Скачать 2 Mb.
|
В. Н. БОГДАНОВИЧ РЕЧЬ Санкт-Петербург 2006 ИСТОРИИ И МЕТАФОРЫ В ПОМОЩЬ ВЕДУЩЕМУ ТРЕНИНГА ББК 88.5 Б73 Богданович В. Н. Б73 Истории и метафоры в помощь ведущему тренинга. — СПб.: Издательство «Речь», 2006. — 224 с. ISBN 5-9268-0483-3 Книга направлена на облегчение нелегкого труда тренеров-психологов, работающих с самыми разными тренинговыми группами. В них есть все и всё. Люди приходят затем, чтобы найти единомышленников, чтобы научиться, чтобы решить свои проблемы; чтобы утвердиться в том, что их проблемы неразрешимы; чтобы «себя показать» и т. д. Они настолько разные, что на первых порах, как правило, возникает неприятие ведущего, ситуаций, которые он создает или провоцирует; иногда тренер сталкивается с явно выраженной агрессией. Психолог обязан уметь работать с разнообразными группами, владеть различными технологиями, которые помогут ему настроить группу на активную самостоятельную работу, необидно поставить на место агрессивно настроенного члена группы, стимулировать самосознание участников и их личностный рост. ББК 88.5 © В. Н. Богданович, 2006 © Издательство «Речь», 2006 ISBN 5-9268-0483-3 © П. В. Борозенец, обложка, 2006 Оглавление Введение 5 Ввод в семинар 12 Идеи 37 Фразы для комментариев, ремарок, замечаний и «кстати» 71 Сомнения 85 Диалоги со всеми 98 О проблемах и об отношении к ним 113 Творческое решение человеком своих задач 142 Адаптивность 169 Отношения, отношение и взаимоотношения 183 Магия слов и выражений 206 Что-то дано Богом, а остальное даст тренинг 218 Список литературы, с которой автор рекомендует знакомиться 221 Кто-то наблюдает факты, а кто-то делает выводы. Это те, кто учится всерьез всегда и у всех. Введение Волхвы, фрейдизм... несовместимы В. Годгивз. Реальность в ладонях Традиционно в высшей школе бытует мнение, что знание не бывает скучным. Не согласен. Еще как бывает! Вся наша практика обучения, от детского садика до высшей школы, — тому подтверждение. При неумении подавать информацию все можно сделать тоскливым, серым, тягомотным и внушающим отвращение. Все больше людей интересуется развитием личности, но информацию они получают не из посещения театров, чтения книг и просмотра ток-шоу, а с «изюминкой», благодаря участию в тренинге, обучению игрой, которое помогает им стать более адаптивными, успешными, приносит пользу, дает что-то для развития, направленного на личностный рост. Идеи и наработки, изложенные мной в книге, могут быть с успехом применены для создания индивидуальных программ тренингов, во время которых все помогает обучению. Сами по себе тексты полезны и участникам, и самому ведущему. Они обязательно пригодятся в жизни. Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; вовлеки меня, и я пойму. Именно для вовлечения тех, кто пришел на тренинг, и был написан этот текст. Он также был создан в -5- помощь тем, кто взял на себя тяжелый, но необходимый труд по оказанию психологической помощи и людям, и Человеку. Теоретически нет разницы между теорией и практикой, зато на практике такая разница есть, и она очень ощутима. И этот текст был создан именно для практического использования знаний, почерпнутых мною из бесед с учителями и наставниками, из книг, из жизни, из восемнадцатилетнего опыта преподавания и в высшей школе и при ведении тренинговых групп, из жизненного и профессионального опыта, своего и чужого. Кроме того, в создании этой книге были использованы не только расхожие «бродячие» истории, но и примеры, взятые из классической восточной литературы («Истории о Ходже Насреддине»), из всеобщей истории, исторические анекдоты; тема моей особой гордости — истории и афоризмы из творчества В. Годгивза, чье личное влияние на меня трудно переоценить. Это уникальная личность. Он, сын индейца североамериканского племени кри и телеутки, оказавшегося в России во время интервенции, получал обучение в буддийском монастыре Китайского Тибета, где в нем признали инкарнацию панчен-ламы; оттуда его забрали немцы в рамках программы «Вечный лед»; он учился в Германии, участвовал в создании так называемого «оккультного Рейха», после Победы благодаря своим умениям и навыкам смог начать жить в Прибалтике, потом уехал в Монголию, оттуда в Китай, затем в Туву... Книгу можно читать как беллетристику, открывая ее там, где интересно, можно сплошным текстом; можно пользоваться каждый день как настольным пособием, изредка возвращаясь назад, к тому, что ранее казалось неважным, а теперь оказалось нужным и полезным. Единой структуры в тексте почти нет, зато есть масса полез- -6- ной и важной информации. Условно— подчеркиваю, условно — текст разбит на главы; это сделано для того, чтобы не совсем заблудиться в примерах, расположенных довольно хаотично. К окончанию чтения вы поймете, почему я называю разбивку текста условной. Книга — не догма, а всего лишь повод задуматься по поводу себя и над собой.... Исходя из этой фразы, я не буду очень занудствовать. Не буду прописывать досконально ваши реплики и дублировать ответы на вопросы, которые вы станете задавать участникам тренинговой группы. Общая задача группы, как она ставится тренером, должна быть актуальна для большинства и в идеале, для каждого ее участника: изменить/расширить самосознание, обогатить репертуар сценариев, сделать свое поведение более эффективным, приятным для окружающих или адаптивным. Тренинг помогает его участникам повысить свою компетентность, обрести навыки общения, продвинуться на пути личностного роста, развить способности к конструктивному поведению в конфликтах, эмоционально напряженных и стрессовых ситуациях. Любая группа — как новый и интересный человек, со своими плюсами и минусами. Только в отличие от человека, ее «...с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». В любой группе всегда присутствуют три типа участников:
-7- ■ конфликтные участники, которые пришли на тренинг в силу самых разных причин, но не желают менять свою картину мира, отстаивают ее изо всех сил. Это, как правило, очень тревожные и трусливые люди, у которых минимальное базовое доверие к жизни. С одними удобно, с другими — приятно, особенно тогда, когда они начнут работать, а третьи «даются» для того, чтобы тренер оттачивал свое мастерство, выдержку, навыки, таланты. Это ваша работа, с которой вы обязаны справляться только на «хорошо» и «отлично». Любая группа — повод для личностного роста тренера-ведущего. Так, и только так, необходимо подходить к проведению успешных и запоминающихся тренингов. Тренеру необходимо (до того, как он берет группу) решить базовые проблемы, которые будут подняты во время проведения семинара/тренинга. В этом случае он предохранен от навязывания группе собственных стереотипов и стандартов, от трансфера. То, что Ауробиндо называл интегральной йогой, Абрахам Маслоу именовал самоактуализацией, Фриц Перлз — органическим единством, Роберто Ассаджиоли — психосинтезом. Все столпы мировой психологии придерживались той фундаментальной идеи, что существует естественная тенденция к эволюции, к развитию, пронизывающая как Вселенную, так и человека, и наша (тренеров, ведущих, практических психологов) работа — помочь сделать ее сознательной, осознаваемой. Когда смотришь на работу некоторых, с позволения сказать, тренеров, то становится грустно. Начетничество, сектантство, непонимание того, что они делают, несоответствие того, что деклариру- -8- ется как задача и цель тренинга, его реальному содержанию, категоричность, ригоричность — это лишь малая часть тех претензий, которые можно предъявить организатору и ведущему. Мой преподаватель в СПбГУ им. М. В. Ломоносова Владимир Петрович Зинченко так, бывало, говорил на семинарах: «Серьезно сказалось и то, что психология оторвалась от философской, гуманитарной культуры, превратилась в служанку технократической политики — вот тогда-то она и утратила свою душу. В нашу науку пришло много инженеров, математиков, биологов, физиков. Это способствовало не столько развитию междисциплинарных связей, сколько снижению профессионализма. Одна из причин снижения профессионализма состоит в том, что каждый человек обладает иллюзорной уверенностью в том, что он всегда может понимать другого человека, исследовать его, управлять им, потому что он сам является им». Все остальное, в том числе так называемые болезни роста, — не более чем приложение к непрофессионализму. В социуме, в котором до сих пор не делают различия между психологом, психиатром, психоневрологом и экстрасенсом, такое положение дел нормально. Более того, основной запрос населения направлен на краткосрочную терапию, а то и на моментальную: «За один сеанс. Гарантия 110%». Обществу кажется, что если ты строишь мост, то ты обязан быть профессионалом. Но если ты занимаешься проблемами психики, то достаточно прочитать несколько популярных книжек. Я не буду вдаваться в причины этого явления, но уверен, что уже в обозримом будущем потребители начнут прибегать к услугам профессионалов, а общество четко разделит рынок услуг на профессиональный и альтернативный, на котором каждый может предложить свой «товар». -9- Усложнять — просто. Упрощать — сложно (Закон Майера). В процессе групповой работы тренер развивает умение и навык действовать креативно, то есть использовать в своих интересах ВСЕ, что происходит вокруг, любую информацию, любую ситуацию и даже собственные ошибки1. В процессе введения группы людей в тренинг, объяснения правил, которых они должны придерживаться во время проведения тренинга, рекомендую сразу объяснить то, что в процессе работы и в группе, и индивидуально, обязательно возникнет ответная реакция в виде внутреннего сопротивления. Оно невероятно многообразно и всегда отвлекает человека от использования приобретенных навыков, от проведения медитаций, от работы с комплексом упражнений, от заполнения дневника... Одним словом, оттого, что ему дается на тренинге. В быту сопротивление обычно именуют словом «текучка», к которой обычно добавляют «заела!». Повторяю: внутреннее сопротивление многообразно. Но все его проявления можно объединить в пять основных групп:
1 «Полагая, что он лечит, то есть ощущая себя самого исцеляющим фактором, такой врач/психолог забывает, что функция целителя состоит только в том, чтобы предоставить исцеляющему фактору возможность реализоваться» (В. Годгивз). -10-
Логика — глубокая внутренняя убежденность в том, что если этого не было вчера, то этого никогда не произойдет и завтра. Быть логичным — чрезвычайно выгодная и удобная позиция, которая позволяет всегда найти причину и неудачи, и поражения, и бездействия и многое другое. Все это нормально. В основе сопротивления лежит страх перед кардинальными изменениями в жизни. Во время тренинга рекомендуется отслеживать и фиксировать такие состояния. Подобная фиксация очень помогает тренеру в ведении тренинга, а его участникам дает возможность получить новые навыки. Объясните группе, что менять старую жизнь на новую (если, конечно, существует такой запрос) следует мягко, но навсегда. Согласно расчетам социального психолога Вадима Левинсона, ни одна структура не может оставаться неизменной более семи-восьми лет. МЫ УМЕЕМ ВСЕ, ЧТО НАДО В ЖИЗНИ. МЕШАЮТ НАМ -СОМНЕНИЯ. «Хотя утверждение „ Все люди смертны "можно встретить в любом учебнике логики как пример априорно истинного суждения, каждый из нас верит, что и в этом правиле есть исключения, и это исключение — именно он» (3. Фрейд). ВВОД В СЕМИНАР ...Ведь уж епископ-то, наверное, знает лучше, чем аббат, что хорошо и что дурно, а я сам, своими собственными глазами видел, как епископ Линкольнский зарубил шотландского всадника боевым топором, а это, согласись, был довольно странный способ высказать ему свою любовь. А. Конан Доил. Белый отряд От автора — ведущему. Даже если на тренинге ваше объяснение будет настолько ясным, что, на ваш взгляд, исключит всякое ложное толкование, все равно обязательно найдется человек, который обязательно поймет вас неправильно! Точно такие же слова можно сказать и по поводу манеры ведения семинара/тренинга, по поводу ваших поступков и т. д. Как бы вы хорошо их ни провели/совершили, обязательно найдется за что вас критиковать и ругать! Одно спасение — помните, что вы не банкнота в 100$ и поэтому всем понравиться не сможете, и то вполне может быть, что кто-то захочет купюру в 500 евро. - 12- Любые ваши предложения участники понимают иначе, чем вы. Если работа проваливается, то любые усилия по ее спасению только ухудшают дело. Берите тайм-аут. Тайм-аут который вы можете взять, — это пауза, во время которой вы сможете собраться с силами, с мыслями, успокоиться, переключиться на новую схему ведения семинара/тренинга. Во время тайм-аута лучше всего озадачить группу каким-либо тестом/заданием, которое, по вашим словам, для нее «очень важно и невероятно необходимо». Таким ловким ходом вы переключаете внимание группы с активного сопротивления на выполнение задания, направляете ее энергию в другое русло. Нет невыполнимой работы и безнадежных ситуаций для того, кто сам НЕ должен работать/решать. Необходимости внимательного слушания и концентрации внимания ВСЕГДА сопутствует непреодолимое желание отвлечься. Кто платит за тренинг меньше всех, тот больше всех недоволен. Нельзя починить то, что не сломано. Следовательно, пока большинство участников НЕ определятся со своими проблемами, тренинг начинать бессмысленно. Грамотный психолог обязан быть чем-то средним между «святым»2 и шарлатаном. Как «святой», он знает, что по-настоящему необходимо личности участника тренинга, а как шарлатан — вешает перед его носом морковку, чтобы мотивировать на действия. Именно поэтому простая и понятная полуправда в ряде случаев предпочтительнее сложной и непонятной правды. 2 Эпатаж. Согласен. Но ведь именно так дело и обстоит. Слово «святой» я специально взял в кавычки, потому как НИКТО из ныне живущих психологов недотягивает до уровня Александра Свирского, Нила Столбенского или Иоанна Кронштадтского. -13- То, что для одного ошибка, то для грамотного профессионала — исходные данные. В среде профессиональных психологов «реальный мир» нередко считается частным случаем применения всеобщих законов. Когда даете конкретные рекомендации, то помните, что даже воду пить неприятно, если ее прописал врач. Если вы грамотно помогли участникам группы, то они наверняка вспомнят о вас, когда у них опять что-то приключится. Когда во время тренинга вы пытаетесь «вытащить» у кого-то проблему, то обязательно окажется, что она связана с кучей других. Осторожнее. Впрочем, все можно починить, если крутить в руках достаточно долго. Не спорьте с агрессивным глупцом, потому как участники тренинга могут не заметить между вами разницы. Все великие открытия и изобретения ВСЕГДА делаются по ошибке или нечаянно. Ведущий. Существует некое Великое Среднее. Оно включает в себя некие усредненные показатели развития человека, его зарплату, круг интересов, ценности, смыслы, пути достижения целей. Оно в большинстве, и вам придется в нем и с ним жить и работать. Приведу пример Великого Среднего. Выступает главный врач больницы: «Средняя температура по больнице +36,8 °С. Средние показатели превысили хирургические и реанимационные отделения +37,8 °С и +39,4 °С соответственно. Но зато нас всех выручил морг — —4 °С. Так что, коллеги, мы с вами четко придерживаемся последней директивы Минздрава». -14- Пояснение. Статистика всегда обманчива. Так что будем говорить только конкретно! Это первое. Второе. После тренинга/семинара вы будете иными и вас будет многое в окружающих активно раздражать. Вспомните еще раз семинар/тренинг и живите с поправкой на Великое Среднее. Они такие, а вы — такой. Не хуже и не лучше. Просто — другой. Ведущий. Сейчас будет грустная сентенция. Мы живем не умом, иначе бы мы думали о последствиях действий и поступков. Мы живем не памятью, иначе бы мы помнили о сделанных ошибках и об опыте. Мы живем не чувствами, иначе бы мы думали с любовью о себе и о своих близких. Мы живем настроением, поэтому мы поступаем «так» и «сейчас», как «Бог на душу положит». Ведущий. Теперь о сказочном. Однажды один купец, отправляясь в дальнее плавание, спросил у своих дочерей о том, что им привезти оттуда. Старшая дочь что-то попросила, средняя тоже, а младшенькая сказала:
— Ой, как все запущено... Ладно. Тогда пойдем по более длинному пути. Привези мне, батюшка, цветочек аленький... -15- Пояснение. Если хочешь конкретного — говори о деле; если хочешь поговорить — стоит оценить свои «я хочу — я не хочу», «надо мне — не надо мне»; если хочешь поморочить мне голову — извини, у меня много дел. Ведущий. Все знают, где находится бесплатный сыр. О нем в жизни напоминает буквально все. И всегда. Но мы, к сожалению, не помним логического продолжения мудрости, гласящей, что сама мышеловка за мышами не бегает! А зря. Это вроде бы очевидно, но не всегда и не всем. Мы сами лезем в нее, не обращая внимания на свою мудрость. Пояснение. Из-за того, что высказывание— банально, оно проходит мимо нас. А что такое банальность? Это не что иное, как навязшая в ушах истина. Ведущий. 1 апреля все отмечают популярный международный праздник, во время которого остро ощущаешь дефицит юмора и у окружения, и у себя, и везде. Введен он был случайно, в 1564 году. Именно в этом году король Карл IX волевым решением перенес Новый год с 1 апреля на 1 января. 1 января 1564 года французы как законопослушные граждане поздравили друг друга и обменялись подарками... Но традиция сильна. Она сильнее любых указов, и 1 апреля шутники повторили новогоднюю процедуру. Поскольку праздник был «ненастоящим», то и подарки тоже были ненастоящими, для смеха. Так одна традиция перешла в другую и захватила много-много стран. Пояснение. Самый лучший экспромт — тот, который продуман и придуман заранее. Почитайте, поройтесь в Интернете, опросите друзей — может, что-то по-настоящему остроумное в голову и -16- придет. Главное — спокойствие и умение не терять лицо при самых идиотских розыгрышах и шутках. Практика показала, что сразу за шуткой «У вас спина белая» идут шутки об угоне автомобилей, приглашении на работу или об увольнении и взаимоотношениях полов. Это жесткий тренинг, и завтра все опять будет по-прежнему — будут просто врать, а не разыгрывать. Почувствуйте разницу! (Рекомендуется, как ввод в игровую, смешную ситуацию, в тренинг «Карнавал», «Свита королевы» и т. п.) Ведущий. Ваши слова мне напомнили одно стихотворение 1920-х годов. Оно звучит примерно так: Я видел рабочего, Он не разжевал даже азбуки соль. Но он видел и слышал Ленина... И он знал все! А теперь вставьте вместо слова «Ленин» все, что заблагорассудится: НЛП, ДЭИР, учение С. Лазарева, трансцендентальная медитация, трансферинг, карма-терапия, Тантра... Смысл не изменится. Попробуйте! Пояснение. Обычно такими словами показывают бесперспективность и подводят итог бесполезной дискуссии участников/ ветеранов тренингов, которые везде были, все обо всем знают, обо всем имеют «компетентное» суждение и т. д. Ведущий. Напоминаю вам о книге детства, о замечательном романе «Граф Монте-Кристо». В нем Александр Дюма-старший написал замечательный диалог: 2 3ак. 3369 — 17 —
Как все четко прописано... Жаль, что нас в нежном возрасте не учили учиться у всего того, что нас окружало! Пояснение. Действительно, тому, чему не учат нас в детстве, тому, что не заложено в родовом сценарии, тому не быть реализованным без специальной подготовки-тренинга. Ведущий. «Когда жизнь складывается наперекор нашим желаниям, мир вокруг нас подобен лечебным иглам и целебным снадобьям: он незаметно врачует нас». Так в XVI веке писал Хун Цзычэн в книге «Вкус корней». Пояснение. Новая жизнь начинается со слов: «Мне плохо». Если вы здесь, значит, у вас есть шанс «излечиться». Ведущий. Стандартной шуткой всех, кто делает фотографии, является: «Скажите — сы-ы-ы-р!» Но если подойти к этому процессу творчески, то можно много чего придумать. Например: «Сэ-э-э-кс!» или «А какие у вас были в детстве любимые конфеты ? Ба-а-а-тончи-и-и-ки...» Выражение лица, у того, кто вспоминает свое детство, — непередаваемое, а фотография получается замечательная. Пояснение. Такой ввод в ситуацию позволяет разрядить атмосферу в группе, позволяет окунуться в воспоминания, а также перевести разговор с логических умопостроений на чувственное переживание. Что ощущаете, когда говорите, когда растягивается рот в улыбке, когда вспоминаете детство? У ведущего есть |
Теория метафоры: Сборник: Пер с анг., фр., нем., исп., польск яз. / Вступ ст и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ ред. Н. Д. Арутюновой... | Приветствие. Представление тренера, темы и целей тренинга. Тема и цели тренинга могут быть заранее зафиксированы на флип-чарте или... | ||
Теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей. Это повысит учебную... | П88 Технология ведения тренинга. — Спб.: Издательство «Речь», 2005. 224 с: илл | ||
Программа социально-психологического тренинга формирования у учащихся общеобразовательных школ | |||
Автор выражает огромную благодарность Владимиру Орлову, а также Михасю Чернявскому и Олегу Хмуровичу за бесценную помощь, оказанную... | Ведущему специалисту отдела общего образования управления образования администрации Алексеевского района Веретенниковой Т. А | ||
Составной частью экзамена по истории и философии науки является подготовка аспирантом реферата по истории соответствующей отрасли... | Семинара-тренинга «Социальные пособия: от оформления до выплаты» Даты: 20. 06. 2017, 14. 00-17. 30 |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |