Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса


Скачать 364.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса
страница1/2
ТипРабочая программа
filling-form.ru > Бланки > Рабочая программа
  1   2
Управление Алтайского края по образованию и делам молодёжи Краевое государственное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Кокшинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Согласовано Согласовано Утверждаю

на заседании МО завуч по УВР приказ №___1__ от 27.08.2012

учителей трудового обучения Т.Б.Унжакова Директор ________

протокол № 1 «27»августа 2013г В.А.Хакимов

«27» августа 2013 г.

Руководитель МО

_______________

Тимофеева Т.П.

«27» августа 2013 г.

Рабочая программа по учебному предмету

«Социально - бытовой ориентировки»

для учащихся 9 класса

на 2013/ 2014 учебный год


Составитель:

О.А. Блинова

с.Кокши 2013

Пояснительная записка.
Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид (издательство ВЛАДОС, 2011 год под редакцией В.В. Воронковой). Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. Первый год дети будут заниматься по учебнику социально-бытовая ориентировка под редакцией В.П. Субчева.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи курса:

формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;

развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;

освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Воспитание позитивных качеств личности

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Например, если в 5 классе по теме «Одежда и обувь» к концу года учащиеся должны знать только виды одежды и обуви, их назначение и уход за ними, то в 7 классе знания и умения в значительной степени расширены: особенности стирки одежды и белья, правила пользования стиральной машиной и моющими средствами, назначение прачечной и пользование ею. В 9 классе эта тема предусматривает овладение навыками определить размер одежды и обуви, стиль, гарантийные сроки носки, способы обновления одежды и т.п.

Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.

Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, ИКТ.

Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.

Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.

Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа является одним из основных методов обучения на уроках СБО.

Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.

Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Например, текущие экскурсии служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Так, при изучении раздела «Средства связи» в 6 классе проводится экскурсия на почту с целью расширения и закрепления знаний о почтовых отправлениях. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Например, работу по теме «Экономика домашнего хозяйства» 8 класс следует закончить экскурсией в сбербанк.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.

На занятиях СБО используются следующие виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, игрушки и др.); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая (например, условные изображения служб вокзала, температурных режимов электроутюга, стиральной машины-автомат и др.); графическая (учебные инструкционные карты, стандартные инструкции, бланки квитанций, таблицы); схематическая (схема линий метро, пассажирского транспорта).

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Наши учащиеся профессионально ориентируются на профессию повара, так как по окончании школы поступают в училище, где получают данную специальность.

Достичь желаемых результатов в процессе СБО учащихся с нарушением интеллекта в комплексе с учебной работой помогает организация воспитательной работы. Работа воспитателей и учителя СБО должна быть согласованной, скоординированной в действиях и планах.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание задается. Место предмета в федеральном базисном учебном плане

гласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю для 9 класса.

В рабочей программе отведено место для записи № занятия по порядку, № занятия по теме, темы урока, количества часов, даты, целей урока, практических работ, наглядности и оборудования, словарных слов. Обучение ведется с опорой на личный опыт и знания учащихся.

Ожидаемые результаты:

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

- меры профилактики курения и алкоголизма.

Обучающиеся должны уметь:

тренировать свою силу воли в борьбе с алкоголизмом, курением.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

— размеры своей одежды и обуви;

-- гарантийные сроки носки;

— правила возврата;

— способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

— средства выведения пятен в домашних условиях;

— общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;

— санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен;

— правила стирки изделий из тюля, трикотажа.

Обучающиеся должны уметь:

— пользоваться журналом мод;

- подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.

- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;

- выводить пятна на одежде разными средствами;

— стирать изделия из тюля и трикотажа.

Питание.

Обучающиеся должны знать:

значение диетического питания;

особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;

-- названия и рецепты 1 — 2 национальных блюд.

Обучающиеся должны уметь:

составить меню диетического питания на день;

приготовить 1—2 диетическое блюдо;

составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;

приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;

—выполнить сервировку праздничного стола.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;

семейные традиции;
- о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;

- об обязанностях, связанных с заботой о детях.

Обучающиеся должны уметь:

-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку;

выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);

оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;

активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;

поддерживать и укреплять семейные традиции;

выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

правила поведения в обществе

— правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Обучающиеся должны уметь:

встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их;

анализировать поступки людей и давать им правильную оценку

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

- правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели);

требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера;

правила сохранения жилищного фонда.

Обучающиеся должны уметь:

расставлять мебель в квартире (на макете);

— подбирать детали интерьера.

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

основные маршруты самолетов;

службы аэровокзала;

стоимость проезда;

порядок приобретения и возврата билетов;

правила посадки в самолет;

- правила поведения в аэропорту;

—правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.

Обучающиеся должны уметь:

ориентироваться в расписании;

определять маршрут и выбирать транспортные средства;

выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

Торговля.

Обучающиеся должны знать:

виды ярмарок;

отличия ярмарки от рынка, магазина;

время и место проведения ярмарок;

цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных

Обучающиеся должны уметь:

приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перенести самостоятельно в новые условия — ярмарки.

Средства связи.

Обучающиеся должны знать:

виды денежных переводов, их стоимость;

виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость;

стоимость услуг по каждому виду связи.

Обучающиеся должны уметь:

заполнить почтовый и телеграфный перевод;

подсчитать стоимость денежных отправлений;

оформить квитанции по оплате телефонных услуг.

Медицинская помощь.

Обучающиеся должны знать:

способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных;

меры по предупреждению инфекционных заболеваний;

правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

Обучающиеся должны уметь:

строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка);

ставить горчичники.

Учреждения, организации, предприятия.

Обучающиеся должны знать:

местонахождения предприятия бытового обслуживания населения;

какие виды услуг оно оказывает;

правила пользования услугами;

стоимость обслуживания;

профессии работников этого предприятия.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.

Трудоустройство.

Обучающиеся должны знать:

учреждения и отделы по трудоустройству;

местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе;

виды документов, необходимых для поступления на работу;

правила перехода с одной работы на другую;

перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

написать заявление о принятии на работу о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;

заполнить анкету;

составить заявки на материалы, инструменты;

написать расписку, докладную записку.

Уровни социально-бытовой подготовленности:

1. Самостоятелен в пределах квартиры, во вне нуждается в постоянной помощи;

2.Самостоятелен в решении простейших социально-бытовых проблем, в более сложных случаях нуждается в помощи со стороны.

3. Самостоятелен в решении основных социально-бытовых проблем, нуждается в помощи только в особо сложных критических обстоятельствах.

Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.

Критерии оценки достижения учащихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;

самостоятельность ответа;

умение переносить полученные знания на практику;

степень сформированных интеллектуальных, обще учебных, специфических умений.

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.

Отметка «4» - ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.

Отметка «3» - ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.

Отметка «2» - ответ неправильный, основное содержание не раскрыто, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, неумение работать с учебным материалом.

На уроках СБО учитывается дифференциация учащихся.

I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.

Список использованной литературы

В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО – 2000 год.
2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987. 
3. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
5. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. М., 1983.
6. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
7. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.
8. Дементьева Н.Ф., Шатанова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 1987. № 3.
9. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.
10. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967.
11. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.
12. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954.
13. Иванов Е.С, Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. СПб., 2000.
14. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996.
15. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
16. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
17. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
18. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.
19. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.
20. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1998.
21. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми //Дефектология. М., 1984. № 1
22. Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.
23. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

24. В.В Воронкова, С.А.Казакова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида

Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.

1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2002.
2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2001.
3. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2002. Ваша квартира от А до Я: Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2000.
4. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.
5. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.
6. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2000.
7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.
8. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996.
9. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2001.
10. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.
11. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.
12. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 1991.
13. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.
14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2001.
15. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2002.
16. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.
17. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей: Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 1996.
18. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2002.
19. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
20. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.
21. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2002.
22. Янкелевич Е.И. Осанка – красивая, походка – легкая. М., 2001.




9 класс



по порядку

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Цели

Практи-

ческая часть

Нагляд-ность и оборудо-вание

Словар – ная ра-бота

Коррек-тирова-ние




1 четверть

Личная гигиена

Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека. (Вред курения, алкоголя и наркотиков).








Познакомить с понятием здоровый образ жизни, напомнить о вреде курения, алкоголя и наркотиков.

Развивать мыслительную активность и память, обогащать словарь.

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Заполнение таблицы: «Вред курения и алкоголя».




Здоровый образ жизни, язва, рак, хрони-ческая пневмония, инфаркт, дым, сажа, деготь.







Значение физических упражнений: в здоровом теле – здоровый дух.








Познакомить с современными спортивными увлечениями: фитнес, ритмическая гимнастика.

Развивать мыслительную активность и память, обогащать словарь.

Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Выполне-ние неско-льких элементов из ритми-ческой гимнастики




Фитнес, ритмичная гимнастика







Одежда и обувь

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности.

Выбор одежды и обуви при покупке.










Познакомить учащихся со стилями в одежде, модой, средствами выражения индивидуальностями. Выбор одежды и обуви при покупке.

Формировать умение обновления одежды (замена мелких деталей). Развивать навыки относительного анализа получаемой информации, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях у детей, расширять кругозор.

Воспитывать у детей эстетический вкус.



Определе-ние размеров одежды и обуви.




Стиль, элегантность, Коко Шанель, ансамбль, одежды, фасон.

Параметры, полу - обхват груди, длинна по боковому шву. Ступня, дискомфорт, европейский размер.







Выведения мелких пятен с одежды в домашних условиях (средства, правила выведения).


Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.








Познакомить учащихся со средствами по выведению пятен в домашних условиях. Повторить правила ТБ при работе с бытовой химией.

Формировать умения выводить пятна, соблюдать санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы.

Воспитывать у детей стремление следить за своей одеждой.

Выведения мелких пятен с одежды в домашних условиях.













Питание

Приготовления национальных блюд. Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола.

Приготовление национального блюда.










Провести повторение и закрепление по теме прошлого урока.

Познакомить учащихся с разнообразием национальных блюд, с особенностями кухонь других стран. Сервировка праздничного стола.

Расширять представление учащихся о разнообразии в питании, развивать навыки относительного анализа получаемой информации и обобщённое представление о национальных кухнях.

Воспитывать интерес к приготовлению национальных блюд.



Приго-товление национального блюда.














Питание детей ясельного возраста.

Диетическое питание.







Обеспечить повторение по теме прошлого урока.

Познакомить учащихся с понятием «диетическое питание», с его назначением и показаниями к применению. Рассказать об особенностях питания детей ясельного возраста.

Развивать мыслительную активность,

словесно - логическое мышление, навыки относительного анализа получаемой информации, обогащать словарь.

Воспитывать у детей стремление следить за своим здоровьем и за здоровьем своих близких.


«Приготовление жидкой каши».

Приготовление диетического блюда.





Дети ясельного возраста.

Диети-ческое питание.







2 четверть

Семья

Основы семейного очага (условия для создания семьи семейные отношения, семейные традиции)









Дать учащимся знания об условиях создания семьи. Формировать понятие – что такое семейная традиция. Выявить знания детей о своих семейных традициях.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации и формировать обобщённое представление о семье. Развивать словесно-логическое мышление и речь.

Воспитывать в детях культуру внутрисемейных отношений, культуру общения.


Распределение хозяйственно- обязанностей между членами семьи.






Воображ-ение, сокро-венное, мудрец, взра-щивать, материальная почва, конфликт, взаимопомощь, реализо-вать.







Закон Российской Федерации о браке и семье.








Познакомить учащихся с законами Российской Федерации о браке и семье.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации и формировать обобщённое представление о семье. Развивать словесно-логическое мышление и речь.

Воспитывать в детях культуру внутрисемейных отношений, культуру общения.

















Культура поведения

Традиции культуры поведения в современном обществе.

Соседи.

Прием гостей.








Провести повторение по теме прошлого урока.

Воспитывать у учеников

эстетические и моральные качества.

Формировать у учащихся представление о правилах приёма гостей и поведении в обществе, учить культуре общения с окружающими.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях у детей, расширять кругозор.





Сюжетно- ролевая игра « Чашка чаю».





Столовые приборы, накрахмаленная скатерть, нетактично, кушанье, десертная тарелка, жестикулировать.







Жилище

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.







Познакомить детей с основами рациональной расстановки мебели в квартире.

Формировать обобщённое представление о понятии «рациональная расстановка мебели», развивать навыки относительного анализа окружающего мира, обогащать словарь.

Воспитывать эстетические чувства при размещении мебели на макете.

Рациональная расстановка мебели в квартире, интерьер.





Рационально, встроенная мебель, секционная мебель, ниша, планировка, дверной проем. Керамика, декоративный элемент, торшер, дизайнер.







Сохранение жилищного фонда.





Познакомить детей с понятием жилищный фонд.

Формировать обобщённое представление о понятии ТСЖ, развивать навыки относительного анализа окружающего мира, обогащать словарь.

Воспитывать чувства ответственности за свое жилище.

Заполнение таблицы: «Сохранение жилищного фонда».




Жилищный фонд, эксплуатация, собствен-ник, бесперебойный, благоустройство, текущий ремонт.







3 четверть

Транспорт

Авиатранспорта. Аэровокзал. Маршруты.







Познакомить учащихся с назначением авиатранспорта, со службами аэровокзала, с порядком: досмотра пассажира и его вещей, приобретения билета. Регистрация рейсов. Стоимость проезд.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации и обобщённое представление о видах транспорта, корректировать индивидуальные пробелы в знаниях.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.







Пассажирские, пере-возки, самолет, вертолет, дирижабль, взлетно – посадочная полоса, гидросамолет, аэровокзал, аэропорт, таможенный контроль, салон, трап.







Порядок приобретения билета. Регистрация рейсов. Стоимость проезд.








Выполнить задание «Порядок приобретения билета и его возврата».




Авиабилет, эконом – класс, бизнес – класс, бронь.







Торговля

Рынок. Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализации сельскохозяйстве-нных продуктов. Отделы рынка.

Комиссионные магазины, торговля уцененными товарами, скупка вещей у населения.

Ярмарки. Их виды, время и место проведения.










Познакомить учащихся с назначением данных торговых предприятий, с ассортиментом товара в них, с особенностями их торговли.

Формировать обобщенное представление о торговых предприятиях, обогащать словарь, развивать речь.

Воспитывать культуру поведения и общения в магазине.



Заполнение перфокарты: «Комиссионный магазин. Его особенности».




Излишек продуктов, сельчане, вещевой рынок, торговаться.







Средства связи

Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет.









Познакомить учащихся с видами связи: сотовой, телефонной, компьютерной. Учить выбирать вид связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей пользователя.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации и обобщённое представление о средствах связи, обогащать словарь.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.







Сотовая связь, мобильный телефон, компьютерная связь, функция.







Денежные переводы. Виды переводов (почтовые,
телеграфные). Заполнение бланков Стоимость отправления переводов.









Познакомить учащихся с видами денежных переводов, их различиями, порядком отправления и правилами заполнения бланков.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации и обобщённое представление о средствах связи,

обогащать словарь.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.


Заполнение бланков денежных переводов.




Почтовый перевод, телеграфный перевод, тариф, пластиковая карта, терминал, банкомат.







Медицинская помощь

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.








Познакомить учащихся с наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями и мерами по их предупреждению. Рассказать об уходе за больным. Познакомить с документами, подтверждающими нетрудоспособность.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации, обогащать словарь, расширять кругозор

и развивать речь учащихся.

Воспитывать у детей внимательное отношение к своему здоровью.

Заполнение перфокарты: «Инфекционные заболевания. Меры по их предупреждению».





Инфекция, инфицировать, кишечные, респираторные заболевания, карантин, прививки, санитарно - гигиенические навыки.







Уход за больным.

Листок нетрудоспособности.








Заполнение таблицы «Условия освобождения от учебы, работы». «Уход за больным».




Инфекция.

Пролежни. Больнич-ный лист.







Учреждения, организации и предприятия

Предприятия бытового обслуживания населения, их назначение (ремонтно-бытовые мастерские и пункты, парикмахерские и т.п.).








Познакомить учащихся с видами предприятий бытового обслуживания населения, их назначение (ремонтно-бытовые мастерские и пункты, парикмахерские и т.п.).

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации и обобщённое представление о предприятиях и учреждениях, обогащать словарь .

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Заполнение перфокарты: « Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия». «Предприятия бытового обслуживания».













4 четверть

Экономика домашнего хозяйства

Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт, обуви и одежды).










Познакомить учащихся со значением и правилами экономии расходов.

Формировать у учащихся обобщенное представление о экономии расходов, развивать умение планировать свою деятельность и навыки относительного анализа окружающего мира.

Воспитывать такие качества как бережливость, экономность, рациональность в использовании средств.


Выполнение расчетов: « Расходы на удовлетворение культурных потребностей».













Экономия в домашнем хозяйстве.








Заполнение таблицы: «Экономия в домашнем хозяйстве».





Экономика







Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов.








Познакомить учащихся с понятиями накопления и сбережения, с видами кредитов и правилами их оформления и гашения.

Формировать у учащихся обобщенное представление о накоплениях и сбережениях, развивать умение планировать свою деятельность и навыки относительного анализа окружающего мира.

Воспитывать бережливость, экономность, рациональность в использовании средств.


Заполнение таблицы: Сбереже-ния. Виды вкладов».





Сбербанк, сбережения, вклад.







Кредит. Государственное страхование.

Экскурсия в сберкассу.

\








Выполнить задание на карточки: «Государственное страхова-ние».














Профориентация и трудоустройство

Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива.

Учреждения и отделы по трудоустройству.








Познакомить учащихся с видами предприятий в сельской и городской местности, с их назначением, а также с

учреждениями и отделами по трудоустройству.

Развивать навыки относительного анализа получаемой информации и обобщённое представление о предприятиях и учреждениях по трудоустройству,

обогащать словарь.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира







Владимир Маяковский, специалист, вакансия, скандалист, залог.







Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.

Деловые бумаги (заявления, анкета, расписки, докладная записка, заявка). Правила их составления.








Познакомить учащихся с правилами написания деловых бумаг (заявления, анкета, расписки, докладная записка, заявка), правила их составления.

Способствовать закреплению и корректированию навыков письменной речи, обогащать словарь.

Воспитывать ответственное отношение к документации.


Составле-ние заявления. Заполнение анкеты.













Заключительный урок.





















  1   2

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 6 класса
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Социально бытовая ориентировка»...
Рабочая программа по социально бытовой ориентировке сбо разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconРабочая программа по курсу «Социально бытовая ориентировка» в 9 классе...
Настоящий курс «Социально – бытовой ориентировки» предназначен для обучающихся 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconПрограмма составлена на основе : «Программы по Социально-бытовой ориентировки»
«Программы по Социально-бытовой ориентировки» сборник №1 программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconРабочая программа по сбо для 9 класса на 2013 2014 учебный год Учитель: Власова Н. П
Настоящая рабочая программа по социально бытовой ориентировки составлена на основе программы для специальных (коррекционных общеобразовательных...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconПояснительная записка рабочая программа по социально бытовой ориентировке...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке 5 (коррекционного) класса комплекта разработана и составлена на основе

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconРабочая программа по учебному предмету «Немецкий язык» для X «A» класса
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 10 классе на основе

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся...
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconРабочая программа курса социально-бытовой ориентировки коррекционной...
Базисный учебный план специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (2

Рабочая программа по учебному предмету «Социально бытовой ориентировки» для учащихся 9 класса iconПояснительная записка рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа
Рабочая программа по учебному предмету, разработана на основе: Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на filling-form.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
filling-form.ru

Поиск