран.

Пояснение. Самый лучший экспромт — тот, который проду­ман и придуман заранее. Почитайте, поройтесь в Интернете, опро­сите друзей — может, что-то по-настоящему остроумное в голову и

-16-

придет. Главное — спокойствие и умение не терять лицо при самых идиотских розыгрышах и шутках.

Практика показала, что сразу за шуткой «У вас спина белая» идут шутки об угоне автомобилей, приглашении на работу или об уволь­нении и взаимоотношениях полов. Это жесткий тренинг, и завтра все опять будет по-прежнему — будут просто врать, а не разыгры­вать. Почувствуйте разницу!

(Рекомендуется, как ввод в игровую, смешную ситуацию, в тре­нинг «Карнавал», «Свита королевы» и т. п.)

Ведущий. Ваши слова мне напомнили одно стихотворение 1920-х годов. Оно звучит примерно так:

Я видел рабочего,

Он не разжевал даже азбуки соль.

Но он видел и слышал Ленина...

И он знал все!

А теперь вставьте вместо слова «Ленин» все, что заблагорассу­дится: НЛП, ДЭИР, учение С. Лазарева, трансцендентальная меди­тация, трансферинг, карма-терапия, Тантра... Смысл не изменится. Попробуйте!

Пояснение. Обычно такими словами показывают бесперс­пективность и подводят итог бесполезной дискуссии участников/ ветеранов тренингов, которые везде были, все обо всем знают, обо всем имеют «компетентное» суждение и т. д.

Ведущий. Напоминаю вам о книге детства, о замечательном романе «Граф Монте-Кристо». В нем Александр Дюма-старший написал замечательный диалог:

2 3ак. 3369 — 17 —

  • Раз и навсегда, сударь, я запретила вам говорить со мной о день­гах; к этому языку я не привыкла ни у моих родителей, ни у моего перво­го мужа.

  • Охотно верю, — сказал Данглар, все они не имели ни гроша за душой.

Как все четко прописано... Жаль, что нас в нежном возрасте не учили учиться у всего того, что нас окружало!

Пояснение. Действительно, тому, чему не учат нас в детстве, тому, что не заложено в родовом сценарии, тому не быть реализо­ванным без специальной подготовки-тренинга.

Ведущий. «Когда жизнь складывается наперекор нашим жела­ниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас». Так в XVI веке писал Хун Цзычэн в кни­ге «Вкус корней».

Пояснение. Новая жизнь начинается со слов: «Мне плохо». Если вы здесь, значит, у вас есть шанс «излечиться».

Ведущий. Стандартной шуткой всех, кто делает фотографии, является: «Скажите — сы-ы-ы-р!» Но если подойти к этому про­цессу творчески, то можно много чего придумать. Например: «Сэ-э-э-кс!» или «А какие у вас были в детстве любимые конфеты ? Ба-а-а-тончи-и-и-ки...» Выражение лица, у того, кто вспоминает свое дет­ство, — непередаваемое, а фотография получается замечательная.

Пояснение. Такой ввод в ситуацию позволяет разрядить атмосферу в группе, позволяет окунуться в воспоминания, а так­же перевести разговор с логических умопостроений на чувствен­ное переживание. Что ощущаете, когда говорите, когда растяги­вается рот в улыбке, когда вспоминаете детство? У ведущего есть
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconМетафоры
Теория метафоры: Сборник: Пер с анг., фр., нем., исп., польск яз. / Вступ ст и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ ред. Н. Д. Арутюновой...

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconРуководство по проведению тренинга «Эффективная коммуникация»
Приветствие. Представление тренера, темы и целей тренинга. Тема и цели тренинга могут быть заранее зафиксированы на флип-чарте или...

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга icon«программа тренинга» условия проведения тренинга
Теоретический материал и прак­тические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей. Это повысит учебную...

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconТехнология ведения тренинга речь
П88 Технология ведения тренинга. — Спб.: Издательство «Речь», 2005. 224 с: илл

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconВедущему инспектору мбу оо администрации муниципального района Ишимбайский район

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconПрограмма социально-психологического тренинга формирования у учащихся...
Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconИгорь Литвин Затерянный мир, или малоизвестные страницы белорусской...
Автор выражает огромную благодарность Владимиру Орлову, а также Михасю Чернявскому и Олегу Хмуровичу за бесценную помощь, оказанную...

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconО сроках и местах регистрации на государственную итоговую
Ведущему специалисту отдела общего образования управления образования администрации Алексеевского района Веретенниковой Т. А

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconПо истории соответствующей отрасли науки утверждается на кафедре,...
Составной частью экзамена по истории и философии науки является подготовка аспирантом реферата по истории соответствующей отрасли...

Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга iconТема семинара-тренинга «Социальные пособия: от оформления до выплаты»...
Семинара-тренинга «Социальные пособия: от оформления до выплаты» Даты: 20. 06. 2017, 14. 00-17. 30

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск