Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы


НазваниеРазвитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы
страница1/9
ТипДокументы
filling-form.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 100
Городская опорная площадка

по разработке актуальных проблем развития

социальной активности и инициативы

детей и подростков
Методическое объединение

дополнительного образования


«Дорогу осилит идущий…»
Современные педагогические технологии развития социальной компетентности детей и подростков

Челябинск 2008

В данном сборнике представлены методические материалы по итогам работы образовательного учреждения в 2008 году: программа деятельности детского объединения «В сетях успеха», портфолио социального проекта «Мир наших прав», программа деятельности классного руководителя, призера районного конкурса профессионального мастерства «Мы – одна семья», теоретические и практические аспекты развития социальной компетентности младших школьников в условиях вокального ансамбля «Почемучки», разработка общешкольного коллективно-творческого дела «Выбери свое будущее».

Сборник предназначен для заместителей директоров школ по воспитательной работе, педагогов-организаторов, старших вожатых, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, психологов, педагогов-предметников.

Авторы-составители:

Куравина И.А. – директор школы, Почётный работник общего образования

Зайцева Н.А. – заместитель директора по воспитательной работе

Королева Е.А. - руководитель методического объединения

дополнительного образования

Колбова Н.А. – педагог-организатор детей и подростков

Тюлюкина А.В. – педагог-организатор детей и подростков


Рецензент:

Чистякова С.В. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и

психологии ЧГАКИ

Адрес МОУ СОШ № 100: 454010 г. Челябинск, ул. Дзержинского, 83-а

Телефон/факс: 256-23-66

Е-mail: ad_sch100_ch@mail.ru

Сайт: super-100.ru
Редакционно-издательский центр

«Школа мастерства»

Дорогу осилит идущий, а нам с вами по пути!
Развитие социальной компетентности подростков

как одно из приоритетных направлений воспитательной системы

«Школа социального успеха»
Зайцева Н.А.,

заместитель директора по воспитательной работе

высшей категории


Проблема развития социальной компетентности школьников – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием по­ставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.

Современные условия, в которых развивается общество, определяют новые требования к личности, среди которых можно выделить ответственность, инициативность, способность совершать выбор и принимать решения, сформированность ценностей и основных социально-значимых компетентностей. Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последнее время как в России, так и за рубежом.

Современная школа осуществляет свою деятельность в сложных социально–экономических условиях. В этих условиях борьбы за свое существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и созданы условия для формирования, развития и реализации личности. При этом эффективным признается то образовательное учреждение, которое обеспечивает успешную социализацию обучающихся, адаптацию на рынке труда через освоение ключевых социальных компетентностей, воспитание гражданского сознания и поведения.

Само понятие социальной компетентности очень сложно ограничивать, поскольку все, что знает и умеет человек, можно отнести к данной сфере. Понятие «социальная компетентность» только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения. Анализ литературы, посвященной изучению феномена социальной компетентности, позволяет вывести следующее определение:

Социальная компетентность – это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

Таким образом, компетентностный подход должен являться одним из концептуальных положений обновления содержания образования.

Школа № 100 активно внедряет инновационные образовательные программы (Грант Губернатора Челябинской области, Грант Президента РФ), на базе школы учреждена городская опорная площадка по разработке актуальных проблем развития социальной активности и инициативы детей и подростков.

Приоритетными направлениями организации воспитательной работы школы являются: развитие воспитательной системы школы, управление деятельностью педагогического персонала, развитие системы дополнительного образования, взаимодействие школы и семьи.

Специфика реализации социального заказа в условиях дополнительного образования школы предопределена необходимостью «опережающего» отражения педагогической действительности, возможностью формирования в представлениях детей, учителей, родителей, все более возрастающего стандарта реализуемых задач дополнительного образования детей. Так как в условиях дополнительного образования имеется больше возможностей включить детей и подростков в систему многообразных социальных отношений, отличающихся как социальной, так и возрастной неоднородностью, сложностью совместной деятельности, что в совокупности способствует приобретению личностью социального опыта, освоению среды, преобразованию поведения.

Дополнительное образование школы №100 имеет разветвленную структуру и включает различные направления, системообразующими из которых являются социально-педагогическое и художественно-эстетическое. Данные направления включают следующие объединения – «Молодые лидеры России» (развитие лидерских качеств и социальной инициативы детей и подростков), «В сетях успеха» (обогащение жизненного опыта подростков, социализация личности), актив школьного паспортизированного музея «Культура Урала», объединение «Русский мир» (формирование ценностных ориентаций, толерантности, активной гражданской позиции), вокальный ансамбль «Почемучки», вокально-инструментальный ансамбль «Эра» (формирование вокальных навыков, эстетического вкуса, развитие коммуникативной культуры, воспитание адекватной самооценки).

В системе дополнительного образования школы существует особый стиль общения и взаимоотношений между воспитанниками, между воспитанником и коллективом детей, между обучающимся и педагогом, как сотоварищей, сотворцов, помощников, способствующий формированию коммуникативных умений и навыков личности, свободному построению межличностных отношений, обусловленных интересами и ценностями самой личности.

Задача развития социальной компетентности подростков требует аккумуляции сил всех участников образовательного процесса. Ведущую роль в данном процессе выполняет классный руководитель, который обеспечивает возможность участия подростков в процессе личного и коллективного принятия решений. Участие – фундамент приобретения жизненного опыта. Жизнедеятельность классного коллектива дает возможность ребенку выражать свое мнение и взгляды, отстаивать свою точку зрения и защищать себя. Подростки готовы участвовать в деятельности, если видят и осознают ее необходимость, так как хотят чувствовать себя нужными, значимыми, хотят влиять на изменение ситуации.

Профессиональная позиция классного руководителя формируется на основе знаний о природе ребенка, его воспитанности, развитии и критического анализа собственной профессиональной деятельности. Современная педагогическая реальность ориентирует классного руководителя на новое качество воспитательной деятельности, не ее социальную эффективность. Группа критериев профессиональной компетентности классного руководителя оценивает разработанность и обоснованность программы деятельности классного руководителя, уровень понимания сущности ведущих процессов в образовательном учреждении, уровень сформированности профессиональных позиций классного руководителя. Второй год в рамках школьного фестиваля педагогического мастерства проходит конкурс «Лучший классный руководитель», на котором классные руководители представляют для публичной защиты программы деятельности, проходят открытые классные часы.

Определение содержания работы классного руководителя по развитию социальной компетентности базируется на выделении ее составляющих и признаках компетентного поведения. В качестве наиболее значимых можно выделить:

знания и умения, обеспечивающие успешное выполнение социальной деятельности, участие в совместном принятии решений, сотрудничество в процессе социального взаимодействия;

личностные качества, связанные со способностью брать на себя ответственность и, прежде всего, такие, как рефлексивность, эмпатичность, толерантность, социальная мобильность, общительность, способность к сотрудничеству и межличностная привлекательность;

базовые ценностные ориентации, делающие социальную компетентность возможной: Личность, Познание, Социально-значимая деятельность, Ответственность.

Данные составляющие задают использование современных педагогических технологий по развитию социальной компетентности подростков.

Педагоги школы №100 осваивают такие педагогические технологии как:

проектные технологии (создание условий, при которых подростки самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление);

игровые технологии (моделирование ситуаций, овладение опытом деятельности, сходным с тем, который подростки получили бы в действительности);

дискуссия (развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры подростков, стимулирование инициативы, развитие рефлексивного мышления);

коллективно-творческая деятельность (формирование активной гражданской позиции, развитие организаторских, лидерских качеств подростков, умение взаимодействовать в группе);

информационно-коммуникационные технологии (формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информационного общества»);

социальное проектирование (создание условий для самоопределения подростков, включение в активную деятельность, развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей подростков, принятие общечеловеческих ценностей, умение работать в команде, креативность, овладение алгоритмом проектной деятельности).

Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения собственной активной позиции в общественной жизни. Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности. В школе в течении учебного года педагоги и учащиеся участвуют в конкурсе «Сто классных проектов», когда каждый класс под руководством классного руководителя реализует свой социально-значимый проект. Было создано и успешно действует объединение социального проектирования «В сетях успеха». В 2007-2008 учебном году реализован и представлен на городском этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» сетевой проект «Мир наших прав».

Социальное проектирование – деятельность коммуникативная. Она учит детей распределять обязанности, дискутировать, аргументировать свою точку зрения, отстаивать и менять свою позицию, убеждать других. Социальное проектирование – школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими – важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности.

В данном сборнике представлены методические материалы по итогам работы образовательного учреждения в 2007-2008 учебном году: программа деятельности детского объединения «В сетях успеха», портфолио социального проекта «Мир наших прав», программа деятельности классного руководителя, призера районного конкурса профессионального мастерства «Мы – одна семья», теоретические и практические аспекты развития социальной компетентности младших школьников в условиях вокального ансамбля «Почемучки», разработка общешкольного коллективно-творческого дела «Выбери свое будущее».

ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ

«В СЕТЯХ УСПЕХА»

Тюлюкина А.В.

Педагог-организатор первой категории

Призер городского конкурса профессионального мастерства

«Сердце отдаю детям»

Пояснительная записка

Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования.

Одной из основополагающих характеристик “человека культурного” является его способность к проектной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность “проектных” (т.е. идеальных, духовных) способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека.

У нынешнего молодого и такого противоречивого подросткового поколения по окончанию учебного дня очень часто появляются вопросы: «Как и где я могу реализовать полученные знания, где и как я могу приложить свою кипучую энергию? Неужели только в игре? Не ужели только на словах? А я хочу дела, реального осязаемого, такого, чтобы можно было сказать друзьям, родителям, учителям: это сделал Я!»

Именно этот мощный стимул, этот интерес возможно реализовать в социальной деятельности, в деятельности, которая будет иметь практическую направленность, создавать «что-то» в деятельности, которую придумает и организует подросток в содружестве (а не под руководством) с учителем, в деятельности, которая позволит перевести полученные теоретические знания в реальность жизни.

Социальное действие подростка способствует большим возможностям, как для его личностного развития, так и для организации его учебной деятельности.

Социально – значимая, самостоятельная и ориентированная на практический результат деятельность ученика, социальное проектирование являются средствами, с помощью которых теоретический фундамент знаний может стать личным достоянием, личностным приобретением подростка. И именно в ходе социального проектирования могут сформироваться значимые, одобряемые обществом навыки социального поведения.

В этой связи чрезвычайно актуальным становится изучение и внедрение социального проектирования, целевая установка которого состоит в том, чтобы обеспечить учащихся технологией инновационной деятельности, методами конструирования, проектирования и программирования таких объектов как социально-психологическая и социально-культурная среда, образ жизни, сфера жизнедеятельности.

Актуальность овладения основами социального проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности. Во-вторых, владение логикой и технологией социального проектирования позволит учащимся более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность подростка — умение разрабатывать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование – это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.

Формирование и развитие качеств взаимодействия подростков тесно связано с активной гражданской позицией. Современный подросток, организуя деятельность внутри своей группы, в будущем может занять руководящие должности. Именно поэтому необходимо уделять внимание и некоторым аспектам гражданско-патриотического воспитания: изучению истории России, её символики. В связи с этим, необходимо отметить, что учащиеся МОУ СОШ №100 неоднократно являлись организаторами и участниками мероприятий, акций гражданско-патриотической направленности: военно-спортивной игры «Зарница», парада, посвящённый 9 Мая, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, классных часов для учащихся начальной школы, литературно-музыкальные композиции, научно-практических конференций, турниров знатоков истории Великой Отечественной войны, социологических опросов, написания сочинений, стихов, реализации социального проекта «Семейные фотографии рассказали…»

Технология социального проектирования – многоуровневый и поэтапный процесс. В связи с этим именно детское объединение является прекрасной площадкой, в рамках деятельности которой будут реализованы социальные проекты.

Детское объединение в рамках образовательного учреждения является прекрасным дополнением к уже существующей системе ученического самоуправления. Взяв на себя курирование внутри классных социальных проектов, ребята являются организаторами различных акций, коллективно-творческих дел, участниками районных и городских конкурсов социального проектирования, тем самым имеют возможность практического применение полученных знаний, умений и навыков.

В детском объединении происходит корректировка личностных ценностей подростков, вырабатываются стиль и навыки группового поведения, групповые ценности. Для того, чтобы эти ценности не противоречили системе высших духовных ценностей необходимо, чтобы деятельность подростков была ценностно-ориентированной.

Программа рассчитана на учащихся 8-11 классов, поскольку именно в этом возрасте в наибольшей степени появляется стремление подростков объединяться в группы, а значит, и проявлять свои организаторские способности. В рамках детского объединения подростки имеют возможность реализовать эту потребность, являясь организатором различных мероприятий, коллективно-творческих дел, акций, осуществляя практическую деятельность в выбранном направлении.

Программа включает в себя теоретические занятия, в процессе которых подростки получают знания, умения и навыки, реализуемые в практической деятельности. Практическая деятельность участников детского объединения социально направлена и осуществляется параллельно с теоретическим блоком.

Необходимость анализа каждого занятия, а также деятельности в целом, объясняется появлением склонности у подростков данного возраста к рефлексии, выхода на новый уровень самосознания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconОдно из важных направлений работы со студентами в нашем университете...

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconУнификация таможенного регулирования и развитие международного таможенного...
И, от работы которого зависит развитие приоритетных направлений экономики и предпринимательства, в том числе малого и среднего бизнеса....

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconРешением педсовета
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconРазвитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям...

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconРешение проблемы качества образования необходимое условие успешности...
Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования, несомненно, является подготовка учащихся к итоговой аттестации....

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconО. И. Фоменко Протокол №5 от 30. 08. 2016
Условия и средства для реализации приоритетных направлений и задач обновления школьного образования: 6

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconТ. В. Алферьева Уральский государственный
Одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики является система ипотечного жилищного кредитования

Развитие социальной компетентности подростков как одно из приоритетных направлений воспитательной системы iconДлительность и структура практики: пдп 4 недели (144 часа)
«Участие медсестры в реализации приоритетных направлений развития здравоохранения»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск