развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
Основные направления воспитания и социализации:
Воспитание и развитие творческого и интеллектуального развития обучающихся.
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Приоритетным направлением в 2014 – 2015 учебном году является «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания».
Принципы воспитательного процесса:
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод воспитания. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть — нравственную рефлексию личности, мораль — способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность — готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Ребёнок включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений личности к явлениям жизни. Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
Системно - деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно - деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.
Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
• периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• духовной культуры и фольклора народов России;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
• жизненного опыта своих родителей и прародителей;
• общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Планируемые результаты:
Реализован федеральный государственный образовательный стандарт на всех ступенях обучения, приведение всех компонентов образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС на основной и старшей ступени образования;
Сформированы у обучающихся представления о базовых национальных ценностях российского общества;
Учащиеся активно включены в коллективную творческую деятельность ученического самоуправления, ориентированную на общечеловеческие и национальные ценности;
Система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации через погружение в «тематические периоды»; такая система ориентирована на реализацию каждого направления воспитательной работы;
Повышено количество учащихся ОУ до 100% в систему дополнительного образования. Снижения количества обучающихся состоящих на различных видах учета. Все дети состоящие на учете (ОПН и ВШУ), включены в систему дополнительного образования..
Организация занятий в кружках и секциях направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
Повышено профессиональное мастерство классных руководителей и мотивация к самообразованию, благодаря чему увеличилась эффективность воспитательной работы в классах.
Повышена педагогическая культура родителей, система работы способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
Содержание воспитательной работы Гимназии №15 им Н.Н. Белоусова интегрировано по 8 ведущим направлениям, что позволяет осуществлять целостное воспитание личности гимназиста , избежать формализации воспитательной работы, соединить воспитание и обучение в целостный педагогический процесс, ввести его в четкие организационные рамки, придать ему системность, планомерность и целенаправленность. Этими интегрированными направлениями являются:
Для реализации задач школы в плане выделены 7 основных направлений:
Интеллектуально - познавательное направление
Гражданско-патриотическое направление
Правовое направление
Духовно-нравственное и художественно-эстетическое направление
Профориентационное и трудовое направление.
Спортивно – оздоровительное направление
7.Экологическо-краеведческое и природоохранное направление
Интеллектуально-познавательная деятельность
№ п/п
| Формы и содержание деятельности
| Классы
| Сроки
| Ответственные
| 1
| День знаний, линейки, посвященные различным тематическим мероприятиям
| 1 -11-е
| Сентябрь
| Зам. директора по ВР
классные руководители, учителя –предметники.
| 2
| Запланированные декады, линейки и классные часы.
| 1 -11-е
| По плану воспитательной работы
| Зам. директора по ВР классные руководители, учителя –предметники, учителя – предметники.
| 3
| Экскурсии в библиотеки города, музеи города, театры, городские библиотеки школьную библиотеку.
Книжные выставки, открытые полки.
| 1- 11-е
| В течение года
| Кл рук, учителя предметники
Библиотекарь
| 4
| Участие в городских интеллектуальных играх, конкурсах, мероприятиях.
| 2-11-е
| В течение года
| Кл руководители, учителя- предметники,
зам. директора по ВР
| 5
| Оформление информационных стендов согласно историческим датам, событиям мероприятиям.
| 1-11-е
| В течение года
| Кл руководители, учителя предметники. Организаторы по ОБЖ, соц. педагог.
| 6
| Кл часы, проекты, посвященные году Российской культуры.
| 1 -11-е
| Сентябрь, декабрь
| Зам. директора по ВР, учителя предметники, кл. руководители
| 7
| Диспуты, интеллектуальные игры, КВН концерты.
| 1-11-е
| В течение года
| Зам. директора по ВР, учителя предметники, кл. руководители
| |