Скачать 2.35 Mb.
|
Рецензенты: А.В. Васянович, канд. геогр. наук, доцент. Сирина Н.В., Потапова Е.В., Якимова Е.М. Экологический аудит: учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с. В учебном пособии изложены основные современные сведения об экологическом аудите, система его формирования и становления в России и за рубежом. Освещены материалы о стандартах и нормативах в сфере охраны окружающей природной среды, как критериев аудита, а также вопрос правового обеспечения. Имеется описание порядка и процедуры проведения экологического аудита и пример аудиторского заключения. Пособие состоит из четырёх глав, глоссария, списка рекомендованных и использованных источников и приложения. РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОТДЕЛ Иркутского государственного университета 664003, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 36 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Экологический аудит – это новое направление междисциплинарных эколого-экономических исследований на стыке естественных, правовых и общественных дисциплин. Экологический аудит базируется на концепции устойчивого развития, направленного на гармонизацию экономических и экологических интересов общества, решение социально-экономических задач, сохранение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей настоящего и будущего поколений. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (2002), экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст.1). Таким образом, экологический аудит представляет собой оценку деятельности проверяемого хозяйственного субъекта на предмет соответствия определенным законодательным нормам, правилам, стандартам в области природопользования и охраны окружающей среды и выработку системы корректирующих мер. Данный инструмент является относительно новым для России и направлен на обеспечение условий перехода страны к устойчивому развитию и соблюдение требований экологической безопасности. Задача дисциплины заключается в изучении экономических закономерностей взаимодействия природных и производственных систем в целях обеспечения комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Исходя из этого, объектом изучения экологического аудита выступают эколого-экономические системы разного масштаба и уровня (территория, город, муниципальное образование, предприятие, природный комплекс, эколого-экономическая система и др.). При изучении экологического аудита, необходимо овладеть знаниями по широкому кругу вопросов, среди которых:
В связи с такой обширной проблематикой в сфере экологического аудита в учебном пособии рассмотрен ряд вопросов, касающихся только нескольких наиболее важных, по мнению авторов, вопросов. Среди таких вопросов, основные понятия, использующиеся в экологическом аудите, включая глоссарий с указанием, используемых определений в системах экологического менеджмента, экологическом аудите и охране окружающей среды; цели и задачи экологического аудита; основные концептуальные положения экологичесокого аудита; основные направления, виды и принципы экологического аудита, формирование критериев экологического аудита. Для понимания истоков возникновения экологического аудита, далее подробно рассмотрены вопросы появления и развития экологического аудита за рубежом (стандарты BS 7750 и BS 8555, схема EMAS и стандарты серии ISO 14000) и особенности развития экоаудита в России. Учитывая, что нормативно-правовые акты с одной стороны регулируют отношения в сфере экологического аудита, а с другой стороны могут выступать в роли критериев экологического аудита, далее были рассмотрены вопросы нормативно-правового обеспечения экологического аудита в России. При этом уделено внимание как законодательству, регулирующему общие вопросы охраны окружающей среды, затрагивающие и экологический аудит, сравнению экологического аудита с некоторыми другими инструментами экологического регулирования (экологическая экспертиза и экологический контроль), так и правовому регулированию непосредственно самого экологического аудита. Рассмотрение этих вопросов, а также вопросов нормативного обеспечения деятельности в области охраны окружающей среды, рассмотренных далее необходимо так же для понимания основ формирования критериев экоаудита. Последняя глава посвящена более подробному рассмотрению вопроса участников деятельности в сфере экологического аудита, особое внимание уделено субъектам и объектам экоаудиторской деятельности, их правам и обязанностям. В этой главе также освещены методы, используемые при проведении экологического аудита, и порядок проведения экоаудита. К каждой главе пособия предлагается список вопросов, который может быть использован в учебном процессе. По окончанию изучения курса, студентам предлагается практическая работа, для получения навыков сбора, аналитической обработке информации об аудируемом объекте, написании заключения по экологическому аудиту и разработке рекомендаций по решению выявленных проблем. Таким образом, данное учебное пособие дает общее представление об экологическом аудите на территории России, истоков его формирования и основную информацию, необходимую для приобретения практических навыков проведения экологического аудита. 1 Основные понятия и концептуальные положения экологического аудита 1.1 Концептуальные положения экологического аудита Под концепцией понимается связанная совокупность или система понятий и представлений, с помощью которой человеческое мышление реконструирует идеальные объекты любой природы. Концептуальные положения экоаудита формируются на основе положений и с учетом целей и функций экоаудита, определенных федеральным законом (ФЗ) «Об охране окружающей среды» (ст. 1):
Таким образом, концептуальные положения экоаудита формируются с учетом трех общепризнанных форм взаимодействия хозяйствующего субъекта и природы:
Сформулированные концептуальные положения позволяют представить процесс организации экоаудита хозяйствующего субъекта в виде следующих этапов: |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» и Уставом Федерального... | ||
Редитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные... | РФ», Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 марта 2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики... | ||
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Балтийский федеральный университет... | Высшего профессионального образования национальный исследовательский университет | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |