Введение В целях качественного проведения анализа в методологические работы вошли как кабинетные исследования (анализ стратегий и программ развития информационного общества и других документов стран СНГ), так методы экспертного опроса и интервью с представителями органов власти, бизнеса, гражданского общества и научно-образовательного сообщества, проведенные в ходе визитов и отработки экспертов проекта в странах СНГ.
Для оценки готовности к информационному обществу проанализированы следующие документы:
национальные программы и стратегические документы в сфере ИКТ;
выполнение решений международных документов, принятых на ВВУИО, и стратегических документов, принятых Советом глав государств СНГ;
опыт развития ИКТ в сравнении с передовым мировым опытом.
Самым первым упоминанием о необходимости формирования информационного общества стала «Окинавская хартия глобального информационного общества», принятая «Большой восьмёркой» в 2000 году. Хартия направлена на выделение роли ИКТ как одного из наиболее важных факторов, влияющих на формирование современного общества и на призыв странам сократить разрыв в области информации знаний.
Учитывая важность происходящих изменений, в период с декабря 2003 г. по ноябрь 2005 г. по инициативе ООН в Женеве и Тунисе в два этапа была проведена ВВУИО. Это событие предоставило мировому сообществу возможность оценить потенциал новых ИКТ для достижения согласованных на международном уровне целей развития, а также проанализировать те проблемы и вызовы, которые возникли в связи с их появлением и широкомасштабным использованием. На встрече были приняты четыре итоговых документа: Женевская декларация принципов, Женевский план действий, Тунисское обязательство и Тунисская программа для информационного общества. В них было закреплено видение информационного общества как ориентированного на интересы людей и открытого для всех, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими для полной реализации своего потенциала, устойчивого развития и повышения качества жизни. В этих документах также были установлены подходы к мониторингу прогресса в этой сфере, основные направления действий в конкретных областях развития информационного общества, финансовые механизмы для решения задач использования ИКТ в целях развития, а также обязательства в области управления интернетом.
На основе коллективно выработанных руководящих принципов и совместного видения в ходе ВВУИО был сформулирован перечень ключевых направлений деятельности, реализация которых по общему убеждению может привести к достижению согласованных на глобальном уровне целей развития. Этими направлениями действий в сфере развития информационного общества признаны следующие:
С1. Роль органов государственного управления и всех заинтересованных сторон в содействии применению ИКТ в целях развития
С2. Информационная и коммуникационная инфраструктура
C3. Доступ к информации и знаниям
C4. Создание потенциала
C5. Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ
C6. Благоприятная среда
C7. Приложения на базе ИКТ:
Электронное правительство
Электронный бизнес
Электронное обучение
Электронное здравоохранение
Электронная занятость
Электронная охрана окружающей среды
Электронное сельское хозяйство
Электронная научная деятельность
C8. Культурное разнообразие и культурная самобытность, языковое разнообразие и местный контент
C9. Средства массовой информации
C10. Этические аспекты информационного общества
C11. Международное и региональное сотрудничество
Учитывая вышеизложенное, страны СНГ ориентированы на построение информ общества на базе принятых документов, что стало основой принятия своих стратегических документов.
При этом страны СНГ являются активными участниками мероприятий ВВУИО, проводят целенаправленную политику по развитию информационного общества, ими приняты и реализуются национальные программы использования информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития.
|